от 25 октября 2002 года N 530
О концепции жилищной политики Владимирской области на период с 2002 по 2010 гг.
___________________________________________________________________
Утратило силу на основании Постановления Губернатора Владимирской области
от 05 апреля 2006 года N 251
___________________________________________________________________
Для реализации населением области конституционного права на жилье, а также в целях стимулирования и развития жилищного строительства в области, обеспечивающего доступность приобретения жилья для граждан,
постановляю:
1. Утвердить Концепцию жилищной политики Владимирской области на период с 2002 по 2010 гг. согласно приложению к настоящему Постановлению.
2. Возложить на департамент строительства и архитектуры администрации области координацию работы в соответствии с основными направлениями утвержденной Концепции.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления разработать и принять соответствующие нормативно - правовые акты, с конкретными мероприятиями, обеспечивающими реализацию Концепции жилищной политики Владимирской области на период с 2002 по 2010 гг.
4. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Губернатора области Карпова Е.А.
5. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования
Губернатор Владимирской области
Н.В. Виноградов
КОНЦЕПЦИЯ
жилищной политики Владимирской области на период с 2002 по 2010 гг.
Концепция жилищной политики Владимирской области разработана на основе Закона РФ от 24 декабря 1992 года N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики", а также Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 N 675.
Необходимость разработки настоящей концепции обусловлена нарастанием неблагоприятных тенденций в обеспечении граждан жильем, вызванных относительным уменьшением объемов ввода нового жилья, а также продолжающимся ростом физического износа существующего жилищного фонда.
1. Социальный паспорт Владимирской области
Владимирская область образована в 1944 году.
Численность населения - 1 млн. 603 тыс. человек, из них 80% - городское, 20% - сельское.
Занимаемая площадь - 29 тыс. кв. км.
Средняя обеспеченность жильем на 1 человека - 21,2 кв. м.
Размер жилищного фонда области - 33,3 млн. кв. м.
2. Цели жилищной концепции
Концепция рассматривает вопросы:
- строительства и реконструкции государственного, муниципального и частного жилищных фондов;
- создания условий для привлечения внебюджетных источников финансирования;
- развития конкуренции в строительстве, ремонте жилищного фонда;
- производства строительных материалов, изделий и предметов домоустройства;
- архитектурно - технические и градостроительные аспекты.
3. Состояние жилищной сферы области
По состоянию на 01.01.2002 общая площадь жилищного фонда области составляет 33,3 млн. кв. м. В городской местности расположено 76% всего жилого фонда, в сельской - 24%.
Процесс приватизации жилья, продажи новых квартир, индивидуального строительства в последние годы изменил структуру жилищного фонда.
Увеличился удельный вес жилья, находящегося в частной собственности граждан и юридических лиц, с 56% в 1995 году до 68% в 2001 году.
Муниципальный жилой фонд вырос до 27% за счет передачи жилья ранее находящегося на балансе предприятий и организаций области. Вместе с тем жилье, находящееся в государственной и коллективной собственности, уменьшилось по сравнению с 1995 годом соответственно на 4 и 14 процентов (таблица N 1 приложения к Концепции жилищной политики Владимирской области на период с 2002 по 2010 гг.).
С ростом жилого фонда в области увеличивается и обеспеченность жителей области жильем. На 1 января 2002 года данный показатель в среднем по области составляет 21,2 квадратных метров на человека. В ряде территорий области обеспеченность одного жителя общей площадью жилья даже превышает среднеобластной показатель: в округах Александров и Кольчугино обеспеченность составляет 22,9 и 22,2 квадратных метров на человека соответственно, в городе Собинке 21,6 квадратных метра. Во всех районах, за исключением Суздальского, также данный показатель превышает среднеобластной. Ниже среднеобластного показатель в округе Вязники (20,7 квадратных метра), городе Владимире (19,4), Гусь - Хрустальном (19,2), Коврове (20,4), Суздале (18,9), Суздальском районе (20,6) (таблица N 2 приложения к Концепции жилищной политики Владимирской области на период с 2002 по 2010 гг.).
Несмотря на увеличение показателя обеспеченности, в области продолжает оставаться острой проблема обеспечения жильем граждан, состоящих на квартирном учете. Количество желающих улучшить свои жилищные условия в области, но не имеющими возможности купить его составляет на 01.01.2002 59176 семей (89% к уровню 2001 года), из них 7% проживают в коммунальных квартирах, 12% в общежитиях, 3% в ветхом фонде, 36% семей стоят на очереди более 10 лет (таблица N 3 приложения к Концепции жилищной политики Владимирской области на период с 2002 по 2010 гг.). За 2001 год только 1787 семей, состоящих на учете, получили квартиры.
Анализируя сложившуюся ситуацию, в дальнейшем можно прогнозировать рост очередников, в основном за счет семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в результате увеличения объемов ветхого и аварийного жилищного фонда. В результате недофинансирования не удалось кардинально решить проблему реконструкции, модернизации и капитального ремонта существующего жилищного фонда области. Площадь ветхого и аварийного жилья продолжает увеличиваться, и на данный момент она составляет более 777 тысяч квадратных метров (таблица N 4 приложения к Концепции жилищной политики Владимирской области на период с 2002 по 2010 гг.). Решение проблемы расселения граждан, проживающих в этом жилом фонде, и его реконструкция в ближайшее время может превратиться в одну из самых "болевых" точек экономики области.
Приватизация жилищного фонда и создание вторичного рынка жилья позволило собственникам активно перераспределить излишки жилой площади и улучшить жилищные условия многих семей. Кроме того, значительное число семей улучшили жилищные условия за счет строительства собственного жилья, в т.ч. индивидуального.
Однако за последние годы по области не наблюдается роста объемов ввода жилья в эксплуатацию (таблицы N 5, 6, 7 приложения к Концепции жилищной политики Владимирской области на период с 2002 по 2010 гг.).
Анализ показывает, что ввод объемов жилищного строительства идет в основном за счет увеличения объемов индивидуального жилья (построенного населением за свой счет или с помощью кредитов), ибо бюджетные инвестиции в жилищное строительство сократились, а предприятия всех форм собственности, имея недостаток оборотных средств, не в состоянии строить бесплатное жилье для своих работников.
4. Основные направления государственной политики в
жилищной сфере
Государственная политика в жилищной сфере должна быть направлена на:
- бюджетную поддержку жилищного строительства;
- налоговое стимулирование;
- разработку региональных программ привлечения внебюджетных источников финансирования жилищного строительства с участием в них предприятий и организаций, действующих на территории области;
- проведение постоянной работы по формированию благоприятного информационного климата по вопросам реализации жилищных программ;
- участие в развитии межрегионального сотрудничества в области жилищного строительства;
- оказание технической и методической помощи органам местного самоуправления, предприятиям и организациям в реализации жилищных программ;
- совершенствование нормативной базы в сфере строительства и архитектуры.
5. Системы жилищного финансирования с участием
бюджетных и внебюджетных средств
Для эффективного действия меры государственной поддержки должны носить адресный, стимулирующий характер и быть дифференцированными для различных групп, для чего необходимо определить основные группы населения, нуждающегося в такой поддержке:
1. Граждане, имеющие право на получение бесплатного (льготного) жилья в соответствии с законодательством РФ.
2. Граждане, не имеющие льгот и не обладающие доходами, позволяющими приобрести жилье за счет собственных средств или участвовать в государственных программах поддержки приобретения жилья, но стоящие на учете на улучшение жилищных условий.
3. Граждане, имеющие доходы, позволяющие им приобрести жилье на условиях жилищного кредита.
Особенно остро на территории области стоит проблема обеспечения льготных групп населения, которым на основании федеральных законов должно предоставляться бесплатное жилье.
В настоящее время в списках на улучшение жилищных условий (по состоянию на 1 января 2002 года) состоит 238 ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС. Строительство и приобретение жилья для данной категории граждан будет осуществляться за счет средств областного и федерального бюджета в равных долях. В первую очередь выделенные средства направляются на обеспечение жильем инвалидов и семей умерших инвалидов. За 2002 - 2005 годы на эти цели предполагается направить 6,6 млн. рублей в ценах 2002 года, в т.ч. из федерального бюджета 3,3 млн. рублей.
Администрация области продолжит работу с Правительством Российской Федерации по выделению сертификатов на обеспечение жильем граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку. Для граждан, получивших сертификаты, будет осуществляться практика оказания помощи в подборе фирм, занимающихся риэлтерской деятельностью на территории области.
Будет оказываться содействие в решении жилищных проблем гражданам, отработавшим в районах Крайнего Севера более 15 лет.
Учитывая значительный социальный и экономический эффект, достигаемый с использованием средств населения в жилищном строительстве, целесообразно оказывать государственную поддержку гражданам в приобретении жилья за счет собственных средств с использованием кредита или субсидии.
В настоящее время на территории области получили распространение и развитие две схемы привлечения дополнительных средств в жилищное строительство. Это:
- система жилищного кредитования с участием средств областного и местных бюджетов.
Принят областной Закон "О поддержке жилищного строительства во Владимирской области" от 8 июня 2001 года N 35-ОЗ, предназначенный для дальнейшего развития на территории области системы долгосрочных жилищных займов на приобретение готового жилья, а также на долевое участие в его строительстве. Согласно принятому Закону условия предоставления займов из-за меньших процентных ставок за пользование заемными средствами и большим сроком его возврата, участием вторичного жилья, будут более привлекательным для будущих заемщиков.
- система выдачи безвозмездных субсидий.
Субсидии (имеющее целевое назначение - оплата приобретения или строительства жилого помещения) предоставляются гражданам РФ в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 937 от 03.08.96, нуждающимся в улучшении жилищных условий и состоящим на учете на предоставление жилой площади, за счет средств федерального, областного и местных бюджетов и средств предприятий и организаций.
В ходе реализации жилищных программ могут разрабатываться и реализовываться и иные варианты использования бюджетных и внебюджетных средств (система жилищных строительных сбережений, жилищный облигационный заем, жилищные сертификаты и т.д.) в пределах, установленных законодательством Российской Федерации и Владимирской области.
6. Развитие индивидуального строительства
В ближайшие годы значительную часть в общем объеме жилищного строительства будет составлять индивидуальное жилье.
Анализ индивидуального жилищного строительства показывает, что этот способ наиболее перспективен. В последние годы индивидуальное строительство в области резко возросло. Это обусловлено более низкой стоимостью строительства.
Для активизации индивидуального строительства необходимо:
- оказывать государственную поддержку по развитию индивидуального жилищного строительства;
- обеспечить всех желающих земельными участками под застройку;
- упростить и снизить стоимость разработки проектно - сметной документации и получения разрешения на строительство;
- сделать максимально простой процедуру приемки домов в эксплуатацию;
- направлять бюджетные средства на инженерное обустройство застраиваемых площадок;
- организовать выпуск качественных мелкоштучных строительных материалов, позволяющих вести монтаж жилого дома без "тяжелой" строительной техники;
- организовать продажу или прокат средств малой механизации и комплектацию строительных материалов, необходимых для индивидуального строительства через разветвленную систему торговли.
7. Переселение граждан из ветхого и аварийного жилья
В соответствии с мероприятиями, определенными в Постановлении главы администрации области от 24.12.2001 N 678 "О мерах по ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда на территории Владимирской области", необходимо продолжить работу по реализации на территории области подпрограммы "Переселение граждан РФ из ветхого и аварийного жилищного фонда", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 22.01.2002 N 33 и являющейся составной частью ФЦП "Жилище" до 2010 года".
Ключевая проблема в решении задачи ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда - обеспечение ее необходимыми финансовыми ресурсами.
Для расселения семей из ветхого и аварийного жилищного фонда исполнительные органы местного самоуправления должны осуществлять следующие меры: