(с изменениями на 26 ноября 2012 года)
__________________________
Утратило силу на основании
Постановления Правительства Хабаровского края
от 26 марта 2021 года N 87-пр
__________________________
________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Постановлением Правительства Хабаровского края от 01 февраля 2010 года N 23-пр
Постановлением Правительства Хабаровского края от 17 августа 2010 года N 223-пр
Постановлением Правительства Хабаровского края от 15 декабря 2010 года N 353-пр
Постановлением Правительства Хабаровского края от 19 мая 2011 года N 143-пр
Постановлением Правительства Хабаровского края от 2 сентября 2011 года N 295-пр
Постановлением Правительства Хабаровского края от 13 декабря 2011 года N 414-пр
Постановлением Правительства Хабаровского края от 14 мая 2012 года N 147-пр
Постановлением Правительства Хабаровского края от 26 ноября 2012 года N 410-пр
________________________________
В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", в целях устойчивого развития малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае Правительство края
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую краевую целевую программу "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае на 2010-2012 годы" (далее - Программа).
2. Министерству экономического развития и внешних связей края (Калашников В.Д.): (Пункт изменен Постановлением Правительства Хабаровского края от 15 декабря 2010 года N 353-пр - см. предыдущую редакцию).
2.1. Обеспечить организацию работы исполнителей Программы, контроль за ходом реализации Программы, координацию деятельности министерств края, иных органов исполнительной власти края и других организаций в области поддержки и развития малого и среднего предпринимательства.
2.2. Обеспечить взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления края, объединениями и ассоциациями предпринимателей в части реализации мероприятий Программы.
2.3. Ежегодно до 15 марта представлять Губернатору края информацию о ходе реализации мероприятий Программы.
2.4. Ежегодно в сроки, установленные для формирования краевого бюджета на соответствующий финансовый год, представлять бюджетную заявку в министерство финансов края на финансирование мероприятий Программы.
2.5. В срок до 31 декабря 2009 г. разработать и утвердить необходимые для реализации мероприятий Программы положения о порядке предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, организациям инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, муниципальным образованиям края.
2.6. Проработать вопрос о привлечении в 2010 году в рамках государственной программы поддержки малого и среднего предпринимательства, осуществляемой Министерством экономического развития Российской Федерации, средств федеральной субсидии для создания гарантийного фонда.
3. Министерствам края, иным органам исполнительной власти края, участвующим в реализации Программы, ежеквартально до 05 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в министерство экономического развития и внешних связей края отчет о выполнении мероприятий Программы.
4. Рекомендовать главам муниципальных образований края в установленные сроки разработать муниципальные программы развития и поддержки малого и среднего предпринимательства с учетом Программы и приоритетов развития муниципальных образований края.
5. Рекомендовать главам муниципальных районов края оказать содействие городским и сельским поселениям в разработке программ, направленных на создание условий для развития малого и среднего предпринимательства и повышение его роли в формировании доходов поселений и района в целом.
6. Признать утратившими силу с 01 января 2010 г. постановления Правительства Хабаровского края:
7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства края - министра экономического развития и внешних связей края Калашникова В.Д. (Пункт изменен Постановлением Правительства Хабаровского края от 15 декабря 2010 года N 353-пр - см. предыдущую редакцию).
Губернатор, Председатель
Правительства края
В.И. Шпорт
КРАЕВАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства
в Хабаровском крае на 2010-2012 годы"
(с изменениями на 26 ноября 2012 года)
ПАСПОРТ
краевой целевой программы
"Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства
в Хабаровском крае на 2010-2012 годы"
Наименование Программы | - краевая целевая программа "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае на 2010-2012 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | - пункт 2 части 1 статьи 10 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", подпункт "д" пункта 2 протокола заседания Правительственной комиссии по вопросам регионального развития от 02 декабря 2008 г. N 1, подпункт 7.2.2 постановления Правительства Хабаровского края от 19 марта 2009 г. N 87-пр "Об итогах работы за 2008 год и о задачах органов исполнительной власти Хабаровского края по развитию экономики в 2009 году" |
Государственный заказчик Программы | - Правительство Хабаровского края в лице министерства экономического развития и внешних связей Хабаровского края |
Основной разработчик Программы | - министерство экономического развития и внешних связей Хабаровского края |
Сроки и этапы реализации Программы | - 2010-2012 годы, в три этапа: |
Цели Программы | - создание благоприятных условий для устойчивого функционирования и развития малого и среднего предпринимательства и повышение его роли в социально-экономическом развитии Хабаровского края (далее также - край); |
Задачи Программы | - повышение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства на внутренних и внешних рынках; |
Основные целевые индикаторы и показатели эффективности реализации Программы | - прирост числа субъектов малого и среднего предпринимательства; |
Основные мероприятия Программы | - нормативно-правовое, аналитическое и организационное обеспечение малого и среднего предпринимательства; |
Объемы и источники финансирования Программы | - источники финансирования Программы - краевой бюджет, субсидии из федерального бюджета и иные источники. Средства краевого бюджета (2010-2012 годы) - 166 433,98 тыс. рублей, в том числе по годам: 2010 год - 23 435,00 тыс. рублей, 2011 год - 56 181,36 тыс. рублей, 2012 год - 86 817,62 тыс. рублей. Субсидии из федерального бюджета (2010-2012 годы) - 427 940,00 тыс. рублей, в том числе по годам: 2010 год - 66 889,00 тыс. рублей, 2011 год - 157 000,00 тыс. рублей, 2012 год - 204 051,00 тыс. рублей. Средства иных источников (2010-2012 годы) - 15 345,00 тыс. рублей, |
Ожидаемые результаты реализации Программы | - в оптимистичном варианте: |
Система организации контроля за исполнением Программы | - Правительство края, министерство экономического развития и внешних связей края |
Паспорт изменен Постановлением Правительства Хабаровского края от 01 февраля 2010 года N 23-пр - см. предыдущую редакцию, Постановлением Правительства Хабаровского края от 17 августа 2010 года N 223-пр - см. предыдущую редакцию, Постановлением Правительства Хабаровского края от 15 декабря 2010 года N 353-пр - см. предыдущую редакцию, Постановлением Правительства Хабаровского края от 19 мая 2011 года N 143-пр - см. предыдущую редакцию, Постановлением Правительства Хабаровского края от 2 сентября 2011 года N 295-пр - см. предыдущую редакцию, Постановлением Правительства Хабаровского края от 13 декабря 2011 года N 414-пр - см. предыдущую редакцию, Постановлением Правительства Хабаровского края от 14 мая 2012 года N 147-пр - см. предыдущую редакцию.
1. Характеристика состояния и проблем
в сфере малого и среднего предпринимательства
Малое и среднее предпринимательство играет всевозрастающую роль в структуре экономики края, сохраняя на протяжении ряда лет положительную динамику развития основных показателей деятельности.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю в 2008 году базовая совокупность (реально действующих) малых предприятий составляет 12,6 тыс. единиц, из которых 9 тыс. (или 71,4%) относятся к микропредприятиям (с численностью работающих до 15 человек). Малые предприятия заняты в основном в сфере торговли (43,5%), в строительстве (14,3%), операциях с недвижимостью (14,8%), обрабатывающих производствах (7,5%).
Число индивидуальных предпринимателей в крае выросло к 2006 году более чем на 6 тыс. человек (около 24%), в 2008 году составило 32,7 тыс. человек.
Структурное распределение малого бизнеса по видам экономической деятельности в крае в основном соответствует общероссийской ситуации.
Территориально основная часть малых предприятий (80%) и индивидуальных предпринимателей (69%) размещена в городах Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре.
В 2008 году на малых предприятиях было занято более 105 тыс. человек. Помимо постоянных работников, малые предприятия активно привлекают внешних совместителей и работников, выполняющих работу по договорам гражданско-правового характера. Численность этих работников составила около 12 тыс. человек.
В 2008 году в крае оборот малых предприятий составил 175,7 млрд. рублей, или 33 процента от оборота полного круга организаций края по всем видам экономической деятельности. В общем обороте малых предприятий 51 процент приходился на долю оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, 19 процентов - на обрабатывающие производства, 8 процентов - на строительство.
По обороту малых предприятий и среднесписочной численности их работников край в 2008 году занимает соответственно второе и третье места среди регионов Дальневосточного федерального округа.
Число средних предприятий составило 159 единиц со среднесписочной численностью работающих более 20 тыс. человек.
В целом малый и средний бизнес с учетом работающих по трудовым договорам у индивидуальных предпринимателей обеспечивает трудоустройство 28 процентов от числа занятых в экономике края.
За 2008 год поступления денежных средств от малого и среднего бизнеса в бюджет края составили 5,1 млрд. рублей, во все уровни бюджетов - 9,1 млрд. рублей.
Таблица 1
Отдельные показатели деятельности
малого предпринимательства края в 2008 году
Показатели | Единица измерения | В среднем по России | Хабаровский край |
Плотность малых предприятий на 1 тыс. жителей | единиц | 9,9 | 9,0 |
Доля занятых на малых предприятиях от экономически активного населения | процентов | 13,0 | 13,0 |
Доля оборота малых предприятий неторговой сферы | - " - | 28,0 | 40,2 |
Однако деятельность малых и средних предприятий еще остается недостаточно эффективной: плотность малых предприятий на 1 тыс. жителей ниже среднероссийского показателя, в 2008 году составила 9 предприятий, не произошло существенных структурных изменений малого предпринимательства в пользу реального сектора.
На развитие малого и среднего предпринимательства в крае значительное влияние оказывают существующая в стране экономическая ситуация и связанные с ней общие для всех муниципальных образований края проблемы:
- недостаток стартового капитала и профессиональной подготовки для успешного начала предпринимательской деятельности, а также средств на развитие предпринимательской деятельности;
- сложности доступа к ресурсам коммерческих банков, недостаточное развитие системы микрофинансирования, неразвитая система гарантий (поручительств), слаборазвитые механизмы самофинансирования;
- слабый уровень развития малого и среднего предпринимательства в северных территориях края в силу сложившейся структуры экономики;
- недостаточно развитая инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства и прежде всего в муниципальных районах края;
- наличие административных барьеров при осуществлении деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;
- невысокий уровень развития системы информационного обеспечения малого предпринимательства;
- частые изменения нормативной правовой базы, регулирующей деятельность субъектов малого и среднего бизнеса.
Решение обозначенных проблем в сфере развития предпринимательства без использования программно-целевого метода означает стихийное развитие ситуации, несогласованные и нескоординированные действия органов исполнительной власти края, самих субъектов предпринимательства, их общественных объединений, структур его поддержки и органов местного самоуправления.
2. Обоснование необходимости использования
программно-целевого метода
В соответствии с требованиями федерального законодательства, в частности Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", вся государственная и муниципальная политика в области развития и поддержки малого и среднего предпринимательства строится на основе программ.
Использование программно-целевого метода для решения имеющихся проблем позволяет достичь комплексного и последовательного подхода, обеспечивающего увязку реализации мероприятий по органам, ресурсам, исполнителям, разработку муниципальных и отраслевых программ, а также организацию процесса управления и контроля. Программно-целевой метод позволяет распределять полномочия и ответственность, проводить мониторинг результатов реализации Программы.
Основные риски, связанные с программно-целевым методом решения проблем:
- кризисные явления в экономике;
- изменения федерального и краевого законодательства в сфере государственной поддержки малого и среднего предпринимательства;
- снижение финансирования программы;
- негативное отношение части населения к предпринимательству вследствие значительного разрыва в уровне доходов и качества жизни.
Снижение финансирования Программы может повлечь невыполнение отдельных мероприятий, что, в свою очередь, отразится на снижении уровня поддержки, и в конечном итоге может вызвать снижение показателей деятельности малого и среднего бизнеса, в том числе снижение числа занятых в этом секторе экономики, повлиять на создание социальной напряженности.
Способом ограничения рисков будет являться мониторинг изменений состояния развития малого и среднего предпринимательства в условиях влияния финансово-экономического кризиса, ежегодная корректировка программных мероприятий и показателей в зависимости от достигнутого состояния.
Программно-целевой метод решения проблем в вопросах развития малого и среднего предпринимательства предполагает два варианта развития ситуации (целевые индикаторы по вариантам представлены в приложении N 1 к настоящей Программе):