ПРАВИТЕЛЬСТВО БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
____________________________________________________________________
Документ утратил силу на основании
постановления Правительства Брянской области от 31.12.2018 N 752-п
____________________________________________________________________
В соответствии с постановлением Правительства Брянской области от 28 октября 2013 года N 608-п "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Брянской области" Правительство Брянской области
постановляет:
1. Внести изменения в государственную программу "Развитие топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Брянской области" (2014 - 2020 годы), утвержденную постановлением Правительства Брянской области от 30 декабря 2013 года N 839-п "Об утверждении государственной программы "Развитие топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Брянской области" (2014 - 2020 годы)" (в редакции постановлений Правительства Брянской области от 24 марта 2014 года N 88-п, от 4 августа 2014 года N 355-п, от 10 ноября 2014 года N 492-п, от 15 декабря 2014 года N 589-п, от 29 декабря 2014 года N 691-п, от 12 мая 2015 года N 192-п, от 24 июля 2015 года N 344-п, от 9 октября 2015 года N 487-п, от 18 декабря 2015 года N 644-п, от 25 декабря 2015 года N 682-п, от 29 января 2016 года N 57-п, от 23 мая 2016 года N 269-п, от 15 августа 2016 года N 455-п, от 5 декабря 2016 года N 616-п, от 26 декабря 2016 года N 707-п, от 26 декабря 2016 года N 708-п, от 13 марта 2017 года N 72-п, от 13 марта 2017 года N 102-п, от 3 апреля 2017 года N 128-п, от 17 апреля 2017 года N 162-п, от 15 июня 2017 года N 283-п, от 28 августа 2017 года N 402-п, от 25 декабря 2017 года N 693-п), согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Опубликовать данное постановление на официальном интернет-портале правовой информации (pravo.gov.ru).
3. Постановление вступает в силу с момента официального опубликования, но не ранее 1 января 2018 года.
4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Брянской области Жигунова А.М.
Исполняющий обязанности
Губернатора
А.Г.Резунов
Изменения в государственную программу "Развитие топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Брянской области" (2014 - 2020 годы)
1. Паспорт программы "Развитие топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Брянской области" (2014 - 2020 годы), разделы 1 - 7 изложить в редакции:
"ПАСПОРТ
государственной программы "Развитие топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Брянской области" (2014 - 2020 годы)
Наименование государственной программы | "Развитие топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Брянской области" (2014 - 2020 годы). |
Ответственный исполнитель государственной программы | департамент топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Брянской области. |
Соисполнители государственной программы | Администрация Губернатора Брянской области и Правительства Брянской области, государственная жилищная инспекция Брянской области, департамент образования и науки Брянской области, департамент здравоохранения Брянской области, департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области, органы местного самоуправления (по согласованию). |
Перечень подпрограмм | "Чистая вода" (2015 - 2020 годы). |
Цели государственной программы | - Обеспечение выполнения и создание условий для проведения на областном уровне единой государственной политики в сфере реформирования, регулирования и функционирования топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства; |
Задачи государственной программы | - Эффективное управление в сфере установленных функций и полномочий; |
Срок реализации государственной программы | 2014 - 2020 годы. |
Объемы бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы | 2014 год - 555537386,74 рубля; |
Ожидаемые результаты реализации государственной программы | Показатели результативности и эффективности государственной программы, а также конечные результаты реализации государственной программы приведены в приложении 4 к государственной программе. |
Введение
В соответствии с указом Губернатора Брянской области от 29.01.2013 N 85 "Об утверждении Положения о департаменте топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Брянской области" департамент является исполнительным органом государственной власти Брянской области, участвующим в проведении на областном уровне единой государственной политики в сфере реформирования, регулирования и функционирования топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального и водопроводно-канализационного хозяйства.
1. Характеристика текущего состояния топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Брянской области
Топливно-энергетический комплекс является важнейшей структурной составляющей экономики. От развития топливно-энергетического комплекса во многом зависит динамика, масштабы и технико-экономические показатели общественного производства, в первую очередь - промышленности.
Вместе с тем нормальному функционированию топливно-энергетического комплекса препятствует дефицит инвестиций, высокий уровень морального и физического износа основных фондов, увеличение его негативного влияния на окружающую среду.
Большая часть потребляемых в Брянской области энергетических ресурсов ввозится и транспортируется из других регионов и всего лишь 1,3% приходится на местные виды топлива: торф и дрова.
Основными потребителями топливно-энергетических ресурсов являются промышленность, жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт и сельское хозяйство.
Высокая энергоемкость и электроемкость валового регионального продукта Брянской области связана прежде всего с особенностями в структуре экономики и промышленности. В Брянской области высока доля энергоемких отраслей: машиностроение и металлообработка, пищевая промышленность, электроэнергетика, промышленность стройматериалов, деревообработка и целлюлозно-бумажная промышленность. Высокая энергоемкость экономики Брянской области негативно влияет на конкурентоспособность промышленной продукции на отечественном и зарубежных рынках, способствует росту нагрузки коммунальных платежей на местные и областной бюджеты, снижает энергетическую и экологическую безопасность региона. Поэтому повышение энергетической и экологической эффективности экономики и энергосбережение являются важнейшими условиями развития на период до 2020 года.
В этой связи все более актуальным становится вопрос сокращения потребления энергетических ресурсов всеми хозяйствующими субъектами путем энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Необходим комплекс мер, которые приведут к сокращению расходов энергии. В первую очередь речь идет об оснащении объектов приборами учета потребляемых энергетических ресурсов, об использовании современного энергосберегающего оборудования, о необходимости проведения энергетического обследования, в целях получения достоверной информации об объеме используемых энергетических ресурсов, о показателях энергетической эффективности, выявления возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Мероприятия программы должны стать не только инструментом повышения эффективности экономики и снижения бюджетных расходов на коммунальные услуги, но и способствовать преодолению энергетических барьеров экономического роста, в том числе за счет средств, высвобождаемых в результате реализации энергосберегающих мероприятий.
Реализация программных мероприятий будет способствовать устойчивому обеспечению экономики и населения области топливом и энергией, сокращению удельного потребления топливно-энергетических ресурсов в организациях бюджетной сферы и регионального сектора экономики, росту конкурентоспособности, энергетической и экологической безопасности Брянской области.
Развитие энергетической инфраструктуры обеспечивается в том числе в рамках реализации инвестиционных программ субъектов электроэнергетики.
В настоящее время департаментом ТЭК и ЖКХ Брянской области в установленном порядке утверждены инвестиционные программы субъектов электроэнергетики с общим объемом финансирования 6019,473 млн. рублей.
Под инвестиционной программой понимается совокупность всех намеченных к реализации или реализуемых субъектом электроэнергетики инвестиционных проектов, в том числе проектов, предусматривающих энергосбережение и повышение энергетической эффективности, создание систем противоаварийной и режимной автоматики, а также устройств регулирования напряжения и компенсации реактивной мощности.
В ведомстве департамента находится ГУП "Брянсккоммунэнерго".
Предприятие как имущественный комплекс создано с целью получения прибыли. Для достижения целей предприятие осуществляет основную деятельность по производству и реализации тепловой энергии.
Сейчас ГУП "Брянсккоммунэнерго" является крупнейшим теплоснабжающим предприятием Брянской области и осуществляет поставку тепловой энергии и горячего водоснабжения потребителям на территории Брянской области и города Брянска.
Теплоснабжение относится к регулируемым видам деятельности. Тарифы на тепловую энергию и горячее водоснабжение устанавливаются управлением государственного регулирования тарифов Брянской области.
В настоящее время предприятие коммунального теплоснабжения ГУП "Брянсккоммунэнерго" находится в неудовлетворительном финансово-экономическом состоянии, имеет постоянно растущие убытки и кредиторскую задолженность. За 2016 год валовой убыток составил 329566 тыс. рублей, чистый убыток - 406162 тыс. рублей.
По состоянию на 01.01.2017 кредиторская задолженность предприятия сложилась в сумме 4104487 тыс. рублей.
По состоянию на 01.07.2017 кредиторская задолженность предприятия сложилась в сумме 3981484 тыс. рублей.
По состоянию на 01.01.2017 дебиторская задолженность предприятия сложилась в сумме 2248846 тыс. рублей, на 01.07.2017 - в сумме 2248846 тыс. рублей.
Исходя из фактических данных можно сделать вывод о том, что установленные тарифы не обеспечивают экономически обоснованные расходы предприятия. Недостаточность тарифов является главной причиной убыточности деятельности предприятия ГУП "Брянсккоммунэнерго".
Также на кризисное финансовое состояние предприятия оказал негативное влияние факт передачи в 2013 году задолженности за природный газ по договорам переуступки долга от ОАО "Брянские коммунальные системы" и ООО "Брянсктеплоэнерго" на общую сумму 1567 млн. руб.
Кроме того, финансовое состояние предприятия ухудшается за счет постоянной передачи в эксплуатацию объектов теплоснабжения от предыдущих поставщиков. Так, в течение 2015 года произошло увеличение объектов, эксплуатируемых ГУП "Брянсккоммунэнерго":
- предприятие приняло в хозяйственное ведение 68 объектов теплоснабжения в Брянском районе;
- согласно распоряжениям Правительства Брянской области также были переданы в хозяйственное ведение 13 объектов теплоснабжения по Медведовскому и Смолевичскому поселениям Клинцовского района и Белоберезковскому городскому поселению Трубчевского района.
Комплексное решение проблемы стабилизации финансово-экономического состояния предприятия будет возможно при утверждении экономически обоснованных тарифов на тепловую энергию и горячее водоснабжение со сбалансированной структурой, отражающей экономически обоснованные расходы на производство, с последующим выделением части тарифной выручки на проведение мероприятий и работ, направленных на развитие системы теплоснабжения.
Жилищно-коммунальное хозяйство является важнейшей сферой социально-экономической структуры общества и в то же время одним из самых больших секторов экономики. В последние годы предприняты меры по реформированию отрасли, предусматривающие модернизацию всего жилищно-коммунального хозяйства страны. Однако ситуация в отрасли по-прежнему остается сложной.
Основные проблемы, сдерживающие развитие отрасли:
- сохранение нерыночных принципов функционирования;
- низкая инвестиционная привлекательность;
- наличие большой задолженности, необязательность всех участников процесса по отношению друг к другу в оплате услуг;
- высокий процент изношенности коммунальной инфраструктуры и в целом основных фондов;
- самоуправление собственников жилья находится на начальной стадии формирования;
- не проведены в полном объеме инвентаризация и регистрация имущества ЖКХ, что не дает возможность оценить в полном объеме состояние отрасли;
- высокие риски для инвесторов.
Реальные преобразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства области были начаты в 2007 году с принятием Концепции реформирования жилищно-коммунального хозяйства Брянской области.
Проблема состояния жилищного фонда является источником целого ряда отрицательных социальных тенденций. В результате несоответствия требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, жителям не обеспечивается комфортное проживание, граждане не могут получать полный набор жилищно-коммунальных услуг надлежащего качества, а аварийное жилье создает угрозу их жизни и здоровью. Ветхий и аварийный жилищный фонд ухудшает внешний облик населенных пунктов, сдерживает развитие инфраструктуры, понижает инвестиционную привлекательность региона.
По состоянию на 1 июля 2007 года в Брянской области более 86,6 тыс. кв. м жилья было признано аварийным и 5863,7 тыс. кв. м нуждалось в проведении капитального ремонта. При этом в аварийном жилищном фонде проживало 5464 человека (0,41%).
Принятие Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и выделение финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства позволило кардинально увеличить финансирование мероприятий, направленных на улучшение состояния жилищного фонда.
В 2008 - 2012 годах в Брянской области ежегодно реализовывались региональные программы капитального ремонта многоквартирных домов и переселения граждан из аварийного жилого фонда с привлечением средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
С 2013 года реализация мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда осуществлялась в рамках региональной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Брянской области" (2013 - 2017 годы).
В настоящее время в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" реализация региональной адресной программы на территории Брянской области завершена.
Результатом стало переселение граждан из 222 аварийных домов расселяемой площадью 47 тыс. 487 м(2). Для переселения 3139 человек были приобретены 1369 квартир. В программе участвовало 21 муниципальное образование. Все квартиры приобретены во вновь построенных домах с полной социальной отделкой.
Общая стоимость программных мероприятий составила 1 млрд. 623 млн. рублей, в том числе средства Фонда - 786,358 млн. рублей.
Целевой показатель реализации региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым по состоянию на 1 января 2012 года, установлен распоряжением Правительства РФ от 26 сентября 2013 года N 1743-р для Брянской области на 2017 год в размере 10,85 тыс. квадратных метров. По состоянию на 1 сентября 2017 года достижение указанного показателя обеспечено, за исключением 164,31 м(2), обязательства по переселению которых отпали в связи с признанием помещений вымороченными и с судебными решениями, по которым дома на территории муниципальных образований "город Брянск" и "город Дятьково" признаны пригодными для проживания.
В Брянской области с 2008 по 2013 год по региональным программам был проведен капитальный ремонт 983 многоквартирных домов общей площадью 1683,8 тыс. кв. м. В программах капитального ремонта приняло участие 71 муниципальное образование области.