Недействующий


ХАБАРОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

РЕШЕНИЕ

от 26 сентября 2006 года N 306


О принятии Стратегического плана устойчивого развития города Хабаровска до 2020 года

________________________
Утратило силу на основании
Решения Хабаровской городской Думы
от 22 мая 2012 года N 593

________________________


В соответствии с Уставом городского округа «Город Хабаровск» и в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития городского округа «Город Хабаровск» Хабаровская городская Дума

решила:

1. Принять Стратегический план устойчивого развития города Хабаровска до 2020 года согласно приложению.

2. Администрации города обеспечить мониторинг выполнения Стратегического плана устойчивого развития города Хабаровска до 2020 года.

3. Контроль за исполнением решения возложить на Вице-Мэра города Казаченко В.П. и комитет Хабаровской городской Думы по бюджету, финансам и экономическому развитию (Корниенко Н.Н.).

4. Решение вступает в силу со дня его официального опубликования (обнародования).

     Мэр города А.Н. Соколов



Приложение
к проекту решения
Хабаровской городской Думы
от 26 сентября 2006 года N 306

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН
УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА ХАБАРОВСКА ДО 2020 ГОДА


1. ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ЦЕНТРОВ
ЮГА ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА


Оценить возможности развития г. Хабаровска и разработать стратегический план невозможно без учёта естественно - исторических условий становления промышленных и административно-хозяйственных центров юга региона. Развитие их шло в контексте общих процессов. Невысокий социально-экономический потенциал Дальнего Востока и ограниченность его воспроизводственных возможностей придавали формированию промышленных центров неустойчивый характер.

Это особенно хорошо прослеживается на примере городов Николаевск-на-Амуре и Благовещенск. Первый пережил несколько циклов развития. До середины 50-х годов прошлого века являлся центром Нижнеамурской области. В период рыночных преобразований столкнулся с серьезными проблемами развития.

В конце XIX века наиболее крупным промышленным центром на Дальнем Востоке был г. Благовещенск. Население его в 1897 г. составляло 33 тыс. человек. Однако в дальнейшем, с завершением строительства Транссиба и более выгодным стратегическим положением других городов региона, он остался на периферии экономической жизни.

Благодаря своему выгодному экономико-географическому положению мощный импульс на рубеже XIX-XX веков получает г. Владивосток. Располагаясь на берегах уникальной глубоководной незамерзающей бухты, он раньше других городов региона получил связь с железнодорожной сетью страны (в 1903 г. открыто движение по КВЖД, в 1900 г. - по Уссурийской железной дороге до Хабаровска). Владивостокский порт выполняет функции международного, являясь главными «входными и выходными воротами» российского Дальнего Востока и обслуживая внешнеторговые связи Маньчжурии. Население города растёт, и с 1917 г. он становится крупнейшим на Дальнем Востоке (130 тыс. чел.).

Экономико-географический фактор сыграл важную роль и в основании г. Хабаровска: центральное расположение в широтном направлении у слияния двух крупных транспортных артерий, близость границы с Маньчжурией и связь с ней по реке Сунгари. Это обусловило формирование его как административного центра Дальнего Востока. Здесь разместились такие органы управления, осуществляющие деятельность на всей территории региона (за исключением Якутии), как Приамурское генерал-губернаторство, Приамурский военный округ, Амурские казенная и контрольная палаты. Приамурское главное учебное инспекторство, Приамурское управление земледелия и госимущества и др.

На рубеже XX века возросло военно-стратегическое значение города. Он становится центром дислокации сухопутных армейских сил. Здесь действовало несколько небольших предприятий пищевой промышленности, чугунолитейный завод и мастерские Амурской флотилии.

В послереволюционные годы, вплоть до окончания Великой Отечественной войны, геополитическая обстановка на Дальнем Востоке резко меняется. На дальневосточных рубежах страны образуется враждебное агрессивное окружение. Практически сводятся «на нет» морские внешнеэкономические связи, вследствие чего падает значение Владивостокского торгового порта, который ограничивается в основном обслуживанием каботажных перевозок. В то же время (20-30 годы) государство осуществляет крупномасштабные программы хозяйственного освоения и заселения Дальнего Востока, происходит процесс его индустриализации, в том числе путём формирования мощного военно-промышленного комплекса. Экономические связи переориентируются на внутренние регионы страны. В таких условиях усиливается значение г. Хабаровска. Развиваются его административно-управленческие и транспортно-распределительные функции. На этой основе начинает формироваться многоотраслевая структура промышленности города, создаются высшие и средние специальные учебные заведения, отраслевые научно-исследовательские и проектные институты. Хабаровск становится крупной опорно-тыловой базой и административно-культурным центром не только края, но и всего Дальнего Востока. За 1926-1939 гг. население города увеличилось в 4 раза. Он превращается в самый крупный населённый пункт региона (207 тыс. чел.).

В этот период в Хабаровском крае закладывается г. Комсомольск-на-Амуре. В условиях растущей международной напряжённости стало очевидным, что устойчивости региональной системы нельзя достичь, развивая её в пределах узких приграничных и прибрежных полос. Становление Комсомольской агломерации следует рассматривать как совершенно естественное дело, обусловленное непреходящими потребностями российского государства. Она должна была быть и стала мощной опорно-тыловой, оборонной, хозяйственной, социокультурной базой всего Приамурья, одинаково обращённой к Югу и Северу, Западу и Востоку региона. Уже в 1939 г. по численности населения Комсомольск-на-Амуре опередил Благовещенск. В последующем он превращается в крупный промышленный центр с военно-промышленной специализацией. Наличие здесь двух уникальных предприятий по строительству атомных подводных лодок и военных самолётов поставило его по научно-техническому уровню в число наиболее высокоразвитых центров России. С постройкой Байкало-Амурской магистрали он начинает выполнять важные транспортно-транзитные функции.

Следующий этап развития промышленных центров Дальнего Востока - 50-60 годы. В Приморском крае появляются новые города: Находка и Арсеньев. Первый со временем становится крупнейшим портом на Востоке России, второй получает военно-промышленную специализацию. За счёт нового строительства и реконструкции существующих предприятий завершается формирование индустриального комплекса г. Хабаровска, ориентированного на общегосударственные потребности и, в меньшей мере, на нужды Дальнего Востока; создаётся система вузов, научно-исследовательских институтов, в том числе академического, отраслевого и проектно-конструкторского профиля. С разукрупнением обширного Хабаровского края, выделением из его состава Сахалинской (1947г.), Амурской (1948г.), Магаданской (1953 г.) и Камчатской (1956 г.) областей снижается значение Хабаровска как административного центра, но город по-прежнему является местом дислокации многих управленческих структур общерегионального значения.

С 70 годов темпы и масштабы экономического роста Хабаровска замедляются. Развитие города происходит в большей степени инерционно, главным образом по линии совершенствования сложившейся социально-хозяйственной структуры и присущих городу функций. Усиливается разделение труда между Хабаровском, сохраняющим свою роль главного экономического и, в большей степени, организационно-управленческого центра материковой части Дальнего Востока, и Владивостоком

Бурное развитие внешнеэкономических связей Дальнего Востока и государства в целом со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) создали благоприятные условия для роста Владивостока как торгово-промышленного центра общегосударственного значения с крупнейшим в России комплексом отраслей океанической ориентации. С формированием Дальневосточного научного центра АН СССР (1970 г.) он получает академическую специализацию союзного значения. В эти же годы по численности населения (441 тыс. чел.) Владивосток выходит в регионе на первое место.

В целом для 70-80 годов характерно ускоренное создание научно-технического и образовательного потенциала промышленных центров юга Дальнего Востока. В 1990 г. в четырёх крупнейших городах (Владивосток, Хабаровск, Благовещенск и Комсомольск-на-Амуре) работали около 20 тыс. научных работников, а в высших учебных заведениях обучались более 85 тыс. студентов. В 1991 г. в г. Хабаровске создан Хабаровский научный центр ДВО РАН, включающий 7 академических институтов.

Развитие наукоёмких производств выполняло важную связующую роль Дальнего Востока с интеллектуальным потенциалом европейской России. Они были одними из немногих рукотворных секторов экономики, способных конкурировать в долговременном плане на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона. Важно и то, что промышленность городов дополняла ресурсодобывающие отрасли специализации в обеспечении полной занятости населения и его полнокачественного воспроизводства.

Социально-экономический потенциал Дальнего Востока сильно подвержен воздействию вновь возникаемых факторов развития, которые обусловливают смещение акцентов и направлений формирования экономики, подъёмы и спады в развитии промышленных центров. Это усиливает их конкуренцию за сферы влияния.

Сложилась определённая специализация промышленных центров юга Дальнего Востока: Хабаровск - административно-управленческий и транспортно-распределительный центр с высокой долей машиностроения: Владивосток и Находка развиваются в океаническом направлении; Комсомольск-на-Амуре и Арсеньев концентрировали высокотехнологичный военно-промышленный потенциал Дальнего Востока. Центры субъектов Российской Федерации к тому же накопили достаточно солидный научный и образовательный потенциал.
     Высокий социохозяйственный потенциал промышленных центров выполнял важную воспроизводственную роль в регионе. В более благоприятном положении находились города с океанической специализацией. Другие устойчиво развивались в условиях директивной экономики, будучи включённые в систему союзного разделения труда.


2. ХАБАРОВСК В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА


Город Хабаровск является составной частью более общей социохозяйственной системы - российский Дальний Восток - и его нельзя рассматривать вне складывающихся тенденций развития региона, геостратегического значения для России.

Включение страны в экономику Азиатско-Тихоокеанского региона, куда перемещается доминанта общемирового развития, может осуществляться только посредством Дальнего Востока. Через него Россия в ближайшем будущем может с наибольшей эффективностью реализовывать импульс развития от АТР. Поэтому сохранение и приумножение социально-экономического потенциала Дальнего Востока отвечает долговременным интересам России.

За годы рыночных преобразований российский Дальний Восток потерял более 1,4 млн. чел. В настоящее время демографическая и миграционная ситуация в регионе продолжает ухудшаться, что в некоторых научных и политических кругах интерпретируется в виде вопроса «быть или не быть в долгосрочной перспективе региону в составе России».

Эта угроза для российского Дальнего Востока не сегодняшнего дня. Ещё П.А. Столыпин на заседании Государственной Думы по поводу строительства Амурской железной дороги в 1908 г. говорил: «При наличии государства, густонаселённого, соседнего нам, эта окраина не останется пустынной. В неё просочится чужестранец, если туда не придёт русский, и это просачивание уже началось. Если мы будем спать летаргическим сном, то этот край будет пропитан чужими соками и, когда мы проснёмся, может оказаться русским только по названию». Аналогичную обеспокоенность высказал и В.В. Путин в своём выступлении в 2000 г. в Благовещенске, когда сказал, что если сложившиеся тенденции в регионе сохранятся, то скоро здесь не останется населения, говорящего на русском языке.

В наиболее сложном положении оказались северные территории Дальнего Востока. Социологические исследования 2002-2005 гг. показали, что настроения на выезд здесь очень высокие, но по мере расселения с севера на юг они снижаются.

Южная часть региона - наиболее благоприятна для проживания, но она приграничная и испытывает наибольшее экономическое воздействие со стороны сопредельных стран. Противостоять этому воздействию и максимально его использовать в интересах региона и России можно только при формировании здесь мощного социально-экономического потенциала. Однако с недостаточно развитыми производительными силами создать его в регионе невозможно. Особенно это касается человеческого потенциала. Основу его должен составлять россиянин, связавший свою судьбу с этой землёй. Следовательно, ключевым элементом долгосрочной стратегии развития Дальнего Востока является формирование на юге региона постоянного населения. Это не всё, но основное, что нужно региону для устойчивого развития.

Постоянное население - это люди, которые связывают с данной землёй не только труд, но всю свою жизнь и жизнь своих детей. Только от них можно ожидать сохранения и приумножения её богатств. Они оберегают границы своей земли лучше любой армии. Однако в данный исторический момент решение проблемы постоянного населения входит в противоречие с целями рыночных преобразований. Основной задачей их является экономизация производства, которая предполагает отказ от значительной части существующего производственного потенциала Дальнего Востока, не являющегося экономически эффективным. Поэтому численность населения на отдельных территориях региона будет продолжать сокращаться.

Подобная закономерность подтверждается исследованиями В.В. Клименко, который на основе обширного материала показал, что на территориях, среднегодовая температура которых ниже минус 2° С и находящихся выше уровня моря на 2000 метров, люди практически не живут, а если живут, то тратят огромные энергетические ресурсы. На Дальнем Востоке климатически пригодная для проживания человека зона тянется вдоль южной границы шириной 100-200 км. Следовательно, необходимо направить миграционный поток с севера на юг региона, задержать его здесь, дать возможность адаптироваться на новом месте, в том числе искусственно за счёт государственных мер. Переселение должно усиливать оборонно-стратегическую функцию региона или, по крайней мере, её не снижать.

Существенную роль здесь должны сыграть промышленные центры юга Дальнего Востока, как опорные тыловые базы. Таковыми могут стать города Хабаровск, Владивосток, Благовещенск, Комсомольск-на-Амуре, Ванинско - Совгаванская агломерация.

Социологические исследования в г. Хабаровске показали, что жители оценивают условия проживания здесь как достаточно комфортные. В этой связи необходима новая модель размещения производительных сил Дальнего Востока: формирование локальных зон интенсивного развития, как точек высокоукладной экономики, обеспечивающей динамичное и устойчивое развитие. Они должны функционально дополнять друг друга и, имея несравненные преимущества в эффективности, давать положительный импульс сопредельным территориям.

Складываются и другие подходы к освоению природных ресурсов Дальнего Востока. Преимущественное развитие получают вахтовые и экспедиционные методы организации производства. Население концентрируется в наиболее благоприятных зонах, где для этого созданы максимально комфортные условия проживания: доступное жильё, высокое качество экологической среды, медицинского обслуживания, образования. Формируются предпосылки для создания на юге Дальнего Востока крупных селитебных центров.

Система расселения на Дальнем Востоке будет претерпевать существенные изменения. Сегодня миграционный поток направлен в западном направлении, что снижает социально-экономический потенциал региона. Геостратегические установки России на Дальнем Востоке обуславливают необходимость формирования на юге региона мощного и диверсифицированного социохозяйственного «пояса». Для этого необходимо создание здесь условий комфортного и безопасного проживания дальневосточников

3. ХАБАРОВСК НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ

3.1. Экономико-географическое положение


Хабаровск находится в центре наиболее освоенной части Дальнего Востока. В пределах территории радиусом 700 км от города проживает 70% населения региона, расположено 17 из 22 городов с населением более 50 тыс. чел. сосредоточено две третьих промышленного и 80% сельскохозяйственного производства.

Центральное положение г. Хабаровска «усилено» системой транспортных и других коммуникаций, включающих:

Транссибирскую железнодорожную магистраль, к которой вблизи города примыкает железная дорога, идущая к Комсомольску-на-Амуре и БАМу, порту Ванино и далее на Сахалин в виде морской железнодорожной паромной переправы;

амурский водный путь, в зоне влияния которого находятся обширные территории Хабаровского и Приморского краев, Амурской и Читинской областей, северовосточного Китая. По нему открывается самая короткая дорога из этих территорий в бассейн Охотского моря и на Сахалин;

авиатрассы международного и общегосударственного значения, для которых Хабаровский международный аэропорт является базовым. Он предпочтителен и для внутридальневосточных воздушных сообщений, так как сумма наикратчайших расстояний от него до Якутска, Магадана, Анадыря, Петропавловска-Камчатского, Южно-Сахалинска, Владивостока и Благовещенска существенно меньше, чем из любого этого города до всех остальных;

федерального значения автодороги, составляющие единое направление Владивосток - Хабаровск - Чита с примыкающей к ним дорогой Хабаровск - Комсомольск-на-Амуре и Хабаровск - Ванино;

систему газо-, а в будущем и нефтепроводов, позволяющих обеспечить эффективными топливно-энергетическими ресурсами предприятия и жилищно-коммунальное хозяйство города, открывающие перспективу для развития новых высокотехнологичных производств;

магистральные линии высоковольтной электропередачи, составляющие основу единой энергетической системы (ЕЭС) юга Дальнего Востока с диспетчерским управлением в Хабаровске;

линии телефонной связи международного и государственного значения, дающие выходы в страны Западной Европы, Китай, Республику Корея, США, Сингапур, с мощной международной телефонной станцией в Хабаровске;

«срединное» и одновременно приграничное положение города дает ему большие преимущества в экспортно-импортной деятельности уже в настоящее время и в последующем - в культурном, научно-техническом и хозяйственном сотрудничестве.

Достаточно благоприятно и мезо экономико-географическое положение города:

примыкающая и надежно связанная с г. Хабаровском транспортными путями пригородная сельскохозяйственная зона из 4 административных районов края располагает 307 тыс. га сельскохозяйственных земель, в том числе 93 тыс. га пахотных; резервные сельскохозяйственные земли составляют 32 тыс. га.;

находящиеся в радиусе 40-50 км от города месторождения минерального сырья составляют достаточно надежную базу для производства глинистого и силикатного кирпича, керамзита, железобетонных изделий, дорожного строительства; здесь размещены также ресурсы подземных питьевых и лечебно-столовых вод;

близость к наиболее крупным источникам электроэнергии - опорным станциям ЕЭС юга Дальнего Востока (Зейская ГЭС, Приморская ГРЭС, строящаяся Бурейская ГЭС);

наличие пространственных ресурсов в окрестностях города, обусловливающих предпосылки для размещения пространственноемких производственных и непроизводственных объектов;

большие массивы пригородных земель, пригодных для индивидуальной жилищной застройки;

сформировавшаяся в непосредственной близости от города обширная рекреационно-оздоровительная зона.

Климат города Хабаровска резко континентальный с муссонной циркуляцией, формируется под воздействием условий солнечного радиационного режима, преобладающих воздушных масс и подстилающей поверхности.

Особенности рельефа и наличие термических различий между азиатским континентом и Тихим океаном обусловливают формирование устойчивых меридиональных потоков. В холодный период господствует низкотемпературная континентальная воздушная масса, формирующаяся над Монголией, Якутией и Забайкальем. В летний период преобладают влажные тёплые воздушные массы, сформированные над океаном.

Зима характеризуется продолжительным периодом с низкими температурами, преобладанием ясной погоды, небольшим количеством осадков и частыми сильными ветрами. Летом стоит умеренно тёплая и жаркая погода с высокой влажностью.

В годовом ходе среднемесячная температура воздуха изменяется от -22°С в январе до +21 °С - в июле. Экстремальные температуры равны -43°С и +40°С. Безморозный период в среднем равен 159 дням и продолжается с мая до середины октября. Устойчивые морозы держатся в среднем 134 дня с ноября по март.

Продолжительность отопительного периода 205 дней. Расчётная температура самой холодной пятидневки -31°С. Среднее число дней с температурой равной и выше +10°С составляет 142 дня.

Среднегодовое количество осадков - 672 мм. На тёплый период приходится 80-90% их годового количества, что составляет 556 мм. В холодный период выпадает 116 мм осадков. Снежный покров появляется в конце октября и держится примерно 144 дня до середины апреля, достигая средней высоты 18 см.

Среднегодовая относительная влажность составляет 71%. Относительная влажность воздуха в годовом ходе изменяется от 62% в апреле до 81 % в августе.

Среднегодовая скорость ветра равна 5,1 м/сек., с преобладанием юго-западного направления.

Гидрографическая сеть города представлена р. Амур, нижним участком течения Амурской протоки и малыми реками. По территории города Амур протекает 40 км участком. Правый склон крутой обрывистый сливается с прилегающей крупнохолмистой местностью; левый берег пологий. В настоящее время отмечается интенсивное развитие проток Пемзенская и Бешеная. В них возрастает водность и скорости течения. Увеличиваются высотные и плановые деформации русел. Скорость смещения берегов достигает 10-20 м/год. За счет увеличения пропускной способности проток отмечается уменьшение водности основного русла р. Амур. Это вызывает ряд проблем, связанных с ухудшением условий судоходства, работы водозабора для города и ТЭЦ-3, а также разбавления сбрасываемых сточных вод.

Площадь территории города составляет 386,4 км2. Сюда входят площади левого берега Амур - 82,0 км2 и площадь зеркала Амур - 77,0 км2. Население г. Хабаровска -577,8 тыс. чел. Административно город подразделяется на 4 округа: Центральный, Южный, Северный, Железнодорожный. Они объединяют пять районов: Железнодорожный, Кировский, Краснофлотский, Центральный и Индустриальный. Средняя расчетная плотность населения Хабаровска в 2005 г. составила 1495 чел. на км. Территория города заселена неравномерно: наиболее - исторический центр города - Центральный, а также Кировский районы, средне - Индустриальный район, менее плотно - Краснофлотский и Железнодорожный районы. Левый берег реки Амур не заселен, за исключением части острова Большой Уссурийский. Численность населения острова составляет 0,5 тыс. человек, площадь земли, являющейся городской территорией - 15,0 км2.

Хабаровская агломерация включает тесно прилегающие села и поселки Хабаровского района: Ильинка, Тополево, Гаровка, Сосновка, Ракитное, Некрасовка и др., которые составляют единое целое с г. Хабаровском, как в пространственном, так и в экономическом смысле.

Основная отрасль экономики Хабаровского района - многоотраслевое сельское хозяйство пригородного типа, сосредоточенное в южной части. Здесь производится более одной трети валовой продукции сельского хозяйства Хабаровского края, сосредоточено 33% посадок овощей, 35% поголовья крупного рогатого скота, 64% - свиней, основное поголовье птицы. Получила развитие пищевая промышленность (производство колбасных и винно-водочных изделий, розлив питьевой и минеральной воды).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»