АДМИНИСТРАЦИЯ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 мая 2016 года N 162


О внесении изменений в Государственную программу Псковской области "Доступная среда для инвалидов и иных маломобильных групп населения" на 2014-2020 годы


На основании статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановления Администрации области от 27 сентября 2012 г. N 512 "О порядке разработки, утверждения, реализации и оценки эффективности государственных программ Псковской области" Администрация области постановляет:

1. Внести в Государственную программу Псковской области "Доступная среда для инвалидов и иных маломобильных групп населения" на 2014-2020 годы, утвержденную постановлением Администрации области от 28 октября 2013 г. N 490 "Об утверждении Государственной программы Псковской области "Доступная среда для инвалидов и иных маломобильных групп населения" на 2014-2020 годы", изменения, изложив ее в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Признать утратившими силу:

постановление Администрации области от 14 ноября 2014 г. N 498 "О порядке предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из областного бюджета, предусмотренных подпрограммой "Доступная среда" на 2014-2015 годы Государственной программы Псковской области "Доступная среда для инвалидов и иных маломобильных групп населения" на 2014-2020 годы, главным распорядителем средств по которым является Главное государственное управление социальной защиты населения Псковской области";

постановление Администрации области от 24 декабря 2014 г. N 617 "О порядке предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из областного бюджета на проведение мероприятия по созданию в общеобразовательных организациях условий для инклюзивного образования детей-инвалидов в рамках реализации подпрограммы "Доступная среда" на 2014-2015 годы Государственной программы Псковской области "Доступная среда для инвалидов и иных маломобильных групп населения" на 2014-2020 годы";

постановление Администрации области от 05 мая 2015 г. N 214 "О внесении изменения в постановление Администрации области от 24 декабря 2014 г. N 617 "О порядке предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из областного бюджета на проведение мероприятия по созданию в общеобразовательных организациях условий для инклюзивного образования детей-инвалидов в рамках реализации подпрограммы "Доступная среда" на 2014-2015 годы Государственной программы Псковской области "Доступная среда для инвалидов и иных маломобильных групп населения" на 2014-2020 годы".

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора области Емельянову В.В.


Губернатор области                                                          А.А. Турчак

Приложение
к постановлению Администрации области
от 26.05.2016 N 162

"УТВЕРЖДЕНА
постановлением Администрации области
от 28.10.2013 N 490

Государственная программа Псковской области "Доступная среда для инвалидов и иных маломобильных групп населения" на 2014-2020 годы

     
Паспорт Государственной программы Псковской области "Доступная среда для инвалидов и иных маломобильных групп населения" на 2014-2020 годы

Основания разработки Государственной программы

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р);
постановление Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2015 г. N 1297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011- 2020 годы" (далее также - Государственная программа РФ);
Стратегия социально-экономического развития Псковской области до 2020 года (утверждена распоряжением Администрации области от 16 июля 2010 г. N 193-р);
постановление Администрации области от 27 сентября 2012 г. N 512 "О порядке разработки, утверждения, реализации и оценки эффективности государственных программ Псковской области";
приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 06 декабря 2012 г. N 575 "Об утверждении примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения"

Ответственный исполнитель Государственной программы Псковской области "Доступная среда для инвалидов и иных маломобильных групп населения" на 2014-2020 годы (далее - Государственная программа)

Главное государственное управление социальной защиты населения Псковской области

Соисполнители Государственной программы

Отсутствуют

Участники Государственной программы

Главное государственное управление юстиции Псковской области;
Государственное управление образования Псковской области;
Государственный комитет Псковской области по труду и занятости населения;
Государственный комитет Псковской области по здравоохранению и фармации;
Государственный комитет Псковской области по культуре;
Государственный комитет Псковской области по транспорту;
Государственный комитет Псковской области по физической культуре и спорту;
Государственное управление по связи и массовым коммуникациям Псковской области;
государственное бюджетное учреждение Псковской области "Управление по хозяйственному и транспортному обеспечению Администрации Псковской области";
органы местного самоуправления муниципальных образований

Подпрограммы Государственной программы

Подпрограмма 1 "Доступная среда" на 2014-2020 годы;

подпрограмма 2 "Дети-инвалиды на 2014-2020 годы"; подпрограмма 3 обеспечивающая подпрограмма

Цель Государственной программы

Повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации) (далее также - МГН) в Псковской области

Задачи Государственной программы

Формирование условий для устойчивого комплексного развития доступной среды жизнедеятельности инвалидов и иных маломобильных групп населения Псковской области

Целевые показатели (индикаторы) Государственной программы (в соответствии с показателями Государственной программы РФ)

1. Доля доступных для инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов Псковской области.
2. Доля приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, нанесенных на карту доступности Псковской области по результатам их паспортизации, среди всех приоритетных объектов и услуг.
3. Доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов в Псковской области.
4. Доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физкультурой и спортом, в общей численности данной категории населения Псковской области.

Сроки и этапы реализации Государственной программы

Государственная программа реализуется с 2014 по 2020 год в один этап

Объемы и источники финансирования Государственной программы

Общий объем финансирования мероприятий Государственной программы составляет 136762,51 тыс. рублей, в том числе по годам:
2014 - 20537,12 тыс. рублей;
2015 - 22203,42 тыс. рублей;
2016 - 29172,76 тыс. рублей;
2017 - 14328,80 тыс. рублей;
2018 - 15725,10 тыс. рублей;
2019 - 16010,30 тыс. рублей;
2020 - 18785,01 тыс. рублей;
из них:
средства федерального бюджета - 41006,31 тыс. рублей, в том числе по годам:
2014 - 7973,20 тыс. рублей;
2015 - 18289,31 тыс. рублей;
2016 - 14743,80 тыс. рублей, в том числе:
объем средств федерального бюджета, предоставляемых на реализацию мероприятий в сфере деятельности Минтруда России, - 7009,30 тыс. рублей;
объем средств федерального бюджета, предоставляемых на реализацию мероприятий в сфере деятельности Минобрнауки России, - 5002,20 тыс. рублей;
объем средств федерального бюджета, предоставляемых на реализацию мероприятий в сфере деятельности Минспорта России, - 0,00 рублей;
объем средств федерального бюджета, предоставляемых на создание базовых профессиональных образовательных организаций, обеспечивающих поддержку региональных систем инклюзивного профессионального образования инвалидов, - 2732,30 тыс. рублей;
2017 - 0,00 рублей;
2018 - 0,00 рублей;
2019 - 0,00 рублей;
2020 - 0,00 рублей;
средства областного бюджета - 90526,20 тыс. рублей, в том числе по годам:
2014 - 9795,60 тыс. рублей;
2015 - 2431,11 тыс. рублей;
2016 - 13539,19 тыс. рублей;
2017 - 14328,80 тыс. рублей;
2018 - 15725,10 тыс. рублей;
2019 - 16010,30 тыс. рублей;
2020 - 18696,10 тыс. рублей;
средства местного бюджета - 3876,00 тыс. рублей, в том числе по годам:
2014 - 2717,32 тыс. рублей;
2015 - 180,00 тыс. рублей;
2016 - 889,77 тыс. рублей;
2017 - 0,00 рублей;
2018 - 0,00 рублей;
2019 - 0,00 рублей;
2020 - 88,91 тыс. рублей;
внебюджетные источники - 1354,00 тыс. рублей, в том числе по годам:
2014 - 51,00 тыс. рублей;
2015 - 1303,00 тыс. рублей;
2016 - 0,00 рублей;
2017 - 0,00 рублей;
2018 - 0,00 рублей;
2019 - 0,00 рублей;
2020 - 0,00 рублей

Ожидаемые результаты реализации Государственной программы

1. Увеличение доли доступных для инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов Псковской области (до 68,2% к 2020 году).
2. Увеличение доли инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов Псковской области (до 52,5% к 2020 году).
3. Сбор и систематизация информации о доступности объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН Псковской области с целью размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
4. Увеличение доли лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физкультурой и спортом, в общей численности данной категории населения Псковской области (до 57% к 2020 году)

     
1. Характеристика текущего состояния сферы социально-экономического развития области, основные показатели и анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации Государственной программы


1.1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

Численность населения Псковской области составляет 646374 человек по состоянию на 01 января 2016 года. Количество инвалидов, проживающих в Псковской области, на 01 ноября 2015 года - 54721 человек, что составляет 8,47 % от общего количества жителей области.

С 2010 по 2016 год наблюдалось снижение общего числа людей с инвалидностью. Несмотря на общую тенденцию к уменьшению численности инвалидов, в Псковской области наблюдается рост числа детей-инвалидов. Анализ показателей численности инвалидов за период с 2012 года показал, что численность детей-инвалидов каждый год увеличивается (2012 г. - 2107 человек, 2013 г. - 2171 человек, 2014 г. - 2277 человек, 2015 г. - 2286 человек), соответственно увеличивается их доля в общем количестве граждан моложе трудоспособного возраста. Соотношение числа состоящих на учете инвалидов по возрастной категории следующее: детей-инвалидов - 4%, лиц от 18 до 50 лет - 18%, лиц от 50 лет и старше - 78%.

Ежегодно в Псковской области признаются впервые инвалидами около 4000 человек, 40 % из которых - граждане трудоспособного возраста. Данный показатель имеет тенденцию к снижению. Так, в сравнении с 2010 годом количество граждан, впервые признанных инвалидами, к 2016 году уменьшилось на 514 человек (с 4313 человек до 3799 человек).

Количество впервые признанных инвалидов трудоспособного возраста с 2010 по 2016 год уменьшилось на 692 человека (с 2254 человек до 1562 человек), численность впервые признанных инвалидами граждан пенсионного возраста также показывает тенденцию к уменьшению (с 2059 человек до 1965 человек).

В структуре первичной инвалидности за 2015 год доля инвалидов, имеющих III группу инвалидности, составляет 50,8 % (в 2012 году - 50,2%), доля инвалидов, имеющих II группу инвалидности, составляет 29,9 % (в 2012 году - 26,3 %), доля инвалидов, имеющих I группу инвалидности, составляет 20,2 % (в 2012 году - 17,0 %).

В 2014 и 2015 годах основными причинами установления инвалидности среди взрослых являлись заболевания системы кровообращения и злокачественные новообразования.

Основные нозологические формы при установлении инвалидности среди детского населения:

психические расстройства и расстройства поведения;

врожденные аномалии (пороки развития) деформации и хромосомные нарушения;

болезни нервной системы;

болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ.

В мае 2012 года Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, принятую Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года (далее - Конвенция), которая предусматривает создание полноценной доступной среды жизнедеятельности для инвалидов, обеспечение их права на работу, медицинское обслуживание, образование, полноценное участие в общественной жизни, обязанность государства уделять повышенное внимание воспитанию уважительного отношения к инвалидам. Одним из основных направлений государственной политики по выполнению условий Конвенции является повышение качества жизни граждан, имеющих ограниченные возможности здоровья, и обеспечение условий для полноценной интеграции инвалидов в жизнь общества.

Государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации и беспрепятственный доступ к ней, в том числе с использованием специальных адаптированных носителей, языка жестов, тифло- и сурдосредств и услуг.

Основой для определения целей и задач Государственной программы является утвержденная распоряжением Администрации области от 16 июля 2010 г. N 193-р Стратегия социально-экономического развития Псковской области до 2020 года, одним из приоритетных направлений которой является повышение качества жизни граждан Псковской области, в том числе и маломобильных групп населения, повышение доступности социальных услуг для населения и повышение их качества.

Целью Государственной программы является повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации) в Псковской области. Под приоритетными сферами жизнедеятельности инвалидов и других МГН понимаются сферы: здравоохранение, социальная защита, занятость, спорт и физическая культура, информация и связь, культура, транспортная и пешеходная инфраструктура. Под приоритетными объектами и услугами в соответствующей сфере понимаются наиболее значимые для инвалидов объекты и услуги, отобранные с участием представителей (не менее трех) общественных организаций инвалидов.

С учетом требований Конвенции решение вопросов формирования доступной среды и системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, определяется как приоритетное направление государственной политики.

Современное понятие инвалидности сформулировано в преамбуле Конвенции. Инвалидность - это эволюционирующее понятие, являющееся результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами и которое мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими.

Социальная политика в отношении инвалидов первоначально во всем мире была основана на принципах "изоляции" и "компенсации". Принцип изоляции берет начало с самых древних этапов развития социальной истории и доходит до наших дней. В прошлом этот принцип приводил к отвержению инвалидов, формированию разного рода предрассудков. На сегодняшний день этот принцип выражается в создании особых систем обеспечения жизнедеятельности инвалидов: специальных домов для постоянного, иногда пожизненного содержания, особых учебных заведений, специализированных предприятий и т.д. В такой системе реализуется уход за инвалидами и удовлетворение их особых нужд, однако, в первую очередь, с точки зрения здоровых членов общества. Сами инвалиды таким образом исключаются из общества и превращаются только в объект его заботы и попечения.

Современная социальная политика в отношении инвалидов базируется на новом подходе к инвалидности на основе прав человека, новом определении социальной уязвимости и выработанным на их основе определениям доступности и доступа. Сегодня инвалидность рассматривается как сложное социальное явление, степень выраженности которого зависит от многих факторов, включая не только состояние организма человека, но и условия, необходимые для достойного качества жизни, успешной социализации и самовыражения личности. Обязательства, взятые российским государством перед международным сообществом, предусматривают переход от медицинской модели инвалидности к социальной, обеспечивающей им возможность свободно учиться, работать, посещать любые здания и учреждения вне зависимости от физических ограничений, достижение максимальной независимости инвалидов посредством укрепления и расширения комплексных реабилитационных и абилитационных услуг. Для реализации программ комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, необходимо как обучение специалистов и персонала, предоставляющих реабилитационные и абилитационные услуги, так и получение информации самими инвалидами и членами их семей об использовании ассистивных устройств и технологий, относящихся к реабилитации и абилитации.

Проводимая в Псковской области работа по социальной поддержке инвалидов, в том числе детей-инвалидов и их семей позволила существенно повысить уровень оказываемых реабилитационных и абилитационных услуг. Однако системная работа по социальной поддержке инвалидов в области нуждается в дальнейшем развитии.

1.2. Обоснование программного метода обеспечения доступности среды жизнедеятельности для инвалидов и иных МГН

Повышение уровня жизни всех групп населения Псковской области невозможно без увеличения объема и доступности социальной среды для людей с ограниченными физическими возможностями. Доступность среды должна распространяться на здания, дороги, транспорт и другие объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места; на информационные, коммуникационные службы.

В целях выявления уровня доступности для инвалидов с различными видами нарушений социально значимых объектов и услуг, проведения соответствующего анализа и определения объемов органами социальной защиты населения Псковской области в период 2013-2014 годов проведена паспортизация объектов, что послужило основанием создания достоверной и полной информации для единого реестра объектов социальной инфраструктуры, подлежащих адаптации. По состоянию на 01 января 2015 г. проведена паспортизация 816 объектов социальной инфраструктуры.

Следующий этап этой работы - формирование карт доступности объектов и услуг региона и каждого муниципального образования Псковской области, то есть графическое отображение состояния доступности объектов и услуг на карте с возможностью предоставления информации о маршрутах передвижения и местах получения справочной информации об особенностях предоставления услуг.

Непринятие надлежащих мер по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности инвалидам наравне с другими гражданами к физическому окружению, транспорту, информации и связи, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым населению, порождает серьезные социально-экономические последствия, в том числе:

дестимуляция трудовой и социальной активности инвалидов, которая негативно отражается на образовательном и культурном уровне инвалидов, а также на уровне и качестве их жизни;

высокая социальная зависимость, вынужденная изоляция инвалидов, осложняющая проведение медицинской, социальной и психологической реабилитации, выступающая в качестве самостоятельного фактора инвалидизации и предопределяющая возрастание спроса у инвалидов на медицинские и социальные услуги в стационарных и надомных условиях;

равнодушное отношение к инвалидам в массовом сознании граждан и социальная разобщенность инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами, предопределяющие необходимость проведения соответствующих разъяснительных и образовательно-информационных кампаний;

ограничение жизнедеятельности других маломобильных групп населения (лиц преклонного возраста, временно нетрудоспособных, беременных, людей с детскими колясками, детей дошкольного возраста).

Положительный эффект от устранения барьеров (архитектурных, информационных, в сферах образования, труда и жилищного обеспечения) заключается не только в улучшении качества жизни инвалидов, но и в повышении общего уровня комфортности среды для гораздо более широкого круга людей, в частности, для пожилых граждан, а также лиц, испытывающих временные ограничения мобильности.

Таким образом, создание условий для улучшения качества жизни лиц с особыми потребностями путем формирования для них доступной среды жизнедеятельности соответствует основным целям и задачам социально-экономического развития Псковской области.

При разработке Государственной программы рассматривались два варианта решения проблемы обеспечения доступной среды: без принятия Государственной программы и с принятием Государственной программы.

Целесообразность решения обеспечения доступности среды жизнедеятельности для инвалидов и иных МГН программным методом определяется следующими причинами:

1. Масштабность, высокая социально-экономическая значимость поставленной задачи. В ее решении заинтересованы не только инвалиды, но и другие МГН, то есть практически четвертая часть населения Псковской области. Обеспечения доступности среды жизнедеятельности для инвалидов и иных МГН предполагает модернизацию, дооборудование части существующих объектов социальной, транспортной и иной инфраструктуры, жилого фонда с учетом требований доступности.

2. Инновационный характер решения поставленной задачи. Для этого потребуется выработка новых нормативных, методических, научно-технических решений, создание и внедрение механизмов формирования доступной среды жизнедеятельности, повышения эффективности реабилитационных и абилитационных услуг.

3. Комплексность решения поставленной задачи. Потребуется реализация соответствующего комплекса мероприятий правового, финансового, информационного, организационного характера, затрагивающих права различных групп собственников.

4. Межведомственный характер решения поставленной задачи потребует консолидации и координации усилий органов исполнительной власти Псковской области, органов местного самоуправления муниципальных образований, общественных объединений.

5. Длительность решения задачи по обеспечению доступности среды жизнедеятельности для инвалидов и иных МГН. Поставленная задача может быть решена в течение ряда лет путем осуществления взаимосвязанных по целям работ и комплекса мероприятий, в отношении которых должен осуществляться мониторинг, контроль за ходом и результатами реализации программных мероприятий и оценка с позиций достижения целевых показателей, индикаторов, а также эффективности использования финансовых ресурсов и осуществления корректировки содержания и сроков реализации мероприятий и ресурсов, привлекаемых для их выполнения.

Таким образом, учитывая масштабность и комплексный характер задачи по обеспечению доступности среды жизнедеятельности для инвалидов и иных МГН, решение указанной проблемы для МГН с использованием программно-целевого метода обеспечит комплексную реализацию мероприятий и их увязку по задачам, ресурсам и срокам.

1.3. Основные показатели (индикаторы) Государственной программы

В целях определения количественного и качественного уровня достижения поставленных целей и задач разработана система целевых индикаторов, каждый из которых характеризует динамику исполнения конкретных целей и задач.

Показатели (индикаторы) реализации Государственной программы оцениваются на двух уровнях:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»