ПРАВИТЕЛЬСТВО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ОТ 23.05.011 № 105/199


Об утверждении программы повышения эффективности
бюджетных расходов Кировской области на 2011 - 2013 годы

(с изменениями на 24 декабря 2013 года)

________________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными
постановлением Правительства Кировской области от 31.10.2011 № 125/553
постановлением Правительства Кировской области от 27.02.2012 № 141/86
постановлением Правительства Кировской области от 17.12.2012 № 186/797
постановлением Правительства Кировской области от 18.06.2013 № 213/345
постановлением Правительства Кировской области от 24.12.2013 № 241/911

________________________________________________________________________


В целях дальнейшей модернизации системы управления общественными финансами Кировской области, направленной на обеспечение долгосрочной сбалансированности и укрепление устойчивости бюджетной системы Кировской области, и во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 1101-р "Об утверждении Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года" (с изменениями, внесенными распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.11.2010 № 1996-р) Правительство Кировской области постановляет:

1. Утвердить Программу повышения эффективности бюджетных расходов Кировской области на 2011 - 2013 годы. Прилагается.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор -
Председатель Правительства
Кировской области Н.Ю.Белых


УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства области
от 23.05.2011 № 105/199

     

ПРОГРАММА
повышения эффективности бюджетных
расходов Кировской области на 2011 - 2013 годы



Программа повышения эффективности бюджетных расходов Кировской области на 2011 - 2013 годы (далее - Программа) разработана во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 1101-р "Об утверждении Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года" и Бюджетного послания Губернатора Кировской области на 2011 год.

1. Необходимость разработки и реализации Программы

Управление общественными финансами представляет собой важную часть бюджетной политики и определяется состоянием бюджетного процесса, порядком планирования, утверждения и исполнения бюджета, а также контролем за его исполнением. Таким образом, совершенствование методов бюджетирования следует рассматривать как одно из основных направлений повышения эффективности и результативности бюджетных расходов.

Традиционная бюджетная система не позволяла четко проследить взаимосвязь между выделяемыми бюджетными ресурсами и ожидаемыми результатами их использования, так как зачастую носила сметный характер, основанный не на объемах оказываемых государственных услуг, а на необходимости содержания существующей бюджетной сети.

Бюджетирование, ориентированное на результаты, дает возможность соизмерять затраты и результаты, выбирать наиболее эффективные пути расходования бюджетных средств, своевременно оценивать степень достижения запланированных результатов и их качество.

В условиях ограниченности финансовых ресурсов актуальность оптимального расходования средств значительно повышается. Критерием рационального использования ресурсов становится достижение результата при минимальных затратах.

В Российской Федерации вопросы организации бюджетирования, ориентированного на результаты, стали актуальными с принятием Концепции реформирования бюджетного процесса в 2004 - 2006 годах, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2004 № 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов". Система результативного или программно-целевого бюджетирования неоднократно озвучивалась как приоритетная в посланиях Президента Российской Федерации.

С целью достижения эффективности бюджетных расходов и их оптимизации в Кировской области внедряется такой элемент финансово-правового регулирования, как бюджетирование по результатам, что позволяет повысить результативность бюджетных расходов, сделать планируемые показатели более обоснованными. Определенные результаты в данном направлении в нашей области уже достигнуты, осуществлен переход от финансирования учреждения к финансированию услуги.

Переход к бюджетированию, ориентированному на результат, явился одним из основных направлений реформы бюджетного процесса, произошедшей в рамках успешно завершившейся в 2006 году Программы реформирования системы управления общественными финансами в Кировской области (далее - Программа реформирования), утвержденной постановлениями Правительства Кировской области от 25.10.2004 № 19/238 "Об утверждении Программы реформирования системы управления общественными финансами в Кировской области" и Законодательного Собрания Кировской области от 28.10.2004 № 41/189 "Об утверждении Программы реформирования системы управления общественными финансами в Кировской области". В рамках Программы реформирования был проведен комплекс мероприятий, направленных на реформу бюджетного процесса и управления расходами. Ход процесса реформирования бюджетной сферы отслеживался и на региональном, и на муниципальном уровнях.

Самым трудоемким этапом реформирования бюджетного процесса в области был процесс формирования бюджетирования, ориентированного на результат, который включал в себя создание системы и установление стандартов качества предоставления бюджетных услуг, а также учет потребности в предоставляемых бюджетных услугах. Фундаментом новых бюджетных отношений стал единый системный перечень бюджетных услуг, востребованных населением и юридическими лицами.

Постановлением Правительства Кировской области от 14.03.2005 № 30/41 "О мерах по формированию системы управления бюджетными услугами" был утвержден перечень бюджетных услуг, по которым должен производиться учет потребности в их предоставлении, на основе которого должны формироваться расходы областного бюджета. Изначально при формировании расходов областного бюджета на 2006 год перечень был представлен бюджетными услугами по пяти отраслям социальной сферы: здравоохранению, образованию, социальной политике, культуре и физкультуре. По каждой бюджетной услуге был разработан финансовый норматив. Учитывая, что в 2005 году определение и утверждение было делом абсолютно новым, его "отладкой" приходилось заниматься непосредственно в ходе работы. В течение 2006 года перечень бюджетных услуг был доработан, стал значительно шире и включал уже предоставление бюджетных услуг по 18 отраслям. Начиная с областного бюджета на 2007 год, этот перечень охватил практически все расходы областного бюджета, кроме расходов на предоставление межбюджетных трансфертов и реализацию областных целевых программ.

Указанным постановлением были утверждены Порядок проведения ежегодной оценки потребности в предоставлении бюджетных услуг и Порядок учета результатов оценки потребности в предоставлении бюджетных услуг, в соответствии с которыми результаты ежегодной оценки учитывались при планировании расходной части областного бюджета на очередной финансовый год.

На основании мониторинга выполнения установленных государственных заданий по предоставлению бюджетных услуг осуществляется работа по установлению взаимосвязи между затраченными бюджетными ресурсами и полученными результатами, что позволяет систематизировать цели и задачи органов исполнительной власти области в пределах их полномочий.

Так, в 2007 году объем расходов областного бюджета, сформированный на основе перечня бюджетных услуг, возрос в 3 раза по сравнению с 2006 годом и составил 6,9 млрд. рублей, в 2008 году - 7,2 млрд. рублей, а в 2011 году увеличение данных расходов составило до 7,5 млрд. рублей.

Оценить последствия невыполнения государственного задания по предоставлению бюджетных услуг достаточно сложно. Во-первых, это связано с тем, что само государственное задание устанавливается по предложениям органов исполнительной власти и в ряде случаев оно может быть просто завышено. Во-вторых, на сегодняшний день нет каких-либо рекомендаций и методик по расчету реальной потребности населения в той или иной услуге. Объем услуг рассчитывается по фактическому их предоставлению за ряд последних лет. Фактическое предоставление услуг и их реальная потребность - понятия разные. Анализ выполнения установленных Правительством области государственных заданий по предоставлению бюджетных услуг проводится ежегодно не только в целях оценки эффективности бюджетных расходов, но и для рассмотрения основных направлений деятельности органов власти на перспективу.

На сегодняшний день постановлением Правительства Кировской области от 19.12.2008 № 156/511 "О методах бюджетирования, ориентированного на результат" утвержден перечень государственных услуг (работ), по которым должен производиться учет потребности в их предоставлении (выполнении). В соответствии с данным постановлением органами исполнительной власти области ежегодно проводится оценка потребности в предоставлении государственных услуг (работ) в натуральном и стоимостном выражении.

На основании результатов проводимой оценки департаментом финансов Кировской области готовится проект распоряжения Правительства Кировской области об утверждении показателей, характеризующих объем оказываемых государственных услуг (выполняемых работ) в разрезе главных распорядителей средств областного бюджета и государственных услуг (выполняемых работ). Указанные показатели используются при составлении проекта областного бюджета для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных услуг (выполнение работ) на очередной финансовый год и для формирования главными распорядителями средств областного бюджета государственного задания.

С целью повышения качества предоставления государственных услуг (выполнения работ), доступности их предоставления гражданам и юридическим лицам для производителей государственных услуг (работ) были разработаны и утверждены постановлением Правительства Кировской области от 11.01.2009 № 158/571 "Об утверждении стандартов качества предоставления государственных услуг (выполнения работ)" областные стандарты качества предоставления государственных услуг (выполнения работ). Наличие стандартов качества предоставления государственных услуг (выполнения работ) позволяет определить, отвечает ли работа учреждений, оказывающих государственные услуги (выполняющих работы), установленным критериям качества их предоставления. Кроме того, стандарты устанавливают необходимый уровень качества и доступности государственных услуг (работ).

Финансовые нормативы для расчета бюджетных ассигнований на оказание государственных услуг (выполнение работ) установлены постановлением Правительства Кировской области от 21.07.2008 № 140/284 "Об утверждении Методики формирования доходов областного бюджета и отдельных показателей для определения межбюджетных трансфертов".

Также одним из инструментов бюджетирования, ориентированного на результат, являются целевые программы.

Начиная с 2006 года областные департаменты и управления начали разработку ведомственных целевых программ, которые являются основной формой реализации программно-целевого планирования, и этот процесс имеет положительную динамику. Если в 2007 году субъектами бюджетного планирования в соответствии с их функциями было реализовано 35 ведомственных целевых программ, то в 2008 году было реализовано уже 37 программ, в 2009 году - 39 программ, в 2010 году - 42 программы, объем финансирования ведомственных целевых программ увеличился с 2,9 млрд. рублей в 2007 году до 4,7 млрд. рублей в 2010 году.

В 2011 году запланировано к реализации 75 ведомственных целевых программ на сумму 24,7 млрд. рублей, доля расходов, запланированных в рамках программ, составила 75,2% к общему объему расходов областного бюджета.

Разработка и реализация областных целевых программ применяется на территории области с 2005 года. Порядок разработки, утверждения и реализации целевых программ был установлен постановлением Правительства Кировской области от 30.06.2005 № 37/155 "О разработке, утверждении и реализации целевых программ на территории Кировской области". На сегодняшний день с учетом изменившихся требований бюджетного законодательства разработка, формирование и реализация областных целевых программ осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Кировской области от 14.03.2008 № 124/67 "О разработке, формировании и реализации целевых программ на территории Кировской области".

В 2011 году запланировано к реализации 29 областных целевых программ на сумму 4,8 млрд. рублей, доля расходов, запланированных в рамках программ, составила 14,7% к общему объему расходов областного бюджета.

Доля расходов, запланированных в рамках программно-целевого метода, в 2011 году составила 89,9% от общего первоначального объема расходов областного бюджета.

В рамках реформирования бюджетного процесса с 2005 года стал применяться еще один инструмент бюджетирования, ориентированного на результат, - доклады органов исполнительной власти о результатах и основных направлениях их деятельности. Постановлением Правительства Кировской области от 21.06.2005 № 36/137 "О применении программно-целевых методов в бюджетном планировании" были утверждены Положение о порядке подготовки и представления докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования и Положение об оценке результативности бюджетных расходов и корректировках предоставляемых субъектам бюджетного планирования бюджетных средств исходя из уровня достижения запланированных результатов.

В целях совершенствования нормативной базы и повышения результативности и прозрачности деятельности органов исполнительной власти области принято постановление Правительства Кировской области от 25.08.2009 № 22/264 "Об утверждении Положения о порядке подготовки и представления докладов о результатах и основных направлениях деятельности органов исполнительной власти области".

Составление органами исполнительной власти области докладов практикуется с 2006 года. Несмотря на это, некоторые органы исполнительной власти до настоящего времени сталкиваются с затруднениями при определении стратегических целей, тактических задач и конкретных конечных результатов своей деятельности.

В результате проведенных преобразований сформирована целостная система управления общественными финансами Кировской области путем:

организации бюджетного планирования исходя из принципа безусловного исполнения действующих обязательств, оценки объемов принимаемых обязательств с учетом ресурсных возможностей областного бюджета;

инвентаризации социальных и публичных нормативных обязательств;

введения формализованных методик распределения межбюджетных трансфертов местным бюджетам;

поэтапного внедрения инструментов бюджетирования, ориентированного на результаты (докладов о результатах и основных направлениях деятельности, ведомственных и долгосрочных целевых программ, государственных заданий);

расширения горизонта финансового планирования: переход от годового к среднесрочному финансовому планированию, в том числе утверждению областного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период;

создания нормативной базы развития новых форм финансового обеспечения государственных услуг (работ);

создания предпосылок для оказания государственных услуг в электронном виде;

создания системы мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств областного бюджета и муниципальными образованиями;

внедрения системы внутреннего государственного финансового контроля;

внедрения казначейской системы исполнения областного бюджета, обеспечивающей эффективный учет и исполнение действующих обязательств, управление единым счетом областного бюджета, формирование достоверной и прозрачной бюджетной отчетности;

совершенствования системы государственных (муниципальных) закупок, установления правил и процедур размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Реализация запланированных мероприятий Программы реформирования позволила привести систему управления общественными финансами Кировской области в состояние, характеризующееся следующими показателями и результатами, приведенными в таблице 1.

Таблица 1

     

Показатели и результаты, характеризующие состояние
системы управления общественными финансами
Кировской области за 2008 - 2010 годы

Наименование (описание)
показателей и результатов

2008 год

2009 год

2010 год

1.

Доля расходов областного бюджета, формируемых в рамках целевых программ, %, в том числе:

23,8

25,3

24,7

областных целевых программ, %

10,9

11,5

12,5

ведомственных целевых программ, %

12,9

13,8

12,2

2.

Доля государственных автономных учреждений в общем числе государственных учреждений Кировской области, %

9

11,3

14,6

3.

Доля расходов на выполнение государственных заданий учредителя государственными автономными учреждениями Кировской области в общем объеме расходов на обеспечение деятельности государственных учреждений Кировской области, %

0,43

1,8

4

4.

Объем государственного внутреннего долга Кировской области, млн. рублей, по состоянию на конец отчетного периода

3690,4

6370,5

8628,7

5.

Доля государственного внутреннего долга Кировской области в объеме налоговых и неналоговых доходов областного бюджета, %, по состоянию на конец отчетного периода

24,8

45,7

49,6

6.

Формирование областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период (да/нет)

нет

да

нет

7.

Исполнение областного бюджета по доходам без учета безвозмездных поступлений к первоначальному утвержденному плану, %

131,0

82,7

125,3

8.

Доля органов исполнительной власти Кировской области, осуществляющих подготовку докладов о результатах и основных направлениях деятельности на очередной финансовый год и плановый период, %

0

100

100

9.

Доля органов исполнительной власти Кировской области, по которым осуществлялась оценка качества финансового менеджмента, %

0

100

100

10.

Доля органов исполнительной власти, имеющих в штате подразделения (специалистов), выполняющих функции внутреннего государственного финансового контроля, %

58,6

65,5

64,5

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»