ГОСТ Р 50951-96
Группа Д50
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВНЕШНИЙ ШУМ МАГИСТРАЛЬНЫХ И МАНЕВРОВЫХ ТЕПЛОВОЗОВ
Нормы и методы измерений
Outside noise emitted by the main-line and shunting diesel locomotives.
Measuring rates and methods
ОКС 17.140.30
45.060.10
ОКСТУ 0004
Дата введения 1997-07-01
1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации МТК 236 "Тепловозы и путевые машины"
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 24 сентября 1996 г. N 582
3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
4 ПЕРЕИЗДАНИЕ
Требования настоящего стандарта распространяются на вновь проектируемые магистральные и маневровые тепловозы (далее - тепловозы).
Вновь проектируемыми тепловозами считаются тепловозы, технические задания которых или дополнения к техническим заданиям, касающиеся настоящего стандарта, утверждены после 1 июля 1995 г.
На модернизируемые, изготавливаемые и эксплуатируемые тепловозы требования устанавливают по согласованию между изготовителем, потребителем и природоохранными органами.
Стандарт устанавливает допустимые уровни внешнего шума (звука) тепловозов и методы его измерения.
Требования стандарта являются обязательными.
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 17187-81 Шумомеры. Общие технические требования и методы испытаний
3.1 В качестве показателя устанавливается уровень шума (звука) в дБА, измеренный при временной характеристике шумомера (быстро) по ГОСТ 17187.
3.2 Нормируемыми шумовыми параметрами тепловоза являются:
- максимальный уровень внешнего шума (звука) ;
- уровни звукового давления в октавных полосах со среднегеометрическими частотами 500, 1000, 2000 Гц.
4.1 Максимальный уровень внешнего шума (звука) магистральных тепловозов не должен превышать:
87 дБА - для вновь проектируемых (при движении со скоростью 2/3 конструкционной и реализацией 2/3 номинальной мощности);
норм для модернизируемых, изготавливаемых и эксплуатируемых тепловозов, устанавливаемых по согласованию между изготовителем, потребителем и природоохранным органом.
4.2 Максимальный уровень внешнего шума (звука) маневровых тепловозов не должен превышать 78 дБА.
4.3 С целью обеспечения слышимости разговорной речи при условиях по 7.4.3 уровни звукового давления не должны превышать нормировочную кривую 80 в октавных полосах со среднегеометрическими частотами 500, 1000, 2000 Гц.
5.1 При измерении внешнего шума (звука) применяют следующие приборы:
- шумомер не ниже II класса по ГОСТ 17187;
- прибор для измерения скорости ветра (диапазон измерения от 1 до 10 м/с, погрешность измерения ±0,5 м/с);
- фильтры для измерения шумовых спектров по ГОСТ 17168.
5.2 Шумомер следует калибровать по стандартному источнику шума (звука) по ГОСТ 8.038 непосредственно до и после каждой серии испытаний. Если при этой проверке показания шумомера отличаются более чем на 1 дБА, то его необходимо снова калибровать и испытания повторить.
5.3 Все приборы, применяемые при измерении, должны иметь действующие свидетельства о Государственной поверке.
6.1 Измерения внешнего шума (звука) следует проводить при сертификационных, приемочных, типовых и периодических испытаниях тепловозов, а также в эксплуатации и после капитального ремонта на соответствие требованиям настоящего стандарта.
6.2 Измерения внешнего шума (звука) в составе типовых испытаний проводят для тепловозов, прошедших модернизацию или подвергшихся конструктивным изменениям, которые могут повлиять на их внешние шумовые характеристики.
6.3 Периодические испытания проводят с периодичностью, устанавливаемой в технических условиях на тепловозы конкретных типов.