Недействующий

КОЛЛЕГИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 декабря 2010 года N 549

О внесении изменений в постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 23.07.2007 N 217 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Здоровье кузбассовцев" на 2008-2012 годы"

(признано утратившим силу Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 30.12.2011 N 663)

Коллегия Администрации Кемеровской области постановляет:

1. Внести в постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 23.07.2007 N 217 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Здоровье кузбассовцев" на 2008-2012 годы" (в редакции постановлений Коллегии Администрации Кемеровской области от 30.08.2007 N 242, от 10.09.2008 N 377, от 10.11.2008 N 473, от 25.12.2008 N 585, от 30.12.2008 N 606, от 31.03.2009 N 134, от 11.06.2009 N 263, от 10.07.2009 N 309, от 02.12.2009 N 472, от 30.12.2009 N 552, от 21.06.2010 N 254) следующие изменения:

1.1. В заголовке и пункте 1 цифры "2012" заменить цифрами "2013".

1.2. Изложить долгосрочную целевую программу "Здоровье кузбассовцев" на 2008-2013 годы (далее - Программа), утвержденную постановлением, в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Департаменту документационного обеспечения Администрации Кемеровской области (Т.Н.Вовченко), управлению по работе со средствами массовой информации Администрации Кемеровской области (С.И.Черемнов) и департаменту информационных технологий Администрации Кемеровской области (С.Л.Мурашкин) обеспечить размещение настоящего постановления на сайте "Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области".

3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Кемеровской области А.С. Сергеева.

Губернатор

Кемеровской области

А.М. Тулеев


Приложение
к постановлению Коллегии Администрации Кемеровской области
от 10 декабря 2010 г. N 549

Долгосрочная целевая программа "Здоровье кузбассовцев" на 2008-2013 годы

Паспорт долгосрочной целевой программы "Здоровье кузбассовцев" на 2008 - 2013 годы


Наименование программы

Долгосрочная целевая программа "Здоровье кузбассовцев" на 2008-2013 годы (далее -  Программа)

Дата принятия и наименование решения о разработке Программы

Распоряжение  Губернатора Кемеровской области  от 01.06.2007 N 116-рг "О разработке долгосрочной целевой программы "Здоровье кузбассовцев" на 2008-2013 годы" (в редакции распоряжений  Губернатора Кемеровской области от 05.09.2008 N 113-рг, от 23.10.2009 N 186-рг, от 01.11.2010 N 181-рг)

Государственный заказчик  Программы

Коллегия Администрации Кемеровской области

Директор Программы

Заместитель Губернатора Кемеровской области
 Сергеев Алексей Станиславович

Основной разработчик Программы

Департамент охраны здоровья населения Кемеровской  области

Цели  Программы

Укрепление здоровья населения Кемеровской области, улучшение качества и повышение доступности медицинской помощи, предупреждение распространения  социально значимых заболеваний, снижение общей смертности, обеспечение безопасного материнства и здоровья детей

Задачи Программы

Обеспечение оказания населению Кемеровской области высококвалифицированной медицинской помощи, в том числе с использованием современных медицинских технологий;

  укрепление  материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений, в том числе оснащение их медицинским оборудованием первоочередной необходимости;

  улучшение лекарственного обеспечения больных сахарным диабетом, артериальной гипертонией, туберкулезом, онкологическими и другими социально значимыми заболеваниями;

  обеспечение доступности гарантированной бесплатной медицинской помощи контингенту особого внимания - участникам Великой Отечественной войны, лицам, подвергшимся воздействию радиации, детям, инвалидам, гражданам старшего поколения;

  развитие ГУЗ "Кемеровский областной центр медицины катастроф";

  формирование у населения мотивации к здоровому образу жизни

Срок реализации Программы

2008 - 2013 годы

Основные мероприятия Программы (перечень подпрограмм)

Подпрограммы:
 "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера";

 "Вакцинопрофилактика";

 "Развитие высокотехнологичных видов медицинской помощи";

 "Развитие первичной медицинской помощи";

 "Лекарственное обеспечение";

 "Техническое перевооружение здравоохранения";

 "Здоровое  поколение";

 "Развитие социально ориентированной медицинской помощи гражданам, относящимся к контингентам особого внимания, и гражданам старшего поколения";

 "Государственная поддержка организации оздоровления и отдыха населения Кемеровской области";

 "Оказание  мер социальной поддержки выпускникам высших и средних профессионально-образовательных медицинских учреждений";

 "Развитие ГУЗ "Кемеровская областная клиническая больница";

 "Повышение эффективности системы медицинской помощи при сердечно-сосудистых заболеваниях";

 "Развитие трансфузионной помощи гематологическим больным";

 "Развитие ГУЗ "Кемеровский областной центр медицины катастроф";

 "Подготовка специалистов здравоохранения";

 "Телемедицина";

 "Утилизация медицинских отходов";

 "Формирование здорового образа жизни у населения Кемеровской области, включая сокращение потребления алкоголя и табака";

 "Прототипирование механизма сбора и хранения сведений о медицинском портрете граждан для лечебно-профилактических учреждений Кемеровской области"

Основной исполнитель Программы

Департамент охраны здоровья населения Кемеровской области

Объемы и источники финансирования Программы

Всего на реализацию Программы потребуется на   2008-2013 годы 7616,4551 млн. рублей, в том числе:
 2008 год - 1921,883 млн. рублей;

 2009 год - 1893,353 млн. рублей;

 2010 год - 1768,9191 млн. рублей;

 2011 год - 716,1 млн. рублей;

 2012 год - 658,1 млн. рублей;

 2013 год - 658,1 млн. рублей;

 из них:
 средства областного бюджета на 2008-2013 годы -  2856,1201 млн. рублей, в том числе:
 2008 год - 697,813 млн. рублей;

 2009 год - 490,023 млн. рублей;

 2010 год - 500,2841 млн. рублей;

 2011 год - 428,0 млн. рублей;

 2012 год - 370,0 млн. рублей;

 2013 год - 370,0 млн. рублей.
 Кроме того, предполагается привлечь для реализации программных мероприятий иные не запрещенные законодательством источники финансирования, в том числе:
 средства федерального бюджета на 2008-2013 годы -  3181,58 млн. рублей, в том числе:
 2008 год - 672,02 млн. рублей;

 2009 год - 1136,04 млн. рублей;

 2010 год - 1034,52 млн. рублей;

 2011 год - 113,0 млн. рублей;

 2012 год - 113,0 млн. рублей;

 2013 год - 113,0 млн. рублей;

 средства местных бюджетов на 2008-2013 годы -  1324,455 млн. рублей, в том числе:
 2008 год - 474,35 млн. рублей;

 2009 год - 217,39 млн. рублей;

 2010 год - 170,115 млн. рублей;

 2011 год - 1 54,2 млн. рублей;

 2012 год - 154,2 млн. рублей;

 2013 год - 154,2 млн. рублей;

 внебюджетные источники на 2008-2013 годы -  254,3 млн. рублей, в том числе:
 2008 год - 77,7 млн. рублей;

 2009 год - 49,9 млн. рублей;

 2010 год - 64,0 млн. рублей;

 2011 год - 20,9 млн. рублей;

 2012 год - 20,9 млн. рублей
 2013 год - 20,9 млн. рублей

Ожидаемые конечные результаты Программы

Медицинский эффект:
 повышение качества диагностики и эффективности лечения туберкулеза, онкологических заболеваний, сахарного диабета, инфекционных заболеваний;

 повышение эффективности лечебно-профилактических мероприятий, проводимых в случае чрезвычайных обстоятельств;

 снижение количества граждан, которым впервые устанавливается группа инвалидности;

 снижение заболеваемости в связи с временной утратой трудоспособности;

 снижение обращаемости населения за неотложной и экстренной медицинской помощью на догоспитальном этапе;

 снижение общей смертности  населения.
 Экономический эффект - снижение затрат на медицинскую помощь.
 Социальный эффект:
 улучшение качества жизни больных;

 повышение социальной адаптации хронических больных и инвалидов

Организация контроля за выполнением Программы

Государственный заказчик Программы, Губернатор Кемеровской области

1. Содержание проблемы и необходимость её решения программными методами


Главным в финансовой политике здравоохранения Кемеровской области является ее адресность. Это приоритетное направление текущих расходов бюджета здравоохранения и средств соответствующих целевых программ на решение первостепенных задач здравоохранения.

В рамках реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" на ближайшую перспективу приоритетами, направленными на достижение основных целей государственной политики в области здравоохранения, являются:

снижение заболеваемости населения социально значимыми заболеваниями, обуславливающими потерю трудоспособности, высокую смертность, снижение репродуктивного потенциала нации, распространение которых несёт особую угрозу здоровью граждан и национальной безопасности;

совершенствование методов профилактики и ранней диагностики при социально значимых заболеваниях;

повышение эффективности лечения и реабилитации при социально значимых заболеваниях.

Анализ структуры заболеваемости и причин смертности населения Кемеровской области указывает на необходимость принятия стратегических решений по следующим основным классам социально значимых заболеваний, входящих в перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих":

сахарный диабет;

туберкулез;

болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ);

злокачественные новообразования;

инфекции, передающиеся преимущественно половым путем;

вирусные гепатиты;

психические расстройства и расстройства поведения;

болезни системы кровообращения.

Необходимость комплексного решения проблем, связанных с социально значимыми заболеваниями, программно-целевым методом обусловлена рядом объективных причин, в том числе:

масштабностью, сложностью и многообразием проблем профилактики, лечения и реабилитации при социально значимых заболеваниях, что предполагает разработку и осуществление комплекса программных мероприятий, взаимоувязанных по конкретным целям, ресурсам, срокам реализации и исполнителям;

необходимостью выполнения в рамках единой программы крупных по объему и требующих длительных сроков реализации инвестиционных и научно-технических проектов;

потребностью в координации усилий органов государственной власти Кемеровской области, негосударственных организаций и общественных объединений.

Целесообразность использования программно-целевого метода решения проблемы социально значимых заболеваний подтверждается результатами реализации действовавшей с 2002 года федеральной целевой программы "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002-2006 годы)", в задачи которой входили: стабилизация эпидемиологической ситуации, снижение преждевременной смертности, заболеваемости, инвалидизации, увеличение продолжительности жизни при указанных заболеваниях. Об эффективности использования данного метода, в частности, свидетельствует стабилизация, начиная с 2002 года, показателей заболеваемости и смертности по таким классам заболеваний, как сахарный диабет, инфекции, передаваемые половым путем, злокачественные новообразования.

Программа состоит из 19 подпрограмм, отражающих проблемные вопросы здравоохранения.

Подпрограмма "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера"

В Кемеровской области сохраняется напряженная ситуация по туберкулезу. Показатель заболеваемости туберкулезом за 2008 год составил 127,4 случая на 100 тысяч населения. Смертность от туберкулеза по Кемеровской области практически в 1,5 раза превышает среднероссийский показатель. Поздняя выявляемость больных туберкулезом в связи с недостаточным охватом населения профилактическими осмотрами на туберкулез приводит к росту преждевременной смертности и инвалидизации.

Реализация подпрограммы позволит создать условия для обследования пациентов в общей лечебной сети на качественном оборудовании, укрепить материально-техническую базу противотуберкулезных учреждений, в первую очередь детских отделений, продолжить работу по бесперебойному централизованному обеспечению противотуберкулезных учреждений Кемеровской области противотуберкулезными препаратами, что позволит снизить уровень смертности от туберкулеза.

Следующая проблема - это злокачественные новообразования, борьба с которыми остается одной из важнейших задач медицины и здоровья населения. Высокие показатели первичной онкозаболеваемости жителей Кемеровской области свидетельствуют о необходимости повышенного внимания к этому вопросу.

В структуре причин общей смертности злокачественные новообразования занимают третье место после болезней системы кровообращения, травм и отравлений и составили в 2008 году 19,6 случая на 100 тысяч населения (в 2007 году - 217). Лечение онкологических больных, связанное с применением дорогостоящих специализированных радиофармацевтических препаратов, радиоактивных источников для аппаратов лучевой терапии, финансово ёмкое и требует дополнительного финансирования.

Реализация подпрограммы позволит повысить эффективность лечения и диагностики, что, в свою очередь, приведет к снижению первичного выхода на инвалидность работающих граждан на 8 процентов, снижению смертности населения от злокачественных новообразований на 3 процента.

Сахарный диабет. Это грозное заболевание и его осложнения занимают третье место среди заболеваний, приводящих к инвалидности. Показатель первичного выхода на инвалидность по этому заболеванию в 2007 году составил 55,2 случая на 10 тысяч населения. Поздние осложнения являются не только ведущей причиной инвалидности, но и преждевременной смертности больных сахарным диабетом.

Благодаря реализации подпрограммы в 2008 году было обеспечено стабильное снабжение больных сахарным диабетом инсулинами, что снизило количество осложнений этого заболевания на 1,9 процента. Дальнейшая реализация подпрограммы позволит обеспечить больных сахарным диабетом сахароснижающими препаратами и инсулинами, а также средствами контроля, что, в свою очередь, позволит добиться стойкой компенсации диабета, снизить количество осложнений на 5 процентов, снизить первичный выход на инвалидность работающих граждан на 8 процентов, повысить качество жизни этих больных.

К группе социально значимых болезней относится и сифилис. За последние 5 лет (2004-2008 годы) заболеваемость населения сифилисом снизилась в целом в 1,1 раза, в том числе среди детей – в 1,1 раза. Вместе с тем ее уровень остается высоким. Интенсивный показатель в 2008 году составил 108,1 случая заболевания на 100 тысяч населения.

Несмотря на увеличение охвата беременных обследованием на сифилис и проводимым при необходимости превентивным лечением, ежегодно регистрируются случаи врожденного сифилиса, хотя по сравнению с 2004 годом их количество уменьшилось в 2 раза, с 10 до 5 случаев.

Инфекции, передающиеся половым путем, оказывают прямое влияние на репродуктивное здоровье населения, поскольку приводят к бесплодию. Реализация мероприятий подпрограммы позволит усилить работу по предупреждению распространения инфекций, передающихся половым путем, особенно среди детей и подростков, увеличить объём профилактической и лечебной помощи населению в амбулаторных условиях, профилактику врожденного сифилиса, обеспечение лекарственными препаратами для лечения сифилиса.

Подпрограммой предусмотрено целевое финансирование на улучшение диагностики, раннюю выявляемость и лечение вирусных гепатитов В и С. Несмотря на значительное снижение заболеваемости гепатитом В за последние 3 года, ее уровень остается высоким и составил в 2008 году 12 случаев на 100 тысяч населения. Заболеваемость гепатитом С с 2005 года по 2008 год уменьшилась на 12 процентов. Основные финансовые затраты связаны с лечением этих больных, которое является очень дорогостоящим.

Качество жизни населения во многом определяется уровнем психических заболеваний и поведенческих расстройств. В области по итогам 2008 года показатель первичной заболеваемости психическими болезнями составил 102,7 случая на 100 тысяч населения. В целом более 30 процентов населения нуждаются в помощи специалистов в области психического здоровья. До 5,5 процента населения нуждаются в активной психиатрической помощи. Более 1,5 тысячи человек ежегодно погибает от суицидов, в основе которых лежат психические расстройства. Развитие этой службы, имеющей большое социальное значение, требует дополнительного финансирования, особенно ее реабилитационного этапа.

Эпидемическая ситуация по ВИЧ-инфекции расценивается в Кузбассе как неблагополучная. По уровню заболеваемости ВИЧ-инфекцией Кемеровская область занимает 2-е место в Сибирском федеральном округе. В настоящее время эпидемиологический процесс охватил все муниципальные образования Кемеровской области. Высокий уровень заболеваемости привел к выявлению инфицированных лиц среди доноров. В 2008 году среди доноров выявлено 37 человек, инфицированных вирусом иммунодефицита человека (в 2007 году - 69 человек). В связи с этим возникла проблема обеспечения эпидемиологической безопасности при переливании крови и ее компонентов. С этой целью необходимо широкое внедрение новых технологий, в том числе использование карантинизации донорской крови, которые требуют дополнительного финансирования.

Реализация подпрограммы позволит своевременно выявлять ВИЧ-инфицированных, особенно в группах риска, обеспечит разрыв эпидемиологических цепочек, снизит риск медицинского пути передачи ВИЧ-инфекции.

Артериальная гипертония является одним из самых распространённых и важнейших факторов риска развития заболеваний системы кровообращения, которые в структуре смертности населения составляют более 50 процентов. Проведение мероприятий по раннему выявлению артериальной гипертонии, предупреждению её серьезных последствий и, как следствие, предупреждению инвалидности и преждевременной смертности ограничено рамками текущего финансирования и требует дополнительных финансовых вложений. Только за 2008 год уровень смертности от сердечно-сосудистых заболеваний в Кемеровской области составил 803,7 случая на 100 тысяч населения. Высокий удельный вес в нём приходится на трудоспособный возраст.

Реализация подпрограммы позволит снизить первичный выход на инвалидность на 8 процентов, снизить заболеваемость с временной утратой трудоспособности на 10 процентов, снизить обращаемость за неотложной и экстренной медицинской помощью на догоспитальном этапе на 1,5 процента, снизить общую смертность населения на 2,5 процента.

В рамках подпрограммы "Вакцинопрофилактика" будет осуществляться приобретение вакцины против клещевого энцефалита, антирабической вакцины, туберкулина, иммуноглобулина противоклещевого для учреждений здравоохранения.

Устойчивое обеспечение вакцинами является важнейшей мерой борьбы и предупреждения развития инфекционных заболеваний, регулируемых средствами иммунопрофилактики.

Своевременная профилактика таких инфекционных заболеваний, как грипп, клещевой энцефалит и других является не только мерой предупреждения инвалидности и смертности от осложнений этих инфекций, но и приносит ощутимый экономический эффект, снижая утрату временной нетрудоспособности и в случаях, и в днях.

В рамках подпрограммы "Развитие высокотехнологичных видов медицинской помощи" планируется обеспечить возможность предоставления населению Кемеровской области высокотехнологичных видов медицинской помощи кардиологического, офтальмологического, травматологического и других профилей и иной медицинской помощи, требующей применения высоких технологий. Все виды высокотехнологичной медицинской помощи относятся к категории дорогостоящих и финансируются сверх Программы ОМС за счет средств бюджетов всех уровней.

Современное здравоохранение невозможно без внедрения новых технологий, методов лечения, для чего необходимо проведение обучающих семинаров, подготовка и переподготовка медицинских кадров.

Подпрограмма "Развитие первичной медицинской помощи" предусматривает дополнительное финансирование на проведение мониторинга мероприятий по диспансеризации, реабилитации, профилактике заболеваний, что позволит оценивать эффективность проводимых мероприятий, их результативность и, при необходимости, вносить коррективы в них, устранять недостатки. Повысится профессионализм медицинских работников. Учреждения освоят современные медицинские технологии. Выполнение указанной подпрограммы позволит обеспечить мерами социальной поддержки медицинских работников первичного медицинского звена (участковых врачей, медсестер) при проведении работы на участках.

В рамках подпрограммы "Лекарственное обеспечение" осуществляется приобретение дорогостоящих лекарственных средств для определенных категорий больных и населения по постановлению Правительства Российской Федерации от 30.07.94 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения". Реализация мероприятий указанной подпрограммы позволит улучшить качество оказания лекарственной помощи и увеличит доступность бесплатных лекарств при амбулаторном лечении для населения Кемеровской области.

Реализация подпрограммы "Техническое перевооружение здравоохранения" позволит приобретать современное медицинское оборудование для лечебно-профилактических учреждений, что, в свою очередь, повысит качество лечения населения Кемеровской области.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»