РДС 35-201-98
СИСТЕМА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ СИСТЕМЫ
ПОРЯДОК РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ
К ОБЪЕКТАМ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
PROCEDURE of Realization the Requirements for Access by the
Disabled Persons to Social Infrastructural Objects
Дата введения 1998-05-01
ПРЕДИСЛОВИЕ
1 РАЗРАБОТАН Институтом общественных зданий (А.М.Гарнец) и Архитектурным проектно-исследовательским объединением "АПИО-Центр" (Л.А.Смывина)
ВНЕСЕН Управлением архитектуры Госстроя России и Департаментом по вопросам реабилитации и социальной интеграции инвалидов Минтруда России
СОГЛАСОВАН с Центральным правлением Всероссийского общества инвалидов, Центральным правлением Всероссийского общества слепых и Центральным правлением Всероссийского общества глухих
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ совместным постановлением Госстроя России и Минтруда России от 25 марта 1998 г. N 18-22/13
ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
ОДОБРЕН решением НТС Госстроя России (протокол от 27.11.97 N 23-12/6)
Настоящий документ определяет порядок реализации требований доступности для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями* к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям и сооружениям, включая сооружения общественного пассажирского транспорта, места отдыха, культурно-зрелищные и другие учреждения) при разработке, согласовании и утверждении проектной документации и регламентирует основы взаимодействия участников инвестиционного процесса в области проектирования, строительства и реконструкции объектов социальной инфраструктуры.
__________________
* К этим группам населения относятся также люди преклонного возраста, с временными или длительными нарушениями здоровья и функций движения, беременные женщины и люди с детскими колясками и т.п. (далее - маломобильные группы населения).
Такое взаимодействие основано на участии территориальных органов социальной защиты населения и учете мнения общественных объединений инвалидов на всех этапах инвестиционного процесса в области строительства, включая формирование и утверждение заданий на проектирование застройки, архитектурно-планировочных заданий (далее - АПЗ), заданий на проектирование объектов социальной инфраструктуры, техническое сопровождение в процессе проектирования и строительства, а также контроль и надзор за исполнением требований нормативных документов в области строительства при приемке вводимых в эксплуатацию объектов социальной инфраструктуры.
1.1 Порядок регламентирует условия и уровни взаимодействия участников инвестиционного процесса в области строительства при подготовке исходно-разрешительной документации, разработке, согласовании, утверждении и реализации проектной документации для строительства, расширения, реконструкции или технического перевооружения (далее - строительства) объектов социальной инфраструктуры на территории Российской Федерации с учетом потребностей инвалидов.
1.2 Настоящий документ определяет задачи, права и обязанности всех участников инвестиционного процесса в области строительства по обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, а также для беспрепятственного пользования инвалидами объектами воздушного, железнодорожного, автомобильного, водного транспорта, средствами связи и информации.
2.1 При проектировании, строительстве и реконструкции объектов социальной инфраструктуры (отдельных зданий и сооружений, а также комплексов жилищно-гражданского и производственного назначения) заказчикам, инвесторам, научно-исследовательским, проектным и строительным организациям независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, а также территориальным органам архитектуры и градостроительства, органам социальной защиты населения, органам Государственной вневедомственной экспертизы и Государственного архитектурно-строительного надзора Российской Федерации (Госархстройнадзора России) необходимо руководствоваться перечисленными в приложении А настоящего документа законодательными, нормативно-правовыми и нормативно-методическими документами федерального уровня, определяющими требования к созданию среды жизнедеятельности, доступной для инвалидов, а также настоящим Порядком и соответствующими нормативными и правовыми актами субъектов Российской Федерации.
При проектировании застройки городов и других поселений, зданий и сооружений с учетом требований доступности для инвалидов следует в первую очередь руководствоваться ВСН 62-91* "Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения", а также рекомендациями, разработанными в развитие этого документа, и соответствующими пособиями, инструкциями, методическими указаниями и другими документами, утвержденными в установленном порядке.
2.2 В случаях когда при реконструкции застройки, строительстве и реконструкции зданий и сооружений, а также исторических и культурных памятников не могут быть выполнены в полном объеме требования действующих нормативных документов в части доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов, по согласованию с местным органом социальной защиты населения и с учетом мнения заинтересованного общественного объединения инвалидов должны быть приняты решения (в необходимой для конкретной ситуации степени), обеспечивающие условия жизнедеятельности инвалидов.
В наиболее сложных ситуациях в необходимых случаях органы социальной защиты населения совместно с органами архитектуры и градостроительства создают временную или постоянно действующую экспертную комиссию с участием квалифицированных специалистов, представителей заинтересованных организаций и общественных объединений инвалидов для выработки рекомендаций по созданию условий доступности объекта для инвалидов.
Рекомендации экспертной комиссии представляются в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления для принятия соответствующих решений и учета при выполнении проектных и строительных работ, а при необходимости - информирования об этих решениях общественности.
2.3 Оформление и выдача исходно-разрешительной документации, в том числе заданий на проектирование застройки, АПЗ и заданий на проектирование объектов социальной инфраструктуры, не допускаются без согласования с местным органом социальной защиты населения в случаях, когда требования действующих нормативных актов в части доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры не могут быть выполнены в полном объеме по тем или иным причинам.
2.4 Последовательность работ по созданию для инвалидов условий доступности к существующим и не предполагаемым к реконструкции объектам социальной инфраструктуры определяется в целевых программах формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности, которые должны разрабатываться местными органами социальной защиты населения или по их заказу с участием органов архитектуры и градостроительства, а также других заинтересованных органов (здравоохранения, культуры, народного образования и др.) на основе реально сложившихся социальных и градостроительных условий и исходя из учета мнений общественных объединений инвалидов. Целевые программы формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности составляются с учетом рекомендуемых основных принципов разработки целевых программ по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности (приложение Б).
2.5 Расположение в структуре города специализированных учреждений, предназначенных для медицинского обслуживания и реабилитации инвалидов, и вместимость этих учреждений следует определять по реальной и прогнозируемой в них потребности в конкретном городе, районе, микрорайоне. Такой принцип позволит более гибко решать задачу обеспечения нуждающихся специализированными учреждениями. Для оптимального решения задач расположения и вместимости таких объектов должно быть обеспечено взаимодействие местных органов архитектуры и градостроительства с органами социальной защиты населения при участии общественных объединений инвалидов.
2.6 Требования по обеспечению условий жизнедеятельности инвалидов при разработке градостроительной документации на всех стадиях и видах проектирования, кроме проектов планировки и проектов застройки (далее - планировочная документация), устанавливаются в соответствующих нормативных документах в области строительства.
3 ПОРЯДОК РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ
ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ И СТРОИТЕЛЬСТВЕ
3.1 Разработка проектов планировки, проектов застройки и проектной документации на строительство и реконструкцию объектов социальной инфраструктуры с учетом потребностей инвалидов осуществляется на основе исходно-разрешительной документации, позволяющей заказчику (инвестору, застройщику) заключить договор на проектирование градостроительного или архитектурно-строительного объекта.
3.2 При подготовке и утверждении задания на проектирование застройки или АПЗ на проектирование и строительство объектов социальной инфраструктуры местными органами социальной защиты населения и органами архитектуры и градостроительства в числе исходных показателей должны устанавливаться основные обязательные (функциональные) требования, выполнение которых средствами архитектуры и градостроительства обеспечивает создание условий доступности строящихся и реконструируемых зданий и сооружений для инвалидов.
3.3 Задание на проектирование застройки или АПЗ на проектирование и строительство объекта социальной инфраструктуры утверждается в установленном порядке при условии предварительного его согласования с территориальным органом социальной защиты населения и передается заказчиком вместе с заданием на проектирование подрядной проектной организации.
3.4 Задание на проектирование объекта строительства составляется заказчиком (инвестором, застройщиком), который несет ответственность за включение в состав этого задания мероприятий по созданию доступной для инвалидов среды в соответствии с требованиями, указанными в АПЗ. В задании должны быть конкретизированы (по сравнению с АПЗ) требования по обеспечению жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.
3.5 Задание на проектирование объекта строительства при наличии в АПЗ требований по доступности его для инвалидов представляется заказчиком (инвестором, застройщиком) на согласование в органы Государственной вневедомственной экспертизы и последующее утверждение в установленном порядке.
3.6 Заказчик и другие заинтересованные организации несут ответственность за полноту, достоверность и своевременность представления исходных данных для проектирования объекта строительства. Проектные и проектно-строительные организации, юридические и физические лица, принимающие участие в разработке проектно-сметной документации на строительство, несут ответственность в порядке, установленном действующим законодательством, за ее качество, соответствие утвержденному заданию на проектирование и соблюдение обязательных требований действующих нормативных документов в области строительства в части проектирования среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов.
3.7 Проектная документация на строительство объектов социальной инфраструктуры с учетом потребностей инвалидов должна разрабатываться в строгом соответствии с требованиями государственных стандартов, действующих строительных норм и правил и технических условий, должна согласовываться и утверждаться в установленном порядке.
3.8 В составе основных видов и стадий разработки утверждаемой части проектной документации на строительство объектов социальной инфраструктуры выполняется специальный раздел проекта с пояснительной запиской "Основные решения по обеспечению условий жизнедеятельности инвалидов", необходимыми обоснованиями принятых решений и графическими материалами.
3.9 Планировочная и проектная документация на строительство объектов социальной инфраструктуры, независимо от источника финансирования, при наличии в задании на проектирование застройки и АПЗ требований по доступности инвалидов к этим объектам должна представляться в органы Государственной вневедомственной экспертизы.
3.10 Планировочная и проектная документация на объекты строительства, не соответствующая требованиям п.3.8 настоящего Порядка, не принимается к рассмотрению органами Государственной вневедомственной экспертизы.
3.11 Контроль за соблюдением требований доступности для инвалидов зданий и сооружений в процессе их строительства, реконструкции и ввода в эксплуатацию обеспечивается территориальными органами Госархстройнадзора России при участии представителей территориальных органов социальной защиты населения, которые включаются в состав приемочных комиссий, и представителей общественных объединений инвалидов.
4 СОСТАВ И СОДЕРЖАНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ
4.1 Состав и содержание планировочной и проектной документации на строительство объектов социальной инфраструктуры, включая специальный раздел с мероприятиями по учету потребностей инвалидов, должны отвечать требованиям Инструкции о составе, порядке разработки, согласования и утверждения градостроительной документации и Инструкции о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений (СНиП 11-01-95).
4.2 Задание на проектирование застройки, АПЗ и задание на проектирование объектов социальной инфраструктуры в числе основных требований к объекту строительства должны содержать основные обязательные требования по учету потребностей инвалидов.
4.3 Основные решения по обеспечению условий жизнедеятельности инвалидов должны разрабатываться на основе функциональных требований к объектам социальной инфраструктуры, специальному оборудованию, приспособлениям и устройствам, облегчающим инвалидам пользование зданиями и сооружениями.
4.4 В планировочной и проектной документации на строительство объектов социальной инфраструктуры с учетом потребностей инвалидов должны использоваться, как правило, решения, принятые на предыдущих стадиях разработки, включая соответствующие части утвержденной в установленном порядке градостроительной и проектной документации на строительство.
4.5 В составе специального раздела проектной документации на строительство зданий и сооружений производственного назначения с учетом потребностей инвалидов должны содержаться материалы по генеральному плану и транспорту и архитектурно-строительным решениям объекта строительства с мероприятиями по обеспечению для инвалидов условий доступности к зданиям и сооружениям, а в пояснительной записке - соответствующие обоснования.
В материалах по генеральному плану и транспорту объекта строительства приводятся мероприятия, соответствующие решения и показатели по обеспечению инвалидам условий доступности к объектам социальной инфраструктуры, средствам общественного пассажирского транспорта, связи и информации.
В архитектурно-строительных решениях должны содержаться: краткое описание и обоснование архитектурного замысла, принципиальные решения по обеспечению для инвалидов условий доступности зданий, сооружений, рекреационных зон и информации.
4.6 В составе специального раздела проектной документации на строительство зданий и сооружений жилищно-гражданского назначения с учетом потребностей инвалидов разрабатываются материалы, указанные в СНиП 11-01-95, с дополнениями, отражающими специфику создания доступной для инвалидов среды жизнедеятельности.
На схеме генерального плана или непосредственного на генеральном плане показываются объекты социальной инфраструктуры, к которым должна быть обеспечена доступность для инвалидов, гаражи и места парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, площадки для отдыха, занятий спортом, малые архитектурные формы, иные элементы внешнего благоустройства и др.
4.7 В соответствии с заданием на проектирование и с учетом предложений органов социальной защиты населения в проектной документации на строительство дополнительно могут быть приведены рекомендации по цветовому решению фасадов жилых и общественных зданий, устройству рекламы и иной визуальной информации с учетом особенностей восприятия ее инвалидами.