ПРАВИТЕЛЬСТВО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25.10.2004 № 19/238
(с изменениями на 29 декабря 2006 года)
___________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Кировской области от 24.11.2005 № 48/284
постановлением Правительства Кировской области от 28.08.2006 № 69/201
постановлением Правительства Кировской области от 28.09.2006 № 6/142
постановлением Правительства Кировской области от 29.12.2006 № 79/314
___________________________________________________________________
В целях реформирования системы управления общественными финансами и участия области в четвертом конкурсе на получение субсидий из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов, проводимом Министерством финансов Российской Федерации, Правительство Кировской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить Программу реформирования системы управления общественными финансами в Кировской области (далее - Программа). Прилагается.
2. Возложить координацию работ и общее руководство по работе с Программой на департамент финансов Кировской области.
3. Департаменту финансов Кировской области (Русских Н.Д.) при формировании областного бюджета на 2005-2006 годы предусмотреть средства на софинансирование расходов по реализации программных мероприятий.
4. Департаменту культуры, информации и общественных связей Кировской области (Микрюков В.А.) опубликовать постановление в официальных средствах массовой информации.
5. Контроль за выполнением постановления возложить на главу департамента финансов Кировской области Русских Н.Д.
Губернатор Кировской
области Н.И. Шаклеин
УТВЕРЖДЕНА
Постановлением Правительства
Кировской области
от 25.10.2004 № 19/238
и Законодательного Собрания
Кировской области от 28.10.2004
№ 41/189
КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ
Кировская область - одна из крупнейших в Нечерноземной зоне Российской Федерации. Она расположена на северо-востоке Европейской части России. Площадь территории области 120,8 тысяч квадратных километров, протяженность с севера на юг 570 километров, с запада на восток - 440 километров.
Численность населения региона по состоянию на 9 октября 2002 года - 1503,5 тысячи человек. В том числе городское население - 1079,0 тысячи человек (71,8 процента), сельское население - 424,5 тысячи человек (28,2 процента). Плотность населения -13,4 человек на 1 квадратный километр. На территории региона проживают представители более 100 национальностей. Основные этнические группы по данным переписи 2002 года: русские (91,8 процента), татары (2,2 процента), марийцы (2,6 процента), удмурты (1,4 процента), украинцы (0,7 процента).
Через область проходят железнодорожные магистрали, связывающие центр с Севером России, Уралом, Сибирью и Дальним Востоком. Общая протяженность железных дорог - 1600 километров. Основная водная магистраль области - река Вятка. Протяженность эксплуатируемых водных путей по реке Вятке и ее притокам свыше 1900 километров.
В Кировской области действует 555 крупных и средних, а также 1050 малых предприятий различных отраслей промышленности. Ведущее положение в структуре промышленности занимают химическая и нефтехимическая промышленность, машиностроение и металлообработка, пищевая, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность. Интенсивно развивается черная и цветная металлургия.
Регион занимает одно из ведущих мест в России по объему деревообработки, производству цветного проката, конденсаторной бумаги, неизолированных алюминиевых проводов, железнодорожных кранов, учебно-наглядных пособий, лыж, меховых изделий. Область является крупнейшим производителем в России и в странах СНГ бытовых электроплит, монополистом в странах СНГ по производству фторполимеров и цветного проката различных наименований. Продукция области известна более чем в 40 странах дальнего зарубежья, в том числе в США, Англии, Германии, Франции и Канаде.
Ведущее место в промышленности по объему производства занимает машиностроение и металлообработка (20,7 процента), пищевая (14,7 процента), химическая и нефтехимическая промышленность (17,7 процента), лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная отрасль (15,0 процента), электроэнергетика (15,9 процента).
Строительный комплекс Кировской области представлен более 1600 подрядными строительно-монтажными организациями, в том числе 500 малыми предприятиями. В области 26 процентов инвестиций идут на промышленное производство.
В области расположено 11 научно-исследовательских и проектных институтов. В регионе сосредоточен комплекс научных организаций и предприятий биотехнологической индустрии. Создан Волго-Вятский центр прикладной биотехнологии, который в ближайшее время будет крупным экспортером передовых технологий биотехнологического направления, в большинстве не имеющих аналогов в России и за рубежом, а также современных лекарственных и других препаратов, потребность России по многим из которых сегодня удовлетворяется исключительно за счет импорта из стран дальнего зарубежья.
В области работают 975 образовательных школ, где учатся 190 тыс. человек и трудится свыше 19,1 тысяч педагогов; 700 дошкольных учреждений и учреждений интернатного типа, в которых воспитывается около 58 тысяч детей. Имеется 34 средне-специальных учебных заведений, 4 государственных высших учебных заведения, среди которых Вятский государственный университет, Вятская государственная сельскохозяйственная академия, Вятский государственный гуманитарный университет, Кировская государственная медицинская академия, филиалы Московских юридического и финансово-экономического институтов. Кроме того, открыто 11 филиалов государственных высших учебных заведений и 3 негосударственных.
В области развита сеть учреждений здравоохранения. Охрану здоровья населения области осуществляют около 7 тысяч врачей и более 20 тысячи специалистов среднего медицинского персонала. В области свыше 191 больничных учреждений. Функционируют 11 санаториев, в том числе 8 детских.
Кировская область обладает значительным историко-культурным наследием. На ее территории сохранилось 3546 памятников археологии, истории, градостроительства и архитектуры.
Кировская область имеет высокий социально-экономический потенциал. На более полное его использование в интересах кировчан нацелена настоящая Программа. На момент принятия Программы для Кировской области, как и для многих других регионов России, характерны отдельные проблемы социально-экономического развития. На примере области четко проявляются все последствия межрегиональной дифференциации по темпам экономического и социального развития регионов России. Область по оценкам Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации по итогам 2003 года была отнесена к группе из 23 регионов с низким уровнем развития (1*).
Кировская область входит в состав 9-ти регионов, которые в 2003 году не смогли сохранить достигнутый годом раньше уровень динамики объема промышленного производства (2*). В 2003 году по сравнению с 2002 годом в Кировской области из-за низкой эффективности производства сельскохозяйственной продукции сократился и объем продукции сельского хозяйства. Отсюда следует вывод о наличии проблем в экономике Кировской области.
По уровню средней заработной платы Кировская область в 2003 году занимала 60-е место в России (из 89 субъектов РФ). По количеству официально зарегистрированных безработных - 61-е место, при этом уровень безработицы в области - самый высокий в Приволжском федеральном округе. Эти показатели свидетельствуют о низком уровне жизни населения.
Низкий уровень жизни населения в полной мере проявляется в демографической ситуации. В 2003 году демографическая обстановка в области продолжала оставаться неблагоприятной, и связано это, в первую очередь, с высокой естественной убылью населения, которая достигла 15566 человек. Естественная убыль характерна для всех районов области и городов областного значения. В целом по области превышение числа умерших над родившимися, как и в 2002 году, составило 2,1 раза, а в Даровском, Кикнурском, Котельничском, Нагорском, Подосиновском, Санчурском, Шабалинском районах и городе Котельниче смертность в 3 и более раза превысила рождаемость. Отрицательная демография в свою очередь подрывает источники доходов региона и снижает потенциал его развития. Демографические показатели также дают основания для вывода о резкой социально-экономической дифференциации муниципальных образований на территории области.
Слабая деловая активность населения области, низкий уровень жизни и производственной культуры, недостаточное качество предоставляемых населению социальных услуг приводит к возникновению целого ряда проблем социально-экономического положения в области. Продолжает увеличиваться смертность жителей области в трудоспособном возрасте. Доля этого населения составила в истекшем году 29,5 процента от общего числа умерших против 26,8 процентов в 2002 году. В структуре причин смертности трудоспособного населения в 2003 году традиционно первое место заняли несчастные случаи, отравления и травмы (43,4%), за ними следуют болезни системы кровообращения (28,7%) и новообразования (10,2%). Мужская смертность в трудоспособном возрасте более чем в 4 раза превысила женскую.
Ранее сложившиеся негативные тенденции в миграционной ситуации в области в 2003 году не изменились: продолжала расти миграционная убыль, по этой причине городское население уменьшилось на 1039 человек, сельское - на 3123. Миграционная убыль населения в 2003 году наблюдалась в 27 районах области, в Кирово-Чепецке, муниципальных образованиях "г. Киров" и "г. Слободской".
В то же время в Кировской области присутствует достаточно развитый сектор оказания общественных услуг. Например, обеспеченность населения больничными койками, амбулаторно-поликлиническими учреждениями и медицинскими кадрами одна из самых высоких в России. Однако это еще не означает эффективность общественного сектора. Более того, в области складываются предпосылки для дальнейшего ослабления социальной сферы, а также снижения качества социальных услуг. В частности они заключаются в низкой заработной плате работников бюджетных учреждений. К примеру, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников дошкольных образовательных учреждений в 2003 году составила 1781,9 рубля, или 49 процентов от среднеобластного показателя.
В результате в Кировской области сложился ряд серьезнейших противоречий, которые заключаются:
В недостаточности финансовой базы для дальнейшей поддержки на должном уровне громоздкой социальной сферы и невозможности резкого сокращения социальной сферы, что усугубит общую ситуацию в регионе.
В несоответствии качества бюджетных услуг постоянно повышающимся требованиям населения.
Общая нестабильность социально-экономической ситуации противоречит основным требованиям, предъявляемым потенциальными инвесторами к территории, а без инвестиционной поддержки не может быть и речи о развитии территории.
Следовательно, для разрешения проблемной ситуации необходима полная мобилизация ресурса системы общественных финансов Кировской области, а также существенное, кратное увеличение ее способности удовлетворить потребности развития региона.
По состоянию на 1 июля 2004 года объем собственных доходов областного бюджета составил 2903,8 миллионов рублей и увеличился к уровню 2003 года в 1,7 раза. Рост бюджетных доходов произошел в первую очередь за счет поступлений налога на прибыль. Положительный сальдированный результат деятельности предприятий и организаций области в первом полугодии этого года почти вдвое превысил прошлогодний уровень и составил более 2447,2 миллионов рублей. Прогнозируемый рост фонда оплаты труда на 18% в 2004 году приведет к увеличению поступлений налога на доходы физических лиц.
Расходы областного бюджета в 1 полугодии 2004 года профинансированы в сумме 4390,6 миллионов рублей или 51,8 % к годовому плану.
Однако в функционировании системы общественных финансов Кировской области есть и проблемные моменты.
При проведении в России налоговой реформы выпадающие доходы региональных бюджетов в достаточной мере не компенсируются. Так, например, утрата регионами стабильного доходного источника - налога на добавленную стоимость - лишила консолидированный бюджет области только в 2001 году 320,0 миллионов рублей, а в 2002 году потери по этой причине составили 463,0 миллиона рублей в соответствующих ценах. Снижение ставки по налогу на прибыль, отмена налогов на пользователей автодорог и с владельцев транспортных средств также свидетельствует о потери стабильных источников налоговых платежей, при этом введение транспортного налога лишь частично компенсировало указанные потери.
В результате этого, доходная часть, как областного, так и местных бюджетов не обеспечивает в полном объеме финансирование социально - значимых расходов. Чистые доходы бюджета области на одного жителя составили в январе- июне 2004 года 3348,1 рублей, тогда как расходы на одного жителя 4293,1 рублей. Дефицит областного бюджета 2004 года составляет 3,5 процента от суммы предусмотренных в нем бюджетных расходов. Размер государственного долга по состоянию на 1 января 2004 года оценивается в 841,2 миллионов рублей.
Поскольку Правительством области в приоритетном порядке осуществляется финансирование зарплаты по отраслям социальной сферы, недостаток финансирования приводит к образованию кредиторской задолженности бюджетных учреждений за электроэнергию, отопление и по поставкам иных необходимых материальных ресурсов (3*).
Область во многом зависит от финансовой помощи, поступающей из федерального бюджета. В 1 полугодии 2004 поступило финансовой помощи в сумме 1828,3 миллионов рублей, в том числе дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности 1377,2 миллионов рублей или 62,9% от годового плана. При этом привлечено кредитных ресурсов в 1 полугодии 2004 г. 140,0 млн. рублей для покрытия кассового разрыва.
Руководством Кировской области проводится политика мобилизации внутренних источников финансирования, в том числе и за счет экономии бюджетных средств. В частности, в 2003 году по сравнению с 2002 годом в Кировской области на 2,1 процента было уменьшено число больничных учреждений, на 0,8 процента было снижено число больничных коек. Число учреждений дошкольного воспитания уменьшилось на 5,7 процента, а число мест в них - на 14,7 процентов. Однако эти резервы не безграничны и чрезмерная активность в этом направлении может привести к неблагоприятным социальным последствиям.
Следовательно, решения стоящих перед регионом проблем в первую очередь может быть достигнуто за счет структурных, институциональных преобразований, за счет повышения качества финансового управления и эффективности использования имеющихся бюджетных ресурсов. Для целенаправленного, скоординированного решения этих задач в Кировской области нужна Программа реформирования системы управления общественными финансами.
Главной целью настоящей Программы является повышение эффективности управления общественными финансами Кировской области, выведение его в сжатые сроки на новый качественный уровень. Внедрение новых подходов к управлению общественными финансами должно максимально способствовать:
Стабилизации бюджетной системы Кировской области;
Обеспечению предоставления населению Кировской области полного набора требуемых бюджетных услуг;
Повышению качества бюджетных услуг;
Повышению благосостояния работников сферы оказания бюджетных услуг и созданию возможностей для получения ими адекватной оплаты результатов их труда;
Развитию частной инициативы в этой сфере;
Созданию благоприятных условий для экономического развития региона и привлечения инвестиций, в том числе на развитие сферы по оказанию бюджетных услуг;
Обеспечению справедливого распределения финансовых ресурсов региона по его территории и созданию стимулов и равных условий для развития муниципальных образований.
Кроме того, целью реализации Программы реформирования является получение положительных оценок проводимой органами власти Кировской области бюджетной политики со стороны налогоплательщиков и населения области. Это обеспечит политическую стабильность и устойчивость на территории области.
Достижение поставленных в Программе реформирования целей обусловлено решением следующих задач:
Наращивание налоговой базы региона;
Оптимизация состава и повышение эффективности использования региональной и муниципальной собственности;
Повышение эффективности использования и экономии бюджетных средств;
Полная мобилизация финансовых ресурсов на улучшение социально-экономического положения в регионе;
Повышение прозрачности бюджетных процессов;
Создание рынка бюджетных услуг, выработка процедур его функционирования и правил поведения его участников;
Обеспечение управляемости долговой нагрузкой и бюджетными инвестициями;
Стимулирование инициативы и повышение ответственности муниципальных образований области;
Повышение эффективности работы аппарата управления, как на уровне региона, так и в муниципальных образованиях;
Обеспечение режима открытости информации об использовании общественных ресурсов и учета общественного мнения при определении налогово-бюджетной политики региона.
Решение этих задач в полной мере возможно только в условиях разработки и внедрения на территории Кировской области нового стандарта управления общественными финансами регионального уровня.