Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 января 2009 года N 2


Об утверждении региональной программы по проведению дополнительных мероприятий в целях снижения напряженности на рынке труда Калужской области в 2009 году

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Калужской области от 24.12.2012 N 654.
____________________________________________________________________

(с изменениями на 25 декабря 2009 года)

___________________________________

Документ с изменениями, внесенными:
Постановлением Правительства Калужской области от 10 февраля 2009 года N 36;
Постановлением Правительства Калужской области от 12 августа 2009 года N 321;
Постановлением Правительства Калужской области от 11 сентября 2009 года N 364;
Постановлением Правительства Калужской области от 2 ноября 2009 года N 444;
Постановлением Правительства Калужской области от 25 декабря 2009 года N 546.

___________________________________


Руководствуясь постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 № 1089 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации», в целях снижения влияния на региональный рынок труда последствий мирового финансового кризиса и минимизации роста безработицы на основе дополнительных мер по стабилизации положения на рынке труда Правительство Калужской области


  постановляет:


1. Утвердить прилагаемую региональную программу по проведению дополнительных мероприятий в целях снижения напряженности на рынке труда Калужской области в 2009 году (далее - программа).

2. Финансирование программы осуществляется за счет средств областного бюджета в рамках бюджетных ассигнований, предусмотренных в Законе Калужской области от 02.12.2008 № 496-ОЗ «Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов».

3. Определить уполномоченным органом по реализации программы министерство труда, занятости и кадровой политики Калужской области.

4. Определить министерство труда, занятости и кадровой политики Калужской области уполномоченным органом для осуществления взаимодействия с Федеральной службой по труду и занятости при предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Калужской области на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда.

(пункт дополнительно введен на основании Постановления Правительства Калужской области от 10 февраля 2009 года N 36)


Заместитель Губернатора области
 М.А.Акимов

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
 ПО ПРОВЕДЕНИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В ЦЕЛЯХ СНИЖЕНИЯ НАПРЯЖЕННОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ В 2009 ГОДУ

(Программа в редакции Постановления Правительства Калужской области от 10 февраля 2009 года N 36)


1. Паспорт программы  

(в редакции Постановления Правительства Калужской области от 11 сентября 2009 года N 364)

Наименование Программы

Программа по проведению дополнительных мероприятий в целях снижения напряженности на рынке труда Калужской области в 2009 году (далее - Программа).

Наименование уполномоченного органа исполнительной власти Калужской области по реализации Программы

Министерство труда, занятости и кадровой политики Калужской области

Основание для разработки Программы

 Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»

Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 № 1089 «О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации»

Срок реализации Программы

2009 год

Цель Программы

Принятие превентивных мер по снижению негативных последствий возможного увольнения работников и предупреждению роста безработицы в Калужской области

Задачи Программы

1. Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под риском увольнения

2. Стимулирование сохранения и создания рабочих мест

Основные мероприятия Программы

1. Опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников) (далее - работники, находящиеся под риском увольнения)

2. Организация общественных работ, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников, находящихся под риском увольнения

3. Содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан

Объемы
и источники финансирования Программы

Общий объем финансирования Программы  в 2009 году - 454474,8 тыс. рублей, в том числе:

     субсидия федерального бюджета - 406497,2 тыс. рублей;
     средства областного бюджета - 47977,6 тыс. рублей
(в редакции Постановления Правительства Калужской области от 2 ноября 2009 года N 444)     

Целевой показатель Программы

Сдерживание зарегистрированной безработицы  (от численности экономически активного населения Калужской области) на уровне не выше 1,2 % к концу 2009 года

Показатели результативности Программы

Прохождение профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации - не менее 3 тыс. работников, находящихся под риском увольнения

Создание не менее 25 тыс. временных рабочих мест в рамках организации общественных работ, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников, находящихся под риском увольнения, для трудоустройства не менее 30 тыс. человек

Создание не менее 500 субъектов малого предпринимательства»


1. Содержание проблемы и необходимость ее решения программным методом


Региональная программа по проведению дополнительных мероприятий в целях снижения напряженности на рынке труда Калужской области в 2009 году представляет собой комплекс социально-экономических, организационных и других мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям, срокам реализации и направленных на поддержание занятости населения и снижение социальной напряженности на рынке труда.

Программа разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 № 1089 «О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации».

(абзац в редакции Постановления Правительства Калужской области от 11 сентября 2009 года N 364)


Программа утверждена постановлением Правительства Калужской области от 13.01.09 № 2 «Об утверждении региональной программы по проведению дополнительных мероприятий в целях снижения напряженности на рынке труда Калужской области в 2009 году».

Реализация Программы направлена на решение следующих основных задач:

1. Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под риском увольнения.

2. Стимулирование сохранения и создания рабочих мест.

3. Содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.

В последние годы Калужская область демонстрировала быстрое экономическое развитие и привлекла ряд международных стратегических инвесторов, последовательно наращивала свой производственный и научный потенциал и на этой прочной основе реализовала свои социальные программы.

В 2006-2007 годах реальный рост ВРП составил 106,7 % и 114,9 % (в Российской Федерации - соответственно 108,3 % и 108,1 %).

Благодаря созданному в регионе потенциалу развития, в 2008 году экономике области удалось избежать тяжелых экономических ударов и сохранить положительную динамику. Темпы роста основных компонентов ВРП и ускоренное развитие обрабатывающих производств позволяют оценивать реальный прирост ВРП в 2008 году - порядка 12,8%.

Динамика регистрируемой безработицы соответствовала тенденциям экономического развития. Официальный статус безработного в течение 2008 года получили 9500 человек (в 2007 году - 10701 человек, в 2006 - 14410 человек).

Численность безработных на 01.01.2009 составила 3790 человек, а уровень регистрируемой безработицы - 0,69% (на 01.01.2008 - соответственно 3543 человека и 0,65%, на 01.01.2007 - 4023 человека и 0,74%). Средняя продолжительность безработицы граждан, состоявших на учете на конец отчетного периода, уменьшилась с 4 месяцев в 2007 году до 3,2 месяца в 2008 г.

Количество вакансий, имевшихся в распоряжении службы занятости в течение января - декабря 2008 года, составило 75115 единиц (102 % к 2007 году, 101,4 % к 2006 году).

Помесячная динамика темпов экономического развития в IV квартале 2008 года демонстрирует снижение с октября деловой активности промышленного комплекса, что обусловлено, прежде всего, неплатежами за поставленную продукцию и сокращением заказов (отсутствием сбыта), сокращением объемов кредитов.

К концу 2008 года значительно снизился внутренний платежеспособный спрос, наблюдается рост дефицита оборотных средств на предприятиях. Даже успешные предприятия стремятся экономить, пересматривают свои производственные планы в сторону снижения объемов производства и своих инвестиционных планов.

Наибольшее влияние колебаний финансового рынка ощущают на себе предприятия области, работающие в тесной кооперации с предприятиями автомобильной промышленности, металлургии, а также предприятия, продукт которых является звеном технологической цепочки более высокого уровня. Замедление роста производства наблюдается в строительной индустрии, что связывается со снижением покупательской способности на рынке недвижимости.

Результаты мониторинга рынка труда по его основным параметрам - изменению числа безработных, количества вакантных рабочих мест, а также наличию простоев, вынужденных отпусков, сокращенных графиков работы - также свидетельствуют о появившихся в IV квартале 2008 года негативных явлениях в целом по области и более наглядно на отдельных её территориях.

В течение ноября и декабря 2008 года по сравнению с предыдущим периодом 2008 года отмечался значительный прирост численности безработных при одновременном снижении количества вакансий. Об этих изменениях свидетельствуют следующие показатели:

- по численности безработных темпы прироста составили 50%;

- по количеству вакансий темпы снижения составили 23%.

В отдельных муниципальных образованиях ситуация на рынке труда изменилась более радикально, прежде всего, это:

- «Город Людиново и Людиновский район», где темп прироста количества безработных составил более 200%;

- «Мосальский район» - 77%;

- «Город Обнинск» - 70%;

- «Город Киров и Кировский район» - 45%;

- «Город Калуга» - 35%.

Следует отметить, что на указанных территориях сконцентрировано значительное число крупных и средних предприятий и организаций области, значительно влияющих на общее состояние рынка труда региона.

В 20 организациях области высвобождение работников имеет признаки массового характера. Среди них - ЗАО «Кронтиф-Центр» (г. Людиново), где сокращается четверть среднесписочной численности работников, ООО «Легендор» (г. Обнинск), где сокращается более 30 %. Имеют место случаи ликвидации организаций и увольнения всего персонала (КФ АКБ «Лефко-банк» в г. Калуге), полной остановки производственной деятельности (ОАО «Кировский завод» в г. Кирове, ОАО «Трансмаш» в г. Калуге).

Общая численность граждан, обратившихся в 2008 году в органы службы занятости Калужской области после увольнения по сокращению, составила более 2,7 тыс. человек. В четвертом квартале почти в два раза увеличилось количество обращений в органы службы занятости граждан, уволенных по собственному желанию и соглашению сторон, доля которых в числе зарегистрированных безработных составила около 55%. Данные мониторинга численности безработных в январе 2009 года свидетельствуют о сохранении этой тенденции. Это позволяет предположить наличие принуждения со стороны работодателей, не желающих показывать фактическое высвобождение работников. По оценочным данным в 2009 году будут высвобождены под видом увольнений по собственному желанию и соглашению сторон около 10 тыс. человек, а их рабочие места будут ликвидированы.

По данным, представленным в службу занятости области по состоянию на начало февраля, в I квартале 2009 года планируется высвобождение работников в 190 организациях, где численность предупрежденных об увольнении превышает 3 тыс. человек. В случае дальнейшего развития кризисных явлений к концу 2009 года можно прогнозировать высвобождение в связи с сокращением численности или ликвидацией предприятий около 12 тыс. человек. Следует отметить, что основной поток сокращений численности работников прогнозируется в таких отраслях, как производство транспортных средств и оборудования, металлургическое производство, производство металлоконструкций, строительство и производство строительных материалов.

Численность работников, получивших в январе 2009 года уведомления администрации о введении режима неполного рабочего времени или приостановке производства составила около 6 тыс. человек, в вынужденных отпусках - 240 человек. На основании этих данных можно прогнозировать, что в течение года под угрозой увольнения могут находиться около 14 тыс. человек, что в конечном счете может привести к их массовым увольнениям с ликвидацией занимаемых ими рабочих мест. Таким образом, общее количество рабочих мест, составляющее на начало 2009 года 352,2 тыс. (275,5 тыс. в крупных и средних организациях и 76,7 тыс. - в малых), может уменьшиться к концу года на 36 тыс. единиц. Мероприятия Программы позволят компенсировать это уменьшение. Предполагается создание 500 субъектов малого предпринимательства, также сохранение не менее 20 тыс. рабочих мест за участниками мероприятий Программы, находящихся под риском увольнения (приложение № 1).

(абзац в редакции Постановления Правительства Калужской области от 11 сентября 2009 года N 364)     

В рамках инвестиционных проектов, реализуемых на территории области предполагается создание 6,8 тыс. постоянных рабочих мест (Приложение № 2).

Численность незанятых граждан, обратившихся в 2009 году в органы государственной службы занятости в поиске работы, может увеличиться до 70 тыс. человек (на 90 % по сравнению с 2008 годом).

Сокращение количества рабочих мест в организациях области повлечет за собой снижение количества вакансий, уменьшение возможностей трудоустройства безработных граждан, что, в свою очередь, может привести к значительному увеличению среднемесячной численности безработных (до 7600 человек), состоящих на учете, и уровня безработицы (до 1,5%).

  

2007 год

2008 год

2009 год (с учетом реализации доп. мероприятий)

2009 год (без реализации доп. мероприятий)

Численность безработных (состояло на учете (на начало + признано)

январь

4898

4253

4952

4952

февраль

5252

4379

5700

5900

март

5269

4121

6600

6900

апрель

4825

3758

6950

7550

май

4717

3549

7340

8100

июнь

4646

3289

7200

8450

июль

4552

3511

7100

8400

август

4486

3437

7000

8250

сентябрь

4573

3582

6800

8150

октябрь

4218

3439

6700

8100

ноябрь

4069

3390

6600

8150

декабрь

4172

4385

6500

8300

среднемесячная численность

4640

3758

6620

7600

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»