ЗАКОН

КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

от 6 ноября 2007 года N 365-ОЗ


Об областной целевой программе "Содействие занятости населения Калужской области на 2008-2010 годы"

(с изменениями на 10 ноября 2009 года)
(с изменениями, внесенными: Законом Калужской области от 10 ноября 2009 года N 589-ОЗ.)


Принят
 Законодательным Собранием
 25 октября 2007 года


     Статья 1.


Утвердить областную целевую программу "Содействие занятости населения Калужской области на 2008-2010 годы" (прилагается).


     Статья 2.


Финансирование по мероприятиям данной программы уточняется законом Калужской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.


     Статья 3.


Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2008 г.

 

Губернатор Калужской области
 А.Д.Артамонов

г.Калуга
06 ноября 2007 г.
N 365-ОЗ


Приложение
 к Закону Калужской области
 от 6 ноября 2007 года N 365-ОЗ
 "Об областной целевой программе
 "Содействие занятости населения
 Калужской области на 2008-2010 годы"

Паспорт областной целевой программы
 "Содействие занятости населения Калужской области на 2008-2010 годы"

1.     Наименование

Областная целевая программа "Содействие занятости населения Калужской области на 2008-2010 годы"
(далее - Программа)

 

2.     Заказчик  областной целевой программы

Министерство труда, занятости и кадровой политики Калужской области (в редакции

Закона Калужской области от 10 ноября 2009 года N 589-ОЗ)

 

3. Разработчик

Министерство труда, занятости и кадровой политики Калужской области (в редакции

Закона Калужской области от 10 ноября 2009 года N 589-ОЗ)

4. Дата принятия решения о разработке

Распоряжение Губернатора Калужской области от 11.09. 2007 № 112-р "О разработке областной целевой программы "Содействие занятости населения
на 2008-2010 гг."

5.     Цель и задачи  

Цель Программы - стабилизация уровня безработицы с помощью улучшения эффективности посредничества государственных органов службы занятости во взаимодействии граждан, ищущих работу, и работодателей.
Основная задача Программы - своевременное и качественное оказание государственных услуг в сфере занятости населения:
- содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;
- информирование о положении на рынке труда;
- организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;
- психологическая поддержка, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан;
- осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;
- организация проведения оплачиваемых общественных работ;
- организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;
- социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;
- содействие самозанятости безработных граждан;
- выдача работодателям заключений о привлечении и об использовании иностранных работников в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации;
- содействие гражданам в переселении для работы в сельской местности

6.     Целевые индикаторы и показатели:

- доля трудоустроенных от числа граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы;
- уровень трудоустройства безработных граждан, завершивших обучение по направлению органов службы занятости населения;

7.     Сроки  и этапы реализации:

2008 - 2010 годы

8.     Перечень  основных мероприятий:  

-  участие в развитии социального партнерства на территории Калужской области;
- регулирование рынка труда и содействие трудоустройству граждан;
- специальные мероприятия по содействию занятости населения;
- повышение качества трудовых ресурсов;
- социальная поддержка безработных граждан в период поиска работы;
- информирование населения о состоянии на рынке труда на территории Калужской области


9.     Объемы                     финансирования

(тыс. рублей)

Источник финансирования
Всего
в том числе по годам:

2008
2009
2010


Областной бюджет*)

17832,0
5944,0
5944,0
5944,0


Субвенции из федерального бюджета**)

235774,1
75453,6
79868,4
80452,1


Бюджеты муниципальных образований***)  

13415,5
4219,3
4434,4
4761,8


Итого  

267021,6
85616,9
90246,8
91157,9

 

     *) Дополнительные финансовые средства областного бюджета для обеспечения переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения расходуются исполнителем Программы на мероприятия, предусмотренные приложением к областной целевой программе.
**) Финансовые средства, поступающие в виде субвенций в пределах средств, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период на финансирование полномочий Российской Федерации, осуществление которых передано органам государственной власти Калужской области в соответствии с пунктом 1 статьи 7.1 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", и зачисляемые в установленном законодательством порядке в областной бюджет.
***) Финансирование мероприятий Программы за счет местных (муниципальных) бюджетов осуществляется на основании соглашений о намерениях. Объемы финансирования будут ежегодно уточняться при принятии представительными органами муниципальных образований Калужской области решений о местном бюджете.

10.     Ожидаемые результаты:

- стабилизация уровня регистрируемой безработицы не выше 0,7% от численности экономически активного населения области;
- ежегодное трудоустройство не менее 30 тыс. человек;
- организация общественных работ не менее чем для 2 тыс. человек в год;
- ежегодное обеспечение временной занятости не менее 9 тыс. несовершеннолетних граждан в свободное от учебы время;
- направление на обучение не менее 900 безработных граждан в год;
- оказание профориентационных услуг более чем 90 тыс. граждан ежегодно

11.     Система организации контроля за исполнением  

Контроль за исполнением Программы осуществляется в соответствии с Положением о порядке разработки, рассмотрения и реализации областных целевых программ, утвержденным постановлением Губернатора Калужской области от 02.02.2005 № 33 (в редакции постановлений
от 06.05.2005 № 179, от 04.08.2006 №  285).    


Содержание проблемы и необходимость ее решения программным методом


Стратегией социально-экономического развития Калужской области на среднесрочную перспективу является Программа повышения качества жизни населения Калужской области на 2004-2010 годы. В течение третьего этапа ее реализации будет происходить наращивание регионального ресурсного потенциала. На этой основе процессу улучшения качества жизни будет придан характер устойчивости и необратимости. Необходимо отметить, что без решения проблем регионального рынка труда задача повышения качества жизни не может быть осуществлена в полном объеме.

Основными индикаторами оптимального развития рынка труда являются:

- обеспечение управления процессами перераспределения трудовых ресурсов в соответствии с требованиями экономики;

- повышение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы;

- постоянное сокращение скрытой безработицы;

- рост продуктивности существующих рабочих мест.

Положительная динамика социально-экономического развития области, сохраняющаяся на протяжении ряда последних лет, во многом способствовала стабилизации рынка труда и укреплению позитивных тенденций. В результате реализации комплекса мероприятий по профилактике безработицы, предусмотренных в том числе и областной целевой программой "Содействие занятости населения на 2004-2007 годы", общая численность безработных уменьшилась с 34,5 тыс. человек в 2004 году до 30,2 тыс. человек в 2006 году. Уровень общей безработицы, составлявший в 2004 году 6,8%, в конце 2006 года снизился до 5,6% от численности экономически активного населения.

Как и предусматривалось программой в 2004-2007 годах, среднегодовой уровень регистрируемой безработицы не превышал 1% (максимальное значение 0,92% в 2005 году, по Центральному федеральному округу - 1,1%, по Российской Федерации - 2,2%), около 80% граждан, обратившихся за содействием в трудоустройстве, нашли работу с помощью органов службы занятости (по Центральному федеральному округу - около 70%, по Российской Федерации - 63%).

Рост количества вакансий, заявленных в службу занятости работодателями, обусловил снижение показателя напряженности на областном рынке труда с 0,8 на начало 2004 года до 0,6 по состоянию на конец 2006 года.

На 01.12.2006 служба занятости области располагала 6550 вакансиями (на 19,1% больше, чем в 2005 году), причем только 9,8% из них оставались незаполненными более полугода, а две трети вакансий имели не более чем трехмесячную давность. При этом доля вакансий, существовавших до 1 месяца, составила 44,8% и увеличилась по сравнению с началом года на 16,5% при соответствующем уменьшении количества более давних вакансий.

Обстановка на регистрируем рынке труда в целом соответствовала общим тенденциям, наблюдаемым в прошлые годы. В 2006 году в центры занятости населения Калужской области по вопросу трудоустройства обратились 55812 человек, нашли работу 47998 человек. Уровень трудоустройства состоявших на учете граждан составил 79,8%.

Дополнительная возможность найти работу активно ищущим ее гражданам была предоставлена в ходе проведения ярмарок вакансий. За 2006 год городскими и районными центрами занятости населения проведено 738 ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, в которых приняли участие почти 29,6 тыс. человек (на 5,3 % больше, чем в прошлом году). Заявки на 16,3 тыс. рабочих и на 7,5 тыс. учебных мест поступили от 1034 предприятий и организаций и от 401 учебного заведения. По результатам ярмарок смогли подобрать работу или место для обучения почти 12,2 тыс. человек. В течение года проведено 458 специализированных ярмарок.

Снижению напряженности на рынке труда области в 2006 году способствовали значительные масштабы общественных и временных работ для безработных граждан, незанятого населения и учащейся молодежи. В общественных работах приняли участие 5,9 тыс. человек. На основе договоров было также обеспечено участие во временных работах в свободное от учебы время 10,1 тыс. школьников, в том числе из семей безработных граждан, одиноких и многодетных родителей.

На предупреждение роста безработицы, особенно среди молодежи, положительно влияла сложившаяся в областной службе занятости система профориентационной работы. В 2006 году 192,5 тыс. человек воспользовались услугами службы занятости по профессиональному консультированию, профессиональному информированию, психологической поддержке.

Было обеспечено профессиональное обучение 2,4 тыс. безработных граждан, большинство из которых, получив новые профессии или повысив имеющуюся квалификацию, успешно трудоустроились.

Уровень регистрируемой безработицы по состоянию на 01.01.2007 составил 0,7% от численности экономически активного населения области.

Вместе с тем сохранялась дифференциация территорий по этому показателю. На 01.01.2007 он варьировал от 0,3% (Юхновский район) до 2,0% (Кировский район). При этом в половине районов области данный показатель выше среднеобластного уровня.

Снижение финансирования из федерального бюджета, недофинансирование из областного бюджета активных мероприятий содействия занятости предопределило невыполнение таких показателей программы, как количество участников общественных работ (вместо 45 тыс. человек - чуть более 25 тыс. человек), обеспечение временной занятости подростков в свободное от учебы время (87% от намеченного), профессиональное обучение безработных граждан (10,4 тыс. человек вместо планируемых 13,2).

В 2007 году истекает срок действия областной целевой программы "Содействие занятости населения Калужской области на 2004-2007 годы". Необходимость разработки областной целевой программы "Содействие занятости населения Калужской области на 2008-2010 годы" обусловлена как прогнозируемой ситуацией на рынке труда, так и необходимостью реализации статьи 7.1 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации". В соответствии с ней субъектам Российской Федерации переданы полномочия по разработке и реализации региональных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения.

В предстоящие годы на ситуацию на рынке труда области будут продолжать оказывать серьезное влияние следующие негативные факторы:

- несоответствие профессионального уровня значительной части работников организаций области потребностям рынка труда при сохранении тенденции к старению и сокращению кадрового состава квалифицированных рабочих, что усугубляется явной недостаточностью объемов их профессиональной подготовки в учебных заведениях и на производстве;

- невысокий уровень развития сферы малого бизнеса, особенно в сельской местности, обусловленный низкими темпами развития новых форм хозяйствования на селе;

- сохраняющаяся низкая конкурентоспособность на рынке труда отдельных категорий граждан (молодежи без практического опыта работы, женщин, имеющих малолетних детей, инвалидов, граждан, уволенных с военной службы, и др.), обусловленная объективным ужесточением требований работодателей к принимаемым на работу гражданам.

Эти факторы во многом определяют сохранение структурного характера безработицы, и, как следствие, необходимость разрешения проблемы программными методами.


Основные цели и задачи Программы


Целью Программы в 2008-2010 годах является стабилизация уровня безработицы с помощью улучшения эффективности посредничества государственных органов службы занятости во взаимодействии граждан, ищущих работу, и работодателей.

Средством достижения этой цели является повышение роли активной составляющей мероприятий по содействию занятости населения.

Основная задача программы - своевременное и качественное оказание государственных услуг в сфере занятости населения:     

- содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;

- информирование о положении на рынке труда;

- организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;

- психологическая поддержка, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан;

- осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;

- организация проведения оплачиваемых общественных работ;

- организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;

- социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;

- содействие самозанятости безработных граждан;

- выдача работодателям заключений о привлечении и об использовании иностранных работников в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации;

- содействие гражданам в переселении для работы в сельской местности.

Достижение поставленной Программой цели будет оцениваться по следующим целевым индикаторам:

№ п/п

Наименование индикатора

Базовое значение

2008 г.

2009 г.

2010 г.

1.

Доля трудоустроенных от числа граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, %

75

75

76

77

2.

Уровень трудоустройства безработных граждан, завершивших обучение по направлению государственных органов службы занятости населения, %

95

95

96

97



Сроки и этапы реализации Программы


Реализация Программы будет осуществляться в течение 2008-2010 годов.


Система основных мероприятий Программы


Мероприятия Программы будут осуществляться по следующим направлениям:

1. Участие в развитии социального партнерства на территории Калужской области:

1.1. Взаимодействие с органами государственной власти, объединениями работодателей и профсоюзами области по вопросам трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы.

2. Регулирование рынка труда и содействие трудоустройству граждан:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»