Статус документа
Статус документа


ГОСТ 25463-2001

Группа Д51

     

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

     

ТЕПЛОВОЗЫ МАГИСТРАЛЬНЫХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ КОЛЕИ 1520 мм

     
Общие технические требования

     
Main-line diesel locomotives for 1520 mm gauge.
General technical requirements



МКС 45.060.10

ОКП 31 8110

Дата введения 2003-07-01

     

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 236 "Тепловозы и путевые машины" и Научно-исследовательским институтом тепловозов и путевых машин (ВНИТИ) МПС РФ

ВНЕСЕН Госстандартом России

2 ПРИНЯТ Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 19 от 24 мая 2001 г.)

За принятие проголосовали:

Наименование государства

Наименование национального органа по стандартизации

Азербайджанская Республика

Азгосстандарт

Республика Армения

Армгосстандарт

Республика Беларусь

Госстандарт Республики Беларусь

Республика Казахстан

Госстандарт Республики Казахстан

Кыргызская Республика

Кыргызстандарт

Республика Молдова

Молдовастандарт

Российская Федерация

Госстандарт России

Республика Таджикистан

Таджикстандарт

Туркменистан

Главгосслужба "Туркменстандартлары"

Республика Узбекистан

Узгосстандарт



3 Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 30 ноября 2001 г. N 495-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 25463-2001 введен в действие в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 1 июля 2003 г.

4 ВЗАМЕН ГОСТ 25463-82

     1 Область применения


Настоящий стандарт распространяется на тепловозы с электрической передачей мощностью более 550 кВт (750 л.с.), предназначенные для грузовой, пассажирской, маневровой (маневрово-вывозной) работы на магистральных железных дорогах колеи 1520 мм (далее - тепловозы).

Требования стандарта, кроме 4.1.4, 4.3.6, 4.5.6, 4.5.7, 4.6.2, 4.6.3, 4.6.5.1, 4.6.13, 4.7.5 являются обязательными.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 12.1.003-83 Система стандартов безопасности труда. Шум. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.2.056-81* Система стандартов безопасности труда. Электровозы и тепловозы колеи 1520 мм. Требования безопасности

______________

* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 50951-96 в части требований к внешнему шуму.

ГОСТ 2582-81 Машины электрические вращающиеся тяговые. Общие технические условия

ГОСТ 9219-88 Аппараты электрические тяговые. Общие технические требования

ГОСТ 10150-88 Дизели судовые, тепловозные и промышленные. Общие технические условия

ГОСТ 10393-99 Компрессоры поршневые для железнодорожного подвижного состава. Общие технические условия

ГОСТ 11928-83 Системы аварийно-предупредительной сигнализации и защиты автоматизированных дизелей и газовых двигателей. Общие технические условия

ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 15543.1-89 Изделия электротехнические. Общие требования в части стойкости к климатическим внешним воздействующим факторам

ГОСТ 17516.1-90 Изделия электротехнические. Общие требования в части стойкости к механическим внешним воздействующим факторам

ГОСТ 22339-88 Тепловозы маневровые и промышленные. Типы и основные параметры

ГОСТ 22602-91 Тепловозы магистральные. Типы и основные параметры

ГОСТ 24028-80* Дизели судовые, тепловозные и промышленные. Дымность отработавших газов. Нормы и методы измерения

______________

* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 51250-99.

ГОСТ 24585-81** Дизели судовые, тепловозные и промышленные. Выбросы вредных веществ с отработавшими газами. Нормы и методы определения

______________

** На территории Российской Федерации действует ГОСТ 51249-99.

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применяют термины и определения, принятые в технических условиях (ТУ), государственных и отраслевых стандартах на тепловозы магистральных железных дорог.

     4 Общие технические требования

4.1 Требования к тепловозам

4.1.1 Тепловозы должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта, ТУ на тепловозы конкретного типа, правил и инструкций, утвержденных в установленном порядке.

4.1.2 Типы и основные параметры магистральных тепловозов грузовой и пассажирской служб - по ГОСТ 22602, маневровой (маневрово-вывозной) - по ГОСТ 22339.

4.1.2.1 Номинальный коэффициент полезного действия (КПД) тепловозов должен быть не менее 0,28 для магистральных тепловозов и 0,275 - для маневровых.

4.1.2.2 Номинальный коэффициент полезного использования мощности должен быть не менее 0,74 для магистральных тепловозов и 0,68 - для маневровых.

4.1.3 Тепловозы должны соответствовать категории размещения 1 климатических исполнений У, ХЛ, УХЛ, ТС по ГОСТ 15150. Вид климатического исполнения устанавливает заказчик в ТУ на тепловозы конкретного типа с учетом требований ГОСТ 22602.

4.1.4 По требованию заказчика тепловозы должны быть приспособлены для работы на дизельных топливах расширенной спецификации или на альтернативном топливе: природный газ, спирт (смеси) и др. с установкой на них дополнительного оборудования и (или) дополнительной прицепной секции со вспомогательным оборудованием.

4.1.5 Тепловоз должен быть приспособлен для управления одним человеком.

4.2 Требования к дизелям

Дизели должны соответствовать условиям работы на тепловозе и требованиям ГОСТ 10150.

4.3 Требования к электрооборудованию

4.3.1 Электрическая передача - переменного или переменно-постоянного тока. По согласованию с заказчиком допускается на маневровых тепловозах применять передачу постоянного тока.

4.3.2 Тяговые электрические машины тепловозов - по ГОСТ 2582, аппараты - по ГОСТ 9219.

4.3.3 Тяговое электрооборудование магистральных тепловозов должно обеспечивать возможность использования для тяги всей свободной мощности дизеля, появившейся в результате снижения потребления мощности на вспомогательные нужды (например при отключении компрессора и (или) вентилятора и т.д.).

4.3.4 Напряжение в цепях управления и освещения должно быть 110 В. Допускается по согласованию с заказчиком напряжение 75 и 24 В.

4.3.5 Провода и кабели в зависимости от места расположения должны соответствовать климатическому исполнению тепловоза категории размещения 1 (без воздействия солнечной радиации) и категории размещения 2 по ГОСТ 15150 и ГОСТ 15543.1 при верхнем значении предельной рабочей температуры окружающей среды 70 °С (для кабелей межсекционных соединений 50 °С).

Провода и кабели должны быть стойкими к воздействию паров смазочных масел и дизельного топлива, морозостойкими, не должны гореть и выделять при нагреве токсичные вещества.

В труднодоступных местах цепей управления должны быть предусмотрены резервные провода.

4.3.6 По требованию заказчика на пассажирских тепловозах должен быть установлен источник электропитания вагонов поезда с номинальным эффективным напряжением 3 кВ и мощностью не менее 600 кВт.

4.4 Требования к экипажной части

4.4.1 Конструкция экипажной части и динамические качества тепловоза должны соответствовать "Типовым техническим требованиям к проектируемым локомотивам по условиям прочности, динамики и воздействия на путь" [1] и обеспечивать значения механических факторов, воздействующих на оборудование тепловоза в соответствии с ГОСТ 17516.1.

4.4.2 Конструкция экипажной части (колесно-моторного блока, тележки, опор кузова и пр.) должна обеспечивать равномерную осевую нагрузку на колесные пары.

Для новых тепловозов коэффициент использования сцепного веса должен быть не менее 0,92 у 8-осного и 0,86 у 6-осного тепловозов.

4.4.3 Лобовая часть кузова (кабины машиниста) должна быть рассчитана на воздействие равномерно распределенной по ширине кабины продольной нагрузки, равной 700 кН, возникающей при аварийном наезде локомотива на препятствие и воздействующей на ее подоконную часть. Крепление силовых и вспомогательных агрегатов должно быть рассчитано на ускорение 3 g.

4.4.4 Кузов и рама должны быть рассчитаны и приспособлены для подъема надтележечного строения тепловоза домкратами и краном, а также краном за одну из автосцепок.

4.4.5 Несущие элементы кузова и рамы следует изготавливать из материалов, указанных в "Основных технических требованиях к перспективной прокатной стали для несущих сварных конструкций подвижного состава" [2].

4.4.6 По требованию заказчика на тепловозах устанавливают гребнесмазыватели колесных пар.

4.4.7 В конструкции тепловозов должна быть предусмотрена возможность монтажа и демонтажа отдельных агрегатов и сборочных единиц (шатунно-поршневой группы и подшипников дизеля, вспомогательных электрических машин, высоковольтной камеры, секций холодильника, редукторов, воздушного компрессора, тягового агрегата) через люки без снятия крыши кузова. Допускается применять съемные секции крыши и капота.

4.4.8 Требования к переходам между секциями тепловозов - по ГОСТ 12.2.056.

4.5 Требования к тормозному оборудованию

4.5.1 Требования к тормозному оборудованию - по ГОСТ 12.2.056.

4.5.2 Тепловозы должны быть оборудованы следующими видами тормозов:

- пневматическим автоматическим поездным и прямодействующим колодочным (локомотивным);

- электропневматическим (для пассажирских тепловозов);

- ручным или автоматическим пружинным колодочным для стоянки.

Другие виды тормозов (дисковые, рельсовые, электрические или гидравлические динамические) устанавливают по требованию заказчика в техническом задании на тепловоз конкретного типа.

4.5.3 Требования к поршневым компрессорам для пневматических тормозных систем тепловозов - по ГОСТ 10393.

Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs