ПРАВИТЕЛЬСТВО БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
В соответствии с постановлением Правительства Брянской области от 4 сентября 2023 года N 417-п "Об утверждении Порядка разработки, реализации, мониторинга, оценки эффективности и контроля за реализацией государственных программ Брянской области" Правительство Брянской области
постановляет:
1. Внести изменение в постановление Правительства Брянской области от 27 декабря 2018 года N 729-п "Об утверждении государственной программы "Развитие промышленности, транспорта и связи Брянской области" (в редакции постановлений Правительства Брянской области от 15 апреля 2019 года N 160-п, от 5 августа 2019 года N 342-п, от 30 августа 2019 года N 403-п, от 2 декабря 2019 года N 562-п, от 14 января 2020 года N 2-п, от 27 января 2020 года N 16-п, от 16 марта 2020 года N 104-п, от 16 июня 2020 года N 251-п, от 27 июля 2020 года N 317-п, от 26 октября 2020 года N 491-п, от 21 декабря 2020 года N 659-п, от 28 декабря 2020 года N 670-п, от 26 апреля 2021 года N 150-п, от 16 августа 2021 года N 335-п, от 20 декабря 2021 года N 547-п, от 28 декабря 2021 года N 644-п, от 29 декабря 2021 года N 659-п, от 24 января 2022 года N 15-п, от 4 февраля 2022 года N 26-п, от 25 апреля 2022 года N 160-п, от 6 мая 2022 года N 174-п, от 13 июля 2022 года N 299-п, от 14 ноября 2022 года N 523-п, от 30 декабря 2022 года N 715-п, от 30 декабря 2022 года N 716-п, от 9 июня 2023 года N 225-п, от 28 июня 2023 года N 268-п, от 3 июля 2023 года N 273-п, от 16 октября 2023 года N 490-п, от 4 декабря 2023 года N 611-п, от 22 декабря 2023 года N 707-п), изложив преамбулу в следующей редакции:
"В соответствии с постановлением Правительства Брянской области от 4 сентября 2023 года N 417-п "Об утверждении Порядка разработки, реализации, мониторинга, оценки эффективности и контроля за реализацией государственных программ Брянской области" Правительство Брянской области
постановляет:".
2. Внести изменения в государственную программу "Развитие промышленности, транспорта и связи Брянской области", утвержденную вышеуказанным постановлением, изложив ее в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
3. Постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.
4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Брянской области Лучкина Н.С.
Исполняющий обязанности Губернатора
Ю.В.Филипенко
"Утверждена
постановлением Правительства
Брянской области
от 27 декабря 2018 г. N 729-п
Государственная программа "Развитие промышленности, транспорта и связи Брянской области"
Брянская область - регион Центрального федерального округа России с развитой промышленной базой. Западные и южные границы области совпадают с государственными границами Российской Федерации с Украиной и Белоруссией. На территории области действует около тысячи крупных, средних и малых предприятий, основную долю в структуре которых занимают предприятия машиностроительного комплекса. Значимым видом экономической деятельности являются обрабатывающие производства, существенная часть созданной добавленной стоимости создается в промышленном производстве.
Промышленными предприятиями области по обрабатывающим производствам в 2022 году отгружено товаров собственного производства в действующих ценах на 376,6 млрд. рублей. Индекс промышленного производства по обрабатывающим отраслям в Брянской области составил 123,2%.
В структуре промышленного сектора Брянской области в 2022 году наибольшую долю занимали такие отрасли промышленности, как "Производство пищевых продуктов, включая напитки, и производство табака" (39,4%), "Производство прочих транспортных средств и оборудования" (11,7%), "Производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки" (7,0%), "Производство прочей неметаллической минеральной продукции" (4,9%), "Производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов" (4,1%), "Металлургическое производство" (2,6%). Наименьшие значения наблюдаются в отраслях, занимающихся производством кожи, изделий из кожи и производством обуви.
Основная часть работающих в промышленности сосредоточена в обрабатывающих отраслях.
Среднемесячная заработная плата на предприятиях обрабатывающих производств, курируемых департаментом промышленности, транспорта и связи Брянской области, за истекший период 2022 года составила 53731 рубль.
Уровень машиностроения и промышленности в целом - индикатор степени развития научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, отражающий ценность разработок в области проектирования современных технологий и оборудования. Предприятия машиностроительного комплекса Брянской области в 2022 году выпускали 100% российских магистральных тепловозов, 100% специальных колесных шасси, 100% асфальтоукладчиков, 87% маневровых тепловозов, 50% квадроциклов, 25% снегоходов, 61% автогрейдеров, 30% кранов на автомобильном ходу.
Самыми крупными предприятиями г. Брянска и области являются:
АО УК "Брянский машиностроительный завод" - производит маневровые и магистральные тепловозы; ЗАО "Группа Кремний Эл" - в последние годы прочно занимает второе место в России по выпуску изделий микроэлектроники для Минобороны России; АО "Карачевский завод "Электродеталь" - лидирующее предприятие России по разработке и производству электрических прямоугольных соединителей; АО "Брянский автомобильный завод" - производитель большегрузных колесных шасси для нефте-газового комплекса России; ООО "Жуковский веломотозавод" - производитель квадроциклов, снегоходов, велосипедов; АО ПО "Бежицкая сталь" - производитель стального литья для изготовления и ремонта грузового железнодорожного транспорта. Завод выпускает каркасы тележек для грузовых вагонов, надрессорные балки, рамы, автосцепки, буксы и др.; ЗАО "Брянский арсенал" - производитель автогрейдеров; АО "Клинцовский автокрановый завод" - крупнейший производитель автокранов в России.
Базу инновационного развития Брянской области составляют: промышленные предприятия, имеющие в своей структуре научно-технические центры или инженерно-технические группы, разрабатывающие новые высокотехнологичные изделия; учебные заведения (вузы, колледжи и т.д.), обладающие собственной научно-исследовательской и опытно-конструкторской базой; отраслевые институты; малые предприятия и организации, действующие в инновационной сфере; научные общественные организации.
В соответствии с Законом Брянской области от 9 июня 2015 года N 41-З "Об инвестиционной деятельности в Брянской области" предусмотрено, что инвесторам, реализующим на территории Брянской области инвестиционные проекты, на основании договора об инвестировании, заключенного с Правительством Брянской области, и в соответствии с законодательством Брянской области могут предоставляться следующие меры государственной поддержки инвестиционной деятельности: налоговые льготы; субсидии для реализации инвестиционных проектов на территории Брянской области; залоговые обеспечения исполнения обязательств инвесторов, возникающих в процессе реализации инвестиционных проектов; бюджетные инвестиции; инвестиционные налоговые кредиты; организационные (нефинансовые) меры поддержки инвестиционной деятельности.
В 2022 году субъектам промышленной деятельности была предоставлена государственная поддержка в виде льгот по налогу на имущество и прибыль организаций в объеме 375,1 млн. рублей. Предоставление государственной поддержки Правительством Брянской области за 2023 год оценивается на сумму 218,9 млн. рублей, из них 122,8 млн. рублей составит льгота по налогу на имущество организаций, 96,1 млн. рублей - льгота по налогу на прибыль организаций.
В целях оказания реальной помощи предприятиям производственного сектора экономики утвержден перечень объектов организаций оборонно-промышленного комплекса Брянской области, согласно которому предоставляются льготы по налогу на имущество организаций в доле, зачисляемой в областной бюджет, предприятиям и организациям оборонно-промышленного комплекса.
В 2014 году от уплаты налога на имущество организаций были освобождены ряд организаций оборонно-промышленного комплекса области на сумму 20,4 млн. рублей, в 2015 году - 18,2 млн. рублей, в 2016 году - 23,8 млн. рублей, в 2017 году - 33,2 млн. рублей, в 2018 году - 47,2 млн. рублей, в 2019 году - 39,8 млн. рублей, в 2020 год - 31,7 млн. рублей, 2021 год - 30,3 млн. рублей, 2022 год - 26,1 млн. рублей.
Налоговые льготы по налогу на имущество организаций дали предприятиям послабление в содержании незадействованных мобилизационных площадей для выпуска военной продукции. Предоставляемые налоговые льготы позволят обеспечить рост объемов товарной продукции, производимой предприятиями оборонно-промышленного комплекса.
При оценке эффективности налоговых льгот (расходов) используются показатели: объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по обрабатывающим производствам и индекс промышленного производства по обрабатывающим производствам.
Для обрабатывающих производств за период 2013 - 2020 годы наблюдается значительное - в 3,2 раза - увеличение величины основных фондов. В связи с ростом в 2 раза потребительских цен за этот период улучшилась материально-техническая база предприятий.
При этом в 2020 году на пять видов деятельности (производство пищевых продуктов, производство бумаги и бумажных изделий, производство прочей неметаллической минеральной продукции, производство металлургическое, производство прочих транспортных средств и оборудования) приходится более 61,3% стоимости основных фондов.
Удельный вес основных фондов производства бумаги и бумажных изделий превышает его долю в структуре производства почти в два раза, для производства прочей неметаллической минеральной продукции в - 1,5 раза, для металлургического производства - в 4 раза, для производства компьютеров, электронных и оптических изделий - почти в 3 раза. Это свидетельствует о высокой фондоемкости данных производств и значительной зависимости от инвестиционных вливаний. Соответственно, при оказании государственной поддержки для данных производств необходимо первоочередное внимание.
Напротив, для производства пищевых продуктов, производства резиновых и пластмассовых изделий, производства готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования, производства электрического оборудования фондоемкость значительно ниже. Таким образом, риски привлечения инвестиций ниже, соответственно, приоритет государственной поддержки по сравнению с предыдущими видами деятельности должен быть тоже ниже.
Наибольший износ основных фондов наблюдается в производстве текстильных изделий (72,4%), производстве резиновых и пластмассовых изделий (76,2%). Наименьший износ наблюдается в металлургическом производстве (44,5%), в производстве прочих транспортных средств и оборудования (45,1%), производстве машин и оборудования, не включенных в другие группировки (50,0%).
Однако, если проанализировать изменение износа за 2017 - 2020 годы, то наибольший прирост окажется у производства прочих транспортных средств и оборудования (19,1%), производства одежды (18,7%), производства химических веществ и химических продуктов (14,4%), производства машин и оборудования, не включенных в другие группировки (13,3%), производства компьютеров, электронных и оптических изделий (13,2%), металлургического производства (11,5%).
В свою очередь значительное снижение износа демонстрирует производство кожи и изделий из кожи (-18,4%), производство табачных изделий (-9,4%), но их доля в структуре производства области незначительна.
Для предприятий Брянской области наблюдается многократное превышение (например, в 2020 году в 12 раз) коэффициента обновления основных фондов над коэффициентом их выбытия. Данный факт свидетельствует о значительном дефиците основных средств. Именно поэтому предприятия вынуждены вести хозяйственную деятельность с использованием устаревших и устаревающих основных фондов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 321 утверждена государственная программа Российской Федерации "Развитие энергетики", в которой предусмотрено предоставление субъектам Российской Федерации бюджетных ассигнований из федерального бюджета на реализацию мероприятий по переводу транспортных средств на использование природного газа в качестве моторного топлива.
В рамках вышеуказанной программы Российской Федерации на территории Брянской области осуществляются мероприятия по переоборудованию существующей автомобильной техники, включая общественный транспорт и коммунальную технику, для использования природного газа в качестве топлива.
Одним из важнейших факторов социально-политической и экономической стабильности в области является надежная и эффективная работа пассажирского транспорта общего пользования. Его устойчивое, сбалансированное и эффективное развитие служит необходимым условием повышения качества жизни населения.
Основными принципами при осуществлении полномочий по организации транспортного обслуживания населения по межмуниципальным маршрутам является безопасность выполнения пассажирских перевозок, качество транспортного обслуживания населения, доступность транспортных услуг для населения, контроль за соблюдением установленных условий выполнения регулярных перевозок и др.
В 2020 - 2022 годах по межмуниципальным маршрутам с регулируемым тарифом по территории Брянской области перевезено 9,1 млн человек, количество оправленных пассажиров пригородным железнодорожным транспортом составило 10,9 млн человек.
Обслуживание регулярных перевозок в межмуниципальном сообщении осуществляется 66 перевозчиками: 18 - на социальное значимых маршрутах, 48 - на коммерческих маршрутах. Обслуживание регулярных перевозок по муниципальным маршрутам г. Брянска осуществляется 17 перевозчиками, из которых 2 (городские муниципальные предприятия) по регулируемым тарифам и 15 по нерегулируемым тарифам.
За 2017 - 2023 годы Правительством Брянской области проведена работа по обновлению пассажирского автотранспорта - приобретено 680 автобусов различной вместимости за счет средств областного бюджета для государственных автотранспортных предприятий, а также муниципальных образований.
В 2022 - 2023 годах осуществляется реализация инвестиционного проекта "Модернизация городского общественного транспорта", направленного на обновление инфраструктуры МУП "Брянское троллейбусное управление" (депо, тяговые подстанции, контактная сеть троллейбуса), а также парка подвижного состава (100 единиц).
Объект транспортной инфраструктуры - международный аэропорт федерального значения "Брянск" имеет технические и коммерческие возможности для обслуживания внутренних и международных перевозок на воздушных судах типа Ил-76, Ту-154, Ил-18, Ан-12, Як-42, Сухой Суперджет, Эмбраер, Боинг-737 и классом ниже, А319, А320.
Согласно распоряжению Правительства РФ от 23.10.2020 N 2741-р "Об утверждении перечня пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, через которые иностранные граждане осуществляют въезд в Российскую Федерацию и выезд из Российской Федерации на основании единой электронной визы" аэропорт "Брянск" включен в Перечень пунктов пропуска через Государственную границу РФ. Службы аэропорта, помимо основных авиационных, включают в себя пограничный и таможенный посты, санитарно-карантинную и другие государственные службы контроля, необходимые для пересечения Государственной границы.
Оператор аэродрома - Акционерное общество "Международный аэропорт "Брянск" (АО "МАБ").
В период с 2022 года по 2024 год предполагается создание следующих объектов аэропортовой инфраструктуры:
- реконструкция взлетно-посадочной полосы, рулежных дорожек, пассажирского и грузового перронов, строительство площадки обработки воздушных судов противообледенительной жидкостью, реконструкция патрульной дороги и ограждения аэропорта, установка светосигнального оборудования, курсоглиссадной системы и других сопутствующих радионавигационных технических средств;
- проектирование аэровокзала международных воздушных линий и внутренних воздушных линий с привокзальной площадью, почтово-грузового комплекса.
Железная дорога является одним из важнейших факторов социально-экономического развития Брянской области, связующим звеном транспортной системы, которое обеспечивает стабильную деятельность промышленных предприятий и потребность в пассажирских перевозках региона, служит укреплению обороноспособности страны.
Свою деятельность Брянский регион Московской железной дороги осуществляет на всей территории Брянской области, а также частично Калужской и Смоленской областей. В состав региона входит 28 структурных подразделений ОАО "РЖД", 72 железнодорожных станции, развернутая длина главных путей составляет около 1,5 тыс. км.
Все железнодорожные станции региона оборудованы современными системами безопасности движения поездов. В регионе проводится модернизация путевого хозяйства и инфраструктуры, идет обновление пассажирского подвижного состава и локомотивного парка. Все новые тепловозы, сконструированные на Брянском машиностроительном заводе, проходят испытания и обкатку на территории региона.
Ежедневно в области курсирует 46 пар пригородных поездов. Ежегодно железнодорожным транспортом в пригородном сообщении перевозится около 3,6 млн. человек.
Федеральным законом от 02.07.2021 N 297-ФЗ "О самоходных машинах и других видах техники", законом Брянской области от 02.03.2023 N 17-З "О региональном государственном контроле (надзоре) в области технического состояния и эксплуатации аттракционов на территории Брянской области" устанавливаются правовые и организационные основы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники, аттракционов на территории Брянской области. Сократить инспекцию.
Инспекцией гостехнадзора Брянской области для достижения поставленных задач ведется работа по государственной регистрации самоходных машин и других видов техники, проведению технического осмотра самоходных машин и других видов техники, прием экзаменов и выдача удостоверений тракториста-машиниста (тракториста) и государственная регистрация аттракционов.
На государственном регистрационном учете состоит порядка 26 тыс. ед. самоходных машин и других видов техники и 73 аттракциона.
Ежегодно инспекцией гостехнадзора Брянской области регистрируется порядка 3,5 тыс. ед. самоходных машин и других видов техники, проводится около 16,5 тыс. технических осмотров самоходной техники, выдается более 3,5 тыс. удостоверений тракториста-машиниста (тракториста).
В рамках взаимодействия между Минсельхозом России и органами гостехнадзора субъектов РФ создана федеральная информационная система учета и регистрации тракторов, самоходных машин и прицепов к ним (далее - ФГИС УСМТ).
ФГИС УСМТ позволяет проводить актуальный мониторинг наличия самоходной техники, способствует повышению эффективности деятельности органов гостехнадзора.
Деятельность инспекции по осуществлению государственного контроля (надзора) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".