Профессиональные справочные системы
для специалистов строительной отрасли


СП 31-102-99

     

СВОД ПРАВИЛ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ И СТРОИТЕЛЬСТВУ


ТРЕБОВАНИЯ ДОСТУПНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ  И СООРУЖЕНИЙ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ  И ДРУГИХ  МАЛОМОБИЛЬНЫХ ПОСЕТИТЕЛЕЙ

THE REQUIREMENT FOR ACCESS COMMON BUILDINGS AND STRUCTURES BY THE DISABLED VISITORS  

     

Дата введения 1999-11-29


ПРЕДИСЛОВИЕ

1 РАЗРАБОТАН ГУП "Научно-проектный институт учебно-воспитательных, торгово-бытовых и досуговых зданий" (Институт общественных зданий) Госстроя России - ведущая организация, АОЗТ "Архитектурное проектно-исследовательское объединение - Центр" (АПИО-Центр), ОАО "ЦНИИЭП жилища", ЗАО "ЦНИИЭП им. Б.С.Мезенцева", ЦИЭТИН Минтруда РФ, АООТ "ГипроНИИздрав", ВНИИстандарт Госстандарта РФ при участии Мосжелдортранса МПС РФ и Гипросвязи Минсвязи РФ

2 ВНЕСЕН Министерством труда и социального развития Российской Федерации

3 УТВЕРЖДЕН приказом директора ГУП "Научно-проектный институт учебно-воспитательных, торгово-бытовых и досуговых зданий" (Институт общественных зданий) от 22 сентября 1999 г. N 10

4 ПРИНЯТ И РЕКОМЕНДОВАН к применению в качестве нормативного документа Системы нормативных документов в строительстве постановлением Госстроя России от 29 ноября 1999 г. N 73

5 ВВЕДЕН впервые

ВВЕДЕНИЕ


Настоящий Свод правил подготовлен в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в рамках Федеральной целевой программы "Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности" по контракту N 5.1 от 08.07.97 г. с Минтрудом Российской Федерации.

Выполнен в развитие раздела 4 (Требования доступности для маломобильных посетителей) СНиП 2.08.02-89* "Общественные здания и сооружения", согласованного с Главным управлением Государственной противопожарной службы МВД России, Госсанэпиднадзором Минздрава России и одобренного Всероссийским обществом инвалидов, Всероссийским обществом слепых и Всероссийским обществом глухих.

В целях создания равных с другими гражданами возможностей для полноценного участия в жизни общества лиц, которые имеют нарушение здоровья (со стойким расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами), приведшее к ограничению жизнедеятельности (инвалидов), и на основании действующего законодательства государство среди других мер социальной защиты предусматривает обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.

Согласно ст.15 Федерального закона N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (приложение А): "Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов ... без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускается".

Следует преодолеть предубеждение, что специальные дополнительные мероприятия лишь удорожают строительство или создают препятствия для здоровых людей. Адаптированные здания удобны для всех категорий населения: беременных женщин, матерей с прогулочными колясками, для людей преклонного возраста с любой функциональной недостаточностью, для покупателей с ручной кладью и т.п. Такие здания легче поддаются функциональным преобразованиям и поэтому более привлекательны для потенциальных владельцев.

Проектно-организационные мероприятия должны быть направлены не на доступность здания инвалидам как самоцель, а на беспрепятственное получение ими требуемой услуги. Если формальная доступность здания достигается планировочными и инженерными средствами, то доступность получения услуги зависит и от организационных мероприятий. Таким образом, выполнение ст.15 Закона РФ может осуществляться как путем проектирования, приспособления зданий для доступа инвалида к услуге, так и путем "доставки" услуги к инвалиду (на дом, в места отдыха и т.п.). Выбор варианта определяется местными органами власти исходя из социальных задач и финансовых возможностей региона, а также в соответствии с указаниями РДС 35-201-99 "Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры".

Для выявления приоритетов при разработке местных программ адаптации объектов социальной инфраструктуры в числе первоочередных объектов можно рекомендовать предприятия приближенного обслуживания: магазины, универсамы и мини-маркеты, специализированные предприятия торговли и отделы: "хлебобулочные изделия", "молочные продукты", "бакалея", киоски и торговые киоски-автоматы; аптеки и аптечные киоски; столовые, кафе и закусочные, в том числе пирожковые, чайные, молочные и т.п.; ремонтные мастерские и мастерские экспресс-обслуживания, приемные пункты прачечных и химчисток, прачечные самообслуживания, пункты проката, бюро комплексного обслуживания; поликлиники и диспансеры; многофункциональные здания клубов по месту жительства и клубов по интересам; сберкассы и почты; административные здания социальной сферы; а также храмы и ритуальные здания.

Настоящий Свод правил учитывает потребности инвалидов и маломобильных лиц в доступности общественных зданий и сооружений. Требования доступности жилой застройки и жилых домов, а также зданий и помещений, где осуществляется деятельность производственного и обслуживающего персонала, в данном Своде правил не рассматриваются.

Свод правил содержит рекомендательные нормы и правила в соответствии с требованиями СНиП 10-01-94 "Система нормативных документов в строительстве. Основные положения" и является документом федерального уровня.

В данной разработке учтен опыт отечественных и зарубежных специалистов в освещаемой области, а также новые разработки различных авторов и творческих коллективов.

Свод правил состоит из трех частей: часть 1 - Общие положения; часть 2 - Общие требования к архитектурной среде зданий и сооружений; часть 3 - Специальные требования к отдельным видам зданий.

Работа выполнена авторским коллективом в следующем составе:

научный руководитель работы канд. арх. А.М.Гарнец (разделы 1-4, 6, 7, 11, 12 и 17, научная и общая редакция, компьютерный набор), канд. арх. М.Ю.Лимонад (часть 1, разделы 6, 7, 8, 10, 11 и 19, редакция текста), арх. Н.П.Малиночка (часть 1, разделы 9, 11, 13 и 21, редакция текста), инж. А.И.Цыганов (части 1 и 2, редакция текста, компьютерный набор), канд. арх. К.В.Бобкова (раздел 20), канд. арх. Г.И.Быкова (разделы 15 и 16), канд. арх. Н.Б.Мезенцева (разделы 15 и 16), канд. арх. А.П.Моисеенко (раздел 14), канд. арх. Ю.В.Пересветов (раздел 20), канд. арх. Л.Ф.Сидоркова (раздел 14), канд. арх. Л.А.Смывина (разделы 12 и 18);

при участии специалистов следующих организаций:

ЦИЭТИН Минтруда России (д-р мед. наук Н.Ф.Дементьева, д-р мед. наук А.И.Казакова, канд. мед. наук А.И.Кузнецова, канд. мед. наук Н.В.Устинова); ВНИИстандарт Госстандарта России (инж. Г.И.Романов, инж. В.А.Столяров); Гипросвязь Минсвязи России (инж. М.В.Каплинская); Мосжелдорпроект МПС РФ (арх. Е.В.Васильев); Фонд социальной защиты инвалидов военной службы (юрист А.Ф.Сергиевский).

В тексте учтены предложения и замечания следующих учреждений:

Главгосэкспертиза России (канд. арх. С.В.Кролевец); Госстрой России (канд. арх. Л.А.Викторова, арх. Р.П.Зубова, арх. В.А.Цветков, инж. Н.Н.Якимова); Минтруд России (арх. Ю.В.Колосов).

Положительные отзывы на работу прислали:

Минздрав России - гл. психиатр Б.А.Казаковцев, отдел организации и контроля качества медицинской помощи - Г.П.Сквирская; Минкультуры России - Управление образовательной, кадровой и социально-правовой политики - Ю.В.Гафуров; Федерация физкультуры и спорта инвалидов Москвы - Г.В.Татаев; Госстрой России - Отдел бытовых услуг - М.Н.Гаврилов; журнал "Адвокат потребителя" - И.В.Живов.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1 Требования настоящего Свода правил направлены на создание полноценной архитектурной среды, обеспечивающей необходимый уровень доступности для всех категорий населения и беспрепятственное пользование ими предоставляемыми услугами. Требования распространяются на все элементы общественных зданий и сооружений или их части (в дальнейшем - здания), а также на участки учреждений, доступные для посетителей.

Архитектурные решения общественных зданий и сооружений рекомендуется ориентировать одновременно на компенсацию нарушений здоровья в области опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения, сердечно-сосудистой системы, психики.

1.2 Положения Свода правил распространяются также на здания иного назначения, не подпадающие под действие СНиП 2.08.02-89*, но выполняющие функции общественного обслуживания и доступные для маломобильных групп населения.

1.3 Положения настоящего документа распространяются на проектирование зданий для учреждений различных форм собственности и различных организационно-правовых форм.

1.4 Требования настоящего документа не распространяются на части общественных зданий, сооружений и участки, куда не предусмотрен допуск посетителей. Если в этих зонах предусматриваются рабочие места для инвалидов, то их следует проектировать по соответствующим нормам, а при их отсутствии - по заданию на проектирование.

1.5 В документе приведен полный набор требований, рекомендуемых элементов архитектурного решения и проектных мероприятий, которые желательно предусмотреть в проекте. Конкретизация требований, выбор состава мероприятий и определение этапов их реализации устанавливаются заданием на проектирование, а также в процессе проектирования.

2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

2.1 В настоящем СП даны ссылки на следующие документы:

Закон Российской Федерации "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" N 181-ФЗ от 24 ноября 1995 г.

СНиП 10-01-94* "Система нормативных документов в строительстве. Основные положения"

СНиП 2.08.02-89* "Общественные здания и сооружения"

ВСН 62-91*/Госкомархитектуры "Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребности инвалидов и маломобильных групп населения"

РДС 35-201-99 "Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры"

ГОСТ Р 50654-94* "Классификация гостиниц"

________________

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: ГОСТ Р 50645-94. - Примечание изготовителя базы данных.     

ГОСТ Р 50918-96 "Устройства отображения информации по системе шрифта Брайля"

ГОСТ Р 51079-97* "Технические средства реабилитации людей с ограничениями жизнедеятельности"

________________

* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ Р 51079-2006. - Примечание изготовителя базы данных.     

ГОСТ Р 51083-97 "Кресла-коляски"

ГОСТ 4.188-85 "Средства охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации. Номенклатура показателей"

ГОСТ 12.4.026-76 "ССБТ. Цвета сигнальные и знаки безопасности"

ГОСТ 10807-78 "Знаки дорожные. Общие технические условия"

ГОСТ 21786-76 "Сигнализаторы звуковые неречевых сообщений. Общие эргономические требования"

ГОСТ 24214-80 "Связь громкоговорящая. Термины и определения"

ВНТП 311-98 "Объекты почтовой связи"

НПБ 108-96 "Культовые сооружения. Противопожарные требования"

..... * требностей инвалидов и других маломобильных групп населения:

______________

* Брак оригинала.  - Примечание изготовителя базы данных.     

Выпуск 1 "Общие положения"

Выпуск 7. Часть 1 "Проектирование новых и адаптация существующих зданий для воспитания, обучения и реабилитации детей-инвалидов"

Выпуск 10 "Общественные здания и сооружения. Учреждения лечебно-профилактические: поликлиники, амбулатории, аптеки"

Выпуск 12 "Общественные здания и сооружения. Спортивные сооружения"

Выпуск 13 "Общественные здания и сооружения. Физкультурно-оздоровительные сооружения"

Выпуск 14 "Общественные здания и сооружения. Кинотеатры, клубы, библиотеки, музеи"

Выпуск 19 "Общественные здания и сооружения. Здания и сооружения транспортного назначения"

Пособие по проектированию учреждений здравоохранения* (к СНиП 2.08.02-89*)

________________

* Пособие состоит из разделов I, II, III, IV, V. - Примечание изготовителя базы данных.

Правила дорожного движения Российской Федерации, N 1090 от 23.10.93, введены 01.06.94.

3 ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

3.1 Термины, применяемые в тексте, и их определения приведены в приложении Б.

4 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

4.1 К объектам нормирования архитектурной среды для маломобильных лиц в общественных зданиях и сооружениях следует относить:

благоустройство и озеленение участка;

объемные элементы входов и выступающих частей;

планировочное решение, в том числе коммуникационные пути;

планировку групп помещений и отдельных помещений;

устройство мест обслуживания и мест отдыха;

устройство и планировку мест сопутствующего обслуживания.