ПРИКАЗ
от 17 мая 2012 года N 413
Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования*
(с изменениями на 27 декабря 2023 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года N 1645 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 12.02.2015, N 0001201502120032);
приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 года N 1578 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 12.02.2016, N 0001201602120008);
приказом Минобрнауки России от 29 июня 2017 года N 613 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 27.07.2017, N 0001201707270051);
приказом Минпросвещения России от 24 сентября 2020 года N 519 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 24.12.2020, N 0001202012240006);
приказом Минпросвещения России от 11 декабря 2020 года N 712 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.12.2020, N 0001202012280006);
приказом Минпросвещения России от 12 августа 2022 года N 732 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 12.09.2022, N 0001202209120008);
приказом Минпросвещения России от 27 декабря 2023 года N 1028 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 05.02.2024, N 0001202402050004) (вступило в силу с 1 сентября 2024 года).
____________________________________________________________________
________________
* Наименование в редакции, введенной в действие с 23 февраля 2015 года приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года N 1645. - См. предыдущую редакцию.
В соответствии с подпунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 года N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст.2923; N 33, ст.4386; N 37, ст.4702; 2014, N 2, ст.126; N 6, ст.582; N 27, ст.3776), и пунктом 17 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 года N 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 3, ст.4377; 2014, N 38, ст.5096),
(Преамбула в редакции, введенной в действие с 23 февраля 2015 года приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года N 1645. - См. предыдущую редакцию)
приказываю:
Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего приказа.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 23 февраля 2015 года приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года N 1645. - См. предыдущую редакцию)
Исполняющий обязанности Министра
А.А.Фурсенко
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
7 июня 2012 года,
регистрационный N 24480
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования*
(с изменениями на 27 декабря 2023 года)
________________
* Наименование в редакции, введенной в действие с 23 февраля 2015 года приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года N 1645. - См. предыдущую редакцию.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (далее - Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы среднего общего образования (далее - основной образовательной программы).
(Абзац в редакции, введенной в действие с 23 февраля 2015 года приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года N 1645. - См. предыдущую редакцию)
_______________
Пункт 6 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N 19, ст.2326; N 23, ст.2878; N 27, ст.3462; N 30, ст.4036; N 48, ст.6165; 2014, N 6, ст.562, ст.566; N 19, ст.2289; N 22, ст.2769; N 23, ст.2933; N 26, ст.3388; N 30, ст.4257, ст.4263).
(Сноска в редакции, введенной в действие с 23 февраля 2015 года приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года N 1645. - См. предыдущую редакцию)
Стандарт включает в себя требования:
к результатам освоения основной образовательной программы;
к структуре основной образовательной программы, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 23 февраля 2015 года приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года N 1645. - См. предыдущую редакцию)
к условиям реализации основной образовательной программы, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы, ее структуре и условиям реализации учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся при получении среднего общего образования, включая образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а также значимость данного уровня общего образования для продолжения обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, профессиональной деятельности и успешной социализации.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 23 февраля 2015 года приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года N 1645. - См. предыдущую редакцию)
_______________
Сноска исключена с 23 февраля 2015 года - приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года N 1645. - См. предыдущую редакцию.
2. Стандарт является основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших основную образовательную программу, независимо от формы получения образования и формы обучения.
_______________
С учетом положений части 2 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N 19, ст.2326; N 23, ст.2878; N 27, ст.3462; N 30, ст.4036; N 48, ст.6165; 2014, N 6, ст.562, ст.566; N 19, ст.2289; N 22, ст.2769; N 23, ст.2933; N 26, ст.3388; N 30, ст.4257, ст.4263).
(Сноска в редакции, введенной в действие с 23 февраля 2015 года приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года N 1645. - См. предыдущую редакцию)
Среднее общее образование может быть получено:
в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (в очной, очно-заочной или заочной форме);
вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования и самообразования.
Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
Срок получения среднего общего образования составляет два года, а для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов при обучении по адаптированным основным образовательным программам среднего общего образования, и для обучающихся, осваивающих основную образовательную программу в очно-заочной или заочной формах, независимо от применяемых образовательных технологий, увеличивается не более чем на один год.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 23 февраля 2015 года приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года N 1645. - См. предыдущую редакцию)
_______________
Сноска исключена с 23 февраля 2015 года - приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года N 1645. - См. предыдущую редакцию.
3. Стандарт разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации и направлен на обеспечение:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 23 февраля 2015 года приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года N 1645. - См. предыдущую редакцию)
формирования российской гражданской идентичности обучающихся;
единства образовательного пространства Российской Федерации посредством установления единых требований к результатам, структуре и условиям реализации основной образовательной программы;
сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализации права на изучение родного языка, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России;
равных возможностей получения качественного среднего общего образования;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 23 февраля 2015 года приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года N 1645. - См. предыдущую редакцию)
реализации бесплатного образования на ступени среднего общего образования в объеме основной образовательной программы, предусматривающей изучение обязательных учебных предметов, входящих в учебный план (учебных предметов по выбору из обязательных предметных областей, дополнительных учебных предметов, курсов по выбору и общих для включения во все учебные планы учебных предметов, в том числе на углубленном уровне), а также внеурочную деятельность;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 23 февраля 2015 года приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года N 1645. - См. предыдущую редакцию)
воспитания и социализации обучающихся, их самоидентификацию посредством личностно и общественно значимой деятельности, социального и гражданского становления, в том числе через реализацию образовательных программ, входящих в основную образовательную программу;
преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального образования;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 23 февраля 2015 года приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года N 1645. - См. предыдущую редакцию)
развития государственно-общественного управления в образовании;
формирования основ оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы, деятельности педагогических работников, организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 23 февраля 2015 года приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года N 1645. - См. предыдущую редакцию)
создания условий для развития и самореализации обучающихся, для формирования здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни обучающихся;
государственных гарантий по соответствующему финансированию основной образовательной программы, реализуемой через урочную и внеурочную деятельность.
4. Методологической основой Стандарта является системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;
проектирование и конструирование развивающей образовательной среды организации, осуществляющей образовательную деятельность;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 23 февраля 2015 года приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года N 1645. - См. предыдущую редакцию)
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 23 февраля 2015 года приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года N 1645. - См. предыдущую редакцию)
Стандарт является основой для:
разработки примерных основных образовательных программ среднего общего образования;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 23 февраля 2015 года приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года N 1645. - См. предыдущую редакцию)
разработки программ учебных предметов, курсов, учебной литературы, контрольно-измерительных материалов;
организации образовательной деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, реализующих основную образовательную программу, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 23 февраля 2015 года приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года N 1645. - См. предыдущую редакцию)
разработки нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, реализующих основную образовательную программу, формирования государственного (муниципального) задания для образовательного учреждения;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 23 февраля 2015 года приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года N 1645. - См. предыдущую редакцию)
осуществления контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования;
проведения государственной итоговой и промежуточной аттестации обучающихся;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 23 февраля 2015 года приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года N 1645. - См. предыдущую редакцию)
построения системы внутреннего мониторинга качества образования в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 23 февраля 2015 года приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года N 1645. - См. предыдущую редакцию)
организации деятельности работы методических служб;
аттестации педагогических работников;