Недействующий

Об утверждении комплекса мер по модернизации системы общего образования Брянской области в 2012 году (с изменениями на 29 декабря 2012 года)


Раздел I "Текущее состояние общего
 образования Брянской области"


По состоянию на 1 декабря 2012 года на территории Брянской области обеспечивает реализацию общеобразовательных программ в 2011 - 2012 учебном году 651 дневное образовательное учреждение, где обучаются 113 058 учащихся, из которых:

образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста (начальная школа - детский сад) - 8 учреждений с контингентом 205 учащихся;

начальные школы - 35 учреждений с контингентом 543 учащихся;

основные - 169 учреждений с контингентом 5602 учащихся;

средние - 388 учреждений с контингентом 86664 учащихся;

общеобразовательные учреждения с углубленным изучением отдельных предметов - 8 учреждений с контингентом 4783 учащихся;

гимназии - 12 учреждений с контингентом 8436 учащихся;

лицеи - 5 учреждений с контингентом 4144 учащихся.

Кроме того, в городе Брянске реализуют общеобразовательные программы 3 частных учреждения (школа "Обучение в диалоге", средняя общеобразовательная школа "Ор Авнер", начальная общеобразовательная школа N1), где обучаются 60 учащихся и 34 воспитанника.

Все учреждения имеют лицензии на осуществление образовательной деятельности по образовательным программам и государственную аккредитацию.

В сельской местности расположено 460 учреждений, или 70, 7 % всей сети, в которых обучаются 29 387 учащихся, что соответствует 25,99 % от общей численности.

На территории городских округов и городских поселений расположено 191 учреждение, или 27,2 % , в которых обучаются 83 671 учащийся, или 74,01 % всей численности.

Количество малокомплектных муниципальных общеобразовательных школ в области - 383 или 59% , в них обучается 15 965 учащихся, что составляет 14,1% от общего контингента общеобразовательных учреждений.

В Брянской области функционируют 22 образовательных учреждения интернатного типа, из них:

-7 образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе 3 детских дома и 4 школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

-10 специальных (коррекционных) школ-интернатов I-VIII видов;

- 4 кадетские школы-интерната;

- 1 специальная общеобразовательная школа закрытого типа.

Общее количество воспитанников в данных образовательных учреждениях составляет свыше 2000 человек, в том числе 575 воспитанников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 790 детей с ограниченными возможностями здоровья, 620 кадет, 30 несовершеннолетних с девиантным поведением.

Деятельность 4 кадетских школ-интернатов (Брянская кадетская школа-интернат милиции им. капитана милиции В.И.Шкурного, Клинцовская кадетская школа-интернат "Юный спасатель" им. Героя Советского Союза С.И.Постевого, Дятьковская кадетская школа-интернат авиации им. Героя Советского Союза И.А.Кашина, Стародубская казачья кадетская школа-интернат им. Героя Советского Союза А.И. Тарасенко) направлена на военно-патриотическое воспитание детей, создание оптимальных условий для раскрытия и развития индивидуальных особенностей каждого обучающегося, освоение программ дополнительного образования различной направленности, формирование основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на гражданском или военном поприще.

Кроме 10 специальных (коррекционных) школ-интернатов действуют 6 специальных (коррекционных) школ г.Брянска и г.Новозыбкова; 2 детских сада - начальные школы в г.Брянске и г.Дятьково.

На начало 2011-2012 учебного года дифференцированным обучением в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях региона охвачено 1590 детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе 553 ребенка-инвалида.

В текущем учебном году организовано обучение в специальных (коррекционных) классах на базе 21 общеобразовательного учреждения области с общим числом обучающихся в них 478 человек, в основном, это специальные (коррекционные) классы для детей, имеющих интеллектуальные нарушения. Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа, расположенных, как правило, по месту жительства ребенка и его родителей, позволяет обеспечить воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в семье, а также их постоянное общение с нормально развивающимися сверстниками.

Среди актуальных проблем развития образования региона, требующих решения, на первом месте стоят необходимость обеспечения материальной базы и создания условий для внедрения новых ФГОС (в 2011-12 учебном году по новым ФГОС в области обучаются 12324 учащихся или 10.87 % от общей численности учащихся по данным электронного мониторинга региональных систем общего образования), включая капитальное строительство и реконструкцию зданий, проблемы малокомплектных школ (транспортная инфраструктура, сеть базовых школ и филиалов, кадровый вопрос), развитие дистанционного образования и информационно-коммуникативных технологий. Существенной проблемой для Брянской области является высокий уровень неэффективных расходов в системе образования, что влечет за собой необходимость проведения мероприятий по энергосбережению, совершенствования инфраструктуры школ, развития самостоятельности учреждений образования.

В Брянской области реализуется ряд мероприятий, направленных на формирование прозрачной, ориентированной на результат системы финансирования и управления. Согласно Закону Брянской области N115-З от 8 декабря 2006 года "О нормативах финансирования муниципальных общеобразовательных учреждений для реализации основных общеобразовательных программ" внедряется модель подушевого финансирования, основанная на ученико-часе. За период реализации Закона в него неоднократно вносились поправки и уточнения в целях его совершенствования. Последние изменения внесены 01 декабря 2011года. Согласно Постановлению N 1280 от 30 декабря 2008 года "О новой системе оплаты труда работников муниципальных образовательных учреждений Брянской области, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования" и Постановлению Администрации Брянской области от 30 июня 2010 года N 673 "О новой системе оплаты труда работников государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении Брянской области" в учреждениях образования Брянской области осуществляется переход на новую систему оплаты труда. Реализуется переход образовательных учреждений на новые типы (казенные, бюджетные, автономные). Это привело к значительному росту самостоятельности, увеличению роли общественно-государственных органов управления, прозрачности финансирования, но достигнутые результаты пока нельзя считать удовлетворительными. Требуется дальнейшая работа.

С января 2011 года действует новая система аттестации педагогических работников. На основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.04.2010 года N 209 "О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений" департаментом общего и профессионального образования Брянской области была создана рабочая группа по разработке форм и процедур аттестации. Группой, в состав которой вошли представители органов образования, культуры, спорта, здравоохранения и социальной защиты населения, разработано "Положение о порядке аттестации педагогических работников образовательных учреждений и учреждений социальной защиты населения Брянской области" (утверждено приказом департамента от 10.06.2011 года N 1011). Данное положение было рассмотрено и утверждено также на президиуме Брянского областного комитета профсоюза работников образования и науки (от 24.05.2011 года N 18). В региональном Положении прописан особый порядок аттестации для педагогических работников, награжденных государственными наградами (орденами, медалями), имеющих почетные звания, установленные для работников различных отраслей, название которых начинается со слов "Народный", "Заслуженный", и имеющих ученую степень или ученое звание. Особый порядок дает им право выбора аттестационной процедуры.

Министерское положение не распространяется на руководящих работников образовательных учреждений, но согласно Закону "Об образовании" управление образовательным учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию руководящий работник. Поэтому разработано "Положение о порядке аттестации руководящих работников образовательных учреждений, находящихся в ведении Брянской области" (утверждено приказом департамента от 25.05.2011 года N 927), которое тоже утверждено на президиуме Брянского областного комитета профсоюза работников образования и науки (от 24.05.2011 года N 18).

Одним из основных компонентов развития всей инновационной деятельности в сфере образования в последние годы в регионе стал приоритетный национальный проект "Образование".