ГУБЕРНАТОР ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 июля 2012 года N 766
О внесении изменений в постановление Губернатора области
от 30.12.2011 N1496 «Об утверждении долгосрочной целевой программы
«Развитие малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве
Владимирской области на 2012-2014 годы»
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2013 года на основании постановления Губернатора Владимирской области от 25.09.2012 N 1065.
____________________________________________________________________
В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 31.10.2011 N 874 «Об утверждении правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, при оформлении в собственность ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения», от 28.02.2012 N 165 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие семейных животноводческих ферм» и от 28.02.2012 N 166 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку начинающих фермеров», Губернатора области от 18.06.2012 N 633 «О софинансировании расходов федерального бюджета по поддержке малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве Владимирской области»
постановляю:
1. Внести изменения в приложение к постановлению Губернатора области от 30.12.2011 N 1496 «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Развитие малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве Владимирской области на 2012-2014 годы», изложив его в редакции согласно приложению.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора области, директора департамента сельского хозяйства и продовольствия администрации области.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор области
Н.В.Виноградов
Приложение
к постановлению Губернатора области
от 11.07.2012 N 766
Долгосрочная целевая программа
«Развитие малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве
Владимирской области на 2012-2014 годы»
1. Паспорт долгосрочной целевой программы
«развитие малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве владимирской области на 2012-2014 годы»
Наименование Программы | Долгосрочная целевая программа «Развитие малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве Владимирской области на 2012-2014 годы» |
Основание для разработки Программы (наименование, номер и дата нормативных актов) | 1. Федеральные законы: |
Государственный заказчик | Администрация Владимирской области |
Руководитель Программы | Департамент сельского хозяйства и продовольствия администрации Владимирской области |
Цели и задачи Программы | Цели: |
Целевые индикаторы и показатели | К 2015 году: |
Сроки и этапы реализации Программы | 2012-2014 годы |
Объемы и источники финансирования Программы | Общая сумма расходов на реализацию Программы - 391 328,0 тыс.рублей, в том числе: |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | Рост к 2015 году объема валовой продукции сельского хозяйства (в фактических ценах) к уровню 2010 года в крестьянских (фермерских) хозяйствах на 38%, в личных подсобных хозяйствах - 19,7% |
Контроль за исполнением Программы | Губернатор Владимирской области |
2. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Долгосрочная целевая программа «Развитие малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве Владимирской области на 2012-2014 годы» (далее - Программа) разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30.01.2010 N 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации», Федеральными законами от 08.12.1995 N193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», от 11.06.2003 N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», от 07.07.2003 N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», от 29.12.2006 N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» и Указом Губернатора Владимирской области от 02.06.2009 N 10 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Владимирской области до 2027 года и Среднесрочного плана развития Владимирской области на 2009-2012 годы» и определяет цели, задачи и основные направления развития малых форм хозяйствования, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусмотренных мероприятий, показатели их результативности.
Программа должна стать одним из инструментов реализации государственной стратегии устойчивого развития сельскохозяйственного производства и повышения качества жизни на селе.
Участниками Программы являются следующие субъекты малого предпринимательства на селе:
малые формы хозяйствования (далее - МФХ) - крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, индивидуальные предприниматели, осуществляющие сельскохозяйственную деятельность и признанные сельхозтоваропроизводителями в установленном порядке;
личные подсобные хозяйства (далее - ЛПХ) - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, которая ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение ЛПХ членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения ЛПХ;
крестьянские (фермерские) хозяйства (далее - КФХ) - объединения граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии и физические лица, зарегистрированные в установленном порядке, осуществляющие предпринимательскую сельскохозяйственную деятельность без образования юридического лица;
сельскохозяйственные потребительские кооперативы (далее - СПоК) - сельскохозяйственные кооперативы, созданные сельскохозяйственными товаропроизводителями и (или) ЛПХ при условии их обязательного участия в хозяйственной деятельности потребительского кооператива, являющиеся некоммерческими организациями и в зависимости от вида деятельности подразделяющиеся на перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие, снабженческие и т.д.;
потребительские общества - добровольные объединения граждан и (или) юридических лиц, созданные, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов;
организации потребительской кооперации - потребительские общества, союзы потребительских обществ, а также учреждения, хозяйственные общества и иные юридические лица, исключительными учредителями которых являются потребительские общества и союзы.
В современных условиях роль и функции ЛПХ в социальном и экономическом развитии села существенно изменилась. Сегодня ЛПХ являются одним из главных источников дохода для значительной части сельского населения. На начало 2011 года по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Владимирской области хозяйственную деятельность ведут 219,1 тыс. ЛПХ, за которыми закреплены 56,8 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения. В этих хозяйствах содержится 10,0 тыс. голов крупного рогатого скота (далее - КРС), в том числе 5,7 тыс. голов коров; 8,2 тыс. голов свиней; 17,5 тыс. голов овец и коз и 8,9 тыс. шт. пчелосемей.
Доля ЛПХ в производстве продукции животноводства имеет устойчивую тенденцию к снижению. В 2010 году она составила по молоку - 9%, по мясу - 12%. В основном эти хозяйства занимаются растениеводством и вырастили 81% картофеля и 87% овощей от общего объема производства.
Наметившийся устойчивый рост производства в КФХ позволяет считать эту категорию хозяйств важной составляющей мелкотоварного сектора. Площадь предоставленных земельных участков под ведение КФХ составляет 30,6 тыс. га. По данным органов местного самоуправления области производством продукции на 01.01.2011 года занимаются 130 КФХ. В этих хозяйствах содержится 1,9 тыс. голов КРС, в том числе 0,65 тыс. голов коров; 8,1 тыс. голов свиней; 1,7 тыс. голов овец и коз и 0,1 тыс. шт. пчелосемей. В 2010 году ими произведено молока - 1%, мяса - 2%, картофеля - 2% , овощей - 1% в общем объеме производства сельскохозяйственной продукции области.
Развивающиеся рыночные отношения в настоящее время диктуют потребность в создании СПоК по различным видам деятельности, которые будут способствовать объединению финансовых, материальных и трудовых ресурсов сельскохозяйственных товаропроизводителей всех форм собственности, особенно малых.
На начало 2011 года в области зарегистрировано 44 СПоК, в том числе: снабженческо-сбытовых - 16, перерабатывающих - 16, кредитных - 12. Кроме того, работают 16 обслуживающих кооперативов, в 3 районах работают 6 представительств кредитных потребительских кооперативов. Количество работающих кооперативов за 2010 год уменьшилось на 27%, объем закупленного скота и птицы в живом весе снизился на 42%, молока - на 78%.
Основное направление развития сельского хозяйства области - животноводство и, в частности, молочно-мясное скотоводство. Анализ показывает, что среди хозяйств всех категорий на долю КФХ приходится лишь 1,4% поголовья КРС. И это несмотря на то, что за период с 2006 по 2010 годы поголовье КРС выросло на 26%. Производство картофеля снизилось на 57%, овощей - на 60%.
ЛПХ играют заметную роль в сельскохозяйственном производстве Владимирской области, однако в последние годы поголовье скота и коров в них сократилось на 44%, свиней - на 25%, овец и коз - на 33%, производство молока и мяса - на 40%.
К падению объемов производства привела ухудшающаяся демографическая ситуация на селе, вызванная снижением численности трудоспособного населения, старением сельского населения, оттоком молодежи и недостаточно развитой социальной инфраструктурой.
В перспективе необходимо усилить социально-экономическую роль индивидуально-семейного сектора (прежде всего КФХ и высокотоварных ЛПХ) в наполнении местных и региональных агропродовольственных рынков экологически чистой продукцией, предоставлении общественных благ (сохранении существующей системы сельского расселения, сельского образа жизни и культуры, удовлетворении рекреационных потребностей, обеспечении социального контроля над территорией). Особенно велика роль МФХ в сельских поселениях, где расположены нерентабельные и низкорентабельные сельскохозяйственные организации.
В настоящее время низкий уровень доходов МФХ не позволяет им обеспечить необходимый стартовый капитал для создания кооперативов. Владельцы ЛПХ и КФХ испытывают острый дефицит финансово-кредитных ресурсов из-за слабой доступности рынка коммерческого кредита, недостаточного развития сельской кредитной кооперации.
В отношении КФХ и ЛПХ не налажена эффективная система материально-технического и производственного обслуживания, недостаточно оказываются услуги по выполнению полевых работ, не отработана система закупок сельскохозяйственной продукции, ее переработки и сбыта СПоК.
Существенной проблемой является отсутствие квалифицированных кадров, механизма их поиска, подготовки и закрепления.
Сельское население испытывает существенные трудности в получении рыночной информации, консультационных услуг правового, экономического и технологического характера.
Проблемы деятельности МФХ в производственно-сбытовой сфере связаны с низким уровнем товарности производства. Решение таких проблем, как слабая материально-техническая база, экстенсивные методы ведения хозяйства, сложности со сбытом произведенной продукции, в значительной мере обусловленных низкой доступностью кредитных ресурсов, возможно путем создания на основе кооперации мелких товаропроизводителей снабженческих, сбытовых, перерабатывающих, кредитных и других СПоК.
Необходимость решения вышеназванных проблем требует принятия долгосрочной целевой программы, которая позволит системно решать поставленные задачи, скоординировать действия всех участников Программы и сконцентрировать финансовые ресурсы.
При разработке Программы учитывались следующие базовые положения:
мелкотоварное сельское хозяйство является полноправным и неотъемлемым элементом агропромышленного комплекса и экономики сельского хозяйства;
развитие МФХ является основой формирования среднего класса - гаранта политической стабильности и социально ориентированной рыночной экономики;
потенциал мелкотоварного сельского хозяйства может быть реализован в полной мере при условии постоянной финансовой поддержки со стороны государства.
Основные направления поддержки МФХ на государственном уровне были определены на XXII Съезде Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов (01.03.2011 года, г. Тамбов). Планируется реализация дополнительных мер, направленных на расширение возможностей использования земли в качестве залога, поддержку начинающих фермеров и строительство семейных животноводческих ферм, повышение уровня информированности МФХ о направлениях и формах государственной поддержки.
Реализация Программы позволит не только повысить эффективность сельскохозяйственного производства в МФХ, но и качественно улучшить уровень жизни на селе.
3. Основные цели, задачи и сроки реализации программы
Цели Программы:
повышение эффективности сельскохозяйственного производства в МФХ и увеличение объемов производимой продукции;
повышение занятости и доходов сельского населения;
формирование позитивного отношения к сельскохозяйственному труду.
Для достижения целей необходимо решить следующие задачи:
развитие производственной и залоговой базы МФХ;
совершенствование системы производства, переработки и реализации продукции, произведенной МФХ;
поддержка начинающих фермеров.
Реализация поставленных задач связана с определенными рисками, складывающимися под воздействием негативных объективных и субъективных факторов:
экстремальные природно-климатические условия, оказывающие отрицательное влияние на степень достижения плановых показателей;
неблагоприятная рыночная конъюнктура с товарами и услугами для села (на энергоносители, удобрения и т.д.);
социальная непривлекательность сельской местности, дальнейшее увеличение разрыва между городом и селом по уровню и качеству жизни.
Мероприятия Программы, реализуемые в сроки, установленные Программой (начало 2012 год, окончание 2014 год), позволят приостановить отрицательную динамику развития МФХ, создать предпосылки для стабилизации производства товарной продукции МФХ в сельском хозяйстве Владимирской области, повысить их привлекательность для сельского населения.
4. Механизм реализации и управления программой
Государственным заказчиком Программы является администрация Владимирской области, руководителем Программы - департамент сельского хозяйства и продовольствия администрации области (далее - департамент).
Выполнение мероприятий Программы осуществляется департаментом посредством заключения соглашений (договоров) с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, органами местного самоуправления муниципальных образований области, с МФХ, как получателями бюджетных субсидий (грантов, единовременной помощи).
Областная комиссия по отбору участников мероприятий по развитию семейных животноводческих ферм (далее - областная комиссия) осуществляет отбор участников мероприятий, устанавливает размер гранта на развитие семейных животноводческих ферм в расчете на одного участника и утверждает план его расходов.
Конкурсная комиссия по отбору участников мероприятий Программы по поддержке начинающих фермеров (далее - конкурсная комиссия) осуществляет отбор участников мероприятий, принимает решение о предоставлении гранта на создание и развитие КФХ и единовременной помощи на бытовое обустройство, или одного из них, устанавливает их размер в расчете на одного участника и утверждает план расходов гранта и/или единовременной помощи.