(с изменениями на 24 августа 2012 года)
________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Постановлением Администрации города Хабаровска от 23 августа 2010 года N 2687
Постановлением Администрации города Хабаровска от 29 марта 2011 года N 851
Постановлением Администрации города Хабаровска от 19 сентября 2011 года N 3013
Постановлением Администрации города Хабаровска от 5 марта 2012 года N 789
Постановлением Администрации города Хабаровска от 30 июля 2012 года N 3240
Постановлением Администрации города Хабаровска от 24 августа 2012 года N 3667
_________________________________
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в целях дальнейшего устойчивого развития малого и среднего предпринимательства в городе Хабаровске и повышения социально-экономической эффективности его деятельности администрация города
постановляет:
1. Утвердить городскую целевую программу «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в г. Хабаровске на 2010-2012 годы» (далее «Программа») согласно приложению.
2. Объемы финансирования Программы подлежат ежегодному уточнению, исходя из возможностей бюджета городского округа «Город Хабаровск» на соответствующий год.
3. Считать утратившим силу постановление Мэра города от 22.12.2006 N 1582 «О городской целевой программе «Развитие и поддержка малого предпринимательства в г. Хабаровске на 2007-2009 годы».
4. Пресс-службе администрации города (Горбунов А.В.) опубликовать настоящее постановление в газете «Хабаровские вести».
5. Контроль за выполнением решения возложить на Вице-Мэра города Казаченко В.П.
Мэр города
А.Н. Соколов
ГОРОДСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства
в городе Хабаровске на 2010-2012 годы»
(с изменениями на 24 августа 2012 года)
Наименование Программы | Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в городе Хабаровске на 2010-2012 годы |
Основание для разработки Программы | Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»; |
Муниципальный заказчик Программы | Администрация города Хабаровска |
Руководитель Программы | Начальник управления экономического развития Администрации города Хабаровска |
Ответственный исполнитель Программы | Начальник отдела развития предпринимательства Администрации города Хабаровска |
Цели и задачи Программы | Цель: формирование условий и факторов повышения конкурентоспособности малого и среднего предпринимательства |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы | Количество субъектов малого и среднего предпринимательства - 22400 ед. |
Сроки и этапы реализации Программы | 2010-2012 гг. с ежегодной корректировкой объемов финансирования Программы. |
Объёмы и источники финансирования Программы | Всего: 322 230,85 тыс. руб., в том числе: бюджетные средства - 62 495,85 тыс. руб.; муниципальные гарантии - 30 000 тыс. руб.; привлеченные средства - 229 735,00 тыс. руб. (в редакции Постановления Администрации города Хабаровска от 23 августа 2010 года N 2687 - см. предыдущую редакцию, Постановлением Администрации города Хабаровска от 29 марта 2011 года N 851 - см. предыдущую редакцию, Постановлением Администрации города Хабаровска от 5 марта 2012 года N 789 - см. предыдущую редакцию) |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы (на конец 2012 г.) и показатели социально-экономической эффективности | Количество субъектов малого и среднего предпринимательства - 24870 ед. |
1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
В современной экономике малое и среднее предпринимательство (далее - МСП) занимает важное место. Именно оно заполняет те ниши и выполняет те функции, которые не готов взять на себя крупный бизнес. Это прежде всего услуги населению (бытовые, образовательные, в сфере отдыха и др.) и бизнес-услуги (консалтинг, маркетинг и др.).
Вместе с тем, малый бизнес - высокорисковая деятельность, поскольку предприниматель остается практически один на один с рынком и может потерять все свои накопления при неблагоприятном стечении обстоятельств. В случае же успеха в предпринимательской среде появляется личность, способная не только повысить свое благосостояние, но и принести значительную пользу обществу, укрупнить бизнес, повысить его инновационность, стать устойчивым лидером в предпринимательской и общественной среде.
Обеспечение стабильного развития экономики России, особенно в кризисный период, требует взвешенных и разумных решений, видения перспективы, принятия стратегических действий. Важное место в системе стратегического управления занимает всесторонняя поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства. Но и от предпринимателей, в свою очередь, требуется соблюдение принципов социальной ответственности, особенно в условиях финансово-экономического кризиса. На муниципальном уровне идеи стратегического управления реализуются в виде программно-целевого планирования.
Необходимость программно-целевого метода диктуется значимостью вопроса для дальнейшего развития города, сложностью проблемы, возможностью комплексного использования ресурсов города, трудностью ее решения в приемлемые сроки за счет только выполнения должностных обязанностей муниципальных служащих.
Указанный метод реализуется через целевые программы, применение которых позволяет определить проблемы развития и разработать план мероприятий, направленных на их преодоление. Помимо этого, обеспечивается систематический контроль за результатами работ, корректировка программных действий.
Данная Программа принимается во исполнение федерального закона N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», обозначившего основные подходы к решению проблем развития предпринимательства в России.
Направленность и ожидаемые результаты реализации данной Программы соответствуют приоритетам, определенным Стратегическим планом устойчивого развития г. Хабаровска до 2020 г., который был принят решением Хабаровской городской Думы от 26.09.2006 N 306. В соответствии с ним поддержка предпринимательства является одним из ключевых направлений социально-экономического развития города Хабаровска.
Программа продолжает основные направления поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, обозначенные в предыдущих программах по развитию субъектов малого (а затем и среднего) предпринимательства в г. Хабаровске (на 2004-2006 и 2007-2009 гг.), а также краевой целевой программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае на 2010-2012 годы».
В настоящее время предпринимательство является одной из наиболее динамично развивающихся сфер экономической жизни Хабаровска. По состоянию на 01.01.2009 г. малое и среднее предпринимательство обеспечило 37,6% оборота организаций города по всем видам экономической деятельности, 18,9% налоговых поступлений в бюджет города, в малом бизнесе работало 31% от общей численности занятых в экономике города.
Отраслевая структура предпринимательства по количеству предприятий характеризуется явным доминированием непроизводственной сферы (рис. 1). Это вполне объяснимо, поскольку в малом и среднем предпринимательстве преобладают некапиталоемкие, ориентированные на очень узкий рынок фирмы, каких больше всего в сфере питания и общественного обслуживания. Такая ситуация вполне соответствует общемировым тенденциям:
[Рисунок не приводится]
В структуре предпринимательства преобладают предприятия, занимающиеся торговлей и операциями с недвижимостью (57,2 и 15,8%% соответственно). Производственную сферу составляет лишь 5,7% предприятий. Наименьшее количество предприятий представляют гостиничный и ресторанный бизнес (1,4%), сельскохозяйственную деятельность (1%), а также медицинские и социальные услуги (0,9%).
Подобная структура свидетельствует о смещении акцентов в предпринимательстве в сторону получения «быстрых» денег посредством операций купли-продажи. Но существенный экономический и, главное, социальный эффект дают предприятия реального сектора экономики. Поэтому деятельность администрации города по поддержке МСП должна быть направлена, в первую очередь, на производственную сферу.
Что касается непроизводственных отраслей предпринимательства, то здесь содействие муниципальной власти необходимо ориентировать на поддержку таких отраслей, как предоставление услуг здравоохранения, въездной туризм, поддержку предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции.
Особую роль приобретает развитие инновационной деятельности в малом бизнесе. Наряду с крупными предприятиями, имеющими спрос на научные разработки и способными реализовать на практике конкретные инновационные проекты, существуют малые инновационные предприятия, участвующие, в зависимости от вида деятельности, в инновационном процессе от научных исследований и опытно-конструкторских разработок (НИОКР) до коммерциализации инновационного продукта. Наиболее активно инновационные процессы идут в машиностроении и металлообработке, топливной и пищевой промышленности, электроэнергетике и промышленности строительных материалов. На решение проблем инновационного предпринимательства нацелены мероприятия Долгосрочной целевой программы «Развитие инновационной деятельности в г. Хабаровске на 2009-2012 годы и на период до 2020 г.»
Повышение эффективности предпринимательского потенциала города, развитие здоровой конкуренции, формирование межрегиональных экономических и социокультурных связей на новой качественной основе являются одними из основных задач администрации города.
Хорошим стимулом для развития производства высококачественной, конкурентоспособной продукции и оказания услуг, востребованных населением, воспитания профессиональных кадров, создающих эти товары и услуги служит развитие состязательности предприятий и организаций города. В этих целях администрация города ежегодно проводит более 20 общегородских и отраслевых конкурсов, определяющих лучшие хабаровские товары, промышленные предприятия, муниципальные учреждения социальной сферы, предпринимателей, специалистов-профессионалов своего дела, которые по праву могут считаться «Хабаровской маркой» и позиционировать наш город на межрегиональном рынке товаров и услуг.
Одним из направлений повышения качества и конкурентоспособности продукции предпринимателей Хабаровска является активное развитие внешнеэкономической деятельности. С целью расширения международных связей, активизации внешнеэкономического взаимодействия, упорядочения работы структурных подразделений администрации города, муниципального предприятия в сфере экономического международного сотрудничества расширены полномочия управления международных связей, в составе которого действует отдел по развитию внешних связей, и с ноября 2005 г. функционирует муниципальное унитарное предприятие «Городской центр международного сотрудничества».
В рамках проводимой работы по повышению инвестиционной привлекательности предпринимательства проводится согласно постановлению Мэра города от 04.09.2003 года N 1176 «О муниципальной поддержке инвестиционной деятельности в г. Хабаровске» экспертиза инвестиционных проектов, которые обеспечиваются поддержкой администрации города. Формы этой помощи разнообразны: от прямой финансовой, залоговой и гарантийной поддержки до организационной, правовой и методической.
Так, в соответствии с решением Хабаровской городской Думы от 28.03.2000 N 415 «Об утверждении Положения «О порядке регулирования арендных отношений, предметом которых являются муниципальные земельные участки, расположенные на территории г. Хабаровска», предусматривается в целях создания благоприятного инвестиционного климата применение коэффициента 0,1 к величине арендной платы за пользование муниципальными земельными участками, на которых реализуются инвестиционные проекты.
В 2008 г. подготовлена и размещена на web-портале администрации города электронная версия 6-го сборника инвестиционных предложений предприятий г. Хабаровска, выпущена его печатная версия в полноцветном варианте, переведенная на английский и китайский языки.
Как показал экспертный опрос, наиболее популярным действием по реализации инвестиционных проектов является участие в российских конкурсах (50%) и создание собственного web-сайта с размещением на нем своих инвестиционных предложений (40%). В конкурсах грантов Правительства Хабаровского края участвует лишь четверть опрошенных. Не предпринимают никаких действий для реализации инвестиционных проектов 16,7% опрошенных предприятий. Основная причина этого (58,3%) - отсутствие собственных средств. Но, поскольку, в кризисное время воплотить в жизнь инвестиционный проект только лишь за счет средств предприятия крайне затруднительно, то необходимо активно развивать кредитование малого и среднего бизнеса.
Сегодня субъекты МСП могут привлечь дополнительные финансовые ресурсы через сеть коммерческих банков, Фонд поддержки малого предпринимательства Хабаровского края, различные российские и международные гранты и конкурсы.
В администрации города разработана нормативная база по предоставлению залоговой и гарантийной поддержки инвестиционной деятельности на территории города. Но, к сожалению, предприниматели не проявляют активности в использовании данного вида помощи. Одной из основных причин неэффективного использования залогового фонда является слабая работа предпринимателей с банковскими структурами. Получив предварительное согласие банка о выдаче кредита под залог администрации города и получив положительное решение Инвестиционного совета, предприниматели зачастую не могут получить кредит, получая отказ в банке.
Большинство банков города в качестве одной из своих услуг предлагают предоставление кредитов малому и среднему бизнесу. Максимальный срок кредитования не превышает 5 лет, при этом ставка по кредиту колеблется в пределах от 16% до 25% и выше в зависимости от валюты кредита. Зачастую процентная ставка устанавливается в индивидуальном порядке и зависит от сроков кредитования, вида обеспечения, наличия кредитной истории и количества используемых услуг банка. Срок рассмотрения заявки составляет в среднем 7-10 дней. Немногие банки выдают кредиты до 1 млн. руб. без обеспечения. В остальных случаях банку необходимо поручительство третьих лиц либо залог.
Целевой характер является особенностью кредитования малого и среднего бизнеса. Оно производится для закупки сырья и материалов, оплаты транспортных расходов, приобретения, капитального и/или текущего ремонта объектов недвижимости, выкупа земельных участков под находящимися в собственности объектами недвижимости, используемыми в хозяйственной деятельности, приобретения оборудования и транспортных средств, предназначенных для производства, торговли или предоставления услуг.
Недостатком банковского кредитования является то, что для открытия бизнеса либо для компаний, период работы которых не превышает 6 месяцев, банки не выдают кредиты.
Финансовую поддержку субъектов МСП, помимо банков, оказывает Фонд поддержки малого предпринимательства Хабаровского края. Здесь особо следует упомянуть, что Фонд работает только с социально ответственным бизнесом. Под этим понимается, в первую очередь, отсутствие задолженности предприятия по выплате заработной платы своим работникам и по осуществлению платежей в бюджеты всех уровней. Поддержка осуществляется по трем направлениям: поручительство перед кредитными учреждениями г. Хабаровска, субсидирование процентной ставки по кредитам и предоставление микрозаймов. Участие администрации города через новые финансовые инструменты в деятельности Фонда позволит увеличить объем оказываемой помощи.
Микрокредитование сегодня чрезвычайно востребовано в бизнес-среде. Это предполагает, прежде всего, предоставление Фондом кредита в размере до 1 млн. руб. на срок до 12 месяцев по льготным кредитным ставкам (ранее эта сумма составляла 500 тысяч рублей). Заемные средства предоставляются по ставке рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации на момент заключения договора для предприятий, осуществляющих приоритетные виды деятельности. Для остальных заемщиков ставка может быть увеличена на пять пунктов. При этом количество обращений одного субъекта предпринимательства за денежной ссудой не ограничено.
Главное преимущество займа - возможность составления индивидуального графика его погашения по согласованию с заемщиком, а также возможность получения займа вновь созданными предприятиями.
В числе дополнительных бонусов отсутствие разовых и ежемесячных комиссий, возможность досрочного погашения кредита без штрафных санкций, помощь при оформлении документов. Кроме того, идет формирование положительной кредитной истории в Фонде, что в будущем поможет предпринимателям сделать более доступными заемные средства кредитных организаций.
Помимо финансовой помощи, Фонд предоставляет образовательную и консультационную поддержку. Так, с мая 2009 г. реализуется программа самозанятости безработных граждан «Начинающий предприниматель». Созданная при поддержке Правительства Хабаровского края, администрации г. Хабаровска и КГУ «Центр занятости населения г. Хабаровска», она стала одной из самых востребованных программ, осуществляемых Фондом поддержки малого предпринимательства. В период с 01.05.09 по 01.10.09 было организовано два бесплатных обучающих курса. Уже за первый месяц действия программы количество обращений от граждан, желающих стать ее участниками, значительно превысило план набора. Общее число поданных анкет - более 240, количество участников, прошедших обучение, - 132.
Еще одно направление деятельности Фонда - поддержка уже действующих предпринимателей. Разработан ряд мероприятий, предоставляющих малому и среднему бизнесу помощь в составлении технико-экономических обоснований и бизнес-планов, содействие в участии в российских и международных выставках, бесплатные образовательные программы. Предприниматели имеют возможность обратиться как за единовременной помощью, так и за комплексной поддержкой по ведению дел предприятия.
В соответствии с постановлением Губернатора Хабаровского края от 28.07.2005 N 163 «О взаимодействии органов государственной власти края и местного самоуправления с предпринимательскими структурами Хабаровского края» одним из приоритетов деятельности органов власти является развитие взаимодействия власти и бизнеса через ассоциации, союзы, советы и другие формы объединений.
Сегодня на территории города действует порядка 25 объединений предпринимателей и организаций, способствующих взаимодействию власти и малого бизнеса. Среди них можно выделить Дальневосточную торгово-промышленную палату, Дальневосточное объединение промышленников и предпринимателей, Совет по содействию малому и среднему предпринимательству при Полномочном представителе Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе; Совет по предпринимательству при Губернаторе Хабаровского края, городской и окружные Советы по предпринимательству при Мэре г. Хабаровска, Межведомственный совет при Правительстве Хабаровского края по устранению барьеров в развитии предпринимательства, Общественный совет по защите малого и среднего бизнеса при Прокуратуре Хабаровского края и т.п.
На муниципальном уровне структурными подразделениями администрации г. Хабаровска ведется систематическая работа по взаимодействию с предпринимательскими объединениями. Основными формами ведения диалога между органами власти и малым бизнесом являются круглые столы, совместные конференции, семинары.
Главным связующим звеном между муниципальной властью и бизнес-сообществом является городской и окружные Советы по предпринимательству при Мэре города. За последние несколько лет можно отметить позитивные перемены в развитии диалога между предпринимателями и администрацией города. Стало правилом согласование с Советами проектов нормативных правовых актов Хабаровской городской Думы и администрации города, затрагивающих организацию и осуществление предпринимательской деятельности на территории города. Основным принципом государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства является представителей субъектов малого и среднего предпринимательства в экспертизе проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства.