Недействующий
БЕСПЛАТНО проверьте актуальность своей документации
с «Кодекс/Техэксперт АССИСТЕНТ»


     ГОСТ Р 41.52-2005
(Правила ЕЭК ООН N 52)

Группа Д21

     

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     

ЕДИНООБРАЗНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
МАЛОЙ ВМЕСТИМОСТИ КАТЕГОРИЙ М и М В ОТНОШЕНИИ
ИХ ОБЩЕЙ КОНСТРУКЦИИ

     
Uniform provisions concerning the categories M and M small capacity vehicles
with regard to their general construction



ОКС 43.080.20

         43.100

ОКП 45 1700

Дата введения 2007-01-01

     

Предисловие


Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ) на основе аутентичного перевода стандарта, указанного в пункте 4, который выполнен Рабочей группой по конструкции транспортных средств КВТ ЕЭК ООН

2 ВНЕСЕН ВНИИНМАШ

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 декабря 2005 г. N 459-ст

4 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к Правилам ЕЭК ООН N 52 "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств малой вместимости категорий М и М в отношении их общей конструкции" с поправками серии 01 (Regulation N 52 "Uniform provisions concerning the approval of the categories M and M small capacity vehicles with regard to their general construction") путем изменения отдельных фраз (слов), которые выделены в тексте курсивом. Внесение указанных технических отклонений направлено на учет особенностей объекта стандартизации, характерных для Российской Федерации, а также:

- путем включения дополнительного раздела 1а "Нормативные ссылки" для учета особенностей национальной стандартизации Российской Федерации, который выделен одиночной вертикальной линией, расположенной слева от текста. В тексте стандарта соответствующие ссылки выделены полужирным курсивом;

- путем включения дополнительных фраз для учета потребностей национальной экономики Российской Федерации, которые по тексту стандарта выделены подчеркиванием сплошной горизонтальной линией;

- путем изменения содержания и приложений 1 и 2, которые выделены полужирной вертикальной линией, расположенной слева от измененного текста. Оригинальный текст аутентичного перевода этих структурных элементов международного стандарта и объяснения причин внесения технических отклонений приведены в дополнительных приложениях 5 и 6 соответственно.

В стандарт не включены разделы 7-11 примененных Правил ЕЭК ООН, которые нецелесообразно применять в национальной стандартизации в связи с особенностями проведения испытаний в Российской Федерации. Указанные разделы приведены в дополнительном приложении 7

5 ВЗАМЕН ГОСТ Р 41.52-2001 (Правила ЕЭК ООН N 52)

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

     1 Область применения


Настоящий стандарт распространяется на одноэтажные одиночные транспортные средства категорий М и М*, предназначенные для перевозки пассажиров, вместимостью не более 22 сидящих или сидящих и стоящих пассажиров, исключая водителя.

________________

* Определения категорий М и М приведены в ГОСТ Р 52051.

Настоящий стандарт не распространяется на транспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров с ограниченной способностью к передвижению.

     1а Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 41.12-2001 (Правила ЕЭК ООН N 12) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении защиты водителя от удара о систему рулевого управления

ГОСТ Р 41.34-2001 (Правила ЕЭК ООН N 34) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении предотвращения опасности возникновения пожара

ГОСТ Р 41.48-2004 (Правила ЕЭК ООН N 48) Единообразные предписания, касающиеся сертификации транспортных средств в отношении установки устройств освещения и световой сигнализации

ГОСТ Р 52051-2003 Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения.

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

     

     2 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

2.1 транспортное средство (vehicle): Одноэтажное транспортное средство категории М или М, сконструированное и оборудованное для перевозки сидящих или сидящих и стоящих пассажиров, вместимостью не более 22 человек.

Данные транспортные средства подразделяют на два класса:

2.1.1 класс A (class А): Транспортные средства, конструкцией которых предусмотрена перевозка стоящих пассажиров; транспортное средство этого класса имеет сиденья, но может также предусматривать перевозку стоящих пассажиров;

2.1.2 класс В (class В): Транспортные средства, не предназначенные для перевозки стоящих пассажиров; транспортное средство этого класса не имеет оборудования, предназначенного для стоящих пассажиров.

2.1.3 транспортное средство с низко расположенным полом (low floor vehicle): Транспортное средство, в котором по меньшей мере 35% площади, отводимой для стоящих пассажиров, образуют сплошную поверхность без ступенек, на которую можно подняться через, по крайней мере, одну служебную дверь, сделав при этом всего один шаг с опорной поверхности.

2.2 тип транспортного средства (vehicle type): Транспортные средства, не имеющие между собой существенных различий в отношении конструктивных особенностей, указанных в настоящем стандарте.

2.3 испытание типа транспортного средства (test of a vehicle): Процедура подтверждения соответствия типа транспортного средства в отношении конструктивных особенностей требованиям, установленным настоящим стандартом.

2.4 служебная дверь (service door): Дверь, используемая пассажирами при нормальной эксплуатации, когда водитель находится на рабочем месте.

2.5 сдвоенная дверь (double door): Дверь, имеющая два прохода или один проход, эквивалентный по площади двум проходам.

2.6 запасная дверь (emergency door): Дверь, предусмотренная как дополнительная к служебной(ым) двери(ям) и предназначенная для использования пассажирами в качестве выхода только при исключительных обстоятельствах, в частности в случае аварии или дорожно-транспортного происшествия.

2.7 запасное окно (emergency window): Окно, не обязательно застекленное, предназначенное для использования пассажирами в качестве выхода только в случае опасности.

2.8 двойное окно (double window): Запасное окно, при делении которого воображаемой вертикальной линией (или плоскостью) получаются две части, каждая из которых отвечает требованиям в отношении размеров и доступа, предъявляемым к обычному запасному окну.

2.9 аварийный люк (escape hatch): Отверстие в крыше, предназначенное для использования пассажирами в качестве выхода только в случае опасности.

2.10 запасный выход (emergency exit): Запасные двери, окно или аварийный люк.

2.11 выход (exit): Служебная дверь или запасный выход.

2.12 раздвижная дверь (sliding door): Дверь, которая открывается и закрывается в результате перемещения вдоль одной или нескольких прямолинейных или почти прямолинейных направляющих.

2.13 пол или площадка (floor or deck): Часть кузова, на которой располагаются стоящие пассажиры, опираются ноги сидящих пассажиров и водителя и служащая также для крепления сидений.

2.14 проход (gangway): Пространство, предназначенное для доступа пассажиров от любого сиденья (ряда сидений) к любому другому сиденью (ряду сидений) или к любому входному проходу от любой служебной двери. К проходу не относятся:

2.14.1 пространство, предназначенное для размещения ног сидящих пассажиров;

2.14.2 пространство над поверхностью любой подножки или ступеньки или

2.14.3 любое пространство, которое предназначено для доступа только к одному сиденью (ряду сидений).

2.15 проход, обеспечивающий доступ (access passage): Пространство внутри транспортного средства от служебной двери до наиболее удаленного края верхней ступеньки (края прохода). Если ступенька около двери не предусмотрена, то пространством, которое считается проходом, обеспечивающим доступ, является пространство, измеряемое в соответствии с 5.7.1.1 до расстояния 30 см от исходного положения внутренней поверхности двойного шаблона.

2.16 отделение для водителя (driver's compartment): Пространство, предназначенное, за исключением экстренных случаев, только для водителя и в котором расположены рулевое колесо, органы управления, приборы и другие устройства, необходимые для управления транспортным средством.

2.17 порожняя масса (МК) (unladen kerb mass): Масса транспортного средства без пассажиров и груза, но с учетом веса водителя 75 кг, массы топлива, соответствующей 90% емкости топливного бака, указанной предприятием-изготовителем, и охлаждающей жидкости, смазки, инструментов и запасного колеса в случае его наличия.

2.17.1 масса снаряженного транспортного средства (MV) (unladen mass): Порожняя масса транспортного средства с учетом веса члена экипажа 75 кг на одно сиденье, специально предназначенное для этой цели, если оно предусмотрено согласно 5.7.1.8; все дополнительные баки транспортного средства, предназначенные для жидкостей, должны быть заполнены на 90% своей емкости (например топливо для обогревателей, омыватели ветрового стекла и т.д.); при наличии в транспортном средстве кухни или туалета, емкости для чистой воды должны быть заполнены полностью, а емкости для отходов должны быть порожними.

2.18 максимальная масса (МТ) (technically maximum mass): Технически допустимая максимальная масса, объявленная предприятием - изготовителем транспортного средства. (Эта масса может превышать "разрешенную максимальную массу", предписываемую национальными компетентными органами).

2.19 максимальная масса, приходящаяся на ось (technically permissible maximum axle mass): Часть технически допустимой максимальной массы транспортного средства, заявленной предприятием-изготовителем, которая проявляется в вертикальной нагрузке в зоне соприкосновения колеса/колес оси с поверхностью дороги. Эта масса может превышать максимально допустимую массу, приходящуюся на ось, разрешенную национальными компетентными органами. Сумма всех технически допустимых максимальных масс, приходящихся на оси транспортного средства, может превышать максимальную техническую массу данного транспортного средства.

2.20 пассажир (passenger): Любое лицо, кроме водителя и члена экипажа.

2.20.1 пассажиры с ограниченной способностью к передвижению (passenger with reduced mobility): Пассажиры, испытывающие особые трудности при пользовании общественным транспортом, в частности люди пожилого возраста и инвалиды. Ограниченная способность к передвижению необязательно связана с какой-либо формой заболевания.

2.21 пассажирский салон (passenger compartment): Пространство, предназначенное для пассажиров, за исключением любого пространства, в котором расположены закрепленные элементы оборудования, такие как буфеты, кухни или туалеты, или багажные отделения.

2.22 автоматическая служебная дверь (automatically operated service door): Служебная дверь с механическим приводом, которая может открываться (без использования аварийных средств управления) только после того, как орган управления включен пассажиром или водителем, и закрываться автоматически.

2.23 устройство, препятствующее началу движения (starting prevention device): Устройство, предотвращающее начало движения транспортного средства при неполностью закрытой двери.

2.24 служебная дверь, приводимая в движение водителем (driver operated service door): Служебная дверь, обычно открываемая и закрываемая водителем.

2.25 Если не указано иное, то все измерения проводят на транспортном средстве с порожней массой, когда оно находится на ровной горизонтальной поверхности. Если транспортное средство оснащено устройством, позволяющим опускать пол, то последнее должно быть отключено.

2.26 В случаях, если в настоящем стандарте предусмотрено предписание о том, что какая-либо поверхность транспортного средства должна быть горизонтальной либо наклоненной под конкретным углом, если речь идет о порожней массе транспортного средства, и если оно оснащено механической подвеской, то эта поверхность может быть наклонена под более значительным углом или может иметь наклон, если речь идет о порожней массе транспортного средства, при условии соблюдения требования к транспортному средству, находящемуся в нагруженном состоянии, указанном предприятием-изготовителем. Если транспортное средство оснащено устройством, позволяющим опускать пол, то последнее должно быть отключено.

     3 Документы, представляемые для испытаний

3.1 Документы для испытаний типа транспортного средства в отношении его конструктивных особенностей представляет предприятие - изготовитель транспортного средства или его надлежащим образом уполномоченный представитель.

3.2 К документам прилагается техническое описание в трех экземплярах по форме, приведенной в приложении 1.

3.3 Испытательной лаборатории должен быть предъявлен образец, представляющий тип транспортного средства.

     4 Соответствие требованиям настоящего стандарта

4.1 Если транспортное средство, представленное на испытания в соответствии с настоящим стандартом, удовлетворяет требованиям раздела 5, то данный тип транспортного средства считают соответствующим требованиям настоящего стандарта.