ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 марта 2019 года N 150-П


О государственной программе Саратовской области "Содействие занятости населения, совершенствование социально-трудовых отношений и регулирование трудовой миграции в Саратовской области"

(с изменениями на 29 декабря 2023 года)

(в ред. постановлений Правительства Саратовской области от 02.03.2020 N 126-П, от 06.05.2020 N 354-П, от 04.08.2020 N 652-П, от 31.12.2020 N 1084-П, от 12.04.2021 N 241-П, от 15.07.2021 N 552-П, от 05.10.2021 N 850-П, от 29.12.2021 N 1179-П, от 01.04.2022 N 233-П, от 08.06.2022 N 463-П, от 27.09.2022 N 936-П, от 12.10.2022 N 988-П, от 09.12.2022 N 1215-П, от 29.12.2022 N 1327-П, от 23.03.2023 N 243-П, от 22.05.2023 N 443-П, от 12.10.2023 N 927-П, от 15.12.2023 N 1175-П, от 29.12.2023 N 1279-П)




На основании Устава (Основного Закона) Саратовской области и Закона Саратовской области "О бюджетном процессе в Саратовской области" Правительство Саратовской области постановляет:


1. Утвердить прилагаемую государственную программу Саратовской области "Содействие занятости населения, совершенствование социально-трудовых отношений и регулирование трудовой миграции в Саратовской области".


2. Министерству информации и печати области опубликовать настоящее постановление в течение десяти дней со дня его подписания.


3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и применяется к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении областного бюджета на 2021 год.



Губернатор
Саратовской области
В.В.РАДАЕВ



Утверждена
постановлением
Правительства Саратовской области
от 14 марта 2019 г. N 150-П



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ "СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ И РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ"

(в ред. постановлений Правительства Саратовской области от 22.05.2023 N 443-П, от 12.10.2023 N 927-П, от 15.12.2023 N 1175-П, от 29.12.2023 N 1279-П)




Стратегические приоритеты государственной программы Саратовской области "Содействие занятости населения, совершенствование социально-трудовых отношений и регулирование трудовой миграции в Саратовской области"



1. Оценка текущего состояния сферы занятости, труда и миграции


В начале 2022 года внешнее санкционное давление оказало негативное воздействие на экономику и рынок труда.


Для стабилизации ситуации постановлением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2022 года N 409 "О реализации в 2022 году отдельных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда" были определены дополнительные мероприятия в сфере содействия занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда Саратовской области.


В 2022 году в дополнительных мероприятиях приняли участие 364 работодателя, на временные работы трудоустроены 4272 гражданина, в том числе 1830 работников, находящихся под риском увольнения, 226 работников промышленных предприятий прошли опережающее обучение.


Всего в рамках активной политики занятости в 2022 году гражданам оказано более 157,6 тыс. государственных услуг в сфере занятости населения, в том числе 41,6 тыс. жителей области - трудоустроены.


Предпринятые меры способствовали стабилизации ситуации на рынке труда. По данным Росстата уровень общей безработицы в области (в среднем за 2022 год) составил 3,4 процента от численности рабочей силы, что ниже показателя прошлого года (4,5 процента), уровень занятости - 56,9 процента (за 2021 год - 54,7 процента), численность занятого населения - 1149,3 тыс. человек (2021 год - 1116,5 тыс. человек).


Численность зарегистрированных безработных за 2022 год снизилась на 23 процента и на конец года составила 7134 человека, уровень регистрируемой безработицы снизился с 0,8 процента до 0,6 процента.


Несмотря на относительно благополучное положение с ситуацией на рынке труда в целом по области, районные рынки труда по прежнему характеризуются значительной дифференциацией по показателям уровня безработицы и ее продолжительности, территориальной диспропорцией спроса и предложения рабочей силы.


По результатам ежегодного социального картографирования, проводимого министерством труда и социальной защиты области, на рынке труда области в 2022 году выявлено 26 "критических" зон (в 2021 году - 33), в которых практически отсутствуют работодатели.


Кроме того, на рынке труда остается проблема трудоустройства граждан, которые в силу различных причин (социальных, физических и иных) являются наименее конкурентоспособными. В первую очередь это граждане с инвалидностью, которые в силу низкого уровня конкурентоспособности являются наиболее уязвимой категорией граждан, вышедшей на рынок труда.


Согласно данным мониторинга, проводимого службой занятости населения, в 2022 году среди общего числа обратившихся граждан, испытывающих трудности в поиске работы, инвалиды составляли 29,6 процента или 2,5 тыс. человек.


На фоне общего снижения числа испытывающих трудности в поиске работы относительно 2021 года отмечался рост численности граждан с инвалидностью в 1,6 раза (с 1573 человек до 2481 человека).


По имеющимся статистическим данным в 2020 - 2022 годах одну треть в общем числе обратившихся инвалидов составляют инвалиды молодого возраста.


В сложившейся ситуации одной из важнейших задач является сопровождение при трудоустройстве инвалидов молодого возраста, в первую очередь, инвалидов - выпускников образовательных организаций, получивших профессиональное образование или профессиональное обучение (в том числе прошедших переподготовку и повышение квалификации), поскольку практически каждый из них нуждается в квалифицированной помощи специалистов по содействию в трудоустройстве.


С учетом итогов Всероссийской переписи населения 2020 года (ВПС) по предварительной оценке численность населения Саратовской области на 1 января 2023 года составила 2404,2 тыс. человек, снижение к 1 января 2022 года - на 26,8 тыс. человек (с учетом перерасчетов по итогам ВПС на 1 января 2022 года - 2431,0 тыс. человек).


Однако в области сохраняются негативные демографические тенденции, которые в перспективе приведут к снижению демографического потенциала, а также к росту дефицита трудовых ресурсов и, соответственно, увеличению демографической нагрузки на работающее население. По предварительным данным в 2022 году коэффициент естественной убыли населения составил 7,8 на 1000 человек (ПФО - 5,3). По миграционной убыли населения (- 8093 человек) область как и в 2021 году занимает 1 место в ПФО (АППГ - 4173 человека). При этом негативные демографические тенденции в некоторой степени были смягчены расширением границ трудоспособного возраста в связи с поэтапным повышением пенсионного возраста. За 2021 год численность населения в трудоспособном возрасте увеличилась на 0,9 процента (до 1346,8 тыс. человек).


Вместе с тем, модернизация российской экономики и ее дальнейшее развитие будет сопровождаться увеличением спроса на труд в целом, а также изменением его профессионально-квалификационной структуры, который не в полной мере сможет удовлетворяться за счет национальных трудовых ресурсов. В сложившейся ситуации необходимым является оптимизация внешних миграционных потоков в соответствии с потребностями социально-экономического и демографического развития.


В январе-декабре 2022 года число прибывших мигрантов составило 50974 человека (предварительные данные). На 2023 год для Саратовской области утвержден размер квоты на привлечение и использование иностранных работников, прибывающих из стран с визовым режимом въезда, - 18 человек. За 2022 год Управлением по вопросам миграции Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области выдано 39 разрешений на работу иностранным гражданам, из них 8 в счет квоты или 38,1 процента утвержденной квоты.


По данным Саратовстата за 9 месяцев 2022 года в миграционном обороте 44,6 процента занимает внутриобластная миграция, вследствие которой село теряет в пользу города не только в численном, но и в качественном составе населения. Отток населения из сельской местности за 9 месяцев 2022 года составил 3,7 тыс. человек, что в 1,3 раза превышает показатель аналогичного периода 2021 года, что свидетельствует о процессе урбанизации в области.


Актуальность вопроса межрегионального перераспределения рабочей силы, потребность граждан, ищущих работу вахтовым методом, работу временного и сезонного характера, обусловлена такими факторами как достаточно низкая заработная плата (особенно в сельской местности), отсутствие перспектив профессионального роста специалистов, отсутствие возможности бесплатного обучения молодых кадров и специалистов, отсутствие жилья.


В 2022 году по вопросу трудоустройства в другой местности обратилось 214 человек. Трудоустроено при содействии государственных казенных учреждений Саратовской области центров занятости населения 193 человека.


В целях стабилизации демографической ситуации и восполнения трудовых ресурсов реализуется программа добровольного переселения в область соотечественников из-за рубежа. В 2022 году в ее рамках на территорию области прибыло 1429 человек, из которых значительная часть - молодые люди в возрасте 25 - 35 лет с высшим и средним специальным или техническим образованием, опытом работы, знающие русский язык. По направлению органов службы занятости населения было трудоустроено 70 процентов переселенцев.


Приоритетной задачей остается предоставление работникам дополнительных льгот и гарантий, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями. Обеспечение уровня социальной защищенности работников на территории области осуществляется в рамках предоставления льгот и гарантий, предусмотренных в 4222 коллективных договорах и в 169 соглашениях. Коллективными договорами и соглашениями по итогам 2022 года было охвачено около 433 тыс. человек, что составляет 73 процента от количества всех работающих на предприятиях и в организациях области.


С учетом структурных сдвигов в экономике области, вызванных современной геополитической обстановкой, "политикой санкций", "вымыванием" работников с организаций бюджетной сферы и крупных предприятий в коммерческий сектор, сокращения количества предприятий и организаций, снижения активности профсоюзных органов к 2030 году ожидается снижение удельного веса работников, охваченных коллективно-договорными отношениями.


Также отмечается снижение качества коллективных договоров и соглашений, несоответствие уровня льгот и гарантий, предусмотренных в отраслевых соглашениях и коллективных договорах отрасли.


Одной из важнейших задач в сфере социально-трудовых отношений является формирование условий труда, позволяющих сохранить трудоспособность работающего населения на всем протяжении профессиональной карьеры путем повышения качества трудовых отношений.


Уровень производственного травматизма в регионе в 2021 году по сравнению с 2020 годом увеличился на 14 процентов и составил 0,8 случая на 1000 работающих. Это на 27 процентов ниже, чем в целом по России. Среди субъектов Российской Федерации, входящих в состав Приволжского федерального округа (далее - ПФО), Саратовская область занимает 6 место по уровню травматизма на производстве (в 2020 году - 5). Кроме того, в 2021 году тяжелые травмы получили 36 человек, что на 12,5 процента больше чем в 2020 году.


Удельный вес работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, остается значительным и составляет 28,9 процента от списочной численности работников.


Указанное состояние условий и охраны труда во многом зависит от того, что в хозяйствующих субъектах сохраняется система управления охраной труда, основанная на реактивном подходе. В этой связи необходим переход к предупредительной модели управления охраной труда, способствующей сохранению здоровья работников на производстве.


Решение вышеперечисленного комплекса задач невозможно осуществить без соответствующего материально-технического обеспечения деятельности и развития кадрового потенциала в сфере занятости, труда и миграции области и областных государственных учреждений.


Помимо этого, одним из главных условий осуществления всех поставленных задач является уровень кадрового потенциала областных государственных учреждений. Развитие кадрового потенциала возможно при обязательном условии системного повышения квалификации специалистов.


На протяжении последних лет сложилась потребность в повышении квалификации, в том числе по следующим направлениям: контрактная система (закупки), охрана труда, гражданская оборона и чрезвычайные ситуации, психология, бухгалтерский учет и экономическая деятельность, работа с кадрами.



2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации государственной программы Саратовской области "Содействие занятости населения, совершенствование социально-трудовых отношений и регулирование трудовой миграции в Саратовской области"


Приоритетом государственной политики в сфере содействия занятости населения в долгосрочной перспективе является создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих развитию гибкого, эффективно функционирующего рынка труда, повышению качества рабочей силы и мотивации к труду.


Система целеполагания и задачи государственной программы "Содействие занятости населения, совершенствование социально-трудовых отношений и регулирование трудовой миграции в Саратовской области" (далее - государственная программа) сформированы с учетом положений Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", федерального проекта "Содействие занятости" национального проекта "Демография", постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 298 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения", постановления Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2022 года N 2309 "О реализации в 2023 году отдельных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда", постановления Правительства Российской Федерации от 13 марта 2021 года N 362 "О государственной поддержке в 2023 году юридических лиц, включая некоммерческие организации, и индивидуальных предпринимателей в целях стимулирования занятости отдельных категорий граждан".


Кроме того, при формировании целей и показателей государственной программы учитывались положения документов стратегического планирования, в том числе Стратегии социально-экономического развития Саратовской области до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 30 июня 2016 года N 321-П, Программы социально-экономического развития Саратовской области на 2022 - 2024 годы, утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 19 июля 2022 года N 624-П.


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»