Недействующий


АДМИНИСТРАЦИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 08 августа 2003 года  N 367



Об утверждении областной программы "Улучшение условий и охраны труда
в организациях Брянской области на 2001 - 2005 годы"

(с изменениями на 28 января 2005 года)


____________________________________________________________________
Документ утратил силу на основании
постановления Правительства Брянской области от 28.08.2023 N 404-п
____________________________________________________________________

___________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Постановлением администрации Брянской оьласти от 28.01.2005 N 23  

___________________________________________________________             

В соответствии со ст. 18 Закона Брянской области от 11 апреля 2003 года N 20-З "О разработке и реализации областных целевых программ и региональных программ развития местного самоуправления" и Распоряжением администрации области от 20 мая 2003 года N 324-р "О краткосрочных и среднесрочных областных целевых программах"

           постановляю:

1. Утвердить областную программу "Улучшение условий и охраны труда в организациях Брянской области на 2001 - 2005 годы" (прилагается).

2. Постановление администрации области от 12 февраля 2001 г. N 50 "Об областной программе "Улучшение условий и охраны труда в организациях Брянской области на 2001 - 2005 годы" считать утратившим силу.

3. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя губернатора области Артюхова С.И.

Временно исполняющий
обязанности губернатора
В.Ф.Родоманов




Утверждена
Постановлением
администрации
Брянской области
от 8 августа 2003 г. N 367

Областная программа
"Улучшение условий и охраны труда в организациях Брянской области на 2001 - 2005 годы"

Паспорт
областной программы "Улучшение условий и охраны труда
в организациях Брянской области на 2001 - 2005 годы"

Наименование программы


Областная программа "Улучшение условий и охраны труда в организациях Брянской области на 2001 - 2005 годы"

Документы, на основании которых принято решение о разработке программы


Федеральный закон "Об основах охраны труда в Российской Федерации" от 17.07.99 N 181-ФЗ;

Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.99 N 52-ФЗ;

Закон Брянской области "Об охране труда в Брянской области" от 15.12.97 N 34-З;

Постановление администрации Брянской области "0 комплексном плане действий администрации Брянской области по реализации в 2000 году третьего этапа Программы устойчивого социально-экономического развития Брянской области" от 05.06.2000 N 253

Госзаказчик программы


Администрация Брянской области

Разработчик программы


Управление труда администрации Брянской области; государственная инспекция труда в Брянской области, федерация профсоюзов Брянской области, органы местного самоуправления Брянской области

Исполнители и соисполнители


Управление труда администрации Брянской области; государственная инспекция труда в Брянской области, федерация профсоюзов Брянской области, органы местного самоуправления Брянской области (по согласованию)

Сроки реализации программы


2001 - 2005 годы

Объемы и источники финансирования программы


Общий объем финансирования программы - 41296 тыс. рублей, в том числе из областного бюджета 655 тыс. рублей, 40641 тыс. рублей - внебюджетные источники (собственные средства организаций)

Цели и задачи программы


Реализация государственной политики в области охраны труда.

Создание условий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Повышение уровня гарантий и социальной защиты работников от профессионального риска.

Снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Усиление эффективности правовой защиты трудящихся в области охраны труда.

Создание механизма экономического стимулирования работодателей за обеспечение безопасных условий труда

Контроль за реализацией программы


Управление труда администрации Брянской области государственная инспекция труда в Брянской области, федерация профсоюзов Брянской области, органы местного самоуправления Брянской области (по согласованию)

Ожидаемые конечные результаты программы


Снижение производственного травматизма, профессиональной и общей заболеваемости, повышение безопасности труда и социальной защищенности работников, увеличение доходов организаций за счет сокращения выплат пособий по временной нетрудоспособности по возмещению вреда пострадавшим на производстве или их родственникам в связи с потерей кормильца, уменьшение расходов на медицинскую, профессиональную и социальную реабилитацию и прочее

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения


Принимаемые администрацией Брянской области меры позволили несколько улучшить состояние охраны труда и добиться за последние пять лет снижения количества несчастных случаев на производстве.

Вместе с тем состояние условий и охраны труда во многих организациях области продолжает оставаться неудовлетворительным.

На начало 2000 г. в области в обследованных отраслях 45,9 тыс. человек (28,7%) работали в неблагоприятных условиях труда и пользовались льготами и компенсациями, в промышленности - 34,8 тыс. человек, на транспорте - 6,8, в строительстве - 3,8, в связи - 0,4 тыс. человек.

В условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам в промышленности, строительстве, на транспорте и в связи, работают 25,2 тыс. человек, в числе которых 39,2% женщин. В промышленности в таких условиях трудится пятая часть всех работающих, или 21,2%, в строительстве - 7,4%, на транспорте - 3,9%, в связи - 1,6%.

В 1999 году в организациях области в результате несчастных случаев на производстве, по данным Брянского областного комитета госстатистики, пострадало 1566 человек, из них 352 женщины и 2 подростка, в том числе со смертельным исходом - 43 человека (в 1998 г. - 42). Следует отметить, что каждый пятый несчастный случай на производстве связан с отсутствием или неправильным применением спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты.

В организациях агропромышленного комплекса пострадал 631 человек, из них 129 женщин; в промышленности - 559 человек (в т.ч. 109 женщин); в строительстве - 120 человек (в т.ч. 8 женщин); на транспорте - 91 человек (в т.ч. 14 женщин); в связи - 21 человек (в т.ч. - 12 женщин). Ежегодно в сельском хозяйстве регистрируется самый высокий уровень общего травматизма среди отраслей экономики, его доля составляет свыше 40% от общего количества пострадавших в организациях области, более 1/3 смертельно травмированных на производстве приходится на организации АПК.

За 2000 год в организациях области в результате несчастных случаев на производстве погибли 43 человека, тяжело травмированы 52 человека.

Главными причинами, определяющими производственный травматизм и профзаболеваемость, наряду с организационными (до 80%) и старением основных производственных фондов, износ которых в целом по области составляет 50%, являются низкий уровень знаний по охране труда работодателей, недостаточная обеспеченность (в среднем по области 60 - 70%) работающих средствами индивидуальной и коллективной защиты, снижение ведомственного контроля за технической безопасностью производств, значительное в предшествующие годы сокращение служб охраны труда на предприятиях, ослабление ответственности работодателей за состояние условий и охраны труда.

Неблагополучная ситуация в сфере охраны труда подтверждается проверками управления труда и органов надзора и контроля по вопросам соблюдения работодателями законодательства об охране труда, при этом отмечается значительное количество нарушений требований норм и правил охраны труда. Так, управлением труда в 2000 г. в результате проверок организаций по вопросам охраны труда выявлено более 1 тысячи 300 нарушений, в т.ч. 844 нарушения - при проведении экспертизы условий и охраны труда для выдачи заключения на получение лицензии на право производственной деятельности.

Государственной инспекцией труда в Брянской области в 2000 году проведено 2246 проверок по основным вопросам трудового законодательства на предприятиях, в учреждениях, организациях, по результатам которых выдано 1586 предписаний с 23750 пунктами нарушений. По причинам непрохождения инструктажа или проверки знаний правил и норм по охране труда госинспекторами было отстранено от работы 760 человек. Оштрафованы за нарушения законодательства о труде и об охране труда 791 руководитель и другие ответственные работники.

В ходе реализации программы по охране труда и улучшению условий труда на предприятиях и в организациях Брянской области всех форм собственности на 1998-2000 годы, утвержденной постановлением администрации области от 18.05.98 N 183, удалось достичь определенных позитивных изменений в сфере охраны труда: развивалась региональная нормативная правовая база; совершенствовалась система государственного управления охраной труда в области; укреплялось взаимодействие всех заинтересованных структур; улучшалось обеспечение субъектов хозяйственной деятельности нормативной правовой документацией по охране труда; усилилась пропаганда проблем охраны труда и другое.

Реализация технических мероприятий программы позволила привести в соответствие с требованиями норм правил охраны труда 41% рабочих мест от 15-ти тысяч запланированных. Сократилось на 25% количество женщин, занятых тяжелым физическим трудом (план - 2451 чел.). В организациях области проведена аттестация более 19 тысяч рабочих мест по условиям труда.

Вместе с тем, из-за сложного финансового положения организаций области не удалось в полной мере выполнить намеченные мероприятия.

Необходимость разработки и принятия программы обусловлена острой социальной значимостью проблем охраны труда, их решением в целях реализации государственной политики в этой сфере на территории Брянской области. Осуществление государственной политики в области охраны труда предполагает использование программно-целевых методов, которые позволяют определить приоритетные направления, создать возможность наиболее эффективного взаимодействия всех заинтересованных структур, что будет также способствовать и дальнейшему развитию системы государственного управления охраной труда в области.

2. Основные цели и задачи программы


Основная цель программы - повышение уровня социальной защищенности работающих, в т.ч. создание безопасных и здоровых условий труда.

Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

Дальнейшее совершенствование системы государственного управления охраной труда, в т.ч. усиление координации деятельности органов и структур, участвующих в управлении охраной труда, эффективная реализация функций по государственному обеспечению охраны труда (организация, планирование, координация, регулирование, контроль, информационно-аналитическая), и, как следствие, совершенствование работы объектов управления (организаций области).

- Развитие правовой и нормативной базы в сфере охраны труда для обеспечения реализации Федерального Закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации", Закона Брянской области "Об охране труда в Брянской области" и других нормативных правовых актов по охране труда.

Организация консультативных и сервисных центров по охране труда в районах (городах) области будет способствовать реализации федерального Закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации", Закона Брянской области "Об охране труда в Брянской области" в части организации работы по охране труда, особенно на малых и средних предприятиях. Областной экспертный центр безопасности труда в строительстве позволит обеспечить единый подход к проведению работ по охране труда в одной из травмоопасных отраслей экономики; созданию соответствующего банка данных, в том числе о результатах экспертизы строительных организаций по безопасности труда; оказанию помощи в приобретении нормативных документов и проведении аттестации рабочих мест по условиям труда.

Организация обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда в целях реализации ст. 18 Федерального Закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации", ст. 14 Закона Брянской области "Об охране труда в Брянской области". Все работники предприятий, включая руководителей, обязаны проходить обучение, инструктаж, проверку знаний правил, норм и инструкций по охране труда в порядке и в сроки, которые установлены для определенных видов работ и профессий. Организация обучения отдельных категорий застрахованных по охране труда в целях реализации Федерального Закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", а также подготовка высококвалифицированных специалистов, обладающих новейшими знаниями и передовым опытом в области охраны труда, и содействие в этом учреждениям высшего профессионального образования позволят повысить уровень знаний работающих, что позитивно отразится на состоянии охраны труда в организациях.

Информационное обеспечение охраны труда. Принятие новых нормативных правовых документов в сфере охраны труда, периодический пересмотр действующих нормативных требований в этой сфере предполагает своевременное доведение до организаций соответствующей информации. Участие управления труда администрации области в использовании Российской информационной системы нормативно-правового обеспечения охраны труда (РИСОТ) в качестве регионального уполномоченного абонента дает право и возможность оперативного распространения нормативно-правовой информации, содержащейся в системе, среди организаций области. Размещение материалов по вопросам охраны труда в средствах массовой информации, а также проведение совещаний-семинаров с руководителями организаций позволят оказать необходимую организационную и методическую помощь в работе по охране труда.

Научное обеспечение охраны труда. Финансирование мероприятий по приобретению и внедрению эффективных систем обеспечения безопасных условий труда, основанных на современных технологиях с использованием персональных компьютеров позволит оперативно решать задачи мониторинга и анализа тенденций производственного травматизма, а также осуществлять функции по управлению охраной труда как на отдельных крупных предприятиях, на отраслевых или иных объединениях предприятий, так и в целом по региону. Автоматизированная информационная система "Охрана труда" (АИС ОТ) позволит повысить эффективность системы управления охраной труда Брянской области за счет автоматизации наиболее сложных и трудоемких процессов в области охраны труда (аттестация рабочих мест, обучение по охране труда, сбор и обработка больших массивов информации о состоянии условий и охраны труда на предприятиях и др. АИС ОТ представляет собой автоматизированные рабочие места, объединенные в компьютерную сеть, охватывающую управление труда, отраслевые структурные подразделения администрации области, органы местного самоуправления и организации. Сбор информации и ее анализ с помощью современных методов компьютерной обработки данных позволит оперативно выявлять наиболее актуальные аспекты в области охраны труда, определять необходимые меры и эффективность принятых решений. Информационно-справочная система по охране труда и промышленной безопасности обеспечит оперативное планирование конкретных мероприятий по улучшению условий и охраны труда, постоянное развитие системы обучения работников безопасным приемам работы, а также создание базы нормативных документов по охране труда, в том числе областных.

Производство, реализация и использование средств индивидуальной (СИЗ) и коллективной защиты работающих. Создание реестра организаций, производящих средства защиты работающих, методическая помощь организациям - производителям СИЗ в проведении сертификации, разработка информационного сборника материалов по организации обеспечения и использованию средств индивидуальной защиты, целевые проверки организаций области по данным вопросам позволят улучшить обеспечение работающих СИЗ, снизить уровень производственного травматизма и профзаболеваемости, повысить качество поставляемой на рынок СИЗ продукции.

Выполнение технических мероприятий программы, которые предусматривают приведение в соответствие с требованиями и нормами охраны труда рабочих мест, цехов, участков, производств. Приведение в соответствие с требованиями и нормами охраны труда рабочих мест осуществляется на основании их аттестации, в соответствии с Постановлением Минтруда России от 14.03.97 N 12 "О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда". Также осуществление технических мероприятий позволит улучшить условия труда женщин, подростков и лиц, занятых в особых условиях труда.

3. Сроки и этапы реализации


Реализация мероприятий программы определяется периодом 2001 - 2005 гг. Этапы реализации:

2001 год,

2002 год,

2003 год,

2004 год,

2005 год.

4. Сводная потребность в ассигнованиях

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»