• Текст документа
  • Статус
0 %
Начинаю
Завершаю
Оглавление
Поиск в тексте
Действующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 января 2010 года N 27-пп


Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года

(с изменениями на 27 июля 2020 года)

(в ред. постановлений Правительства Белгородской области от 18.09.2010 N 299-пп, от 25.07.2011 N 271-пп, от 24.12.2012 N 590-пп, от 03.06.2013 N 206-пп, от 12.05.2015 N 192-пп, от 25.04.2016 N 122-пп, от 25.03.2019 N 128-пп, от 27.07.2020 N 336-пп)




В целях обеспечения согласованности стратегических приоритетов, консолидации усилий органов государственной власти и местного самоуправления муниципальных образований области, бизнес-структур и гражданского общества по обеспечению населению области достойного качества жизни и его постоянного улучшения в среднесрочном и долгосрочном периоде Правительство Белгородской области постановляет:


(в ред. постановления Правительства Белгородской области от 24.12.2012 N 590-пп)


1. Утвердить Стратегию социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года (далее - Стратегия, прилагается).


2. Органам исполнительной власти и государственным органам области обеспечить достижение индикаторов Стратегии и их интеграцию в государственные программы Белгородской области в курируемых сферах.


(п. 2 введен постановлением Правительства Белгородской области от 24.12.2012 N 590-пп; в ред. постановления Правительства Белгородской области от 12.05.2015 N 192-пп)


3. Органам исполнительной власти области обеспечить реализацию Стратегии и представление в департамент экономического развития области ежегодных отчетов о реализации Стратегии за истекший год до 15 апреля года, следующего за отчетным.


(в ред. постановлений Правительства Белгородской области от 24.12.2012 N 590-пп, от 03.06.2013 N 206-пп)


4. Департаменту экономического развития области (Абрамов О.В.) обеспечить ежегодный мониторинг реализации Стратегии, подготовку отчетов о реализации Стратегии за истекший год и их представление Губернатору области не позднее 15 июня года, следующего за отчетным.


(в ред. постановлений Правительства Белгородской области от 25.07.2011 N 271-пп, от 24.12.2012 N 590-пп, от 03.06.2013 N 206-пп)


5. Рекомендовать территориальным органам федеральных органов исполнительной власти, органам местного самоуправления муниципальных образований области учитывать положения Стратегии при разработке отраслевых стратегий, концепций, программ, дорожных карт, планов действий.


(в ред. постановления Правительства Белгородской области от 12.05.2015 N 192-пп)


6. Признать утратившим силу постановление Правительства Белгородской области от 27 октября 2008 года N 269-пп "О Стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года, включающей Программу социально-экономического развития Белгородской области на 2008 - 2012 годы".


(в ред. постановления Правительства Белгородской области от 24.12.2012 N 590-пп)


7. Контроль за исполнением постановления возложить на департамент экономического развития Белгородской области (Абрамов О.В.).


(п. 7 в ред. постановления Правительства Белгородской области от 25.03.2019 N 128-пп)



Губернатор Белгородской области
Е.САВЧЕНКО

Стратегия социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года



Утверждена
постановлением
Правительства Белгородской области
от 25 января 2010 года N 27-пп

(в ред. постановлений Правительства Белгородской области от 24.12.2012 N 590-пп, от 03.06.2013 N 206-пп, от 12.05.2015 N 192-пп, от 25.04.2016 N 122-пп, от 25.03.2019 N 128-пп, от 27.07.2020 N 336-пп)

1. Стратегия социально-экономического развития Белгородской области как инструмент региональной политики

1.1. Макроэкономические и макросоциальные ориентиры стратегического развития регионов

(в ред. постановления Правительства Белгородской области от 24.12.2012 N 590-пп)



Формирование целей социально-экономического развития на долгосрочную перспективу требует четкого определения ценностных ориентиров общества, обеспечивающих переход к инновационно активной экономике и устойчивой социальной политике.


Руководством страны поставлены основные цели стратегического развития: достижение качественного изменения жизни населения, экономики и социальной сферы. Для этого необходимы увеличение ВВП, повышение диверсификации и придание российской экономике инновационного характера, рост производительности труда, укрепление обороноспособности и экономической безопасности страны.


Приоритеты социально-экономического, политического и демографического развития государства отражены в Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", N 598 "О совершенствовании в сфере здравоохранения", N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", N 602 "Об обеспечении межнационального согласия", N 603 "О реализации планов (программ) строительства и развития вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и модернизации оборонно-промышленного комплекса", N 604 "О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации", N 605 "О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации", N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" и в основных стратегических документах.


В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (Концепция-2020), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, обозначены важнейшие цели развития страны на долгосрочную перспективу, в том числе формирование комфортной для жизни людей среды, обеспечивающей лидерские позиции России в мире, путем решения задач развития и реализации человеческого потенциала, использования потенциала информационного общества и интернет-технологий, а также определены целевые показатели развития страны, пути и способы обеспечения устойчивого повышения благосостояния граждан, динамичного развития экономики, укрепления национальной безопасности.


Для достижения стратегических целей социально-экономического развития Российской Федерации необходим переход экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу развития. Это позволит резко расширить конкурентный потенциал экономики страны за счет наращивания ее сравнительных преимуществ в науке, образовании и высоких технологиях и на этой основе задействовать новые источники экономического роста и повышения благосостояния населения.


Концепция-2020 определяет приоритеты долгосрочного развития субъектов Российской Федерации, расположенных в Центрально-Черноземной зоне, связанные с использованием их природноресурсной базы - плодородных земель и рудных запасов Курской магнитной аномалии, заключающиеся в развитии:


инновационного вектора горнодобывающей и металлургической отраслей, базирующегося на применении новых технологий, обеспечивающих повышение производительности труда и качества продукции;


агропромышленного комплекса на основе применения современных технологий выращивания и переработки сельскохозяйственной продукции, включая производство биотоплива, расширение рынков сбыта пищевой продукции, индуцируемое спросом крупнейших центров потребления;


транспортно-логистической инфраструктуры, включающей создание полимагистральных транспортных коридоров, обеспечивающих инфраструктурный базис для развития внешней торговли, повышение уровня транспортных связей между областями, расположенными в Центрально-Черноземной зоне, а также с Московской агломерацией, развитие железнодорожного сообщения до государственной границы Российской Федерации с Украиной для приграничного сотрудничества и интеграции в глобальную экономику;


дополнительных энергетических мощностей;


сектора услуг и сервисных отраслей.


Перевод к 2020 году экономики России на инновационный путь является целью Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года N 2227-р. Для достижения этой цели необходимо в первую очередь развивать кадровый потенциал в сфере науки, образования, технологий и инноваций, повышать инновационную активность бизнеса и ускорить появление новых инновационных компаний, максимально широко внедрить в деятельность органов государственного управления современные инновационные технологии, сформировать сбалансированный и устойчиво развивающийся сектор исследований и разработок.


В Стратегии социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2011 года N 1540-р, сформулированы цели, задачи, подходы и принципы развития макрорегиона.


Базовым принципом развития Центрального федерального округа является максимальная ресурсоэффективность, природосбережение, локализация полного производственного цикла, использование транзитных возможностей территории, проведение модернизации и усиление инновационности экономики и социальной сферы.


Формирование инновационной экономики Белгородской области означает превращение интеллекта, творческого потенциала человека в ведущий фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности, наряду со значительным повышением эффективности использования природных ресурсов и производственного капитала. Источником высоких доходов станет не только возможность получения ренты от использования природных ресурсов и мировой конъюнктуры, но и производство новых идей, технологий и социальных инноваций.


Основные направления перехода российской экономики к инновационному социально ориентированному типу развития являются целевым ориентиром развития Белгородской области, включающим:


развитие человеческого потенциала;


создание высококонкурентной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение капитала в экономику;


структурную диверсификацию экономики на основе инновационного технологического развития;


закрепление и расширение конкурентных преимуществ в традиционных сферах (аграрный сектор, переработка природных ресурсов);


расширение и укрепление внешнеэкономических позиций, повышение эффективности участия в общероссийском и мировом разделении труда;


переход к новой модели пространственного развития экономики.


Формирование предпосылок для перехода к инновационному социально ориентированному типу развития требует поиска новых управленческих решений, способствующих созданию условий для дальнейшего повышения качества жизни населения на основе интенсивного развития экономики. При этом надо учитывать следующие важные факторы: проведение административной реформы, реформ общественных финансов и местного самоуправления, совершенствование региональной политики и влияние на экономику области глобализации российской экономики, вступление России во Всемирную торговую организацию.


Стратегия социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года (далее - Стратегия развития области) базируется на указанных выше основных стратегических документах страны, основывается на положениях Программы улучшения качества жизни населения области, утвержденной законом Белгородской области от 2 апреля 2003 года N 74, Стратегии "Формирование регионального солидарного общества", утвержденной постановлением Правительства области от 24 ноября 2011 года N 435-пп, и Плана мероприятий по решению задач, изложенных Губернатором области на церемонии вступления в должность 20 октября 2012 года, утвержденного распоряжением Правительства области от 19 ноября 2012 года N 618-рп. Стратегия развития области является одним из элементов системы государственного планирования Белгородской области, представляющей собой комплекс управленческих документов и правовых актов, принятых органами государственной власти и направленных на эффективное управление, обеспечение роста валового регионального продукта, капитализацию активов территории и повышение благосостояния граждан.


(в ред. постановления Правительства Белгородской области от 12.05.2015 N 192-пп)


Стратегия развития области включает в себя необходимые сведения о развитии экономики региона, анализ нынешнего состояния экономики области и ее конкурентных преимуществ, определяет стратегические цели и задачи, содержит основные программы и проекты.


В Стратегии развития области спроектированы основные направления экономического и социального развития территории, а также соответствующие управленческие решения, которые обеспечивают выбор наиболее эффективных путей достижения поставленных целей, преимущественную ориентацию планов на решение социальных задач, обеспечение сбалансированного роста экономики, повышение уровня и качества жизни населения.


Стратегия развития области определяет целевые ориентиры, количественные и качественные индикаторы социально-экономического развития области, выражающиеся в достижении и закреплении лидерских позиций и создании условий и механизмов, позволяющих обеспечить опережающие темпы развития экономики, сформировать комфортную среду для жизни человека, обеспечить духовное благополучие белгородцев.

1.2. Ключевые риски развития региона


Благодаря достигнутой за последние годы стабильности развития региональной экономики и социальной сферы Белгородская область имеет возможность ставить перед собой амбициозные стратегические цели. В то же время она стоит перед необходимостью преодоления ряда долговременных системных вызовов, которые создают определенные риски.


Ключевые риски для устойчивого социально-экономического развития Белгородской области обусловлены как внешними для региона и страны факторами, так и внутренними ограничениями.


1. Риск, обусловленный процессом глобализации российской экономики


В условиях интеграции России и Белгородской области в глобальные экономические системы экономика области подвержена воздействию мирового кризиса. Следствием мирового финансового кризиса является развитие кризиса производства, сопровождаемого снижением сырьевых цен и замедлением темпов роста мировой экономики в 2009 - 2010 годах, в сочетании с высокими темпами роста инфляции. Кризисные явления в мировой экономике обуславливают необходимость повышения устойчивости экономики области, ее конкурентоспособности, способности нейтрализовать негативные воздействия мировых рынков.


Качественно изменяются процессы конкуренции как на внутренних, так и на внешних рынках. Либерализация торгового режима при вступлении в ВТО с одновременным проведением реформ естественных монополий сопряжена с ростом цен и сильным инфляционным давлением, что будет сокращать возможности конкурировать по цене.


Это ставит экономические субъекты Белгородской области перед необходимостью кардинального пересмотра стратегии развития в пользу ориентации на лидерство по качеству и технологиям, а также изыскания дополнительных ресурсов на ее осуществление.


2. Риск зависимости экономики области от конъюнктуры рынков и цен на сырье и продукцию


Экономика области в значительной степени зависит от внешних факторов: конъюнктуры рынков и цен на железорудное сырье и черные металлы, на сельскохозяйственное сырье и продукты питания, размеров транспортных тарифов, цен и тарифов на топливно-энергетические ресурсы. Региону существенно недостает собственных источников генерации электрической энергии.


В этих условиях приоритетными для региона становятся дальнейшая диверсификация экономики в целях снижения доли черной металлургии, интенсивное развитие конкурентоспособного сельскохозяйственного производства, ускоренное внедрение энергосберегающих технологий и развитие энергетической базы для экономического роста региона.


3. Риск технологического отставания


Технологическое отставание влечет за собой низкие показатели производительности оборудования и труда, высокие удельные расходы материальных ресурсов, устаревшие технологии производства, что может привести к утрате конкурентоспособности экономики региона и продукции белгородских предприятий. Производственно-технологическая база требует постоянной модернизации, основанной на использовании новейших достижений науки и технологий последнего поколения.


Несмотря на то, что на протяжении последних лет в Белгородской области наблюдается тенденция роста величины внутренних затрат на исследования и разработки, доля затрат на развитие научных исследований и разработок в общих затратах на производство валового регионального продукта по-прежнему очень мала.


Одним из основных механизмов регионального управления должно быть изыскание необходимых возможностей для сохранения и развития научно-технического потенциала региона посредством поддержки инноваций, развития инновационной инфраструктуры.


4. Риск, обусловленный инфраструктурными и институциональными ограничениями


Ограничения инфраструктурного и институционального характера сдерживают развитие бизнеса. В целях минимизации данного риска на уровне Белгородской области необходимо существенно наращивать объемы строительства и реконструкции объектов транспортной и инженерной инфраструктуры не только за счет увеличения бюджетных ассигнований, но и путем привлечения внебюджетных средств на основе развития государственно-частного партнерства.


Эффективным механизмом устранения инфраструктурных рисков являются продвижение и внедрение технологических и управленческих инноваций. Важно также на региональном уровне создавать институты, обеспечивающие комфортные условия для ведения бизнеса и способствующие развитию конкуренции на рынках.


5. Риск дефицита трудовых ресурсов и негативных тенденций в развитии человеческого потенциала


На региональном рынке труда сохраняется дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы, несмотря на рост вакансий за последние несколько лет. Основные причины - нарастающий дефицит квалифицированных кадров, серьезные деформации профессиональной структуры и низкое качество рабочей силы.


Для снижения риска дефицита трудовых ресурсов важно повысить эффективность функционирования отраслей, определяющих качество человеческого капитала (образование, здравоохранение, жилищный сектор), и поднять стандарты жизни населения. Необходимо осуществлять меры по повышению производительности труда (за счет повышения уровня образования и "креативности" работников), а также выработать систему приоритетной поддержки высококвалифицированных специалистов ведущих отраслей региональной экономики.


Устойчивость к внешним и внутренним рискам, поддержание условий поступательного экономического развития, эффективная интеграция в глобальную экономику и решение региональных проблем возможны только при осуществлении эффективной социально-экономической политики как на уровне России, так и на уровне региона.

1.3. Стартовые условия развития Белгородской области


Белгородская область, образованная в 1954 году, - одна из самых молодых в России. Она расположена на юго-западе Российской Федерации, входит в состав Центрального федерального округа (ЦФО) Российской Федерации. Площадь области - 27 тысяч квадратных километров (0,2% от территории России). На юге и западе она граничит с Луганской, Харьковской и Сумской областями Украины, на севере и северо-западе - с Курской, на востоке - с Воронежской областями. Общая протяженность границ - около 1150 км, в том числе с Украиной - 540 км. В состав области входят 19 муниципальных районов, 3 городских округа, 25 городских и 260 сельских поселений. Численность населения на 1 января 2008 года составила 1 миллион 519 тысяч человек (1,1% от населения России), средний возраст которого около 40 лет. Административный центр - город Белгород с населением 353 тысячи человек - расположен в 695 километрах к югу от Москвы.


Область характеризуется выгодным географическим положением и привлекательна своими недрами, черноземами, экономическим и высококвалифицированным кадровым потенциалом. Все это способствует эффективному развитию как межрегиональных, так и внешнеэкономических деловых, торговых и культурных связей. По ее территории проходят стратегически важные железнодорожные и автомобильные магистрали межгосударственного значения, соединяющие Москву с южными районами России, Украиной и Закавказьем. Удельный вес дорог с твердым покрытием составляет 92,1%, развита система финансово-кредитных, страховых и других организаций, составляющих рыночную инфраструктуру. Область полностью газифицирована.


Основным стратегическим направлением развития области является улучшение качества жизни белгородцев, предусматривающее инвестиции в человека. Поэтому экономическую и социальную политику Правительство области строит исходя из того, что главным действующим лицом остается человек, его жизнь, здоровье, всестороннее развитие.


(в ред. постановления Правительства Белгородской области от 24.12.2012 N 590-пп)

Рисунок 1.1. Карта административно-территориального деления Белгородской области (рисунок не приводится)



Рис. 1.1. Карта административно-территориального деления Белгородской области*

________________
* Рисунок 1.1 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


Оценивая социально-экономическое развитие области за последние 15 лет, необходимо отметить, что за этот период удалось не только стабилизировать экономическую ситуацию, но и обеспечить высокую динамику макроэкономических и макросоциальных показателей, причем качественно изменилось не только социально-экономическое положение региона, но и его место среди других регионов Центрального федерального округа и России в целом.


Это явилось результатом того, что Правительством области ведется активная работа по развитию экономики и социальной сферы, конструктивное сотрудничество с бизнес-структурами и населением на основе использования программно-целевого метода управления регионом, который помогает успешно решить многие вопросы социально-экономического развития.


(в ред. постановления Правительства Белгородской области от 24.12.2012 N 590-пп)


Главным стратегическим документом, определяющим приоритеты в деятельности Правительства области, является Программа улучшения качества жизни населения, направленная на создание для населения области достойного человека качества жизни и его постоянное улучшение в долгосрочной перспективе. Кроме того, реализовывались Программа экономического и социального развития области на период до 2007 года, отраслевые стратегии, концепции и целевые программы, положения которых органично вписались в приоритетные национальные проекты "Развитие агропромышленного комплекса", "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", "Образование" и "Здоровье".


(в ред. постановления Правительства Белгородской области от 24.12.2012 N 590-пп)


Позитивные процессы в социально-экономическом развитии области подтверждают рост большинства макроэкономических и макросоциальных показателей, центральным из которых является валовой региональный продукт. С учетом показателей за 2000 - 2006 годы, оценочных и планируемых темпов роста прогнозируется обеспечение удвоения валового регионального продукта в реальном выражении к концу 2009 года.

Рисунок 1.2. Динамика ВРП Белгородской области за 1999 - 2009 годы (рисунок не приводится)



Рис. 1.2. Динамика ВРП Белгородской области за 1999 - 2009 годы*

________________
* Рисунок 1.2 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


В структуре экономики региона преобладает промышленное производство. Область добывает треть российской железной руды, она единственный производитель в России и Европе губчатого железа - продукта высокой металлургической ценности. На долю Белгородской области приходится более 35% производства окатышей железорудных, по 4% - выпуска проката готового и стали, 10% - листов асбестоцементных, 9% - цемента, 21% - труб и муфт асбестоцементных, 11% - масла растительного, 12% - сахара-песка, 25% - маргариновой продукции.


Реализация мероприятий по совершенствованию промышленного потенциала области, повышению конкурентоспособности и диверсификации производства, а также экономическая активность хозяйствующих субъектов позволили за 1993 - 2007 годы обеспечить рост промышленного производства в сопоставимых условиях в 2 раза, что значительно выше, чем в целом по Российской Федерации (104,6%). В последние годы существенно повысилась степень адаптации предприятий к рынку, что позволило уже одиннадцать лет подряд сохранять устойчивый рост объемов промышленного производства и еще в 2001 году выйти на уровень 1990 года.


Среди областей Центрального федерального округа в 2007 году Белгородская область по объему отгруженных товаров и выполненных работ и услуг на душу населения по видам экономической деятельности "добыча полезных ископаемых" (37,8 тыс. рублей) и "обрабатывающие производства" (120,6 тыс. рублей) заняла вторые места соответственно.


В области принимаются меры, направленные на создание эффективного, конкурентоспособного индустриального сельскохозяйственного производства, обеспечивающего высокое качество жизни сельских жителей, насыщение внутреннего рынка жизненно необходимыми, качественными и доступными для населения продуктами питания. Особое внимание уделяется мероприятиям Стратегии развития сельского хозяйства Белгородской области до 2010 года, областных целевых программ развития животноводства и приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса".


Выпуск продукции сельского хозяйства в области в 2007 году достиг 58,2 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах в 1,5 раза выше уровня 1992 года при снижении по Российской Федерации за этот период на 9,6 процента. В 1993 - 2007 годах сохранялся устойчивый рост производства скота и птицы, яиц. По объему производства птицы и свиней на убой (в живом весе) в сельскохозяйственных организациях область занимала первые места среди регионов России, по производству молока - второе место среди областей Центрального федерального округа.


В области проводится целенаправленная работа по созданию благоприятного инвестиционного климата для привлечения отечественных и иностранных инвестиций в приоритетные секторы экономики. По оценке независимых экспертов, область является регионом, имеющим стабильный и качественный инвестиционный климат. Общий объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в 2007 году составил 73,6 млрд. рублей, что в сопоставимых условиях в 1,5 раза выше уровня 1992 года.


Растут объемы ввода жилищного строительства. За 1993 - 2007 годы в области введено 11,4 млн. кв. м общей площади жилых домов. По масштабам жилищного строительства на 1000 человек, около две трети которого - индивидуальное, область занимает лидирующие позиции в стране. С 2003 года в области реализуются мероприятия Стратегии развития жилищного строительства на территории области до 2010 года, предусматривающие строительство доступного и благоустроенного жилья, в первую очередь, индивидуальных домов усадебного типа, что соответствует приоритетному национальному проекту "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". Высокими темпами осуществляется масштабное дорожное строительство и благоустройство, реализуется областной проект "Социальное обустройство сельских территорий Белгородской области".


Развитие экономики области способствует кардинальному изменению ситуации в социальной сфере. В 2003 году одной из первых среди регионов России в области была принята Программа улучшения качества жизни населения. Реальная начисленная заработная плата за 1993 - 2007 годы возросла в 1,5 раза. В результате принимаемых мер по увеличению денежных доходов населения, социальных гарантий жителям в области с 2000 года отмечается тенденция снижения численности населения, имеющего среднедушевые денежные доходы ниже величины прожиточного минимума. Если в 2000 году их доля составляла 33,6%, то в 2007 году - 12,4% населения области.


Ускоренное развитие реального сектора способствовало увеличению в последние годы численности занятых в экономике. С 2007 года в области начата реализация мероприятий по созданию за 2007 - 2011 годы 100 тыс. новых рабочих мест. В результате уровень регистрируемой безработицы в целом по области на конец 2007 года составил 1,1% экономически активного населения, что почти в 2 раза ниже, чем по Российской Федерации.


В области в 1993 - 2007 годах продолжалась реализация областных целевых программ социальной направленности в здравоохранении, образовании, культуре, молодежной политике, физкультуре и спорте, в сфере социальной защиты населения. Особое внимание уделяется реализации приоритетных национальных проектов "Образование" и "Здоровье". Повысился статус многих учебных заведений, продолжен курс на создание крупных специализированных медицинских центров, современных социальных учреждений.


В последние годы отмечены значительный рост уровня рождаемости населения, снижение уровня смертности и естественной убыли населения области, увеличение миграционного прироста. В 2007 году коэффициент рождаемости составил 10,3 промилле и достиг наиболее высокого значения за последние 15 лет. По данному показателю Белгородская область входит в тройку лидеров среди регионов Центрального федерального округа и укрепляет свои позиции. Благодаря улучшению демографической ситуации наметилась тенденция увеличения численности населения.


В целом, место Белгородской области в экономике и социальной сфере Российской Федерации, Центрального федерального округа и Центрально-Черноземного района по итогам 2007 года характеризуется следующим образом.

Таблица 1.1. Место Белгородской области в экономике и социальной сфере Российской Федерации, Центрального федерального округа и Центрально-Черноземного экономического района в 2007 году



Таблица 1.1

Показатели

Место

по РФ

по ЦФО

по ЦЧР

Душевые объемы:

валовой региональный продукт, руб. <*>

29

4

2

отгруженных товаров по виду деятельности "Добыча полезных ископаемых", руб.

16

2

1

отгруженных товаров по виду деятельности "Обрабатывающие производства", руб.

15

4

2

работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", руб.

26

4

1

инвестиций в основной капитал, руб.

17

3

1

оборота розничной торговли, руб.

41

8

3

намолота зерна, тонн

11

5

4

реализации на убой скота и птицы (в живом весе), кг

1

1

1

валового надоя молока, кг

15

1

1

производства яиц, шт.

4

2

1

сальдированный финансовый результат (на душу населения), руб.

12

3

2

Ввод жилья на 1000 человек населения, кв. м

7

2

1

Ввод в действие организациями всех форм собственности:

- общеобразовательных школ, ученических мест, на 10 тысяч детей школьного возраста;

24

5

2

- дошкольных общеобразовательных учреждений, мест, на 10 тысяч детей дошкольного возраста

30

7

3

- больниц, коек, на 100 тысяч человек населения

23

7

2

Темпы роста безработицы (по возрастанию), %

14

4

2

Темп роста реальных денежных доходов (декабрь 2007 г.), %

7

1

1

Продолжительность жизни

8

2

1

Коэффициент рождаемости

56

2

1


________________


* - данные Росстата за 2006 год.


По многим из указанных позиций область входит в первую и вторую десятку среди субъектов Российской Федерации и в первую пятерку среди регионов, входящих в Центральный федеральный округ, в том числе по производству животноводческой продукции, жилищному строительству, отдельным показателям уровня жизни населения.


Вместе с тем существует ряд факторов, замедляющих позитивные процессы, происходящие в области. Так, например, степень износа основных фондов в крупных и средних коммерческих организациях в 2007 году была достаточно велика - 35,4 процента, в некоммерческих организациях - 37,9 процента. Коэффициенты обновления за этот же период составили 21,2% и 7,1% соответственно. Наличие физически и морально устаревших основных фондов во многих случаях ведет к невозможности выпуска конкурентоспособной и тем более инновационной продукции с высокой степенью добавленной стоимости, к отставанию производительности труда.


Одной из проблем социально-экономической сферы остается высокая дифференциация населения по уровню доходов. Коэффициент фондов, отражающий различия в доходах самых богатых и бедных, растет, и в 2007 году его величина составила 13,1 раза против 10 раз в 2003 году.


Таким образом, в настоящее время возникла необходимость усиления позитивной динамики развития Белгородской области исходя из целевых ориентиров социально-экономического развития на основе:


разработки стратегического плана действий, воплощенного в реализации конкретных инвестиционных проектов, региональных областных целевых программ и системных мероприятий;


совершенствования системы регионального управления, необходимой для решения поставленных стратегических целей и задач;


эффективного взаимодействия власти, бизнеса, науки и институтов гражданского сообщества, нацеленного на инновационное социально ориентированное региональное развитие.


Представленные предпосылки указывают на актуальность разработки Стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года.

1.4. Методологические подходы к разработке стратегии регионального развития


В основу разработки Стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года положены стратегические направления, цели и задачи развития Российской Федерации, определенные Президентом и Правительством Российской Федерации, Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, документы и материалы министерств регионального и экономического развития Российской Федерации, федеральные отраслевые стратегии, Программа улучшения качества жизни населения Белгородской области, Схема территориального планирования Белгородской области.


Стратегия основана на понимании важнейших проблем развития, оценке ресурсного потенциала области и сопряженных рисков с учетом влияния внешних факторов, выработке способов решения наиболее острых и важных проблем, активизации потенциальных "зон роста" региональной экономики и направлена на обеспечение высоких темпов экономического роста как базы для поступательного улучшения качества жизни населения на долгосрочную перспективу.


С целью определения направлений стратегического развития Белгородской области в основу методологических подходов положена комплексная количественно-качественная оценка, с использованием данных Белгородстата, основных сфер жизнедеятельности, предложена логическая структура проведения комплексной оценки определения конкурентоспособности региона, включающая системный анализ потенциалов и результативность их использования с позиции производства добавленной стоимости, а также критерии оптимальности региональной социально-экономической системы.


При этом результативность использования потенциалов региона позволила выявить приоритетные конкурентоспособные секторы экономики и перспективные зоны экономического роста.


Оценка общественной полезности экономического развития региона предусматривала анализ динамики показателей, измеряющих качество жизни: доходы, обеспеченность социальными благами в сфере образования, здравоохранения, культуры, продолжительность жизни, а также показатели, характеризующие экологическую обстановку в регионе.


Исследование и анализ различных условий конкурентоспособности региона позволили выявить основные факторы, влияющие на ее уровень, а также сформулировать критерии оценки экономического потенциала территории, показать, что конкурентное преимущество экономики региона создается и удерживается в тесной связи с качеством жизни населения.


Экономический потенциал региона включает промышленный, сельскохозяйственный, инвестиционный, инновационный и туристско-рекреационный потенциал, а также потенциал малого предпринимательства и характеризует возможности основных секторов экономики обеспечить рост производства и заданный уровень эффективности его функционирования (коммерческой, бюджетной, социальной и других).


Анализ экономического потенциала проводился на основе сформулированных условий:


ресурсные (включая человеческие ресурсы), технологические (модернизация производства или реализация эффективных проектов почти всегда базируются на новой производственно-технологической базе);


инвестиционные (имеется возможность привлечения внешних или использования собственных финансовых ресурсов для осуществления соответствующих проектов);


информационные (информация о новых технологиях (IT-технологии) и развитии информатизации, о рынках ресурсов, маркетинговая информация и другие);


институциональные (развитость рыночных институтов, нормативно-правовая база, механизмы поддержки и стимулирования со стороны органов регионального управления).


На следующем этапе были определены основные аналитические показатели экономического потенциала (в разрезе основных видов экономической деятельности), а в рамках анализа каждого потенциала - основные аналитические показатели экономического развития региона.


Анализ социального вектора развития проводился на основе индекса развития человеческого потенциала, разработанного Программой развития ООН, который измеряет уровень достижения стран и регионов по трем важнейшим показателям - ожидаемая продолжительность жизни, уровень образования, ВВП (ВРП) на душу населения - и является базовым индикатором достижения главной стратегической цели региона, а также по другим показателям, характеризующим качество и уровень жизни населения, возможности воспроизводства человеческого капитала.


Взаимодействие вышеперечисленных потенциалов и основных составляющих социального вектора дают возможность Белгородской области развивать новые компетенции, рационализировать отраслевые управленческие структуры, придать необходимый импульс социально-экономическому развитию региональной экономики на основе синергетического эффекта, возникающего в результате взаимодействия потенциалов, которое способствует развитию мультипликативного эффекта, позволяющего приумножить конкурентные преимущества региона.


Комплексная оценка социально-экономического развития области позволила выделить приоритетные секторы экономики региона, с учетом их взаимодействия с другими секторами экономики, сформировать в производственно-экономическом секторе территориальные кластеры и зоны опережающего развития, а в социальной сфере - многокомпонентный социальный кластер как основу развития человеческого потенциала.


На основе анализа экономического потенциала и социального вектора развития сформирован комплекс методологических подходов к разработке Стратегии социально-экономического развития до 2025 года (табл. 1.2).

Таблица 1.2. Методологические подходы к разработке Стратегии социально-экономического развития Белгородской области



Таблица 1.2

Этапы разработки Стратегии

Методологические подходы к разработке Стратегии

Построение профиля социально-экономического развития региона

Методика построения профиля социально-экономического развития включает выбор ряда факторов, характеризующих состояние экономики и социальной сферы, и определение координаты обобщающего показателя с учетом среднероссийских значений. Позволяет определить приоритетные направления, оценить сложившиеся тенденции экономического развития региона на основе выделения зон благоприятного, удовлетворительного и неудовлетворительного состояния

Стратегический анализ социально-экономического развития Белгородской области (SWOT-анализ)

Базировался на исследовании внутренней и внешней сред региона в разрезе выбранных приоритетных конкурентоспособных секторов экономики, отражая сформированный стратегический климат региона

Кластерный анализ и анализ зон опережающего развития

Включает:

количественный анализ - на основе рассчитанных показателей, отражающих конкурентную устойчивость сектора экономики в регионе и потенциал его кластеризации;

качественный анализ - определение наличия и состава ресурсной базы, необходимой для обеспечения конкурентоспособности региона в определенных секторах экономики: факторы производства; спрос на внутреннем и внешнем рынках продукции сектора экономики; конкурентоспособные секторы-поставщики и другие сопутствующие секторы экономики; факторы, мотивирующие формирование эффективных стратегий управления предприятиями (уровень конкуренции на внутреннем рынке)

Определение целевых ориентиров и стратегических направлений развития

Обоснование приоритетов социально-экономического развития на основе синхронизации принципов региональной политики и кластерного подхода к управлению экономикой и социальной сферой

Сценарии развития

Формируются на основе выявленных приоритетных направлений социально-экономического развития, обеспечивающих конкурентоспособность региона и построение многофакторной информационно-содержательной модели по соответствующим направлениям и основным факторам социально-экономического развития

Формирование зон опережающего развития и территориальных кластеров

Взаимодействие приоритетных секторов экономики, выявленных в результате кластерного анализа, на основе синергетического эффекта, образующих мультипликативный эффект в развитии смежных секторов экономики, позволяет рассматривать их в качестве единого объекта управления. На базе этого формируются новые методы управления с применением системного и проектного подходов

Формирование многокомпонентного социального кластера

В основу модели формирования многокомпонентного социального кластера положено взаимодействие трех основных составляющих:

- социальной сферы, включающей образование, здравоохранение, физическую культуру и спорт, культуру, молодежную политику, социальную защиту;

- экономики (рынок труда, доходы населения);

- условий жизнедеятельности (жилье, сфера услуг, экологическая безопасность, защита человеческой жизни).

Формирование многокомпонентного социального кластера обеспечивает переход от функционального управления к социальному, в процессе которого результаты экономической деятельности трансформируются в постоянно воспроизводящийся и возрастающий человеческий капитал

Прогноз на перспективу

Проводится в рамках выявленных приоритетных секторов экономики и социальной сферы региона на основе построения многофакторных регрессионных моделей и моделей динамического программирования с применением подходов проектного управления

Пространственное развитие области

На основе оценки различий в социально-экономическом развитии муниципальных районов и городских округов области, проведенной методом многомерной характеристики на основе показателей, отражающих развитие экономики и социальной сферы, совершенствование системы расселения и размещения производительных сил, формирование агломераций

Институциональные условия и механизмы реализации Стратегии

Совершенствование государственного и муниципального управления, комплексное применение инструментов и методов стратегического планирования.

На основе прогноза стратегического развития приоритетных секторов, образующих зоны опережающего развития и территориальные кластеры, реализация системообразующих интеграционных проектов инновационного развития, объединяющих научные исследования и разработки, образование, производственные намерения бизнеса и меры государственной поддержки с формированием предпосылок для развития институтов гражданского общества


Сформулированные методологические подходы к разработке региональной стратегии в условиях перехода России к новой экономике позволили определить место и роль региона в межрегиональном и международном разделении труда, что положено в основу Стратегии социально-экономического развития Белгородской области до 2025 года как управленческого документа, содержащего научно обоснованную систему целей социально-экономического развития и систему мер государственного управления, направленных на обеспечение перехода к инновационному этапу развития региона и в дальнейшем на обеспечение устойчивого инновационного социально ориентированного развития.

2. Оценка конкурентных преимуществ и выявление проблем экономического и социального развития Белгородской области

2.1. Анализ экономического потенциала региона


Экономическая ситуация в последние годы в области складывалась в основном под влиянием факторов, способствующих росту важнейших макроэкономических показателей, центральным из которых является валовой региональный продукт (ВРП). По данным Белгородстата, в 2006 году объем валового регионального продукта составил 181 млрд. рублей, в 2007 году оценивается на уровне 232,9 млрд. рублей. С 2005 года область успешно удерживает 4-е место по уровню ВРП среди регионов Центрального федерального округа. За период с 2000 по 2007 годы ВРП области в основных сопоставимых ценах по оценке увеличился в 1,79 раза.


Одним из важнейших показателей, характеризующих развитие экономики области, является показатель ВРП в расчете на душу населения. По этому показателю среди регионов Российской Федерации Белгородская область переместилась с 36-го места в 1998 году (12242,8 руб./чел.) на 29-е место в 2006 году (119673,2 руб./чел.).


Ведущими секторами экономической деятельности, обеспечивающими основной объем ВРП Белгородской области, являются промышленность, сельское хозяйство, оптовая и розничная торговля, строительство, транспорт и связь.

Рисунок 2.1. Структура валового регионального продукта Белгородской области по видам экономической деятельности за 2006 год (рисунок не приводится)



Рис. 2.1. Структура валового регионального продукта Белгородской области по видам экономической деятельности за 2006 год*

________________
* Рисунок 2.1 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.

2.1.1. Промышленный потенциал


Основу экономики области во многом определяет развитие промышленного комплекса, на который приходится около половины валового регионального продукта области и всех налоговых платежей региона.

Рисунок 2.2. Структура объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по промышленным видам деятельности по Белгородской области в 2007 году (рисунок не приводится)



Рис. 2.2. Структура объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по промышленным видам деятельности по Белгородской области в 2007 году*

________________
* Рисунок 2.2 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


Ведущая роль в промышленном производстве области принадлежит обрабатывающим производствам (72,4% в объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами организаций промышленности) и предприятиям по добыче полезных ископаемых (21,5%). В общем объеме отгруженных товаров 27,9% приходятся на предприятия, занятые производством пищевых продуктов, 25,9% - металлургическим производством и производством готовых металлических изделий.

Рисунок 2.3. Индексы промышленного производства по Белгородской области за 2003 - 2007 годы (рисунок не приводится)



Рис. 2.3. Индексы промышленного производства по Белгородской области за 2003 - 2007 годы*

________________
* Рисунок 2.3 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


Темпы роста объема производства промышленной продукции в Белгородской области, начиная с 2002 года, были выше, чем в целом по России (за исключением 2003 и 2004 годов). Индекс промышленного производства Белгородской области за 2003 - 2007 годы возрос в 1,62 раза, в то время как в Российской Федерации только в 1,36 раза. В среднем прирост объема производства за этот период составлял по области 10,1% в год при 6,3% по России и 12,1% по Центральному федеральному округу.


Увеличение объемов промышленного производства достигнуто за счет ввода новых производственных мощностей, модернизации и технического перевооружения, внедрения новых и совершенствования действующих технологий, эффективного управления производством на крупных предприятиях региона.


Весомый вклад в развитие промышленности вносят такие ведущие предприятия, как ОАО "Лебединский ГОК", ОАО "Стойленский ГОК", ОАО "КМАруда", ОАО "Оскольский электрометаллургический комбинат", ОАО "Оскольский завод металлургического машиностроения", ОАО "Белгородский завод горного машиностроения", ОАО "Белгородский абразивный завод", ЗАО "Старооскольский завод автотракторного электрооборудования им. А.М.Мамонова", ЗАО "Энергомаш (Белгород)", ОАО "Шебекинский машиностроительный завод", ЗАО "Белгородский цемент", ООО "Управляющая компания ЖБК-1", ООО "Индустрия строительства", ЗАО "Завод нестандартного оборудования и металлоизделий", ЗАО "Алексеевский молочноконсервный комбинат", ОАО "Белгородский молочный комбинат", ЗАО "Молочный комбинат "Авида", ЗАО "Томмолоко", ОАО "Губкинский мясокомбинат", ЗАО "Томаровский мясокомбинат", ОАО "Валуйкисахар", ЗАО "Кондитерская фабрика "Славянка", ОАО "Эфирное".


Наметившиеся положительные тенденции в социально-экономической ситуации в целом в стране, а также проводимая Правительством области промышленная политика, направленная на создание условий для устойчивого роста промышленного потенциала, повышение конкурентоспособности, диверсификации производства, и экономическая активность хозяйствующих субъектов способствовали не только стабилизации, но и развитию промышленного производства в области. В результате принимаемых мер на протяжении ряда лет наблюдаются структурные сдвиги - снижение доли вида экономической деятельности "Добыча полезных ископаемых" и увеличение доли обрабатывающих производств. Только за 2005 - 2007 годы (рис. 2.4*) удельный вес добычи полезных ископаемых в объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами снизился на 4,3 процентного пункта, в то время как его абсолютное значение увеличилось на 16,5 млрд. рублей (в 1,4 раза).
________________
* Рисунок 2.4 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


(в ред. постановления Правительства Белгородской области от 24.12.2012 N 590-пп)


Такая ситуация свидетельствует о росте диверсификации экономики региона, то есть об опережающих темпах роста обрабатывающих производств. Так, доля вида экономической деятельности "Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака" существенно возросла с 24% в 2005 году до 27,9% в 2007 году, увеличилась доля производства прочих неметаллических минеральных продуктов - с 6,3 до 6,7 соответственно. Доля металлургического производства и производства готовых металлических изделий снизилась с 27,1% в 2005 году до 25,9% в 2007 году.

Рисунок 2.4. Динамика структуры промышленного производства по видам экономической деятельности по Белгородской области за 2005 - 2007 годы (рисунок не приводится)



Рис. 2.4. Динамика структуры промышленного производства по видам экономической деятельности по Белгородской области за 2005 - 2007 годы*

________________
* Рисунок 2.4 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


Для определения специализации региона проведен расчет коэффициента локализации за 2006 - 2007 годы.

Таблица 2.1. Производственная специализация видов экономической деятельности промышленного сектора Белгородской области в 2006 - 2007 годах



Таблица 2.1

Виды экономической деятельности

2006 год

2007 год

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, млн. руб.

Удельный вес сек тора, %

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, млн. руб.

Удельный вес сектора, %

Коэффициент локализации (по данным 2007 года <1>)

Добыча полезных ископаемых - всего

41101,6

21,1

56922,8

21,5

1,19

В том числе:

добыча металлических руд

39446,3

20,3

54873

20,7

17,31

добыча прочих полезных ископаемых

1655,3

0,8

2049,8

0,8

-

Обрабатывающие производства - всего

В том числе:

136648,6

70,2

191797,8

72,4

1,38

производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака

48457,4

24,9

73909,5

27,9

3,12

текстильное и швейное производство

486,1

0,2

543

0,2

0,39

производство кожи, изделий из кожи и производство обуви

75,9

-

83,1

-

0,26

обработка древесины и производство изделий из дерева

381,6

0,2

474,8

0,2

0,21

целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность

875,9

0,5

1309,7

0,5

0,27

химическое производство

4040

2,1

4984

1,9

0,53

производство резиновых и пластмассовых изделий

1161,6

0,6

1336,1

0,5

0,36

производство прочих неметаллических минеральных продуктов

14021,6

7,2

17824,7

6,7

2,02

металлургическое производство и производство готовых металлических изделий

51281,9

26,3

68584,2

25,9

2,18

производство машин и оборудования

3874,5

2

5212,5

2,0

0,55

производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования

2642,8

1,4

3376,3

1,3

0,39

производство транспортных средств и оборудования

167,2

0,1

361,4

0,1

0,03

прочие виды

9182,1

4,7

13798,5

5,2

-

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды - всего

17032,6

8,7

16144,1

6,1

0,71

В том числе:

-

производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды

16345

8,4

15310,7

5,8

0,72

сбор, очистка и распределение воды

687,6

0,4

833,4

0,3

0,58


________________


<1> Коэффициент локализации фиксирует отношение объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами промышленного сектора экономики на душу населения в регионе к объему отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами промышленного сектора на душу населения в России (эмпирически определенное минимальное значение, свидетельствующее о достигнутой специализации региона, - 1,25).


Проведенный анализ позволяет построить карту конкурентоспособности видов экономической деятельности промышленного сектора Белгородской области.

Рисунок 2.5. Карта конкурентоспособности видов экономической деятельности промышленного сектора Белгородской области в 2007 году (рисунок не приводится)



Рис. 2.5. Карта конкурентоспособности видов экономической деятельности промышленного сектора Белгородской области в 2007 году*

________________
* Рисунок 2.5 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


Карта конкурентоспособности наглядно структурирует сектор промышленности в зависимости от вида экономической деятельности по уровню конкурентоспособности:


1. Секторы-лидеры:


добыча полезных ископаемых;


металлургическое производство и производство готовых металлических изделий;


производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака;


производство прочих неметаллических минеральных продуктов.


2. Секторы со средним уровнем развития:


производство машин и оборудования;


производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования;


производство и распределение электроэнергии, газа и воды;


производство резиновых и пластмассовых изделий;


химическое производство.


3. Секторы с низким уровнем развития:


производство транспортных средств и оборудования;


обработка древесины и производство изделий из дерева;


производство кожи, изделий из кожи и производство обуви;


текстильное и швейное производство;


целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность.


На основе проведенного анализа можно сделать вывод, что секторы со средним уровнем развития не имеют очевидных преимуществ в регионе, но могут характеризоваться значительным потенциалом развития под воздействием мультипликативного эффекта, индуцированного развитием секторов-лидеров.

2.1.2. Сельскохозяйственный потенциал


Значительное место в экономике региона занимает сельское хозяйство, развитию которого со стороны органов исполнительной власти области уделяется большое внимание.


Еще в 1999 году в области была принята Концепция экономического оздоровления неплатежеспособных сельскохозяйственных предприятий, предусматривающая меры, направленные на привлечение частных инвестиций и развитие интегрированных формирований с целью сохранения сельскохозяйственных предприятий, освоение прогрессивных организационных и технологических методов хозяйствования. Последовательная реализация этого документа позволила Белгородской области раньше других регионов не только преодолеть спад в производстве, но и начать наращивать объемы сельскохозяйственной продукции.


Сейчас в области в соответствии с принятой в 2004 году Стратегией развития сельского хозяйства до 2010 года активно проводится последовательная работа по созданию крупного конкурентоспособного сельскохозяйственного производства. Привлечение значительных инвестиций, совершенствование управления сделали отрасль прибыльной.


В результате принимаемых мер сельскохозяйственное производство области по темпам развития опережает средние показатели по Российской Федерации и Центральному федеральному округу. Так, в 2007 году всеми категориями хозяйств выпуск продукции сельского хозяйства составил 58,2 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах выше уровня 2006 года на 22,2% (по Российской Федерации - на 3,4%, по Центральному федеральному округу - на 7,4%). Такой темп прироста - самый высокий за последние семь лет.

Рисунок 2.6. Индексы производства продукции сельского хозяйства Белгородской области Российской Федерации Центрального федерального округа за 2003 - 2007 годы (рисунок не приводится)



Рис. 2.6. Индексы производства продукции сельского хозяйства Белгородской области Российской Федерации Центрального федерального округа за 2003 - 2007 годы*

________________
* Рисунок 2.6 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


Общая площадь сельскохозяйственных угодий, используемых предприятиями, организациями и гражданами, занимающимися сельскохозяйственным производством, в 2007 году составила 1936,2 тыс. га, в том числе пашня - 1604,4 тыс. га (82,8%), кормовые угодья - 299,5 тыс. га (15,5%). Следует отметить очень высокий уровень распаханности земли. На долю сельскохозяйственных организаций области приходится 82,2% земель сельскохозяйственного назначения, крестьянских (фермерских) хозяйств - 8,1%, граждан - 9,7%.

Таблица 2.2. Структура выпуска продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств Белгородской области в 2003 - 2007 годах



Таблица 2.2



Структура выпуска продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств Белгородской области в 2003 - 2007 годах (в фактически действовавших ценах; в % к итогу)

Категории хозяйств

Годы

2003

2004

2005

2006

2007

Хозяйства всех категорий

100

100

100

100

100

В том числе:

сельскохозяйственные организации

53,7

60,6

64,7

69,6

71,7

хозяйства населения

43,5

36,2

32,1

26,7

24,7

крестьянские (фермерские) хозяйства

2,8

3,2

3,2

3,7

3,6


Основным направлением институциональных преобразований в отрасли было создание крупнотоварных форм организации бизнеса на основе сочетания государственной поддержки с частными инвестициями. В результате в структуре продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств в Белгородской области доля сельскохозяйственных организаций динамично растет. Наиболее крупные, успешно функционирующие компании, являющиеся основными участниками реализации областных целевых программ: ЗАО "Приосколье", Агрохолдинг "БЭЗРК-Белгранкорм", ЗАО "Белая птица", ООО "ГК "Агро-Белогорье", агропромышленный холдинг "Мираторг", колхоз имени Фрунзе, ООО "Агрохолдинг Ивнянский", ЗАО "Должанское", ЗАО "Большевик", Группа Компаний "РусАгро", ОАО "Белгородские молочные фермы", ООО "Белгород-семена".


В структуре выпуска продукции сельского хозяйства в последние годы наблюдается рост продукции животноводства при одновременном снижении доли растениеводства.

Таблица 2.3. Структура выпуска продукции сельского хозяйства Белгородской области в 2003 - 2007 годах



Таблица 2.3



Структура выпуска продукции сельского хозяйства Белгородской области в 2003 - 2007 годах (в фактически действовавших ценах, млн. рублей, и в % к итогу)

Ед. изм.

Годы

2003

2004

2005

2006

2007

Продукция сельского хозяйства

млн. рублей

23825

27168,9

33889,4

40144,1

58169,7

удельный вес, %

100

100

100

100

100

В том числе:

растениеводства

млн. рублей

13480,3

13903,3

15050,8

16617,1

24551,1

удельный вес, %

56,6

51,2

44,4

41,4

42,2

животноводства

млн. рублей

10344,7

13265,6

18838,6

23527

33618,6

удельный вес, %

43,4

48,8

55,6

58,6

57,8


За последние пять лет произошло существенное изменение в структуре поголовья скота и птицы всех категорий хозяйств. В 2007 году поголовье свиней возросло в 2,2 раза к уровню 2003 года и достигло 1132,2 тыс. голов, птицы, соответственно, почти в 3,5 раза и 31,2 млн. голов, а поголовье КРС сократилось почти на 24% и составило 313,1 тыс. голов.

Таблица 2.4. Поголовье скота и птицы в Белгородской области в 2003 - 2007 годах



Таблица 2.4



Поголовье скота и птицы в Белгородской области в 2003 - 2007 годах (на конец года; в хозяйствах всех категорий; тыс. голов)

Годы

2007 год к 2003 году, %

2003

2004

2005

2006

2007

Крупный рогатый скот

410,6

357,3

325,2

317,3

313,1

76,3

В т.ч. коровы

169,7

150,8

137,2

124,9

126,3

74,4

Свиньи

504,4

470,6

534,6

838,6

1132,2

в 2,2 раза

Овцы и козы

55,1

52,4

51,9

52,9

54,7

99,3

Птица

8926,7

12042,8

18491,6

23762,6

31157,6

в 3,5 раза


Структурным преобразованиям в сельском хозяйстве способствовала реализация областных целевых программ по развитию птицеводства, свиноводства и молочного животноводства, которые органично вписались в мероприятия приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" и Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы. В рамках указанных программ создаются новые мощности по производству мяса птицы, яиц, свинины, молока в основном в рамках вертикально интегрированных структур с использованием современных инновационных технологий, технологического оборудования иностранных фирм и мировых достижений селекции, обеспечивающие мультипликативный эффект для развития других секторов агропромышленного комплекса, а также решающих важнейшие социальные проблемы: создание новых рабочих мест на селе, обеспечение работникам высокой заработной платы.


За 2007 год сельхозорганизациями области произведено (реализовано на убой) свиней в живом весе 12,2% общероссийского производства и 42,6% объемов, производимых в регионах ЦФО, мяса птицы (в живом весе) соответственно 14,6% и 38,1 процента. По этим показателям область занимает первые места среди регионов Российской Федерации. В 2007 году всеми товаропроизводителями (включая хозяйства населения и фермеров) реализовано на убой (в живой массе) 528,7 тыс. тонн скота и птицы (134,1% к уровню 2006 года), в том числе птицы - 334,9 тыс. тонн (135,6%), свиней - 137,3 тыс. тонн (154,1%). Кроме того, произведено 1146,5 млн. штук яиц (112%), 551,5 тыс. тонн молока (105,5%).


В земледелии продолжается курс на интенсификацию сельскохозяйственного производства с внедрением ресурсосберегающих технологий возделывания основных сельскохозяйственных культур. В зерновых и крупных инвестиционных компаниях отрабатываются новые современные технологии по внедрению элементов прецизионного (точного) земледелия с использованием систем спутниковой навигации при внесении удобрений, севе, обработке посевов химпрепаратами. Развитие растениеводства в области также ориентировано на обеспечение потребности животноводства в высокоэффективных кормах.


В 2007 году земледельцами области собрано 1,9 млн. тонн зерна (в весе после доработки), или на 46,9% больше, чем в 2003 году, накопано сахарной свеклы 3,3 млн. тонн, или на 28,4% больше, чем в 2003 году, намолочено подсолнечника 176,7 тыс. тонн, что на 1,0% выше уровня 2003 года. Валовой сбор картофеля составил 681 тыс. тонн, овощей - 195,6 тыс. тонн. Урожайность зерна в 2007 году достигла 25,7 центнера с гектара, сахарной свеклы - 319,1 центнера с гектара, подсолнечника - 18,8 центнера с гектара.

Таблица 2.5. Производство основных видов растениеводческой продукции по Белгородской области в 2003 - 2007 годах



Таблица 2.5



Производство основных видов растениеводческой продукции по Белгородской области в 2003 - 2007 годах (в хозяйствах всех категорий; тыс. тонн)

Годы

2007 год к 2003 году, %

2003

2004

2005

2006

2007

Зерно (в весе после доработки)

1310

1698

2031

1646

1924

146,9

Сахарная свекла (фабричная)

2598

2475

2558

3098

3335

128,4

Семена подсолнечника

175

136

160

182

176,7

101

Картофель

662

662

670

504

681

102,9

Овощи

179

180

187

204

195,6

109,3


В области уделяется большое внимание поддержке и развитию малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе. В целях повышения уровня занятости сельских жителей в области принята и реализуется с 2007 года областная целевая программа "Семейные фермы Белогорья", направленная на формирование системы производства, переработки и реализации востребованной на рынке сельскохозяйственной продукции, производимой в личных подсобных хозяйствах граждан.

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года (с изменениями на 27 июля 2020 года)

Название документа: Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года (с изменениями на 27 июля 2020 года)

Номер документа: 27-пп

Вид документа: Постановление Правительства Белгородской области

Принявший орган: Правительство Белгородской области

Статус: Действующий

Опубликован: "Белгородские известия", N 31, 10.03.2010, "Сборник нормативных правовых актов Белгородской области", N 17, 01.02.2010.
Дата принятия: 25 января 2010

Дата редакции: 27 июля 2020