АДМИНИСТРАЦИЯ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 16 июля 2010 года N 193-р

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Псковской области до 2020 года

(с изменениями на 24 декабря 2012 года)

_________________________________________________________________
     Текст документа с изменениями, внесенными:
     распоряжением Администрации области от 24.12.2012 N 282-р.
__________________________________________________________________

В целях повышения качества управления социально-экономическим развитием области:

1. Утвердить прилагаемую Стратегию социально-экономического развития Псковской области до 2020 года (далее - Стратегия).

2. Заместителю Губернатора области Безлобенко Г.А. разработать проект программы социально-экономического развития Псковской области на 2011-2016 годы и в срок до 15 декабря 2010 г. внести соответствующий проект на рассмотрение Губернатора области.

3. Подразделениям Аппарата Администрации области и органам исполнительной власти области при разработке соответствующих разделов программ социально-экономического развития на среднесрочную перспективу (3 - 5 лет), областных долгосрочных целевых программ и ведомственных целевых программ, а также краткосрочных планов действий (1 - 3 года) руководствоваться основными положениями Стратегии.

4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов при разработке проектов долгосрочных стратегий социально-экономического развития, среднесрочных программ социально-экономического развития, а также документов территориального планирования учитывать основные положения Стратегии.

5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя Губернатора области Перникова С.Г.


Губернатор области                                                                                            А.А.Турчак

         

 УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Администрации области
от 16.07.2010 N 193-р

     

Стратегия
социально-экономического развития Псковской области до 2020 года

1. Оценка социально-экономической ситуации в Псковской области

1.1. Краткая характеристика геополитического положения и социально-экономической ситуации Псковской области

Численность населения Псковской области на 1 января 2009 г. составила 696 тыс. человек, из них городское население - 472 тыс. человек, сельское население - 224 тыс. человек.

Псковская область граничит с 3 государствами: Эстонией, Латвией и Белоруссией. Общая длина государственной границы составляет 789 км, в том числе с Эстонией - 270 км, Латвией - 132,97 км, Республикой Белоруссия - 305 км.

Из регионов Российской Федерации Псковская область граничит с Тверской, Новгородской, Ленинградской и Смоленской областями. Площадь Псковской области - 55,3 тыс. кв. км.

Областной центр - город Псков расположен в 280 км от Санкт-Петербурга, в 360 км от Таллина, в 280 км от Риги, в 689 км от Москвы.

Объем валового регионального продукта (далее - ВРП) в 2007 г. составил 63 107,7 млн. руб. В структуре ВРП преобладают такие виды экономической деятельности, как обрабатывающие производства (20,3%), оптовая и розничная торговля (19%), транспорт и связь (14,6%) (рис. 1.1).

Объем отгруженной продукции по видам экономической деятельности (2008 г.):

добыча полезных ископаемых - 409,7 млн. руб.;

обрабатывающие производства - 39 664,8 млн. руб.;

производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 4 801 млн. руб.

В структуре отгруженной продукции по виду экономической деятельности преобладают "производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака" - 33%, "производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования" - 30% (рис. 1.2).

1.2. Основные результаты предыдущего этапа развития Псковской области

Псковская область в отличие от многих регионов России в силу нескольких причин: периферийного положения, глубокого спада в экономике региона в 1990-е годы и других, вступила в фазу экономического роста только в 2006 году. Основными итогами данного периода явились:

1. Рост объемов инвестиций основной капитал с 5547 млн. руб. в 2005 году до 16393,5 млн. руб. в 2008 году.

Объем инвестиций в основной капитал по крупным и средним предприятиям с 2005 года вырос с 3910,8 млн. руб. до 12029 млн. руб. в 2008 году (рис. 1.3). Основными изменениями в структуре инвестиций по видам экономической деятельности за обозначенный период стали:

увеличение в структуре инвестиций доли сельского хозяйства с 4% до 9,6%;

увеличение доли транспорта и связи с 22,8 до 30%;

снижение доли строительства с 6,2 % до 3,2 %.         

Рис. 1.1. Структура ВРП по видам экономической деятельности Псковской области (2007 г.)

Рис. 1.2. Структура отгруженной продукции по виду экономической деятельности "Обрабатывающие производства" (2008 г.)

         

Рис. 1.3. Инвестиции в основной капитал (млн. руб.)

         

Рис. 1.4. Коэффициент младенческой смертности (число детей, умерших в возрасте до 1 года, на 1000 родившихся живыми)

Рис. 1.5. Показатели зарегистрированной безработицы (проценты)



2. Положительная динамика по ряду социальных показателей (несмотря на сохранение глубинных проблем в социальной сфере):

произошло практически двукратное снижение коэффициента младенческой смертности в 2008 году по сравнению с 2000 годом (рис. 1.4);

улучшилась жилищная обеспеченность граждан (данный показатель составляет 22 м(2) на человека);

снизились показатели общей и зарегистрированной безработицы (рис.1.5).

3. Успешная реализация ряда программ и проектов в сфере развития социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры:

в области успешно реализуются приоритетные национальные проекты в сфере образования и здравоохранения;

реализован проект в сфере общего образования "100 школ", в рамках которого было сформировано 100 общеобразовательных учреждений, в которых обучается более 80% учащихся, имеющих современное учебное и материально-техническое оснащение;

в рамках программы дорожного строительства в 2008 году было отремонтировано 108 км дорог;

была запущена программа газификации районов Псковской области в рамках сотрудничества с ОАО "Газпром". В рамках данной программы в 2008-2010 годах будет построен межрайонный газопровод "Стремутка - Остров - Пыталово" и межпоселковые газопроводы "Бежаницы - Красный Луч", "Тямша - Палкино", "Великие Луки - Кунья", "Победа - Середка".

1.3. Проблемы развития Псковской области

Несмотря на позитивные сдвиги и в экономической, и в социальной сфере, Псковская область имеет ряд глубинных проблем, которые продолжают сохранять свою остроту:

1. Депопуляция. Численность населения области сократилась с 2000 года на 97 тыс. человек: численность городского населения сократилась на 46 тыс. человек, сельского населения - на 50 тыс. человек (табл. 1.1).

Основными причинами депопуляции являются:

а) высокие показатели естественной убыли населения (-11,7 промилле) (рис. 1.7). Псковская область занимает последнее место среди регионов СЗФО по рождаемости, смертности и естественному приросту населения;

б) высокая доля населения в возрасте старше трудоспособного (25%, против 21% в среднем по России и 22% в среднем по СЗФО), что предопределяет высокие показатели убыли населения (рис. 1.8);

в) миграционная убыль населения (коэффициент миграционного прироста составляет 3 человека на 10 000 человек населения)(1).

_________________________

(1) До 2005 года в Псковской области наблюдался незначительный миграционный прирост.  

Табл. 1.1. Численность постоянного населения Псковской области на 1 января, человек

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Все население

793

781

769

758

747

736

724

713

705

696

Городское население

518

513

507

501

497

493

486

480

476

472

Сельское население

274

268

262

256

249

243

237

232

228

224

Рис. 1.7. Показатели естественного прироста (убыли) (2008 г.)

Рис. 1.8. Возрастная структура населения (2007 г.)

Рис. 1.9. Денежные доходы на душу населения, рублей (2008 г.)

Рис. 1.10. Среднемесячная заработная плата, рублей (2008 г.)

Рис. 1.11. ВРП на душу населения, тыс. рублей (2007 г.)


2. Низкий уровень жизни населения. Уровень денежных доходов населения Псковской области составляет 9968,3 рубля и является самым низким по СЗФО (рис. 1.9). В структуре доходов довольно высока доля доходов от предпринимательской деятельности (12,2%) и социальных выплат (18,4%). Среднемесячная заработная плата в области в 2008 году составила 11 380,8 рублей (рис. 1.10).

3. Низкий уровень жизни во многом объясняется слабым уровнем развития экономики области. Показатель ВРП на душу населения Псковской области составляет 88 966,6 рублей (рис.1.11), что более чем в 2 раза меньше, чем ВРП на душу населения по Северо-Западному федеральному округу (206 153,6 рублей) и в среднем по России (198 816,5 рублей).

Отставание области по уровню экономического развития объясняется следующими факторами:

а) сложившейся структурой экономики и промышленного производства, в которых преобладают низкотехнологичные (сельское хозяйство, металлообработка и т.д.) и проблемные секторы (производство электрооборудования);

б) экономгеографическим положением: территория области находится на периферии экономического влияния крупнейших столичных агломераций. Именно поэтому в отличие от регионов, расположенных в 300-километровой зоне от Москвы и 150-километровой зоне от Санкт-Петербурга, Псковская область не стала территорией размещения крупных процессинговых центров;

в) низким уровнем использования объективных преимуществ области в силу внешних обстоятельств:

транзитный потенциал. В настоящее время все операции с грузами, проходящими по территории Псковской области, осуществляются в сложившихся центрах перераспределения и логистики, не принося области экономического эффекта;

потенциал природных ресурсов, прежде всего лесных;

туристический потенциал. Развитие туризма во многом сдерживается низким уровнем транспортной доступности области.

4. Перечисленные выше проблемы предопределяют и четвертую - низкий бюджетный потенциал. Совокупный объем бюджета не достаточен для обеспечения реализации крупных инвестиционных проектов (рис. 1.12).

Рис. 1.12. Бюджетная обеспеченности регионов СЗФО, тыс. руб. (2009 г.)

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»