ГОСТ 27815-88
(Правила ЕЭК ООН N 36)
Группа Д21
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
АВТОБУСЫ
Общие требования к безопасности конструкции
Buses. Safety of construction. General requirements
ОКП 45 1700
Срок действия с 01.01.89
до 01.01.94*
_______________________________
* Ограничение срока действия снято
по протоколу N 3-93 Межгосударственного Совета
по стандартизации, метрологии и сертификации
(ИУС N 5-6, 1993 г.). - Примечание изготовителя базы данных.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством автомобильной промышленности СССР
ИСПОЛНИТЕЛИ
В.И.Гнипович, канд. техн. наук (руководитель темы); Ю.Н.Сидоров; Я.М.Штойко; Л.С.Гаронин, канд. техн. наук; С.П.Замойский; Ю.С.Чухустов
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 31.08.88 N 3086
3. Стандарт является аутентичным текстом Правил ЕЭК ООН N 36 "Единообразные предписания, касающиеся конструкции транспортных средств общего пользования", вступивших в силу с 01.03.76:
документа | Е/ЕСЕ/324 E/ECE/TRANS/505 | Rev. I/Add.35, включающего | |||
в себя поправки серии 01, вступившие в силу с 08.02.82; | |||||
документ | Е/ЕСЕ/324 E/ECE/TRANS/505 | Rev.I/Add.35/Amend. 1 и | |||
поправки серии 02, вступившие в силу с 07.09.86; | |||||
документ | Е/ЕСЕ/ 324 E/ECE/TRANS/505 | Rev.I/Add.35/Amend. 2 |
4. ВЗАМЕН ГОСТ 10022-75, ГОСТ 21777-76, ГОСТ 20774-75
ВНЕСЕНО Изменение N 1, утвержденное и введенное в действие Постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 11.12.90 N 3091 c 01.07.91 и опубликованное в ИУС N 3, 1991 год
Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных по тексту ИУС N 3, 1991 год
Настоящий стандарт вводит в действие Правила ЕЭК ООН N 36 "Единообразные предписания, касающиеся конструкции транспортных средств общего пользования", прилагаемые в качестве добавления 35 к Соглашению "О принятии единообразных условий официального утверждения предметов, оборудования и частей механических транспортных средств", заключенному в Женеве 20 марта 1958 года.
Разделы 2 (пп.2.2 и 2.3), 3, 4, 6, 8, 9, 10, 11, приложения 1 и 2, касающиеся официального утверждения типа автобуса, относятся к автобусам, предназначенным для поставок на экспорт в страны, применяющие настоящие Правила ЕЭК ООН N 36.
Стандарт распространяется на автобусы, предназначенные для реализации в СССР.
Стандарт не распространяется на автобусы, производство которых начато до введения в действие настоящего стандарта.
Все требования стандарта, кроме приложения 6, являются обязательными.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
Настоящий стандарт распространяется на одноэтажные одиночные и сочлененные автобусы общего пользования вместимостью более шестнадцати стоящих и сидящих пассажиров, кроме водителя.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
2.1. Автобус общего пользования - автотранспортное средство, которое сконструировано и оборудовано для перевозки им, как общественным транспортом, более 8 пассажиров. Существует три класса автобусов общего пользования: класс I - городской автобус; класс II - междугородный автобус и класс III - автобус дальнего следования. При этом автобус любого из указанных классов может быть отнесен к более чем одному классу. В этом случае он может быть официально утвержден в каждом из классов, которым он соответствует.
2.1.1. Городской автобус (класс I) - автобус, сконструированный и оборудованный для городских и пригородных перевозок; в автобусе этого класса имеются сиденья, а также участки вне прохода, предназначенные для стоящих пассажиров; конструкцией этих автобусов предусматривается возможность перемещения пассажиров в соответствии с частыми остановками.
2.1.2. Междугородный автобус (класс II) - автобус, сконструированный и оборудованный для междугородных перевозок; в автобусе этого класса вне прохода нет участков, специально предназначенных для стоящих пассажиров, но в нем можно перевозить стоящих в проходе пассажиров на короткие расстояния.
2.1.3. Автобус дальнего следования (класс III) - автобус, сконструированный и оборудованный для перевозки только сидящих пассажиров на большие расстояния с достаточно высокой степенью комфортабельности.
2.1.4. Сочлененный автобус - автобус классов I, II или III, который состоит из двух жестких секций, неразъемно соединенных друг с другом при помощи поворотной секции. В автобусах этого типа пассажирские помещения обеих жестких секций соединены друг с другом. Поворотная секция позволяет пассажирам свободно переходить из одной жесткой секции в другую.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
2.2. Тип автобуса - категория автобусов, не имеющих между собой существенных различий в отношении характеристик конструкции, к которым предъявляются требования настоящего стандарта.
2.3. Официальное утверждение автобуса - официальное утверждение типа автобуса в отношении характеристик конструкции, к которым предъявляются требования настоящего стандарта.
2.4. Пассажирская дверь - дверь, используемая пассажирами в обычных условиях эксплуатации, когда водитель находится на рабочем месте.
2.5. Двойная дверь - дверь, имеющая два прохода или проход, эквивалентный двум проходам.
2.6. Аварийная дверь - дверь, предусматриваемая дополнительно к пассажирским дверям и предназначенная для использования пассажирами в качестве выхода только при исключительных обстоятельствах и особенно в случае опасности.
2.7. Аварийное окно - окно, не обязательно застекленное, предназначенное для использования пассажирами в качестве выхода только в случае опасности.
2.8. Двойное аварийное окно - аварийное окно, при делении которого на две части воображаемой вертикальной линией (или плоскостью) получаются такие две части, каждая из которых отвечает требованиям в отношении размеров и доступа, предъявляемых к одинарному аварийному окну.
2.9. Аварийный люк - люк в крыше, предназначенный для использования пассажирами в качестве выхода только в случае опасности.
2.10. Аварийный выход - аварийная дверь, аварийное окно или аварийный люк.
2.11. Выход - пассажирская дверь или аварийный выход.
2.12. Пол или площадка - часть кузова, на которой стоят пассажиры, на которую опираются ноги сидящих пассажиров и водителя и которая служит также для крепления сидений.
2.13. Проход - пространство, предназначенное для доступа пассажиров от любого сиденья или ряда сидений к любому другому сиденью или ряду сидений или к любому входному проходу от любой пассажирской двери. Проход не включает в себя пространство в пределах до 30 см перед сиденьем или рядом сидений, которое предназначено для размещения ног сидящих пассажиров, а также не включает в себя лестницу, ступеньки или любое другое пространство перед сиденьем или рядом сидений, которое предназначено только для пассажиров, занимающих это сиденье или ряд сидений.
2.12, 2.13. (Измененная редакция, Изм. N 1).
2.14. Отделение водителя - пространство, предназначенное исключительно для водителя, в котором расположены рулевое колесо, органы управления, приборы и другие устройства, необходимые для управления автобусом.
2.15. Масса снаряженного автобуса - масса автобуса в снаряженном состоянии без водителя, пассажиров и багажа, но с топливом, охлаждающей жидкостью, смазкой, инструментом и запасным колесом, если имеется.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
2.16. Полная конструктивная масса - допустимая максимальная масса, заявленная предприятием-изготовителем автобуса и признанная компетентным органом, предоставляющим официальное утверждение (эта масса может превышать "максимальную разрешенную массу", регламентируемую национальным компетентным органом).
2.17. Неразъемное соединение двух секций сочлененного автобуса - соединение, которое можно разъединить только с использованием оборудования, имеющегося только в мастерской.
(Введен дополнительно, Изм. N 1).
3.1. Заявка на официальное утверждение типа автобуса в отношении характеристик его конструкции представляется предприятием-изготовителем автобуса или его официально уполномоченным представителем.
3.2. К каждой заявке должны быть приложены перечисленные ниже документы и сведения в трех экземплярах:
3.2.1. Подробное описание типа автобуса в отношении его конструкции, размеров, формы и использованных материалов.
3.2.2. Чертежи автобуса и его внутреннего оборудования.
3.2.3. Данные, приведенные ниже:
3.2.3.1. Полная конструктивная масса в килограммах, для сочлененного автобуса полная конструктивная масса должна быть указана для каждой его секции отдельно.
3.2.3.2. Нагрузка от полной конструктивной массы, приходящаяся на каждую ось, в килограмм-силах.
3.2.3.3. Масса снаряженного автобуса в сумме с массой 75 кг, учитывающей массу водителя, в килограммах.
3.2.4. Устройства для перевозки багажа, если они предусмотрены.
3.2.5. Общий объем отделений для перевозки багажа (кроме ручной клади) в куб. метрах и общая масса багажа, который может перевозиться в этих отделениях в килограммах (если такие отделения для перевозки багажа предусмотрены).
3.2.6. Общая площадь, отведенная для перевозки багажа на крыше в кв. метрах, и общая масса багажа, которая может перевозиться на этой площади в килограммах (если такая площадь предусмотрена).
3.2.7. Горизонтальная проекция общей площади, предназначенной для сидящих и стоящих пассажиров в кв. метрах.
3.2.8. Горизонтальная проекция общей площади, предназначенной для стоящих пассажиров, в кв. метрах, рассчитанная в соответствии с п.5.2.
3.2.9. Число мест для сидения .
3.2.10. Предусмотренное общее число пассажиров .
3.2.11. Класс или классы, к которому или к которым относится автобус, представляемый для официального утверждения.
3.3. Технической службе, уполномоченной проводить испытания для официального утверждения, должен быть представлен автобус, представляющий тип автобуса, подлежащего официальному утверждению.
4.1. Если автобус, представленный на официальное утверждение на основании Правил ЕЭК ООН N 36, удовлетворяет требованиям разд.5 настоящего стандарта, данному типу автобуса предоставляют официальное утверждение.
4.2. Каждому официально утвержденному типу автобуса присваивается номер официального утверждения, первые две цифры которого указывают номер серии поправок к Правилам ЕЭК ООН N 36 (в настоящее время "02", что соответствует поправкам серии 02, вступившим в силу 7 сентября 1986 г.), соответствующих последним значительным техническим изменениям, внесенным в эти Правила к моменту предоставления официального утверждения. Одна и та же Договаривающаяся сторона не может присвоить этот же номер другому типу автобуса, определенному в соответствии с п.2.2.
4.3. Стороны Соглашения, применяющие Правила ЕЭК ООН N 36, уведомляются об официальном утверждении или об отказе в официальном утверждении типа автобуса на основании настоящего стандарта по форме, соответствующей образцу, приведенному в приложении 1 к настоящему стандарту, и чертежей конструкции автобуса (представляемых предприятием, сделавшим заявку на официальное утверждение), максимальным форматом А4 (210х297 мм) или кратным ему форматом и в соответствующем масштабе.
4.4. На каждом автобусе, соответствующем типу автобуса, официально утвержденному на основании настоящего стандарта, должны проставляться на видном и легко доступном месте, указанном в регистрационной карточке официального утверждения:
(Измененная редакция, Изм. N 1).