Недействующий
Профессиональные справочные системы для специалистов
медицинской и фармацевтической промышленности

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 января 2002 года N 33


О подпрограмме "Переселение граждан Российской Федерации из
ветхого и аварийного жилищного фонда", входящей в состав
федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы

____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 января 2006 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 31 декабря 2005 года N 865

____________________________________________________________________


В целях ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда в Российской Федерации, а также реализации прав граждан на жилище Правительство Российской Федерации

постановляет:

Утвердить прилагаемую подпрограмму "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда", входящую в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы.     

Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, заинтересованным в реализации указанной подпрограммы, принять участие в ее финансировании за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных средств.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Касьянов


УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 22 января 2002 года N 33

     

ПОДПРОГРАММА
"Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда", входящая в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы

     

ПАСПОРТ
подпрограммы "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда"

Наименование подпрограммы

-

подпрограмма "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда"

Наименование, номер и дата принятия решения о разработке подпрограммы

-

распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 октября 1999 года N 1744-р; постановление Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675

Государственный заказчик подпрограммы

Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу

Основные разработчики подпрограммы

-

фонд "Институт экономики города"; Государственный научно-технический центр нормирования и информационных систем в жилищно-коммунальном хозяйстве

Цели и задачи подпрограммы

-

основными целями подпрограммы являются: обеспечение жильем граждан, проживающих в домах, признанных непригодными для постоянного проживания;

ликвидация до 2010 года включительно существующего в настоящее время аварийного жилищного фонда, признанного таковым в 2000 году.

Основными задачами подпрограммы являются:

подготовка условий и разработка механизма переселения граждан из жилищного фонда, непригодного для проживания;

реализация обязательств собственника по восстановлению жилищного фонда; оптимизация развития территорий, занятых в настоящее время жилищным фондом, непригодным для проживания

Сроки и этапы реализации подпрограммы

-

2002-2010 годы:
1-й этап - 2002-2004 годы;
2-й этап- 2005-2010 годы

Перечень основных
мероприятий

-

1. Формирование законодательной и нормативной базы для предоставления жилья гражданам; установление очередности сноса жилищного фонда, непригодного для проживания, и этапов переселения граждан.

2. Привлечение и аккумулирование бюджетных и внебюджетных финансовых ресурсов для реализации подпрограммы.

3. Поэтапное переселение жильцов и снос жилищного фонда, непригодного для проживания.

4. Оптимизация развития освободившихся земельных участков, создание рыночных механизмов страхования для минимизации финансовых рисков собственников жилья.

Исполнители подпрограммы

-

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации; органы местного самоуправления; предприятия и организации, определяемые на конкурсной основе.

Объем и источники финансирования

-

общий объем финансирования - 32 млрд.рублей, из них 60 процентов составляют средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации (включая местные) и 40 процентов - внебюджетные средства.

Ожидаемые* конечные результаты реализации подпрограммы

-

переселение до 2010 года из аварийного жилищного фонда около 421 тыс. граждан; разработка механизмов привлечения внебюджетных ресурсов для решения сложных социальных проблем;

выполнение государственных обязательств по переселению граждан из жилых помещений, непригодных для постоянного проживания.

Система организации контроля за исполнением подпрограммы

-

государственный заказчик осуществляет общее руководство реализацией подпрограммы, организует формирование нормативной базы, управляет средствами, выделяемыми из федерального бюджета.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации представляют ежеквартально государственному заказчику отчеты о ходе реализации подпрограммы.

Обобщая указанные отчеты, государственный заказчик информирует Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации по итогам года с внесением предложении по совершенствованию реализации подпрограммы.

_______________

* Предполагается после завершения 2-го этапа (2005-2010 годы) реализации подпрограммы (в части сноса аварийного жилищного фонда) пролонгировать ее действие на последующие периоды, имея в виду ликвидацию ветхого жилищного фонда.

     

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Подпрограмма "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда" (далее именуется - подпрограмма) является частью федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы. Основная задача подпрограммы - обеспечить выполнение обязательства государства по реализации права на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в жилых домах, не отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям.

Более 2 млн. человек (около 1,5 процента населения России) в настоящее время проживают в ветхих и аварийных домах, не приспособленных для постоянного проживания, что составляет более 6 процентов численности семей, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий.

Суммарная площадь ветхого и аварийного жилья в стране составляет около 50 млн. кв.метров (около 1,8 процента жилищного фонда Российской Федерации), что в 1,5 раза превышает объемы годового ввода в действие жилых домов за счет всех источников финансирования.

Ветхое и аварийное жилье имеется во всех субъектах Российской Федерации - от 0,2 процента всего жилищного фонда в Волгоградской области до 13,1 процента в Корякском автономном округе (сведения о наличии ветхого и аварийного жилищного фонда в Российской Федерации даны в приложении N 1).

Наибольшую долю ветхого и аварийного фонда составляет малоэтажное (до 3 этажей) жилье, занимаемое на условиях найма и являющееся муниципальной или государственной собственностью. Достаточно велика в этом фонде доля приватизированных квартир. В меньшей степени к ветхому и аварийному жилью в настоящее время относятся многоэтажные (свыше 3 этажей) жилые здания.

Значительную часть ветхого и аварийного жилья занимает ветхий и аварийный жилищный фонд шахтерских городов и поселков (например, в Кемеровской области - около 80 процентов). На сегодняшний день органы местного самоуправления не в состоянии решить проблемы, связанные с передачей в муниципальную собственность жилищного фонда, ранее числившегося на балансе организаций угольной промышленности, в связи с чем практически прекращена работа по переселению граждан из аварийного и ветхого жилья.

Основной удельный вес в структуре ветхого и аварийного жилья занимает ветхий жилищный фонд - 83,5 процента, аварийный - 16,5 процента. Аварийный жилищный фонд составляет более 8 млн. кв.метров.

Исходя из размеров ветхого и аварийного жилищного фонда, а также средней стоимости затрат на переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в масштабах России, в целом необходимо 160 млрд.рублей.

Подпрограмма предусматривает поэтапное решение проблемы с учетом возможностей бюджетного финансирования (различных уровней) и привлечения внебюджетных ресурсов. На период до 2010 года в целом необходимо 32 млрд.рублей для переселения граждан из аварийного жилищного фонда. По мере улучшения социально-экономической ситуации в стране предусматривается увеличение объемов финансирования переселения граждан из ветхого и аварийного (ставшего таковым после 1 января 2000 года) жилищного фонда.

Государство гарантирует гражданам, проживающим в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям, право на получение в пользование жилого помещения, соответствующего требованиям, предъявляемым к нему в соответствии с законодательством Российской Федерации (статьи 28 и 29 Жилищного кодекса РСФСР). Законодательное определение понятий "ветхого" и "аварийного" жилья на федеральном уровне отсутствует. Социальные обязательства государства по отношению к населению, проживающему в ветхом и аварийном жилищном фонде, не определены. Правовая база не учитывает современного состояния проблемы, связанного с вопросами собственности на объекты недвижимости в жилищной сфере.

До недавнего времени государство являлось основным собственником жилищного фонда и не обеспечивало надлежащей системы эксплуатации и реновации. Таким образом, замена жилого помещения в случае его ветшания или аварийного состояния является обязанностью государства, а не собственника этого помещения. Тем самым признается прямая ответственность государства за возникновение проблемы жилья, непригодного для проживания.

Большинство проживающих в ветхих и аварийных домах граждан не в состоянии в настоящее время самостоятельно приобрести или получить на условиях найма жилье удовлетворительного качества.

Ветхий и аварийный жилищный фонд ухудшает внешний облик городов, сдерживает развитие городской инфраструктуры, понижает инвестиционную привлекательность городов. Реализацию реконструктивных мероприятий на таких территориях сдерживают как финансовые проблемы, так и нерешенность правовых вопросов, касающихся резервирования земли для объектов инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры, а также предоставления компенсаций владельцам недвижимости в связи с использованием их участков для общественных нужд.

2. Основные цели и задачи подпрограммы


Основными целями подпрограммы являются:

обеспечение благоустроенным жильем граждан, проживающих в условиях, непригодных для постоянного проживания;

ликвидация до 2010 года включительно существующего аварийного жилищного фонда, признанного таковым в 2000 году.

В подпрограмме решаются следующие основные задачи:

разработка правовых и методологических механизмов переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, а также определение размеров оказываемой им государственной помощи;

формирование обязательств собственников жилищного фонда относительно его состояния и восстановления в случае аварийного разрушения;

формирование концепции градостроительного и социально-экономического развития районов сосредоточения ветхого и аварийного жилищного фонда,

формирование финансовых и инвестиционных ресурсов для обеспечения переселяемых граждан благоустроенным жильем;

оказание федеральной финансовой поддержки регионам, привлекающим к решению этой проблемы существенные ресурсы на местном уровне, путем консолидации бюджетных и внебюджетных источников финансирования;

учет различных возможностей привлечения внебюджетных ресурсов в муниципальных образованиях (например, возможностей региональных центров, крупных промышленных городов и малых городов, сельских муниципальных образований);

взаимосвязь подпрограммы с другими программами и мероприятиями, в которых частично решаются проблемы ликвидации ветхого и аварийного жилья (Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" от 26 июля 1998 года N 131-ФЗ, Положение о государственном финансировании мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 1997 года N 1523, и др.).

Настоящая подпрограмма предусматривает разработку и утверждение программ субъектов Российской Федерации (далее именуются - региональные программы), которые, в свою очередь, включают программы муниципальных образований (далее именуются - муниципальные программы). В связи с этим подпрограмма предусматривает решение проблемы переселения:

а) на федеральном уровне: подпрограмма определяет масштаб проблемы, правовые и финансовые механизмы ее решения, меры и пути предоставления федеральной поддержки субъектам Российской Федерации для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда;

б) на региональном уровне: региональные программы определяют срок решения проблемы в регионе, формируют законодательную базу в рамках жилищного и земельного законодательства, координируют сроки реализации региональных программ, определяют методы государственной поддержки;

в) на уровне муниципального образования: муниципальные программы предусматривают план действий органов местного самоуправления, привлечение внебюджетных ресурсов для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, эффективное управление направленными на финансирование программных мероприятий бюджетными и внебюджетными средствами, перечень жилых помещений, предназначенных для переселения граждан, а также средства всех источников финансирования программы переселения.

3. Сроки и этапы реализации подпрограммы


Подпрограмма предусматривает комплекс мероприятий, реализация которых должна начаться в 2002 году. Мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должны быть реализованы в течение 2002- 2010 годов.

Реализация подпрограммы должна происходить поэтапно. На первом этапе выполнение программных мероприятий будет осуществляться в основном за счет бюджетных средств. В то же время будут создаваться предпосылки для крупномасштабного привлечения внебюджетных ресурсов, которое планируется для выполнения мероприятий второго этапа.

На первом этапе (2002-2004 годы) будут созданы необходимые методические, организационные и правовые условия для реализации следующих основных задач подпрограммы:

а) упорядочение методологических основ оценки и проведение оценки объемов аварийного жилищного фонда, подлежащего ликвидации, а также определение необходимых ресурсов площади жилищного фонда для переселения граждан;

б) формирование законодательной и нормативной базы для предоставления жилья переселяемым гражданам;

в) установление очередности сноса аварийного жилищного фонда (по районам, микрорайонам, участкам, зданиям), а также переселения граждан;

г) привлечение и аккумулирование, в том числе в целевых бюджетных фондах, финансовых ресурсов для реализации подпрограммы;

д) реализация обязательств собственников аварийного жилищного фонда по его восстановлению в случае аварийного разрушения;

е) решение проблемы переселения граждан из аварийного жилищного фонда в 2002 году (преимущественно) и в последующие годы первого этапа (частично) будет осуществляться путем финансирования достройки жилья высокой степени готовности.

Второй этап подпрограммы (2005-2010 годы) будет посвящен реализации следующих задач:

а) формирование жилищного фонда для переселения граждан из домов, подлежащих сносу;

б) поэтапное переселение жильцов и снос аварийного жилищного фонда;

в) подготовка освобожденных земельных участков для новой застройки и их продажа на конкурсной основе.

В процессе разработки региональных программ необходимо предусмотреть выполнение программных мероприятий по годам для последовательного финансирования и выполнения программных мероприятий на местах. Кроме того, управление реализацией подпрограммы будет осуществляться ежегодно по планам реализации подпрограммы, которые готовятся на трех уровнях: муниципальном, региональном и федеральном.

4. Система программных мероприятий


Система программных мероприятий включает в себя работу по трем направлениям:

а) правовое и методологическое обеспечение улучшения жилищных условий граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде;

б) финансовое обеспечение подпрограммы и практическая деятельность по переселению граждан в благоустроенное жилье (приложение N 2);

в) разработка и реализация концепции развития территорий сосредоточения ветхого и аварийного жилищного фонда.

Правовое и методологическое обеспечение подпрограммы. Подготовка реестра ветхих и аварийных жилых строений


Задача переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда требует установления четких юридических правил отнесения жилищного фонда к ветхому или аварийному, которые на сегодняшний день отсутствуют.