АДМИНИСТРАЦИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 декабря 2009 года N 1468
(с изменениями на 30 декабря 2010 года)
_____________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Постановлением администрации Брянской области от 11.05.2010 N 463,
Постановлением администрации Брянской области от 22.09.2010 N 963,
Постановлением администрации Брянской области от 30.12.2010 N 1429.
_____________________________
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года N 1096 «Об утверждении Правил распределения в 2009 - 2011 годах из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации», законами Брянской области от 10 ноября 2009 года N 96-З «О внесении изменений в Закон Брянской области «Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» и от 10 декабря 2009 года N 110-З «Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов»
постановляю:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу «Развитие мясного скотоводства Брянской области» (2009 - 2012 годы) в новой редакции.
2. Признать утратившими силу постановления администрации области:
от 27 февраля 2009 года N 172 «Об утверждении долгосрочной целевой программы "Развитие мясного скотоводства Брянской области" (2009 - 2012 годы)»:
от 17 ноября 2009 года N 1217 «О внесении изменений в долгосрочную целевую программу «Развитие мясного скотоводства Брянской области» (2009 - 2012 годы)».
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Брянской области - председателя комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области Симоненко Н.К.
Губернатор
Н.В. Денин
Утверждена
постановлением
администрации Брянской области
от 25 декабря 2009 г. N 1468
Паспорт
долгосрочной целевой программы «Развитие мясного
скотоводства Брянской области» (2009 - 2012 годы)
Наименование программы | - долгосрочная целевая программа «Развитие мясного скотоводства Брянской области» (2009 - 2012 годы) |
Основание для разработки программы | - постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. N 1096 |
Государственный заказчик программы | - администрация Брянской области |
Заказчик программы | - комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области |
Основные разработчики программы | - комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области, ООО «Брянская мясная компания» (по согласованию) |
Цель программы | - создание стартовых технологических и экономических условий для формирования и устойчивого развития региональной крупномасштабной отрасли специализированного мясного скотоводства, увеличения производства высококачественной говядины |
Задачи программы | - формирование племенной базы мясного скотоводства; |
Основные мероприятия программы | - формирование племенной базы мясного скотоводства (предоставление дифференцированных субсидий на содержание маточного поголовья мясного скота по системе «корова - теленок» в племенных заводах и племенных репродукторах и т.д.); |
Срок реализации программы | - 2009 - 2012 годы |
Исполнители программы | - комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области, ООО «Брянская мясная компания» (по согласованию) |
Объёмы и источники финансирования (в ред. Постановления администрации Брянской области от 22.09.2010 N 963) | - объем финансирования на реализацию программы на период 2009 - 2012 годов составляет в ценах соответствующих лет 6235400 тыс. руб., в том числе по годам:
|
Целевые индикаторы и показатели программы | - 1. Увеличение поголовья специализированного мясного скота в сельскохозяйственных предприятиях в 2012 году в 182 раза, в т.ч. племенных коров в 307 раз. |
Ожидаемые результаты реализации программы | - ожидается к 2012 году: |
Система управления и контроля | - комплексное управление программой и функции главного распорядителя средств областного бюджета осуществляет комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области; |
_______________
* При условии софинансирования из федерального бюджета.
** Средства сельхозтоваропроизводителей.
Долгосрочная целевая программа «Развитие мясного скотоводства Брянской области» (2009 - 2012 годы) (далее - программа) призвана стать инструментом для реализации стратегии устойчивого развития отрасли производства говядины в Брянской области и достижения независимости от импорта в снабжении населения этим видом мяса, что является частью достижения приоритетных целей развития АПК России, на реализацию которых направлена деятельность комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области.
1.1. Анализ ситуации и потенциал развития специализированного мясного скотоводства
Мясной подкомплекс Брянской области является одной из важных составляющих агропромышленного комплекса по своему значению для обеспечения занятости населения и снабжения его мясом.
На протяжении всего периода реформирования АПК численность поголовья сельскохозяйственных животных и птицы, объёмы производства мяса снижались и лишь в последние 3 года наметился некоторый рост производства и потребления мяса, в основном мяса птицы и свинины как скороспелых отраслей.
С 1990 по 2007 год численность крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий снизилась в четыре раза - с 874,1 тыс. голов до 214,7 тыс. голов. Производство говядины уменьшилось с 63,0 тыс. тонн в 1990 году до 18,0 тыс. тонн в 2007 году, или в 3,4 раза.
Производство говядины в сельскохозяйственных предприятиях, у основных поставщиков отечественного сырья для мясоперерабатывающих предприятий, сократилось к уровню 1990 года более чем в 15 раз.
Ускоренное развитие мясного скотоводства не имеет альтернативы и его следует рассматривать как проблему государственного значения, решение которой позволит научно обоснованно и в интересах всего населения в перспективе удовлетворить платежеспособный спрос на говядину за счет отечественного производства.
Для создания крупной отрасли специализированного мясного скотоводства как поставщика высококачественной говядины Брянская область располагает всеми необходимыми предпосылками.
Рациональность выбора приоритетного развития специализированного мясного скотоводства обусловлена следующим.
Основным источником производства говядины в области в 2000 - 2008 годах являлись выбракованные коровы и откормочный контингент из молочных стад, на долю которых приходится почти 99 процентов этого вида мяса.
Это означает, что откормочный контингент из молочных стад в перспективе не увеличится, а ресурсы интенсификации его использования не могут обеспечить значительного увеличения производства говядины в ближайшие 5 - 10 лет.
Удовлетворение платежеспособного спроса на говядину в полном объеме невозможно без ускоренного развития специализированного мясного скотоводства.
1.2. Характеристика проблемы
В Брянской области в период с 1990 по 2007 год существенное сокращение поголовья молочных коров не сопровождалось объективно необходимым для сохранения откормочного контингента увеличением численности мясного скота. Повышенный интерес к мясному скотоводству за три последних года, проявляемый в регионах Российской Федерации, целесообразно применить и в Брянской области.
Главными препятствиями для успешной реализации имеющегося потенциала устойчивого развития конкурентоспособного крупномасштабного мясного скотоводства являются малочисленность мясного скота, недостаточный уровень технического и технологического оснащения отрасли в фазе репродукции поголовья и откорма молодняка, неудовлетворительное состояние и использование естественных кормовых угодий, слабая кормовая база откорма, невысокий потенциал продуктивности скота и низкая экономическая мотивация сельскохозяйственных производителей в откорме скота и производстве говядины.
Такое состояние обусловлено рядом объективных причин, имеющих системный характер:
1) недопустимо низкая доля мясного скота от общего поголовья крупного рогатого скота и объемов производства говядины на уровне около 1 процента означает необходимость фактически заново создавать эту отрасль.
Особенно остро проблема обозначилась в численности и качестве мясного скота племенного назначения. По состоянию на 1 января 2009 года в области имеется 1 племенной завод (ГОНО ЭСХ «Дятьково» Дятьковского района) и 1 племенной репродуктор (СПК «Маяк» Гордеевского района), которые занимаются разведением мясного скота специализированной абердин-ангусской породы. Этого недостаточно для формирования крупномасштабной отрасли специализированного мясного скотоводства. Это обусловливает необходимость покупки мясного племенного скота за пределами области, а учитывая дефицит соответствующих племенных ресурсов в России в целом, наиболее перспективным решением станет импорт поголовья из-за рубежа.
Высокая изношенность, техническая и технологическая отсталость основных фондов непосредственно в мясном скотоводстве и особенно в откормочных предприятиях, производственная база в которых в настоящее время удовлетворяет потребность в скотоместах для откорма молодняка только на 5 - 8 процентов к имеющемуся откормочному контингенту.
В существующих племенных хозяйствах, а также во всех действующих откормочных предприятиях реализована неэффективная технология: содержание молодняка в капитальных помещениях и оснащение энергоёмким оборудованием для раздачи кормов и уборки навоза.
Содержание мясных коров с телятами в облегчённых помещениях и на открытых площадках, а откормочного молодняка - на открытых откормочных площадках типа североамериканских фидлотов в области не применяется. Нерешенность этой проблемы приводит к нежелательному удорожанию производства говядины;
2) низкий уровень генетического потенциала продуктивности скота мясных пород в племенных и товарных стадах.
В среднем продуктивные качества мясного скота в племенных хозяйствах области существенно ниже современных показателей в странах с развитым мясным скотоводством.
Такое состояние обусловлено нарушением инфраструктуры отрасли, недостатком экономических мотиваций обновления маточных стад за счет покупки ремонтного молодняка с высоким генетическим потенциалом продуктивности.
Государственная поддержка приобретения племенного молодняка высокого качества через систему лизинга и субсидий из областного бюджета на компенсацию части затрат на эти цели осуществляется лишь в немногих хозяйствах, недостаточна по объему и не может решить проблему;
3) неудовлетворительная организация откорма и реализация на мясо молодняка крупного рогатого скота с живой массой около 330 кг вместо 450 - 500 кг.
Такой низкий показатель интенсивности использования откормочного контингента означает, что, согласно экспертной оценке, на откорм до оптимальных весовых кондиций ставят не более 30 - 35 процентов сверхремонтных бычков. Реализация маловесного молодняка на мясоперерабатывающие предприятия обусловливает отнесение затрат на убой скота и обработку туши (около 10 процентов от стоимости туши массой 250 кг в ценах 2007 года) на тушу массой 170 кг и менее, что объективно удорожает мясо, поступающее в розницу.
Государственная поддержка из областного бюджета откорма молодняка из мясных стад до живой массы свыше 400 кг обеспечит решение проблемы увеличения производства высококачественной говядины, предназначенной для розничной продажи в свежем виде, и косвенно будет стимулировать промышленное скрещивание, необходимое для увеличения откормочного контингента;
4) высокая изношенность, техническая и технологическая отсталость основных фондов непосредственно в мясном скотоводстве и особенно в откормочных предприятиях.
Согласно оценке, практически во всех действующих откормочных предприятиях реализована неэффективная технология: содержание молодняка в капитальных помещениях и оснащение энергоёмким оборудованием для раздачи кормов и уборки навоза.
Некоторое содействие решению проблемы оказано в рамках национального проекта «Развитие АПК». Однако уровень указанной государственной поддержки для достижения целей программы недостаточен;
5) низкая продуктивность естественных кормовых угодий и слабая база производства основных кормов для откормочного контингента.
Естественные кормовые угодья имеют низкую урожайность. Без систематического ухода и коренного улучшения они зарастают кустарником и непоедаемыми травами. На таких выпасах коровы и молодняк на нагуле тратят много энергии кормов на передвижение, а привесы в сутки снижаются до 250 - 400 граммов.
В результате в мясных стадах доля пастбищных кормов в годовом рационе составляет всего 14-15 процентов вместо 35-36 процентов, характерных для зарубежной практики.
При залужении деградированных земель и неиспользуемой пашни в целях производства объемистых кормов для мясного и откормочного скота недостаточными темпами увеличивается использование таких кормовых культур, как гибридные сорта кукурузы на силос и зерно, высокобелковые культуры, различные смеси, в том числе козлятника с кострецом, люцерны с кострецом, клевера полевого с тимофеевкой луговой и других.
Нерешенность проблемы необоснованно удорожает стоимость кормов в издержках производства говядины;
6) отсутствие экономической мотивации является главным препятствием реализации имеющихся в России возможностей ускоренного развития мясного скотоводства.
Низкая экономическая эффективность отрасли в определенной степени обусловлена низкими зоотехническими показателями: выход телят менее 80 процентов вместо 85 - 90 процентов, необходимых для рентабельного мясного скотоводства; привесы молодняка на откорме ниже 400 г вместо желательных не менее 750 - 800 г; средняя живая масса молодняка при реализации - 320 - 340 кг вместо желательных 450 - 500 кг. Сдерживающими факторами для решения проблемы рентабельности мясного скотоводства являются:
а) неурегулированность экономических отношений в цепочке «сельскохозяйственный производитель - мясоперерабатывающая промышленность - оптовая и розничная торговля»;
б) очень малая государственная поддержка мясного скотоводства, которая составляет всего 3 - 5 процентов от производственных издержек.
Важным условием успешного развития специализированного мясного скотоводства является формирование рынка высококачественной говядины в свежем, то есть в незамороженном и непереработанном виде. В этом рынке заинтересованы сельскохозяйственные предприятия, которые разводят и откармливают мясной скот до оптимальных весовых кондиций (в среднем около 500 кг) и способны поставлять крупные партии откормленного мясного скота.
Объективная необходимость участия государства в развитии мясного скотоводства и производства говядины обусловлена: