____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Калужской области от 24.12.2012 N 654.
____________________________________________________________________
В соответствии с Законом Калужской области «О нормативных правовых актах органов государственной власти Калужской области» Правительство Калужской области
постановляет:
Внести в постановление Правительства Калужской области от 13.01.2009 № 2 «Об утверждении региональной программы по проведению дополнительных мероприятий в целях снижения напряженности на рынке труда Калужской области в 2009 году» (далее - постановление) следующие изменение и дополнение:
1. Региональную программу по проведению дополнительных мероприятий в целях снижения напряженности на рынке труда Калужской области в 2009 году, утвержденную постановлением, изложить в новой редакции (прилагается).
2. Дополнить постановление пунктом 4 следующего содержания:
«4. Определить министерство труда, занятости и кадровой политики Калужской области уполномоченным органом для осуществления взаимодействия с Федеральной службой по труду и занятости при предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Калужской области на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда.».
3. Настоящее постановление вступает в силу с момента его подписания.
Губернатор области
А.Д.Артамонов
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В ЦЕЛЯХ СНИЖЕНИЯ НАПРЯЖЕННОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ В 2009 ГОДУ
Наименование Программы | Программа по проведению дополнительных мероприятий в целях снижения напряженности на рынке труда Калужской области в 2009 году (далее - Программа). |
Наименование уполномоченного органа исполнительной власти области | Министерство труда, занятости и кадровой политики Калужской области. |
Основание для разработки Программы | Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». |
Срок реализации Программы | 2009 год. |
Цель Программы | Принятие превентивных мер по снижению негативных последствий возможного увольнения работников и предупреждению роста безработицы в Калужской области. |
Задачи Программы | 1. Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под риском увольнения. 2. Стимулирование сохранения и создания рабочих мест. |
Основные мероприятия Программы | 1. Опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения (установления неполного рабочего времени, временной приостановки работ, предоставления отпусков без сохранения заработной платы, осуществления мероприятий по высвобождению работников). 2. Организация общественных работ, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников, находящихся под риском увольнения, в организациях области и на социально значимых объектах. 3. Содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан. |
Объемы | Общий объем финансирования Программы в 2009 году - 241849,1 тыс. рублей, в том числе: субсидия федерального бюджета - 229756,5 тыс. рублей; средства областного бюджета - 12092,6 тыс. рублей. |
Целевой показатель Программы | Сдерживание зарегистрированной безработицы (от численности экономически активного населения области) на уровне не выше 1,2 % к концу 2009 года. |
Показатели результативности Программы | Прохождение профессиональной переподготовки (повышения квалификации, обучения новой профессии, стажировки на новом рабочем месте) - не менее 3,0 тысяч работников организаций, находящихся под риском увольнения. Создание не менее 4,8 тыс. временных рабочих мест в рамках организации общественных работ, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников, находящихся под риском увольнения, для трудоустройства 12 тыс. человек. Создание безработными гражданами не менее 600 новых рабочих мест. |
Региональная программа по проведению дополнительных мероприятий в целях снижения напряженности на рынке труда Калужской области в 2009 году представляет собой комплекс социально-экономических, организационных и других мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям, срокам реализации и направленных на поддержание занятости населения и снижение социальной напряженности на рынке труда.
Программа разработана в соответствии с пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 № 1089 «О предоставлении в 2009 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации».
Программа утверждена постановлением Правительства Калужской области от 13.01.09 № 2 «Об утверждении региональной программы по проведению дополнительных мероприятий в целях снижения напряженности на рынке труда Калужской области в 2009 году».
Реализация Программы направлена на решение следующих основных задач:
1. Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под риском увольнения.
2. Стимулирование сохранения и создания рабочих мест.
3. Содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.
В последние годы Калужская область демонстрировала быстрое экономическое развитие и привлекла ряд международных стратегических инвесторов, последовательно наращивала свой производственный и научный потенциал и на этой прочной основе реализовала свои социальные программы.
В 2006-2007 годах реальный рост ВРП составил 106,7 % и 114,9 % (в Российской Федерации - соответственно 108,3 % и 108,1 %).
Благодаря созданному в регионе потенциалу развития, в 2008 году экономике области удалось избежать тяжелых экономических ударов и сохранить положительную динамику. Темпы роста основных компонентов ВРП и ускоренное развитие обрабатывающих производств позволяют оценивать реальный прирост ВРП в 2008 году - порядка 12,8%.
Динамика регистрируемой безработицы соответствовала тенденциям экономического развития. Официальный статус безработного в течение 2008 года получили 9500 человек (в 2007 году - 10701 человек, в 2006 - 14410 человек).
Численность безработных на 01.01.2009 составила 3790 человек, а уровень регистрируемой безработицы - 0,69% (на 01.01.2008 - соответственно 3543 человека и 0,65%, на 01.01.2007 - 4023 человека и 0,74%). Средняя продолжительность безработицы граждан, состоявших на учете на конец отчетного периода, уменьшилась с 4 месяцев в 2007 году до 3,2 месяца в 2008 г.
Количество вакансий, имевшихся в распоряжении службы занятости в течение января - декабря 2008 года, составило 75115 единиц (102 % к 2007 году, 101,4 % к 2006 году).
Помесячная динамика темпов экономического развития в IV квартале 2008 года демонстрирует снижение с октября деловой активности промышленного комплекса, что обусловлено, прежде всего, неплатежами за поставленную продукцию и сокращением заказов (отсутствием сбыта), сокращением объемов кредитов.
К концу 2008 года значительно снизился внутренний платежеспособный спрос, наблюдается рост дефицита оборотных средств на предприятиях. Даже успешные предприятия стремятся экономить, пересматривают свои производственные планы в сторону снижения объемов производства и своих инвестиционных планов.
Наибольшее влияние колебаний финансового рынка ощущают на себе предприятия области, работающие в тесной кооперации с предприятиями автомобильной промышленности, металлургии, а также предприятия, продукт которых является звеном технологической цепочки более высокого уровня. Замедление роста производства наблюдается в строительной индустрии, что связывается со снижением покупательской способности на рынке недвижимости.
Результаты мониторинга рынка труда по его основным параметрам - изменению числа безработных, количества вакантных рабочих мест, а также наличию простоев, вынужденных отпусков, сокращенных графиков работы - также свидетельствуют о появившихся в IV квартале 2008 года негативных явлениях в целом по области и более наглядно на отдельных её территориях.
В течение ноября и декабря 2008 года по сравнению с предыдущим периодом 2008 года отмечался значительный прирост численности безработных при одновременном снижении количества вакансий. Об этих изменениях свидетельствуют следующие показатели:
- по численности безработных темпы прироста составили 50%;
- по количеству вакансий темпы снижения составили 23%.
В отдельных муниципальных образованиях ситуация на рынке труда изменилась более радикально, прежде всего, это:
- «Город Людиново и Людиновский район», где темп прироста количества безработных составил более 200%;
- «Мосальский район» - 77%;
- «Город Обнинск» - 70%;
- «Город Киров и Кировский район» - 45%;
- «Город Калуга» - 35%.
Следует отметить, что на указанных территориях сконцентрировано значительное число крупных и средних предприятий и организаций области, значительно влияющих на общее состояние рынка труда региона.
В 20 организациях области высвобождение работников имеет признаки массового характера. Среди них - ЗАО «Кронтиф-Центр» (г. Людиново), где сокращается четверть среднесписочной численности работников, ООО «Легендор» (г. Обнинск), где сокращается более 30 %. Имеют место случаи ликвидации организаций и увольнения всего персонала (КФ АКБ «Лефко-банк» в г. Калуге), полной остановки производственной деятельности (ОАО «Кировский завод» в г. Кирове, ОАО «Трансмаш» в г. Калуге).
Общая численность граждан, обратившихся в 2008 году в органы службы занятости Калужской области после увольнения по сокращению, составила более 2,7 тыс. человек. В четвертом квартале почти в два раза увеличилось количество обращений в органы службы занятости граждан, уволенных по собственному желанию и соглашению сторон, доля которых в числе зарегистрированных безработных составила около 55%. Данные мониторинга численности безработных в январе 2009 года свидетельствуют о сохранении этой тенденции. Это позволяет предположить наличие принуждения со стороны работодателей, не желающих показывать фактическое высвобождение работников. По оценочным данным в 2009 году будут высвобождены под видом увольнений по собственному желанию и соглашению сторон около 10 тыс. человек, а их рабочие места будут ликвидированы.
По данным, представленным в службу занятости области по состоянию на начало февраля, в I квартале 2009 года планируется высвобождение работников в 190 организациях, где численность предупрежденных об увольнении превышает 3 тыс. человек. В случае дальнейшего развития кризисных явлений к концу 2009 года можно прогнозировать высвобождение в связи с сокращением численности или ликвидацией предприятий около 12 тыс. человек. Следует отметить, что основной поток сокращений численности работников прогнозируется в таких отраслях, как производство транспортных средств и оборудования, металлургическое производство, производство металлоконструкций, строительство и производство строительных материалов.
Численность работников, получивших в январе 2009 года уведомления администрации о введении режима неполного рабочего времени или приостановке производства составила около 6 тыс. человек, в вынужденных отпусках - 240 человек. На основании этих данных можно прогнозировать, что в течение года под угрозой увольнения могут находиться около 14 тыс. человек, что в конечном счете может привести к их массовым увольнениям с ликвидацией занимаемых ими рабочих мест. Таким образом, общее количество рабочих мест, составляющее на начало 2009 года 352,2 тыс. (275,5 тыс. в крупных и средних организациях и 76,7 тыс. - в малых), может уменьшиться к концу года на 36 тыс. единиц. Мероприятия Программы позволят сократить это уменьшение до 12,3 тыс., т.е. почти в три раза, а сокращение количества рабочих мест не превысит 3,5 %. Предполагается создание 600 постоянных рабочих мест за счет субъектов малого бизнеса, 4,8 тыс. временных рабочих мест для организации общественных работ и других видов временных работ, включая выпускников учреждений профессионального образования, нуждающихся в приобретении опыта работы, а также сохранение 9 тыс. рабочих мест за участниками мероприятий, находящихся под риском увольнения (Приложение № 1).
В рамках инвестиционных проектов, реализуемых на территории области предполагается создание 6,8 тыс. постоянных рабочих мест (Приложение № 2).
Численность незанятых граждан, обратившихся в 2009 году в органы государственной службы занятости в поиске работы, может увеличиться до 70 тыс. человек (на 90 % по сравнению с 2008 годом).
Сокращение количества рабочих мест в организациях области повлечет за собой снижение количества вакансий, уменьшение возможностей трудоустройства безработных граждан, что, в свою очередь, может привести к значительному увеличению среднемесячной численности безработных (до 7600 человек), состоящих на учете, и уровня безработицы (до 1,5%).
| 2007 год | 2008 год | 2009 год (с учетом реализации доп. мероприятий) | 2009 год (без реализации доп. мероприятий) | |
Численность безработных (состояло на учете (на начало + признано) | январь | 4898 | 4253 | 4952 | 4952 |
февраль | 5252 | 4379 | 5700 | 5900 | |
март | 5269 | 4121 | 6600 | 6900 | |
апрель | 4825 | 3758 | 6950 | 7550 | |
май | 4717 | 3549 | 7340 | 8100 | |
июнь | 4646 | 3289 | 7200 | 8450 | |
июль | 4552 | 3511 | 7100 | 8400 | |
август | 4486 | 3437 | 7000 | 8250 | |
сентябрь | 4573 | 3582 | 6800 | 8150 | |
октябрь | 4218 | 3439 | 6700 | 8100 | |
ноябрь | 4069 | 3390 | 6600 | 8150 | |
декабрь | 4172 | 4385 | 6500 | 8300 | |
среднемесячная численность | 4640 | 3758 | 6620 | 7600 |
В соответствии с Законом Калужской области от 06.11.2007 № 365-ОЗ «Об областной целевой программе «Содействие занятости населения Калужской области на 2008-2010 годы» в числе мероприятий данной программы в 2009 году предусмотрено:
- трудоустроить при содействии службы занятости 32 тыс. ищущих работу граждан, в том числе по программам временной занятости - около 11,5 тыс. человек (на общественные работы - 2 тыс. человек, в рамках временной занятости несовершеннолетних - 9 тыс. человек, испытывающих трудности в поиске работы и выпускников 18-20 лет - 400 человек). В 2009 году на организацию временных работ, исключая временную занятость несовершеннолетних программой предусмотрены затраты за счет субвенций из федерального бюджета в объеме 3506 тыс. рублей;
- направить на профессиональное обучение по профессиям, востребованным на рынке труда, не менее 1700 человек. В 2009 году программой предусмотрены затраты за счет субвенций из федерального бюджета в объеме 6750 тыс. рублей;