ПРАВИТЕЛЬСТВО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
ОТ 07.07.2011 № 156
О концепции областной целевой программы "Развитие доступной
среды жизнедеятельности для инвалидов в Кировской области"
на 2012-2015 годы
В целях создания на территории Кировской области доступной среды для обеспечения более полной интеграции инвалидов в общество, повышения качества услуг в сфере медицинской, профессиональной и социокультурной реабилитации, в соответствии с Порядком разработки, формирования и реализации долгосрочных областных целевых программ и участия в формировании и реализации федеральных целевых программ на территории Кировской области, утвержденным постановлением Правительства Кировской области от 14.03.2008 № 124/67 "О разработке, формировании и реализации целевых программ на территории Кировской области" (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Кировской области от 19.04.2011 № 100/137), и решением консультативного совета по инвестиционной политике при Правительстве Кировской области (протокол от 13.05.2011 № 3):
1. Утвердить концепцию областной целевой программы "Развитие доступной среды жизнедеятельности для инвалидов в Кировской области" на 2012-2015 годы (далее - Концепция). Прилагается.
2. Создать рабочую группу по разработке проекта областной целевой программы "Развитие доступной среды жизнедеятельности для инвалидов в Кировской области" на 2012-2015 годы (далее - рабочая группа) и утвердить ее состав. Прилагается.
3. Установить предельный объем финансирования областной целевой программы "Развитие доступной среды жизнедеятельности для инвалидов в Кировской области" на 2012-2015 годы (далее - Программа) из областного бюджета в размере 108 691,0 тыс. рублей.
4. Определить государственным заказчиком - координатором Программы департамент социального развития Кировской области (Чеснокова Е.Б.).
5. Контроль за выполнением распоряжения возложить на и.о. заместителя Председателя Правительства области, главу департамента здравоохранения Кировской области Матвеева Д.А.
Губернатор -
Председатель Правительства
Кировской области Н.Ю. Белых
ОДОБРЕНА
решением консультативного совета по инвестиционной
политике при Правительстве Кировской области
от 13.05.2011 № 3
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Кировской области
от 07.07.2011 № 156
КОНЦЕПЦИЯ
областной целевой программы "Развитие доступной среды
жизнедеятельности для инвалидов в Кировской области" на 2012-2015 годы
1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы
приоритетным задачам социально-экономического развития Кировской области
Концепция областной целевой программы "Развитие доступной среды жизнедеятельности для инвалидов в Кировской области" на 2012-2015 годы (далее - Концепция) представляет собой комплекс мероприятий, направленных на формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов к востребованным объектам социальной инфраструктуры и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности. Программа призвана обеспечить комплексный подход к созданию системы реабилитации и интеграции инвалидов в общество в Кировской области.
Актуальность проблемы определяется наличием в социальной структуре общества значительного количества лиц, признанных инвалидами. В настоящее время в Кировской области сложилась непростая ситуация, характеризующаяся рядом проблем, в том числе системных, которые составляют основу для разработки задач и мероприятий Программы.
Это, прежде всего, отсутствие развитой инфраструктуры для жизни инвалидов, что затрудняет доступ инвалидов к востребованным объектам социальной инфраструктуры, пользование средствами транспорта, связи и информации. По результатам анализа доля наиболее востребованных объектов, требующих дооборудования с учетом особых потребностей инвалидов, в общем объеме объектов в сфере здравоохранения составляет 46%, образования - 36%, социальной защиты - 35%, жилищно-коммунальной сфере - 30%. Создание условий для обеспечения беспрепятственного пользования городским и пригородным пассажирским транспортом реализуется в рамках областной целевой программы "Развитие транспортной инфраструктуры Кировской области до 2015 года", утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 11.08.2010 № 63/378 "Об областной целевой программе "Развитие транспортной инфраструктуры Кировской области до 2015 года" (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Кировской области от 22.12.2010 № 83/663, от 23.05.2011 № 105/210). В перечень программных мероприятий областной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в Кировской области в 2011 - 2012 годах", утвержденной постановлением Правительства Кировской области 04.08.2010 № 61/358 "Об областной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в Кировской области в 2011 - 2012 годах", включено мероприятие по монтажу новых светофорных объектов. В рамках данной Программы будут решаться проблемы обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных групп инвалидов к востребованным объектам социальной инфраструктуры.
Эффективность реабилитации инвалидов является важным фактором, позволяющим инвалидам активно участвовать в жизни общества и расширяющим доступность для них объектов и услуг. Действующая сеть учреждений, оказывающих услуги по комплексной реабилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, позволяет оказывать услуги, показанные индивидуальными программами реабилитации, только 8,5% инвалидов. Ежегодно оперируется более 1500 инвалидов (больных) с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, с каждым годом на 14% возрастает число больных с осложненной травмой, реабилитация этой категории инвалидов (больных) осуществляется не в полном объеме в виду слабой материально-технической базы. Оснащенность учреждений, оказывающих услуги по комплексной реабилитации инвалидов, реабилитационным оборудованием составляет только 40%. В связи с этим показатель полной реабилитации инвалидов ежегодно снижается, в 2006 году он составил 5,9%, в 2008 году - 4,8%, в 2010 году - 4,6%.
Кроме этого, требуют решения вопросы по созданию доступной среды для детей-инвалидов в сфере образования. В Кировской области сформирована и развивается сеть специального (коррекционного) образования, включающая в себя 34 учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья, в которых обучается 3998 человек, из них 645 детей-инвалидов. В специальных (коррекционных) классах при общеобразовательных школах обучается 2348 детей с ограниченными возможностями здоровья. В учреждениях начального и среднего профессионального образования функционируют 82 специальные
(коррекционные) группы для выпускников коррекционных учреждений VIII вида, в которых обучается 993 человека, в том числе 160 детей-инвалидов. На 01.09.2010 в образовательных учреждениях всех типов и видов обучается в общей сложности 1740 инвалидов.
Мероприятия, реализованные в рамках областной целевой программы "Дети Кировской области" на 2009-2011 годы (подпрограммы "Дети-инвалиды"), утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 11.07.2008 № 139/270 "Об областной целевой программе "Дети Кировской области" на 2009-2011 годы", позволили улучшить условия реабилитации и медицинского обслуживания детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, приобрести технические и реабилитационные средства обучения для 15 специальных (коррекционных) образовательных учреждений и санаторной школы-интерната. Проведенная работа дала возможность совершенствовать психолого-медико-педагогическое сопровождение детей, коррекцию недостатков их развития, ввести информационно-коммуникативные технологии в учебно-воспитательный процесс 17 учреждений для более 2300 детей с ограниченными возможностями здоровья. Увеличилось количество детей-инвалидов, участвующих в спортивных, культурно-массовых мероприятиях, что позволило осуществить социализацию и интеграцию детей в общество, привлечь их к участию во всероссийских мероприятиях.
Вместе с тем в условиях модернизации системы образования Кировской области и в соответствии с приоритетными направлениями развития образования региона необходимо более действенно решать вопросы обеспечения государственных гарантий общедоступности и бесплатности образования в соответствии с возможностями и психофизическими особенностями детей, повышения качества образования, создания оптимальных условий для обучения, воспитания и коррекции недостатков развития детей с ограниченными возможностями здоровья, приобретения профессии и интеграции детей-инвалидов в общество.
Материально-техническая база образовательных учреждений не соответствует современным требованиям. Дефицит финансовых ресурсов не позволяет в полном объеме создать необходимые условия для получения образования любого уровня, оптимальные условия для жизни, оздоровления, воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Также остается нерешенной проблема профессиональной реабилитации инвалидов. В сложившихся социально-экономических условиях инвалиды остаются невостребованными на рынке труда. Происходит снижение численности инвалидов, трудоустраиваемых на квотируемые рабочие места и направляемых на профессиональное обучение. На предприятиях области практически отсутствуют специальные рабочие места с использованием вспомогательных технических средств или специальных условий труда. В то же время каждый четвертый инвалид, обратившийся в управление государственной службы занятости населения Кировской области, имеет вторую или первую группу инвалидности, а для данной категории граждан возможна работа только в специально созданных условиях. Кроме того, сохраняется низкая мотивация к трудовой деятельности самих инвалидов (в большинстве своем предлагаемые работы - не престижные, соответственно с низкой заработной платой).
Необходимо дальнейшее решение вопросов доступности спорта для инвалидов. Многолетние научные исследования доказывают, что занятия физической культурой и спортом оказывают положительное влияние практически на все функции и системы организма, являются мощным средством профилактики заболеваний, реабилитации и социальной адаптации в повседневной жизни инвалидов. К сожалению, не удается привлечь большое количество инвалидов к систематическим занятиям спортом из-за низкого уровня развития адаптивного спорта и адаптивной физической культуры. Инвалиды, систематически занимающиеся физической культурой и спортом, составляют 1,6% от общей численности.
Требует решения и проблема вовлечения инвалидов, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в общественную, социально-экономическую и культурную жизнь общества. Необходимо развитие и популяризация в молодежной среде идей толерантности и содействия инвалидам, в том числе детям-инвалидам.
В Послании Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года сделан особый акцент на отсутствие инфраструктуры для жизни инвалидов и людей с тяжелыми заболеваниями, на необходимость создания полноценных условий для активной жизни инвалидов.
Концепция Программы разработана в соответствии с государственной программой Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2011 № 175 "О государственной программе Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы", и соответствует ее целям и задачам.
Необходимость решения указанных проблем нашла отражение в Стратегии социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 12.08.2008 № 142/319 "О принятии Стратегии социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года" (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Кировской области от 06.12.2009 № 33/432), одной из задач которой является повышение качества жизни уязвимых категорий населения.
Таким образом, разработка и реализация Программы соответствует приоритетным направлениям развития Кировской области на долгосрочную перспективу.
2. Обоснование целесообразности решения проблемы программно - целевым методом
Проблемы инвалидов носят крупномасштабный характер, затрагивают всё население Кировской области.
На 01.01.2008 на территории Кировской области проживало более 144 тыс. инвалидов, в том числе инвалидов с III группой инвалидности - 45806 человек, со II группой инвалидности - 79709 человек, с I группой инвалидности - 14147 человек, детей-инвалидов - 4635 человек. На 01.01.2011 численность инвалидов составляет более 154 тыс. человек, в том числе инвалидов с III группой инвалидности - 57042 человека, со II группой инвалидности - 76140 человек, с I группой инвалидности - 17541 человек, детей-инвалидов - 4163 человека. Ежегодно количество инвалидов увеличивается в среднем на 3%.
В структуре инвалидов в большей степени преобладают инвалиды II и III групп, которые при использовании современных методов реабилитации имеют наиболее высокий потенциал для устранения или компенсации ограничений жизнедеятельности. По данным статистики, Кировская область относится к регионам с самыми высокими показателями уровня первичной инвалидности: на 10 тыс. взрослого населения он составил 101,0 (по Российской Федерации - 83,6), среди граждан трудоспособного возраста - 69,5 (по Российской Федерации - 50,3). При этом показатель полной реабилитации инвалидов ежегодно снижается, в 2006 году он составил 5,9%, в 2008 году - 4,8%, в 2010 году - 4,6%.
В области численность граждан с поражением опорно-двигательного аппарата составляет 20% от общей численности инвалидов, около 2500 человек используют при передвижении вспомогательные средства (кресла-коляски, костыли, ходунки и т.д.). Инвалидов с дефектами зрения насчитывается около 3000 человек, более 1000 из них - инвалиды 1 группы с полной потерей зрения.
Зарубежные исследования показали, что около 50% людей, которые хотели бы поселиться в стационарных учреждениях для престарелых и инвалидов, вполне могли бы жить самостоятельно, если бы у них было доступное жилье и поддержка социальных служб. Однако значительная часть жилищного фонда и прилегающих к нему территорий, объектов социальной инфраструктуры, транспортных сооружений улично-дорожной сети не приспособлены для инвалидов с различными ограничениями жизнедеятельности.
Очевидно, что эти проблемы не могут быть устранены в краткосрочной перспективе, для их решения требуется четкая последовательность действий, увязывающая в единую систему цели, задачи, мероприятия, ресурсы, а также предусматривающая систему контроля за достижением поставленных целей и задач.
Опыт реализации краткосрочных областных целевых программ "Социальная поддержка инвалидов и других категорий граждан, попавших в трудную
жизненную ситуацию", которые реализовывались в 2007- 2009 годах, на практике доказал эффективность решения проблем инвалидов программно-целевым методом (увеличение охвата инвалидов, в том числе детей-инвалидов, реабилитационными мероприятиями на основе современных технологий и оборудования на 13%, увеличение количества инвалидов, участвовавших в различных спортивных мероприятиях, фестивалях художественного творчества на 50% и др.), в то же время выявил проблемы реабилитации инвалидов и необходимость взаимодействия и координации в работе всех ведомств и служб. Требуют особого внимания вопросы профессиональной диагностики и реабили-тации инвалидов на основе новых технологий, рационализации процесса трудоустройства инвалидов. Остро встал вопрос о необходимости проведения ряда мероприятий с целью создания доступной среды для инвалидов как на территории города Кирова, так и на территории муниципальных образований Кировской области. Требуется установка пандусов и других приспособлений для беспрепятственного доступа инвалидов в учреждения здравоохранения, социальной защиты и социального обслуживания, административные здания и сооружения в муниципальных образованиях области.
Многообразие направлений деятельности в реабилитации инвалидов и создании доступной среды делает невозможным решение стоящих проблем без широкого участия и взаимодействия органов государственной власти и муниципальных органов управления, общественных объединений и организаций и обуславливает необходимость применения программно-целевого метода решения стоящих перед обществом проблем.
Использование программно-целевого метода в сложных социально-экономических условиях способствует более эффективному и комплексному решению поставленных задач, концентрации финансовых, материальных, трудовых ресурсов. Конкретизация мероприятий, обеспечение контроля за их реализацией, закрепление исполнителей будут способствовать надежности и эффективности реализации Программы.
Таким образом, использование программно-целевого метода обеспечит прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и планируемыми результатами их использования в соответствии с выявленными проблемами.
3. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной
ситуации без использования программно-целевого метода
Для эффективного решения отраслевых проблем, обозначенных в разделе 1 настоящей Концепции, необходимо обеспечение прямой взаимосвязи между распределением бюджетных ресурсов и планируемыми результатами их использования в соответствии с выявленными проблемами, что без использования программно-целевого метода будет крайне затруднительно.
Отказ от использования программно-целевого метода может привести к негативным последствиям, в частности:
к разрозненности усилий органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления и общественных организаций, несистемному решению стоящих задач в этой области;
к сокращению численности инвалидов, возвращенных к профессиональной, общественной и бытовой деятельности;
к снижению уровня реабилитации инвалидов;
к ухудшению условий интеграции инвалидов в общество.
4. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ
и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы
При решении проблемы создания доступной среды жизнедеятельности для реабилитации и интеграции инвалидов в общество, повышения качества услуг в сфере медицинской, профессиональной и социальной реабилитации программно-целевым методом возможны следующие варианты:
первый вариант - финансовое обеспечение реализации Программы в заявленных объемах, отраженных в разделе 7 настоящей Концепции.
Утверждение Программы по первому варианту позволит провести весь комплекс обозначенных программных мероприятий, направленных на формирование условий для беспрепятственного доступа к востребованным объектам социальной инфраструктуры и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и достичь запланированных показателей эффективности реализации Программы к 2015 году. Основные показатели эффективности при реализации первого варианта приведены в разделе 8 настоящей Концепции. При этом варианте реализация Программы сопряжена с рисками неполучения средств из областного бюджета;
второй вариант предусматривает реализацию мероприятий Программы с уменьшенным объемом финансирования (при сокращении до 50% заявленного объема финансирования).
При недофинансировании Программы возможны следующие последствия:
недофинансирование мероприятий по повышению уровня доступности для инвалидов востребованных объектов социальной инфраструктуры, что, в свою очередь, повлечет за собой снижение количества востребованных объектов социальной инфраструктуры, доступных для инвалидов;
недофинансирование мероприятий по обеспечению системы комплексной реабилитации инвалидов, включая медицинскую и социальную реабилитацию, что, в свою очередь, повлечет за собой снижение количества и качества предоставляемых реабилитационных услуг инвалидам, включая детей-инвалидов;
уменьшение количества инвалидов, получивших положительные результаты реабилитации;
недофинансирование мероприятий по обеспечению территориальной доступности образования и реабилитации детям-инвалидам в образовательных учреждениях всех типов и видов, что, в свою очередь, повлечет за собой снижение количества детей-инвалидов, которые могли бы получить доступное и качественное образование в соответствии с их интересами и возможностями;
снижение количества общеобразовательных учреждений, в которых создана универсальная "безбарьерная среда", позволяющая обеспечить получение образования детьми-инвалидами в системе обычных образовательных учреждений совместно с детьми, не имеющими нарушений развития;
снижение доли детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в системе интегрированного обучения;
недофинансирование мероприятий по обеспечению профессиональной подготовки, переподготовки и трудового устройства инвалидов, что, в свою очередь, повлечет за собой снижение численности инвалидов, возвращенных к трудовой деятельности;