ПРАВИТЕЛЬСТВО БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 октября 2013 года N 431-пп

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО, ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013 - 2020 ГОДЫ

(в редакции постановления Правительства Белгородской области от 19.06.2017 N 233-пп)

В целях формирования современной образовательной политики Белгородской области, направленной на обеспечение доступного и качественного образования на всех его уровнях, Правительство Белгородской области постановляет:

1. Утвердить Стратегию развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области на 2013 - 2020 годы (далее - Стратегия, прилагается).

2. Органам исполнительной власти, государственным органам области обеспечить реализацию Стратегии и представление в департамент образования области ежегодных отчетов о реализации Стратегии за истекший год до 15 июля года, следующего за отчетным.

3. Департаменту образования области (Полуянова Н.В.) обеспечить ежегодный мониторинг реализации Стратегии, подготовку отчетов о реализации Стратегии за истекший год и их представление Губернатору области не позднее 1 сентября года, следующего за отчетным.

(в ред. постановления Правительства Белгородской области от 19.06.2017 N 233-пп)

4. Рекомендовать администрациям муниципальных районов и городских округов учитывать положения Стратегии при разработке стратегий, концепций, программ, планов действий ("дорожных карт") в сфере образования.

5. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области - начальника департамента образования области Полуянову Н.В.

(в ред. постановления Правительства Белгородской области от 19.06.2017 N 233-пп)

Информацию о ходе исполнения постановления представлять к 1 сентября ежегодно.

Губернатор Белгородской области
Е.САВЧЕНКО

     

Утверждена
постановлением
Правительства Белгородской области
от 28 октября 2013 года N 431-пп


 СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО, ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013 - 2020 ГОДЫ

 (в редакции постановления Правительства Белгородской области от 19.06.2017 N 233-пп)


      1. Введение


Конкуренция различных систем образования стала ключевым элементом глобальной конкуренции, требующей постоянного обновления технологий, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира. Однако возможность получения качественного образования продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан и решающим фактором социальной справедливости и политической стабильности.

Стратегия развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области до 2020 года (далее - Стратегия) направлена на перевод отрасли образования на качественно новый уровень, который позволит формировать образованную, творческую, социально зрелую, физически здоровую личность молодого гражданина России, стать основой экономического роста и социального развития регионального сообщества, фактором благополучия, стабильности, успешности и безопасности людей, проживающих в Белгородской области.

Стратегия сформирована с учетом основных тенденций и потребностей развития региональной системы образования в условиях реализации новой государственной образовательной политики, основными ориентирами которой являются: формирование российской идентичности через создание условий для сохранения, приумножения культурных и духовных ценностей; обеспечение условий развития каждого человека; понимание зависимости изменения качества человеческого ресурса от изменения качества образования; обеспечение открытости и доступности образовательных услуг.

Указанные приоритеты заложены в стратегических ориентирах, обозначенных Президентом Российской Федерации, - так называемой концепции "5И": институты - информация - инновации - инфраструктура - инвестиции.

Институты: модернизация норм, правил, организаций в системе образования, способствующих формированию активных, компетентных, успешных и здоровых жителей Белгородской области, России.

Информация: обеспечение достаточной степени информированности широкого круга общественности (и прежде всего педагогов, обучающихся и воспитанников образовательных организаций, родителей) об изменениях в системе образования в целом, совершенствование механизмов оценки качества образовательных услуг с привлечением внешних экспертов (представителей вузов, родительской общественности, рынка труда и пр.).

Инновации: обеспечение инновационного характера общего образования в соответствии с требованиями экономики, основанной на компетенциях; формирование инновационной культуры руководителей, педагогов и обучающихся.

Инфраструктура: ресурсное обеспечение Стратегии через обновление кадров, оборудованное в соответствии с современными требованиями информационное и образовательное пространство, новую организацию образовательного пространства и учебного процесса, комфортную здоровьесозидающую обучающую среду; поддержка образовательных организаций, работающих в сложных социальных контекстах.

Инвестиции: развитие человеческого капитала; грантовые конкурсы, продолжение конкурсов приоритетного национального проекта "Образование" на уровне области; поддержка частно-государственного партнерства, попечительских советов, создание условий для меценатства и благотворительности.

Стратегия направлена на улучшение качества социальной среды в регионе и является основой для разработки новых и корректировки действующих нормативных документов, определяющих основные приоритеты развития системы образования на уровне региона, муниципальных образований, образовательных организаций.

Реализация Стратегии позволит достичь положительной динамики роста ключевых показателей результативности деятельности отрасли "Образование" за период с 2013 года до 2020 года.


2. Общие положения (нормативная база, основные понятия и термины)


Стратегия представляет собой совокупность целевых установок, принципов и приоритетов образовательной политики органов государственной власти Белгородской области и опирается на принципы государственной политики Российской Федерации в области стратегического планирования, комплексную оценку состояния и прогноз развития отрасли на среднесрочную перспективу, следующие нормативные документы:

Конституцию Российской Федерации;

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года N 536 "Об основах стратегического планирования в Российской Федерации";

Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";

(в ред. постановления Правительства Белгородской области от 19.06.2017 N 233-пп)

Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р;

Национальную образовательную инициативу "Наша новая школа", утвержденную Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 года N Пр-271;

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года N 373;

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1897;

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года N 413;

(в ред. постановления Правительства Белгородской области от 19.06.2017 N 233-пп)

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года N 1155;

(абзац введен постановлением Правительства Белгородской области от 19.06.2017 N 233-пп)

План действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 года N 1507-р;

Стратегию инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года N 2227-р;

План мероприятий ("дорожную карту") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки", утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года N 722-р;

(в ред. постановления Правительства Белгородской области от 19.06.2017 N 233-пп)

Федеральную целевую программу развития образования на 2016 - 2020 годы, утвержденную Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 года N 497;

(абзац введен постановлением Правительства Белгородской области от 19.06.2017 N 233-пп)

профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)", утвержденный Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 года N 544н;

(абзац введен постановлением Правительства Белгородской области от 19.06.2017 N 233-пп)

План-график выполнения задач в сфере образования и науки, определенный Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки";

Государственную программу Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, утвержденную Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 295;

(в ред. постановления Правительства Белгородской области от 19.06.2017 N 233-пп)

Стратегию социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2011 года N 1540-р;

Стратегию социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года, утвержденную постановлением Правительства Белгородской области от 25 января 2010 года N 27-пп;

Государственную программу Белгородской области "Развитие образования Белгородской области на 2014 - 2020 годы", утвержденную постановлением Правительства Белгородской области от 30 декабря 2013 года N 528-пп;

(в ред. постановления Правительства Белгородской области от 19.06.2017 N 233-пп)

План мероприятий ("дорожную карту") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки" Белгородской области, утвержденный постановлением Правительства Белгородской области от 25 февраля 2013 года N 69-пп.

Миссия Стратегии - стать инструментом формирования современной образовательной политики региона, направленной на воспитание ценностного самосознания высоконравственной, творческой, компетентной личности, ориентированной на укрепление культурно-исторических традиций Белгородчины, основ государственности современной России.

В Стратегии применяются следующие понятия и термины с соответствующими определениями (в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"):

1) образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;

2) воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;

3) обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;

4) федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

5) профессиональное обучение - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенций, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий);

6) дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования;

7) инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

8) качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы;

9) присмотр и уход за детьми - комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня;

10) школы, работающие в сложных социальных контекстах, - школы с неблагополучным социально-экономическим статусом семей обучающихся и низкими образовательными результатами.

Положения Стратегии могут изменяться и дополняться с учетом обстановки, характера, масштаба и содержания проблем в системе образования, а также конкретизироваться в иных документах федерального и регионального уровней.


3. Целеполагание

  3.1. Цель Стратегии


Стратегия определяет образовательную политику Правительства Белгородской области, обеспечивающую необходимые условия для реализации конституционного права граждан на образование с учетом целевых, содержательных и результативных приоритетов развития региональной системы образования.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»