БЕСПЛАТНО проверьте актуальность своей документации
с «Кодекс/Техэксперт АССИСТЕНТ»


ГОСТ Р 50844-95

Группа Д21

     

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АВТОБУСЫ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ИНВАЛИДОВ

Общие технические требования

Buses for carrying invalids. General technical requirements



ОКС 43.080.20*

ОКП 45 1700

_______________

* В указателе "Национальные стандарты" 2007 год ОКС 11.180, 43.080.20. -

Примечание изготовителя базы данных.

Дата введения 1991-01-01

     

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта (НИИАТ) Министерства транспорта Российской Федерации и Государственным научным центром Российской Федерации Центральным научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом (ГНЦ НАМИ) Главного управления по развитию автомобильной промышленности Комитета по машиностроению Российской Федерации

РАЗРАБОТЧИКИ

Л.Я.Рошаль, М.И.Моносзон (руководитель темы), Т.Д.Рубец, С.П.Замойский

ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 315 "Эксплуатация автотранспортных средств"

2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1995 г. N 634.

3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

ВНЕСЕНО Изменение N 1, утвержденное и введенное в действие Постановлением Госстандарта России от 22.07.97 N 256 с 01.11.1997

     Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных по тексту ИУС N 10, 1997 год



     1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ


Настоящий стандарт распространяется на автобусы, специально предназначенные для перевозок инвалидов с нарушениями опорно-двигательных функций, в том числе в креслах-колясках, а также на автобусы общего пользования по ГОСТ 27815* и 28345**, оборудованные для проезда в них инвалидов в креслах-колясках.

_______________

* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 41.36-2004;

** На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 41.52-2005, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

Автобусы предназначены для эксплуатации по автомобильным дорогам общей транспортной сети Российской Федерации и должны быть рассчитаны для эксплуатации в районах с умеренным климатом при воздействии климатических факторов внешней среды по ГОСТ 15150.

Требования настоящего стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности жизни и здоровья людей.

     2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ


В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 18837-89* Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения ремней безопасности и удерживающих систем для взрослых пассажиров и водителей механических транспортных средств

_______________

* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 41.16-2005, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

ГОСТ 21015-88 Места крепления ремней безопасности легковых, грузовых автомобилей и автобусов. Общие технические требования и методы испытаний

ГОСТ 22895-77* Тормозные системы и тормозные свойства автотранспортных средств. Нормативы эффективности. Технические требования

_______________

* На территории Российской Федерации действуют ГОСТ Р 41.13-99, ГОСТ Р 41.13-Н-99, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

ГОСТ 24309-90* Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения подголовников, вмонтированных или не вмонтированных в сиденья транспортных средств

_______________

* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 41.25-2001, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

ГОСТ 27815-88* Автобусы. Общие требования к безопасности конструкции

_______________

* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 41.36-2004, здесь и далее по тексту. -  Примечание изготовителя базы данных.   

ГОСТ 28345-89* Единообразные предписания, касающиеся конструкции маломестных транспортных средств общего пользования

________________

* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 41.52-2005, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.   

ГОСТ Р 50602-93 Кресла-коляски. Максимальные габаритные размеры

     3 ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ


В настоящем стандарте применены следующие обозначения и сокращения:

- автобус для перевозки инвалидов с нарушениями опорно-двигательных функций, в том числе инвалидов в креслах-колясках, - автобус;

- сиденье, предназначенное для размещения инвалидов, - сиденье;

- кресло-коляска для передвижения инвалидов - КК;

- устройство для подъема (опускания) инвалида в КК в (из) автобус(а) - ПУ;

- наклонная платформа между поверхностью перемещения КК и полом автобуса, предназначенная для въезда (выезда) инвалида в КК в (из) автобус(а), - рампа;

- рампа, используемая для эвакуации инвалидов в КК в случае опасности, - аварийная рампа;

- дорожно-транспортное происшествие - ДТП.

Раздел 3 (Измененная редакция, Изм. N 1).



     4 ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

     

     4.1 Планировка пассажирского помещения

4.1.1 Варианты размещения инвалидов в КК и на сиденьях приведены в приложении А.

4.1.2 Ширина прохода от дверей до мест размещения инвалидов в автобусах II и III классов по ГОСТ 27815 должна быть не менее 44 см.

Измерение ширины прохода проводится методами, установленными ГОСТ 27815.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

4.1.3 Сиденья и КК размещают вдоль боковых стенок автобуса в один ряд и они должны быть обращены вперед по ходу автобуса.

Указанное требование не относится к автобусам общего пользования.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

4.1.4 Размеры пола для размещения одной КК должны быть, не менее, см: длина 130, ширина 90.

4.1.5 В каждом ряду перед передней КК должно быть дополнительное пространство не менее 30 см до вертикальной плоскости, проведенной касательно через ближайшую точку неподвижного элемента (спинку пассажирского сиденья, ограждения и т.п.) перпендикулярно продольной оси автобуса на высоте не менее 170 см от пола.

4.1.6 Пол пассажирского помещения в местах расположения КК и зонах доступа к ним не должен иметь пандусов и ступенек.

4.1.7 В пассажирском помещении городских маршрутных автобусов напротив двери, предназначенной для доступа в автобус инвалида в КК, должна быть предусмотрена свободная площадь (круг поворота) диаметром не менее 140 см (см. рисунок А.4).

4.1.8 На участке пола, предназначенного для размещения КК, должны быть предусмотрены вдоль боковых стенок горизонтальные поручни. Высота расположения поручней от уровня пола должна составлять (100±10) см.

     4.2 Сиденья *

_______________     

* Наименование п.4.2. Измененная редакция. Изм. N 1.

4.2.1 Сиденья в автобусах II и III классов по ГОСТ 27815 (приложение Б)

4.2.1.1. Для сидений, установленных в одном направлении, расстояние между передней поверхностью спинки сиденья и задней поверхностью спинки впереди расположенного сиденья, измеренное по горизонтали в интервале от горизонтальной плоскости, касательной к поверхности подушки сиденья, до горизонтальной плоскости, расположенной на высоте 62 см над участком пола для ног сидящего пассажира, должно быть не менее 75 см.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

4.2.1.2 Ширина одноместного сиденья должна быть не менее 45 см. Ширина части свободного пространства, измеренная в каждую сторону от средней вертикальной плоскости места для сиденья по горизонтали вдоль спинки сиденья на высоте от 27 до 65 см над несжатой подушкой сиденья, должно быть не менее 25 см.

4.2.1.3 Глубина подушки сиденья должна быть не менее 43 см.

4.2.1.4 Сиденья должны иметь опору для голени, которая по своей конструкции аналогична конструкции подушки сиденья и в горизонтальном положении является ее продолжением.

Длина опоры для голени должна быть (20±5) см.

Угол регулировки опоры для голени должен быть 0-45°.

4.2.1.5 Высота подушки сиденья в несжатом состоянии относительно уровня участка пола, на котором расположены ноги сидящего пассажира , должна быть такой, чтобы высота горизонтальной плоскости, касательной к поверхности подушки сиденья, над этим участком составляла от 40 до 50 см.

4.2.1.6 Угол наклона подушки сиденья от горизонтали должен быть 5°-10°.

4.2.1.7 Угол между спинкой и подушкой сиденья должен быть 95°-110°.

4.2.1.8 Сиденья должны иметь спинки с подголовниками (по ГОСТ 24309). Спинка сиденья должна иметь регулировку положения по углу наклона. Угол регулировки должен быть 15°-20°.

4.2.1.9 Высота подлокотника сиденья над уровнем ненагруженной подушки должна быть (20±2) см.

4.2.1.10 Подлокотники сидений, расположенные со стороны центрального прохода, должны быть откидными.

4.2.1.11 Сиденья должны иметь опоры для стоп.

4.2.1.12 Сиденья должны быть легкосъемными. Крепление сидений в автобусе должно позволять изменять расстояние между ними в продольном направлении для обеспечения многовариантности их расстановки.

4.2.1.13 Сиденья должны иметь соответствующее обозначение (надписи или пиктограммы).