Недействующий


АДМИНИСТРАЦИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 ноября 2009 года N 1217


О внесении изменений в долгосрочную целевую программу "Развитие
 мясного скотоводства Брянской области" (2009 – 2012 годы)


В целях своевременного и эффективного освоения средств федерального и областного бюджетов, направленных на государственную поддержку отрасли мясного скотоводства в Брянской области, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года N 1096 "Об утверждении Правил распределения в 2009 – 2011 годах из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации"

постановляю:

1. Внести изменения в долгосрочную целевую программу "Развитие мясного скотоводства Брянской области" (2009 – 2012 годы), утвержденную постановлением администрации области от 27 февраля 2009 года N 172, изложив её в прилагаемой редакции.

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Брянской области – председателя комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области Симоненко Н.К.


Губернатор
 Н.В.Денин



Приложение
к постановлению
 администрации Брянской области
от 17 ноября 2009 г. N 1217

Долгосрочная целевая программа
«Развитие мясного скотоводства Брянской области»
(2009 - 2012 годы)

Паспорт
долгосрочной целевой программы «Развитие мясного
скотоводства Брянской области» (2009 - 2012 годы)


Наименование программы

- долгосрочная целевая программа «Развитие   мясного скотоводства Брянской области»   (2009 - 2012 годы)

Основание для разработки программы

- постановление Правительства Российской   Федерации от 31 декабря 2008 года N 1096

Государственный заказчик программы

- администрация Брянской области

Заказчик программы

- комитет по сельскому хозяйству и продо  вольствию Брянской области

Основные разработчики программы

- комитет по сельскому хозяйству и продо  вольствию Брянской области, ООО «Брянская мясная компания» (по согласованию)

Цель программы

- создание стартовых технологических и экономических условий формирования и устойчивого развития региональной крупно- масштабной отрасли специализированного мясного скотоводства и увеличения производства высококачественной говядины

Задачи программы

- формирование племенной базы мясного скотоводства;

увеличение производства конкурентоспособной говядины («мраморного» мяса) в рамках программы

Основные мероприятия программы

- формирование племенной базы мясного скотоводства (предоставление дифференцированных субсидий на содержание маточного поголовья мясного скота по системе «корова - теленок» в племенных заводах и племенных репродукторах и т.д.);    

увеличение производства высококачественной говядины («мраморного» мяса) (субсидирование содержания маточного   поголовья в товарных хозяйствах по системе «корова - теленок» при условии получения здорового теленка к отъему в возрасте 6-7 месяцев);

создание и технологическая модернизация мясных и откормочных ферм и предприятий по первичной переработке скота;

 укрепление кормовой базы, в том числе  улучшение пастбищ;

реализация мероприятий по закреплению кадров в мясном скотоводстве, повышению квалификации менеджеров, технологов,   гуртоправов, операторов и др.

Срок реализации программы

- 2009 - 2012 годы

Исполнители программы

- комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области, ООО «Брянская мясная компания» (по согласованию)

Объёмы и источники финансирования

- объем финансирования на реализацию программы на период 2009 - 2012 годов составляет в ценах соответствующих лет  8859500,0 тыс. рублей, в том числе по годам:

2009 год - 93000,0 тыс. руб.;

2010 год - 2626100 тыс. руб.;

2011 год - 2644500 тыс. руб.;

2012 год - 3495900 тыс. руб.,

в том числе:

за счет областного бюджета - 228000,0 тыс. рублей, из них по годам:

2009 год - 3000,0 тыс. руб.;

2010 год - 70000 тыс. руб.;

2011 год - 75000 тыс. руб.;

2012 год - 80000 тыс. руб.;

внебюджетные средства* - 8631500 тыс. рублей, в том числе по годам:

2009 год - 90000 тыс. руб.;

2010 год - 2556100 тыс. руб.;

2011 год - 2569500 тыс. руб.;

2012 год - 3415900 тыс. руб.

Целевые индикаторы и показатели программы

- 1. Увеличение поголовья специализированного мясного скота в сельскохозяйственных предприятиях в 2012 году в 182 раза, в т.ч.   племенных коров - в 307 раз.

2. Покупка племенного молодняка интенсивных мясных пород за 4 года реализации программы в количестве 75,4 тыс. голов.

3. Увеличение реализации на племя молодняка мясных пород в 2012 году в 6,0 раза.

4. Увеличение производства высококачественной говядины от мясного скота в живом весе в 2012 году в 215 раз.

5. Увеличение средней массы одной головы мясного скота при реализации в 2012 году на 12 процентов

Ожидаемые результаты реализации программы

- к 2012 году ожидается:

1. Увеличение производства говядины от мясного чистопородного скота в живом весе до 40,766 тыс. тонн.

2. Увеличение поголовья мясного скота до 136,196 тыс. голов.

 3. Валовой продукт отрасли мясного скотоводства - 2948600 тыс. руб.

4. Валовой доход отрасли мясного скотоводства - 442300 тыс. руб.

5. Чистая прибыль отрасли мясного скотоводства - 176900 тыс.руб.

6. Будет дополнительно создано 755 рабочих мест

Система управления и контроля

- комплексное управление программой и функции главного распорядителя средств областного бюджета осуществляет комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области;

контроль за реализацией мероприятий программы осуществляет комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области в соответствии с постановлением администрации области от 16 мая 2008 года N 472

        

* Средства сельхозтоваропроизводителей.

I. Характеристика проблемы, на решение
 которой направлена программа


Долгосрочная целевая программа «Развитие мясного скотоводства Брянской области» (2009 - 2012 годы) (далее - программа) призвана стать инструментом для реализации стратегии устойчивого развития отрасли производства говядины в Брянской области и достижения независимости от импорта в снабжении населения этим видом мяса, что является частью достижения приоритетных целей развития АПК России, на реализацию которых направлена деятельность комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области.

1.1. Анализ ситуации и потенциал развития специализированного мясного скотоводства

Мясной подкомплекс Брянской области является одной из важных составляющих агропромышленного комплекса по своему значению для обеспечения занятости населения и снабжения его мясом.

На протяжении всего периода реформирования АПК численность поголовья сельскохозяйственных животных и птицы, объёмы производства мяса снижались и лишь в последние 3 года наметился некоторый рост производства и потребления мяса, в основном мяса птицы и свинины как скороспелых отраслей.

С 1990 по 2007 год численность крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий снизилась в четыре раза - с 874,1 тыс. голов до 214,7 тыс. голов. Производство говядины уменьшилось с 63,0 тыс. тонн в 1990 году до 18,0 тыс. тонн в 2007 году или в 3,4 раза.

Производство говядины в сельскохозяйственных предприятиях, основных поставщиках отечественного сырья для мясоперерабатывающих предприятий, сократилось к уровню1990 года более чем в 15 раз.

Ускоренное развитие мясного скотоводства не имеет альтернативы и его следует рассматривать как проблему государственного значения, решение которой позволит научно обоснованно и в интересах всего населения в перспективе удовлетворить платежеспособный спрос на говядину за счет отечественного производства.

Для создания крупной отрасли специализированного мясного скотоводства как поставщика высококачественной говядины Брянская область располагает всеми необходимыми предпосылками.

Рациональность выбора приоритетного развития специализированного мясного скотоводства обусловлена тем, что основным источником производства говядины в области в 2000 - 2008 годах являлись выбракованные коровы и откормочный контингент из молочных стад, на долю которых приходится почти 99 процентов этого вида мяса.

Это означает, что откормочный контингент из молочных стад в перспективе не увеличится, а ресурсы интенсификации его использования не могут обеспечить значительного увеличения производства говядины в ближайшие 5 - 10 лет.

Удовлетворение платежеспособного спроса на говядину в полном объеме невозможно без ускоренного развития специализированного мясного скотоводства.

1.2. Характеристика проблемы

В Брянской области в период с 1990 по 2007 год существенное сокращение поголовья молочных коров не сопровождалось объективно необходимым для сохранения откормочного контингента увеличением численности мясного скота. Повышенный интерес к мясному скотоводству за три последних года, проявляемый в регионах Российской Федерации, целесообразно применить и в Брянской области.

Главными препятствиями для успешной реализации имеющегося потенциала устойчивого развития конкурентоспособного крупномасштаб-ного мясного скотоводства являются малочисленность мясного скота, недостаточный уровень технического и технологического оснащения отрасли в фазе репродукции поголовья и откорма молодняка, неудовлетворительное состояние и использование естественных кормовых угодий, слабая кормовая база откорма, невысокий потенциал продуктивности скота и низкая экономическая мотивация сельскохозяйственных производителей в откорме скота и производстве говядины.

Такое состояние обусловлено рядом объективных причин, имеющих системный характер:

1) недопустимо низкая доля мясного скота от общего поголовья крупного рогатого скота и объемов производства говядины на уровне около 1 процента означает необходимость фактически заново создавать эту отрасль.

Особенно остро проблема обозначилась в численности и качестве мясного скота племенного назначения. По состоянию на 1 января 2009 года в области имеется 1 племенной завод (ГОНО ЭСХ «Дятьково» Дятьковского района) и 1 племенной репродуктор (СПК «Маяк» Гордеевского района), которые занимаются разведением мясного скота специализированной абердинангусской породы. Этого недостаточно для формирования крупномасштабной отрасли специализированного мясного скотоводства. Это обусловливает необходимость покупки мясного племенного скота за пределами области, а учитывая дефицит соответствующих племенных ресурсов в России в целом, наиболее перспективным решением станет импорт поголовья из-за рубежа.

Высокая изношенность, техническая и технологическая отсталость основных фондов непосредственно в мясном скотоводстве и особенно в откормочных предприятиях, производственная база в которых в настоящее время удовлетворяет потребность в скотоместах для откорма молодняка только на 5 - 8 процентов к имеющемуся откормочному контингенту.

В существующих племенных хозяйствах, а также во всех действующих откормочных предприятиях реализована неэффективная технология: содержание молодняка в капитальных помещениях и оснащение энергоёмким оборудованием для раздачи кормов и уборки навоза.

Содержание мясных коров с телятами в облегчённых помещениях и на открытых площадках, а откормочного молодняка - на открытых откормочных площадках типа североамериканских фидлотов в области не применяется. Нерешенность этой проблемы приводит к нежелательному удорожанию производства говядины;

2) низкий уровень генетического потенциала продуктивности скота мясных пород в племенных и товарных стадах.

В среднем продуктивные качества мясного скота в племенных хозяйствах области существенно ниже современных показателей в странах с развитым мясным скотоводством.

Такое состояние обусловлено нарушением инфраструктуры отрасли, недостатком экономических мотиваций обновления маточных стад за счет покупки ремонтного молодняка с высоким генетическим потенциалом продуктивности.

Государственная поддержка приобретения племенного молодняка высокого качества через систему лизинга и субсидий из областного бюджета на компенсацию части затрат на эти цели осуществляется лишь в немногих хозяйствах, недостаточна по объему и не может решить проблему;

3) неудовлетворительная организация откорма и реализация на мясо молодняка крупного рогатого скота с живой массой около 330 кг вместо 450-500 кг.

Такой низкий показатель интенсивности использования откормочного контингента означает, что, согласно экспертной оценке, на откорм до оптимальных весовых кондиций ставят не более 30 - 35 процентов сверхремонтных бычков. Реализация маловесного молодняка на мясоперерабатывающие предприятия обусловливает отнесение затрат на убой скота и обработку туши (около 10 процентов от стоимости туши массой 250 кг в ценах 2007 года) на тушу массой 170 кг и менее, что объективно удорожает мясо, поступающее в розницу.

Государственная поддержка из областного бюджета откорма молодняка из мясных стад до живой массы свыше 400 кг обеспечит решение проблемы увеличения производства высококачественной говядины, предназначенной для розничной продажи в свежем виде и косвенно будет стимулировать промышленное скрещивание, необходимое для увеличения откормочного контингента;

4) высокая изношенность, техническая и технологическая отсталость основных фондов непосредственно в мясном скотоводстве и особенно в откормочных предприятиях.

Согласно оценке, практически во всех действующих откормочных предприятиях реализована неэффективная технология: содержание молодняка в капитальных помещениях и оснащение энергоёмким оборудованием для раздачи кормов и уборки навоза.

Некоторое содействие решению проблемы оказано в рамках национального проекта «Развитие АПК», однако уровень указанной государственной поддержки для достижения целей программы недостаточен;

5) низкая продуктивность естественных кормовых угодий и слабая база производства основных кормов для откормочного контингента.

Естественные кормовые угодья имеют низкую урожайность. Без систематического ухода и коренного улучшения они зарастают кустарником и непоедаемыми травами. На таких выпасах коровы и молодняк на нагуле тратят много энергии кормов на передвижение, а привесы в сутки снижаются до 250-400 г.

В результате в мясных стадах доля пастбищных кормов в годовом рационе составляет всего 14-15 процентов вместо 35-36 процентов, характерных для зарубежной практики.

При залужении деградированных земель и неиспользуемой пашни в целях производства объемистых кормов для мясного и откормочного скота недостаточными темпами увеличивается использование таких кормовых культур, как гибридные сорта кукурузы на силос и зерно, высокобелковые культуры, различные смеси, в том числе козлятника с кострецом, люцерны с кострецом, клевера полевого с тимофеевкой луговой и другие.

Нерешенность проблемы необоснованно удорожает стоимость кормов в издержках производства говядины;

6) отсутствие экономической мотивации является главным препятствием реализации имеющихся в России возможностей ускоренного развития мясного скотоводства.

Низкая экономическая эффективность отрасли в определенной степени обусловлена низкими зоотехническими показателями: выход телят менее 80 процентов вместо 85-90 процентов, необходимых для рентабельного мясного скотоводства; привесы молодняка на откорме ниже 400 г вместо желательных не менее 750-800 г; средняя живая масса молодняка при реализации - 320-340 кг вместо желательных 450-500 кг. Сдерживающими факторами для решения проблемы рентабельности мясного скотоводства являются:

а) неурегулированность экономических отношений в цепочке «сельскохозяйственный производитель - мясоперерабатывающая промышленность - оптовая и розничная торговля»;

б) очень малая государственная поддержка мясному скотоводству, которая составляет всего 3 - 5 процентов от производственных издержек.

Важным условием успешного развития специализированного мясного скотоводства является формирование рынка высококачественной говядины в свежем, то есть в незамороженном и непереработанном виде. В этом рынке заинтересованы сельскохозяйственные предприятия, которые разводят и откармливают мясной скот до оптимальных весовых кондиций (в среднем около 500 кг) и способны поставлять крупные партии откормленного мясного скота.

Объективная необходимость участия государства в развитии мясного скотоводства и производства говядины обусловлена:

биологическими особенностями крупного рогатого скота по сравнению, например, со скороспелыми отраслями (свиноводством и птицеводством), в силу которых производственный цикл получения теленка и его откорма до высоких весовых кондиций составляет почти три года;

необходимостью кредитования создания новых ферм и увеличения поголовья в хозяйствах в течение не менее трех лет до поступления первой товарной (или племенной) продукции;

низкой конверсией корма в привес (6-7:1) по сравнению с откормом свиней (2,3 : 1) и бройлеров (1,8 : 1) и потребностью не менее 5-6 кг концентрированных зерновых кормов для получения 1 кг говядины, из-за чего рентабельность откорма скота сильно зависит от цен на зерно.

Острота описанных выше проблем усугубляется недостатком современных комплексных научных разработок с системным подходом, что сдерживает инновационный процесс развития специализированного мясного скотоводства в трех его фазах: репродукция (система «корова - телёнок»), выращивание молодняка для ремонта и увеличения поголовья в мясных стадах и откорм молодняка до оптимальных весовых кондиций.

На решение указанных проблем направлена долгосрочная целевая программа «Развитие мясного скотоводства Брянской области» (2009 - 2012 годы).

Анализ состояния мясного скотоводства в Брянской области за 2006 - 2008 годы представлен в таблице 1.

Таблица 1


Анализ состояния мясного скотоводства в Брянской области

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»