(с изменениями на 26 декабря 2005 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 6 октября 2006 года на основании
Федерального закона от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Федеральным законом от 20 мая 2002 года N 53-ФЗ (Российская газета, N 90, 23.05.2002);
Федеральным законом от 10 января 2003 года N 15-ФЗ (Российская газета, N 5, 15.01.2003);
Федеральным законом от 9 мая 2005 года N 45-ФЗ (Российская газета, N 100, 13.05.2005).
Федеральным законом от 26 декабря 2005 года N 189-ФЗ (Российская газета, N 294, 29.12.2005 (начало), Российская газета, N 296, 30.12.2005 (окончание)) (вступил в силу с 1 января 2006 года).
____________________________________________________________________
Принят
Государственной Думой
23 июня 1999 года
Одобрен
Советом Федерации
2 июля 1999 года
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками и направлен на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия;
условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника;
вредный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию;
опасный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме;
безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных или опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленные нормативы;
рабочее место - место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя;
средства индивидуальной и коллективной защиты работников - технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных или опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения;
сертификат соответствия работ по охране труда (сертификат безопасности) - документ, удостоверяющий соответствие проводимых в организации работ по охране труда установленным государственным нормативным требованиям охраны труда;
производственная деятельность - совокупность действий людей с применением орудий труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.
1. Законодательство Российской Федерации об охране труда основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
2. Действие настоящего Федерального закона распространяется на:
работодателей;
работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях;
членов кооперативов, участвующих в совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом участии;
студентов образовательных учреждений высшего профессионального и среднего профессионального образования, учащихся образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального образования и образовательных учреждений среднего (полного) общего, основного общего образования, проходящих производственную практику;
военнослужащих, направляемых на работу в организации;
граждан, отбывающих наказание по приговору суда, в период их работы в организациях.
3. На граждан Российской Федерации, работающих по найму в других государствах, распространяется законодательство об охране труда государства работодателя, а на иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих в организациях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, распространяется законодательство об охране труда Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. *2.3)
4. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора. *2.4)
1. Государственными нормативными требованиями охраны труда (далее - требования охраны труда), содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации об охране труда, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
2. Требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами, указанными в пункте 2 статьи 2 настоящего Федерального закона, при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда. *3.2)
3. Порядок разработки и утверждения подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также сроки их пересмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации. *3.3)
1. Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:
обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;
принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об охране труда, а также федеральных целевых, отраслевых целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
государственное управление охраной труда;
государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;
содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;
расследование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда; *4.1.8)
координация деятельности в области охраны труда, деятельности в области охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;
распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда; *4.1.10)
участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;
подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда;
организация государственной статистической отчетности об условиях труда, о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;
обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда; *4.1.14)
международное сотрудничество в области охраны труда; *4.1.15)
проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников; *4.1.16)
установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.
2. Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.
К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охраны труда относятся:
определение основных направлений и проведение единой государственной политики в области охраны труда на территории Российской Федерации;
разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации об охране труда;
определение основ государственного управления охраной труда;
разработка и реализация федеральных целевых и отраслевых целевых программ улучшения условий и охраны труда и контроль за их выполнением; *5.5)
определение расходов на охрану труда за счет средств федерального бюджета;
определение структуры, задач, функций и полномочий органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда;
установление единого порядка расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
определение системы и порядка осуществления государственной экспертизы условий труда (абзац в редакции, введенной в действие с 23 мая 2002 года Федеральным законом от 20 мая 2002 года N 53-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);
организация и проведение сертификации работ по охране труда в организациях; *5.10)
организация обучения специалистов по охране труда, установление единых требований к проверке знаний лиц, ответственных за обеспечение безопасности труда; *5.11)
обеспечение взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов в реализации государственной политики в области охраны труда; *5.12)
координация научно-исследовательской работы и распространение передового отечественного и мирового опыта работы по улучшению условий и охраны труда; *5.13)
организация государственной статистической отчетности об условиях труда, о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях; *5.14)
международное сотрудничество в области охраны труда;
другие полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области охраны труда.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда относятся:
реализация государственной политики в области охраны труда на территории субъекта Российской Федерации;
принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об охране труда;
государственное управление охраной труда на территории субъекта Российской Федерации;
участие в разработке и реализации федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
разработка и утверждение территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда, контроль за их выполнением; *6.6)
определение расходов на охрану труда за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
разработка и осуществление мер экономической заинтересованности работодателей в обеспечении безопасных условий труда;
организация обучения специалистов по охране труда, проверки знаний требований охраны труда лицами, ответственными за обеспечение безопасности труда;
организация и осуществление государственной экспертизы условий труда, сертификации работ по охране труда в организациях (абзац в редакции, введенной в действие с 23 мая 2002 года Федеральным законом от 20 мая 2002 года N 53-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);