ПРАВИТЕЛЬСТВО БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 декабря 2015 года N 674-п
О внесении изменений в постановление Правительства Брянской области от 30 декабря 2013 года N 824-п "Об утверждении государственной программы "Содействие занятости населения, государственное регулирование социально-трудовых отношений и охраны труда в Брянской области" (2014 - 2020 годы)"
____________________________________________________________________
Документ утратил силу на основании
постановления Правительства Брянской области от 27.12.2018 N 732-п
____________________________________________________________________
В соответствии с постановлением Правительства Брянской области от 28 октября 2013 года N 608-п "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Брянской области" Правительство Брянской области
постановляет:
1. Внести изменения в государственную программу "Содействие занятости населения, государственное регулирование социально-трудовых отношений и охраны труда в Брянской области" (2014 - 2020 годы)", утвержденную постановлением Правительства Брянской области от 30 декабря 2013 года N 824-п "Об утверждении государственной программы "Содействие занятости населения, государственное регулирование социально-трудовых отношений и охраны труда в Брянской области" (2014 - 2020 годы)" (с учетом изменений, внесенных постановлениями Правительства Брянской области от 10 февраля 2014 года N 35-п, от 8 сентября 2014 года N 409-п, от 29 декабря 2014 года N 641-п, от 29 декабря 2014 года N 680-п, от 29 мая 2015 года N 247-п, от 30 июля 2015 года N 356-п, от 28 августа 2015 года N 416-п, от 23 октября 2015 года N 501-п, от 11 декабря 2015 года N 589-п, от 18 декабря 2015 года N 651-п), изложив ее в прилагаемой редакции.
2. Опубликовать постановление на официальном сайте Правительства Брянской области в сети "Интернет".
3. Постановление вступает в силу с момента официального опубликования, но не ранее 1 января 2016 года.
4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Брянской области Кобозева М.С.
Губернатор
А.В. Богомаз
Приложение
к постановлению Правительства
Брянской области
от 25 декабря 2015 г. N 674-п
Наименование государственной программы | "Содействие занятости населения, государственное регулирование социально-трудовых отношений и охраны труда в Брянской области" (2014 - 2020 годы) |
Ответственный исполнитель государственной программы | управление государственной службы по труду и занятости населения Брянской области |
Соисполнители государственной программы | исполнительные органы государственной власти области; |
Перечень подпрограмм | "Улучшение условий и охраны труда в Брянской области" (2014 - 2020 годы); |
Цели государственной программы | реализация государственной политики в сфере социально-трудовых отношений и охраны труда; |
Задачи государственной программы | регулирование социально-трудовых отношений, совершенствование системы оплаты труда работников учреждений, ориентированной на достижение показателей качества и количества оказываемых услуг; |
Этапы и сроки реализации государственной программы | 2014 - 2020 годы |
Объем бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы | объем средств областного бюджета: |
Ожидаемые результаты реализации государственной программы | показатели результативности и эффективности реализации государственной программы, а также конечные результаты реализации государственной программы приведены в приложении 1 к государственной программе |
1. Характеристика текущего состояния рынка труда,
социально-трудовой сферы и охраны труда в Брянской области
По состоянию на 1 января 2015 года численность постоянного населения составила 1232,9 тыс. человек, из них городского населения - 860,3 тыс. человек (69,8 %), сельского - 372,7 тыс. человек (30,2 %). Удельный вес населения в трудоспособном возрасте составляет 57,3% (707,0 тыс. человек), моложе трудоспособного - 16,4 % (201,7 тыс. человек), старше трудоспособного - 26,3 % (324,3 тыс. человек).
Численность экономически активного населения в 2014 году составила 635,1 тыс. человек, из них численность занятых в экономике - 603,2 тыс. человек. При этом общая численность безработных, рассчитанная по методологии МОТ, составила 31,9 тыс. человек (в 2013 году - 33,3 тыс. человек). Уровень экономической активности в 2014 году составил 66,8 % (в 2013 году - 66,1 %), уровень занятости - 63,4 % (в 2013 году - 62,6 %).
Важной составляющей общего рынка труда является регистрируемый рынок труда, контролируемый государственной службой занятости. В 2015 году ситуацию на рынке труда области можно охарактеризовать как относительно стабильную. Значительных увеличений или снижений основных показателей как по общей численности безработных граждан, так и по численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, не наблюдалось:
Общая численность безработных граждан Брянской области в среднем за III квартал 2015 года составила 29,6 тыс. человек, что на 2,2 тыс. человек, или на 7 %, меньше, чем в прошлом году (в среднем за III квартал 2014 года - 31,8 тыс. человек).
Уровень общей безработицы составил 4,7 %, что на 0,2 процентных пункта меньше, чем в прошлом году (4,9 %).
Службой по труду и занятости проводится еженедельный мониторинг ситуации на регистрируемом рынке труда.
Численность официально зарегистрированных безработных граждан на 01.11.2015 составила 7498 человека, что на 749 человек, или на 11,1 %, больше, чем на начало 2015 года (6749 человек).
Уровень регистрируемой безработицы составил 1,2 %, что на 0,1 процентных пункта больше, чем на 01.01.2015 (1,1 %).
Банк вакансий по сравнению с прошлым годом уменьшился на 2,9 тыс. единиц, или на 30,5 %, и составил на 1 ноября 2015 года 6652 единицы (на 01.01.2015 - 9568 единиц).
Коэффициент напряженности на рынке труда составил 1,3 человека на одну вакансию, что на 0,5 процентных пункта больше, чем на 01.01.2015 (0,8 человека на 1 вакансию).
На протяжении нескольких лет на рынке труда наблюдается дисбаланс между региональной кадровой востребованностью и профессиональным образованием, спросом и предложением рабочей силы по профессионально-квалификационному и территориальному признаку, который выражается в несоответствии заявленных в органы службы занятости вакансий и структуры безработных граждан, состоящих на учете, месту проживания и профессионально-квалификационным требованиям.
Анализ структуры безработных граждан по уровню профессионального образования показывает, что из 11157 граждан, признанных безработными за 9 месяцев 2015 года (16680 чел. - 2012 год, 13945 чел. - 2013 год, 12072 чел. - 2014 год):
3202 чел. (28,7 %) от общего числа - имеют высшее образование (22 % - 2012 год, 23 % - 2013 год, 25,7 % - 2014 год);
5071 чел. (45,4 %) - среднее профессиональное образование (23,5 % - 2012 год, 22,7 % - 2013 год, 39,7 % - 2014 год);
2246 чел. (20,1 %) - среднее общее образование (23 % - 2012 год, 22,9 % - 2013 год, 22,1 % - 2014 год);
610 чел. (5,5 %) - имеют основное общее образование (6 % - 2012 год, 6,7 % - 2013 год, 5,9 % - 2014 год).
В то время как наибольшим спросом у работодателей пользуются специалисты рабочих профессий и работники низкоквалифицированного труда.
За 9 месяцев 2015 года работодателями области заявлено в органы службы занятости 30176 вакансий (62028 ед. - 2012 год, 67264 ед. - 2013 год, 62349 ед. - 2014 год), из них:
2633 ед., или 0,9 %, от общего числа заявленных вакансий - для специалистов с высшим профессиональным образованием (6 % - 2012 год, 6,7 % - 2013 год, 6,4 % - 2014 год);
6653 ед. (22,1 %) - для имеющих среднее профессиональное образование (8,7 % - 2012 год, 10,5 % - 2013 год, 21,9 % - 2014 год);
14683 ед. (48,7 %) - для граждан с начальным профессиональным и средним общим образованием (65,2 % - 2012 год, 62,7 % - 2013 год, 54,5 % - 2014 год);
5372 ед. (17,8 %) - для имеющих основное общее образование и не имеющих образования (18,6 % - 2012 год, 16,8 % - 2013 год, 13,3 % - 2014 год).
То есть налицо дисбаланс между спросом и предложением на рынке труда.
Кроме этого, большинство заявленных вакансий - 65,2 % (61,3 % - 2012 год, 69 % - 2013 год, 71,2 % - 2014 год) приходится на самые крупные муниципальные образования - город Брянск и районы области: г. Брянск (37,62 %), г. Клинцы и Клинцовский район (11,38 %), г. Дятьково и Дятьковский район (6,02 %), г. Новозыбков и Новозыбковский район (3,86 %), Унечский район (4,31 %).
На остальные 23 района области приходится около 34,8 % (38,7 % - 2012 год, 31 % - 2013 год, 28,8 % - 2014 год) поступивших вакансий, а наибольшая часть безработных и обратившихся за работой граждан зарегистрирована в органах службы занятости именно в этих муниципальных образованиях.
Таким образом, существует дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы по территориальному признаку.
Помимо диспропорции на рынке труда наблюдается дисбаланс между рынком труда и рынком образовательных услуг.
Обратились в органы службы занятости за 9 месяцев 2015 года - 873 выпускника, в 2014 году - 880 человек, в 2013 году - 1006 человек, в 2012 году - 1312 человек.
Наибольшее количество обращений выпускников в целях поиска работы по профессиональному составу наблюдается среди:
экономистов различных специализаций - 12,3 % (9,8 % - 2012 год, 8,3 % - 2013 год, 9,3 % - 2014 год);
инженеров - 11,2 % (6,6 % - 2012 год, 8,9 % - 2013 год, 7 % - 2014 год);
менеджеров - 5,3 % (5 % - 2012 год, 4,4 % - 2013 год, 2,5 % - 2014 год);
учителей 3,95 % (2,3 % - 2012 год, 6,4 % - 2013 год, 4,4 % - 2014 год);
юристов - 3,8 % (7,5 % - 2012 год, 5,3 % - 2013 год, 2,7 % - 2014 год).
Наиболее востребованными вакансиями на рынке труда за 9 месяцев текущего года стали:
подсобный рабочий - 16,6 % (в 2014 году - 12,8 %, в 2013 году - 14,4 %, в 2012 году - 19,7 %);
водитель автомобиля - 3,0 % (в 2014 году - 3,1 %, в 2013 году - 3,8 %, в 2012 году - 3,5 %);
грузчик - 2,6 % (в 2014 году - 2,6 %, в 2013 году - 2,8 %, в 2012 году - 3,1 %);
швея - 1,6 % (в 2014 году - 3 %, в 2013 году - 1,7 %, в 2012 году - 1,9 %).
Из числа обратившихся выпускников были трудоустроены 21,8 % (18 % - 2012 год, 17,9 % - 2013 год, 11,8 % - 2014 год).
Помимо этого существует проблема дефицита квалифицированных кадров. Выпускники образовательных учреждений не обладают специфическими навыками или не приобретают необходимый уровень квалификации в процессе обучения и производственной практики. А работодатели, ищущие квалифицированных работников, не могут подобрать необходимого специалиста, в результате чего не заполняются вакансии.
Одной из задач, направленных на достижение сбалансированности между спросом и предложением на рынке труда, является формирование справочника профессий, востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, специальностей.
В 2015 году в целях формирования национального справочника, управлением проведена работа по заполнению работодателями области всех муниципальных образований электронной анкеты на сайте Минтруда России, в ходе которой около 250 работодателей области, в том числе 24 - из числа реализующих инвестиционные проекты, приняли участие в анкетировании.
Одновременно с разработкой национального справочника в области проведена работа по формированию регионального перечня востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий и специальностей.
В структуре профессий и специальностей, вошедших в перечень, преобладают квалифицированные рабочие профессии, что соответствует региональной потребности в работниках, заявленной работодателями в органы службы занятости населения области, а также сформированному управлением в рамках исполнения распоряжения Правительства Брянской области от 8 июля 2013 годы N 109-рп "Об утверждении "дорожной карты" внедрения стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в Брянской области" долгосрочному (на 7 лет) прогнозу потребности рынка труда Брянской области в кадрах на период с 2015 по 2021 годы, результаты которого показали, что в прогнозируемом периоде основная часть потребности в кадрах приходится на рабочие профессии. Их доля в общей потребности в кадрах составляет от 81 % до 83 %.
В области наблюдается дефицит слесарей, операторов станков с программным управлением, электромонтеров, газорезчиков, водителей, токарей, каменщиков, бетонщиков, монтажников, электрогазосварщиков и др. В сельской местности остро ощущается нехватка трактористов, механизаторов, животноводов, зоотехников, фельдшеров. Из профессий служащих и ИТР наиболее востребованы: инженеры различных специализаций, специалисты сельскохозяйственной направленности, врачи.
Полномочия в области занятости населения, социально-трудовых отношений и охраны труда осуществляются в соответствии с указом Губернатора Брянской области от 29 января 2013 года N 64 "Об утверждении Положения об управлении государственной службы по труду и занятости населения Брянской области".
В целях осуществления регулирования социально-трудовых отношений и государственного управления охраной труда на территории Брянской области осуществляются мероприятия, направленные на развитие социального партнерства, улучшение состояния условий и охраны труда в организациях области. Для организации равноправного сотрудничества исполнительных органов государственной власти области, профсоюзов и работодателей в социально-трудовой сфере реализуется региональное соглашение между Правительством Брянской области, общественной организацией "Федерация профсоюзов Брянской области" и объединениями работодателей Брянской области на 2014 - 2016 годы.
Осуществляет деятельность областная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. В 2015 году в области действовало 33 территориальных соглашения, 74 отраслевых тарифных соглашения, в том числе 11 - на областном и 63 - на районных уровнях, и более 3300 коллективных договоров.
Учитывая актуальность своевременности и полноты выплаты заработной платы в организациях всех форм собственности, проводится непрерывное наблюдение и анализ ситуации с задолженностью по выплате заработной платы в муниципальных образованиях и организациях области.
В целях снижения задолженности по заработной плате и предупреждения ситуаций социальной напряженности Правительством Брянской области принимаются определенные меры.
В части реализации мероприятий по совершенствованию системы оплаты и поэтапному повышению заработной платы отдельных категорий работников в государственных учреждениях области разработаны и утверждены указами Губернатора области "дорожные карты" в здравоохранении, социальной защите, образовании и культуре.