ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 февраля 2022 года N 133

Об утверждении Федеральной научно-технической программы в области экологического развития Российской Федерации и климатических изменений на 2021-2030 годы



В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 8 февраля 2021 г. N 76 "О мерах по реализации государственной научно-технической политики в области экологического развития Российской Федерации и климатических изменений" Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Федеральную научно-техническую программу в области экологического развития Российской Федерации и климатических изменений на 2021-2030 годы (далее - Программа).

2. Ответственным федеральным органам исполнительной власти представлять в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации отчет о выполнении плана реализации Программы ежегодно, начиная с 2022 года, до 2030 года.

3. Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации представлять в Правительство Российской Федерации ежегодно, начиная с 2022 года, до 15 апреля года, следующего за отчетным, проект доклада Президенту Российской Федерации о ходе реализации Программы.

4. Настоящее постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 2021 года.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин

     

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 8 февраля 2022 года N 133

     

Федеральная научно-техническая программа в области экологического развития Российской Федерации и климатических изменений на 2021-2030 годы

     

Паспорт Федеральной научно-технической программы в области экологического развития Российской Федерации и климатических изменений на 2021-2030 годы

Наименование Программы

-

Федеральная научно-техническая программа в области экологического развития Российской Федерации и климатических изменений
на 2021-2030 годы

Основание для разработки Программы

-

Указ Президента Российской Федерации от 8 февраля 2021 г. N 76 "О мерах по реализации государственной научно-технической политики в области экологического развития Российской Федерации и климатических изменений"

Координатор Программы

-

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Ответственные исполнители Программы

-

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации;
Министерство экономического развития Российской Федерации;
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации;
Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

Соисполнители Программы

-

заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральное государственное бюджетное учреждение "Российская академия наук", фонды поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, а также институты развития и другие организации

Участники Программы

-

научные и образовательные организации, а также иные организации различных форм собственности или объединения таких организаций

Цель Программы

-

повышение эффективности научно-технической деятельности в области экологического развития Российской Федерации и климатических изменений

Задачи Программы

-

создание наукоемких технологических решений, направленных на: обеспечение экологической безопасности, улучшение состояния окружающей среды;
изучение климата, механизмов адаптации к климатическим изменениям и их последствиям;
обеспечение устойчивого и сбалансированного социально-
экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов путем проведения исследований источников эмиссии и поглотителей парниковых газов и принятия мер по уменьшению негативного воздействия таких газов на окружающую среду

Направления реализации Программы

-

мониторинг и прогнозирование состояния окружающей среды и климата; смягчение антропогенного воздействия на окружающую среду и климат; адаптация экологических систем, населения и отраслей экономики к климатическим изменениям

Целевые показатели (индикаторы) Программы

-

количество функционирующих научных, научно-образовательных центров (единиц);
количество научных статей в области экологического развития и климатических изменений, опубликованных российскими исследователями в высокорейтинговых научных журналах, индексируемых в базе данных "Сеть науки" (Web of Science Core Collection) и Scopus (единиц);
количество заявок на получение международных патентов на изобретения в области экологического развития и климатических изменений, полезных моделей, промышленных образцов, поданных заявителями из Российской Федерации (единиц);
количество созданных и поддержанных объектов передовой инфраструктуры для проведения исследований и разработок по направлениям реализации Программы, в том числе центров коллективного пользования и уникальных научных установок (единиц);
количество прототипов (пилотных версий) систем, моделей, методик, разработанных по направлениям реализации Программы и обеспечивающих получение международно признаваемых наблюдаемых и расчетных данных (единиц);
количество наукоемких технологий, разработанных и используемых в практической деятельности технологическими партнерами Программы и иными организациями, эффективность которых подтверждена полученными в рамках Программы результатами (единиц);
количество упоминаний о результатах реализации Программы в средствах массовой информации и иных информационных ресурсах, в том числе на международном уровне (единиц)

Ожидаемые результаты реализации Программы

-

разработана система мониторинга потоков парниковых газов и углеродного цикла на территории Российской Федерации и прилегающих морских акваториях (включая наземный и дистанционный мониторинг), а также система учета данных о потоках парниковых газов и бюджете углерода в естественных экологических системах;
разработана система мониторинга "черного углерода" в атмосферном воздухе на территории Российской Федерации;
разработана система климатического и экологического мониторинга ключевых районов Мирового океана, приморских территорий и прибрежных акваторий Российской Федерации;
разработаны системы климатического мониторинга гидросферы суши, ледников, многолетней мерзлоты, наземного покрова и почв;
разработана глобальная модель земной системы мирового уровня для исследовательских целей и сценарного прогнозирования климатических изменений;
разработана многоцелевая система моделирования и прогнозирования регионального климата с высоким пространственным разрешением для информационно-аналитического обеспечения управления экологическими и климатическими рисками на территории Российской Федерации и прилегающих морских акваториях;
разработаны экономико-математические модели для оценки социально-
экономических и эколого-климатических эффектов реализуемых и планируемых мер климатической политики применительно к национальной экономике в целом, а также

для оценки решений на уровне отдельных секторов экономики и регионов Российской Федерации;
разработаны и апробированы признаваемые на международном уровне методики научно-обоснованного определения эффективных моделей применения низкоуглеродных технологий в отраслях экономики, а также технологий поглощения парниковых газов;
разработана система моделирования для управления погодно-
климатическими и экологическими рисками для социальной сферы и экономики;
разработана научно обоснованная система оценки эффективности технологий управления экологическими рисками, климатическими рисками и возможностями, а также адаптации к изменениям климата для обеспечения устойчивого развития приморских территорий и прибрежных акваторий Российской Федерации, устойчивого развития городских агломераций;
созданы методики, технологии и практические рекомендации по увеличению поглощающей способности лесных и болотных экологических систем с широким внедрением управляемого природопользования;
разработаны и используются в практической деятельности технологическими партнерами Программы и иными организациями наукоемкие технологии, эффективность которых подтверждена полученными в рамках Программы результатами

Сроки реализации Программы

-

2021-2030 годы

Объем бюджетных ассигнований Программы

-

объем бюджетных ассигнований на реализацию Программы за счет предусмотренных в федеральном бюджете средств составляет 5926,652 млн. рублей, в том числе:

на 2021 год - 1528,413 млн. рублей;
на 2022 год - 1517,613 млн. рублей;
на 2023 год - 1489,213 млн. рублей;
на 2024 год - 1391,413 млн. рублей.

Объем бюджетных ассигнований на 2025-2030 годы предусматривается ежегодно при формировании проектов федеральных бюджетов на очередной финансовый год и плановый период в соответствии с пунктом 4 Указа Президента Российской Федерации от 8 февраля 2021 г. N 76 "О мерах по реализации государственной научно-технической политики в области экологического развития Российской Федерации и климатических изменений"

Источники
финансирования
Программы

-

средства федерального бюджета на реализацию государственных программ Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации", "Охрана окружающей среды", "Воспроизводство и использование природных ресурсов", "Развитие лесного хозяйства", "Развитие образования", "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
бюджетные ассигнования бюджетов субъектов Российской Федерации;
средства внебюджетных источников

     

I. Состояние исследований и разработок в области экологического развития Российской Федерации и климатических изменений


Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации", определяет в качестве приоритетных на ближайшие 10-15 лет направления научно-технологического развития Российской Федерации, которые позволят получить научные и научно-технические результаты и создать технологии, являющиеся основой инновационного развития внутреннего рынка продуктов и услуг, а также обеспечат глобальную конкурентоспособность Российской Федерации на внешних рынках.

Развитие отраслей экономики (промышленности, сельского хозяйства, энергетики, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства и др.) оказывает все более существенное влияние на климат и окружающую среду. Возрастание антропогенных нагрузок до масштабов, угрожающих воспроизводству природных ресурсов, и связанное с их неэффективным использованием влияние на жизнь и здоровье граждан отнесено указанной Стратегией к большим вызовам, создающим существенные риски для общества, экономики, системы государственного управления.

Вопросы климатических изменений и экологического регулирования стали одним из приоритетных элементов международных отношений. В течение последних трех десятилетий наблюдается отставание Российской Федерации от ведущих стран мира в области высокотехнологичных научных исследований окружающей среды и климатических изменений. Недостаток научно обоснованных данных в этих сферах исследований не позволяет Российской Федерации не только надлежащим образом осуществлять управление экологическими и климатическими рисками и минимизировать их, но и эффективно отстаивать национальные социально-экономические интересы на международном уровне.

Успешность смягчения антропогенного воздействия на климат и окружающую среду, а также адаптации экологических систем, населения и отраслей экономики к климатическим изменениям зависит от того, насколько правильно будут определены скорость и интенсивность таких изменений и выполнен их прогноз, иными словами - от качества научного и информационно-аналитического обеспечения соответствующих управленческих решений.

Наблюдения за климатическими изменениями и состоянием окружающей среды основываются на международных системах наблюдений, поддерживаемых ведущими развитыми странами. Существующие глобальные системы наблюдений за климатическими изменениями объединяют в себе различные платформы (наземные, морские, дистанционные и др.), оперирующие в соответствии с установленными требованиями (в том числе с рекомендациями Всемирной метеорологической организации), обеспечивающими качество данных наблюдений. Помимо наблюдений эти системы включают высокотехнологичные компоненты физико-математического моделирования, позволяющие с использованием данных наблюдений формировать глобальные и региональные ретроспективные анализы (реанализы) климатических характеристик атмосферы, суши и океанов. Такие анализы восполняют недостающие данные наблюдений. В мире существует более 20 атмосферных и не менее 10 океанских глобальных и региональных реанализов, доступных пользователям всего мира и предоставляющих сотни параметров с высоким разрешением за периоды от 40 до 100 лет.

Российский компонент глобальных систем мониторинга представлен, прежде всего, государственной наблюдательной сетью климатического мониторинга Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, а также системой экспедиционного мониторинга климатически значимых процессов в Мировом океане, включая внутренние морские воды и территориальное море Российской Федерации, исключительную экономическую зону Российской Федерации, осуществляемого организациями Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. К собственным реанализам можно отнести лишь реализованный федеральным государственным бюджетным учреждением науки Институт океанологии им.П.П.Ширшова Российской академии наук региональный реанализ - высокоразрешающий анализ океана и атмосферы в Северной Атлантике.

Мониторинг потоков парниковых газов между атмосферой и поверхностью планеты осуществляется на основе расчетных методов (в том числе методов математического моделирования), а также экспериментальных методов мониторинга. Расчетный мониторинг антропогенных потоков парниковых газов выполняется на постоянной основе в Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. В области экспериментального мониторинга потоков парниковых газов в Российской Федерации имеется несколько площадок, где ведутся различные наблюдения, но их количество в сравнении с ведущими зарубежными странами несопоставимо мало. Для верификации данных расчетного мониторинга и получения достоверной оценки выбросов и поглощения парниковых газов наземными и морскими экологическими системами на территории Российской Федерации развивается пилотная сеть полигонов мониторинга потоков парниковых газов.

Российская модель глобальной климатической системы, разработанная в федеральном государственном бюджетном учреждении науки Институт вычислительной математики им.Г.И.Марчука Российской академии наук, входит в международный Проект сравнения объединенных моделей, являющийся источником результатов моделирования климата для Межправительственной группы экспертов по изменению климата.

В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на базе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Югорский государственный университет" для комплексного решения задачи оценки углеродного баланса функционирует полевой стационар "Мухрино", результаты исследований которого признаются международным экспертным сообществом. На базе стационара запланировано создание карбонового полигона.

Существующие в Российской Федерации другие глобальные модели (федеральное государственное бюджетное учреждение "Главная геофизическая обсерватория им.А.И.Воейкова", федеральное государственное бюджетное учреждение "Гидрометеорологический научно-исследовательский центр Российской Федерации") не участвуют в международном Проекте сравнения объединенных моделей из-за нехватки суперкомпьютерных ресурсов. Кроме того, существуют также упрощенные модели климатической системы (федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт физики атмосферы им.А.М.Обухова Российской академии наук) и модели отдельных компонентов земной системы (атмосферного воздуха, океана, поверхностных вод суши), развиваемые научными учреждениями Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

В федеральном государственном бюджетном учреждении "Главная геофизическая обсерватория им.А.И.Воейкова" Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды создана многофункциональная модульная система вероятностного сценарного прогнозирования региональных изменений климата, которая может быть использована для создания высокоразрешающей системы региональных исследований климата и окружающей среды, сценарного прогнозирования погодно-климатических воздействий и практического использования при разработке отраслевых и региональных адаптационных стратегий.

Более чем полувековой мониторинг и исследования загрязнения атмосферного воздуха в городах Российской Федерации, осуществляемые Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в составе Государственной наблюдательной сети, позволили сформировать методические требования к наблюдениям и разработать методы расчета рассеивания загрязняющих веществ для источников различного типа. Созданы и функционируют автоматизированная система сбора, обработки и хранения первичной информации, в которой накоплены данные с 1980 года, а также Система краткосрочного прогноза загрязнения атмосферы и предупреждений о неблагоприятных метеоусловиях рассеивания примесей для 397 городов, включающая в себя 76 прогностических центров. Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды осуществляет мониторинг загрязнения, в том числе радиационного, поверхностных вод суши, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, исключительной экономической зоны Российской Федерации и земель.

Российская система мониторинга атмосферного воздуха в отличие от ряда зарубежных стран в настоящее время не включает мониторинг содержания в атмосферном воздухе так называемого "черного углерода" - продукта неполного сгорания топлива. "Черный углерод" опасен для здоровья людей, кроме того, с ним связывают влияние на региональный климат (оценки этого влияния существенно разнятся), так что "черный углерод" занимает достаточно заметное место в международной климатической повестке.

В части оценок влияния климата на экономику и качество жизни населения в Российской Федерации практически отсутствуют модели прямого воздействия на состояние социальных и хозяйственных систем, а также влияния на социально-экономическую политику государства, корпоративную политику бизнеса и поведение домохозяйств, при этом используются в основном зарубежные модели. В Российской Федерации развивается лишь несколько эконометрических моделей для анализа адаптационных решений и их влияния на социально-экономическое развитие.

Существующие в Российской Федерации научные заделы и наработки в области мониторинга и прогнозирования климатических изменений и состояния окружающей среды могут быть использованы в качестве основы для создания наблюдательных систем и моделей нового уровня.

Ключевой научной составляющей Федеральной научно-технической программы в области экологического развития Российской Федерации и климатических изменений на 2021-2030 годы (далее - Программа) должно стать создание наукоемких технологических решений для получения достоверных данных об окружающей среде и климатических изменениях, включая эмиссию и поглощение парниковых газов и загрязнение окружающей среды, а также физико-математического моделирования земной системы.

Реализация Программы позволит обеспечить:

достижение мирового уровня в части наукоемких технологий мониторинга и прогнозирования состояния окружающей среды и климата, включая опасные природные явления, основанных на современных наблюдательных системах и физико-математическом моделировании;

использование высокого адаптационного потенциала Российской Федерации и повышение эффективности мер по адаптации к изменениям климата для различных экологических систем, социальных групп, отраслей экономики и регионов Российской Федерации;

разработку и внедрение низкоуглеродных, а также экологически чистых технологий в различные отрасли экономики Российской Федерации;

научное обоснование проведения эффективных мероприятий по защите российских производителей от зарубежных ограничительных мер, вводимых под предлогом экологической и климатической безопасности.

II. Цель и задачи Программы


Целью Программы является повышение эффективности научно-технической деятельности в области экологического развития Российской Федерации и климатических изменений.

Для достижения указанной цели необходимо решить задачи создания наукоемких технологических решений, направленных на:

обеспечение экологической безопасности, улучшение состояния окружающей среды;

изучение климата, механизмов адаптации к климатическим изменениям и их последствиям;

обеспечение устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов путем проведения исследований источников выбросов и поглотителей парниковых газов и принятия мер по уменьшению негативного воздействия таких газов на климат и окружающую среду.

III. Направления реализации Программы


Исходя из задач, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 8 февраля 2021 г. N 76 "О мерах по реализации государственной научно-технической политики в области экологического развития Российской Федерации и климатических изменений" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 8 февраля 2021 г. N 76), определены следующие направления реализации Программы:

направление 1 "Мониторинг и прогнозирование состояния окружающей среды и климата";

направление 2 "Смягчение антропогенного воздействия на окружающую среду и климат";

направление 3 "Адаптация экологических систем, населения и отраслей экономики к изменениям климата".

Направление 1 "Мониторинг и прогнозирование состояния окружающей среды и климата"


Базовой проблемой для принятия мер по обеспечению безопасности страны в экологическом и погодно-климатическом аспектах является получение достоверных данных о текущем состоянии климата и окружающей среды, а также сценарных прогнозов их состояния, предусматривающих количественную оценку будущих состояний земной системы (атмосферного воздуха, процессов на суше, Мирового океана, криосферы и биосферы) в периоды от нескольких месяцев до сотен лет. Решение этой проблемы требует разработки и совершенствования технологий мониторинга, призванных обеспечить максимально полную и детальную информацию о состоянии и эволюции земной системы и влияющих на нее факторов, включая эмиссию и поглощение парниковых газов, эволюцию атмосферных аэрозолей, а также технологий физико-математического моделирования и прогнозирования (с применением суперкомпьютеров), основанных на использовании постоянно совершенствующихся моделей земной системы и ее отдельных компонентов.

Фундаментальными задачами прогнозирования климата остаются исследование предсказуемости земной системы и улучшение качества (в том числе повышение пространственного разрешения) климатических прогнозов, а также исследование возможностей снижения неопределенности (разброса) современных оценок чувствительности земной системы к антропогенным воздействиям. Вместе с исследованиями природного углеродного цикла, включающими количественные оценки эмиссии и поглощения парниковых газов в лесных и иных экологических системах и опирающимися на информацию о характеристиках ландшафтов, почв, растительном покрове суши и землепользовании, а также на моделирование биологических и биогеохимических процессов, исследования предсказуемости и чувствительности необходимы для определения экономически оправданных возможностей сокращения антропогенного воздействия на климатическую систему.

К числу критически важных исследований с точки зрения качества жизни населения страны как в экологическом, так и в климатическом аспектах, относятся мониторинг и прогнозирование качества атмосферного воздуха, доступности и качества водных ресурсов, состояния экологических систем, в том числе антропогенно измененных, а также биоразнообразия.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»