____________________________________________________
Утратил силу с 01 января 2012 года на основании
постановления Правительства Амурской области
от 28 ноября 2011 года N 819
____________________________________________________
В целях корректировки долгосрочной целевой программы "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Амурской области на 2011 - 2014 годы" Правительство Амурской области
постановляет:
Внести в постановление Правительства Амурской области от 31.07.2009 N 328 (в редакции постановления Правительства Амурской области от 08.12.2009 N 573) следующие изменения:
1) в названии постановления цифры "2011" заменить цифрами "2012";
2) в тексте постановления:
а) преамбулу изложить в следующей редакции:
"В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 23.04.2009 N 365 "О федеральной целевой программе "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009 - 2014 годы" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 28.07.2010 N 573) Правительство Амурской области";
б) в пункте 1 цифры "2011" заменить цифрами "2012";
в) в пункте 4 цифры "2011" заменить цифрами "2012";
3) долгосрочную целевую программу "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Амурской области на 2011 - 2014 годы" изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
Губернатор Амурской области
О.Н. Кожемяко
Долгосрочная целевая программа
"Повышение устойчивости жилых домов,
основных объектов и систем жизнеобеспечения
в сейсмических районах Амурской области
на 2012 - 2014 годы"
Наименование программы | Долгосрочная целевая программа "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Амурской области на 2012 - 2014 годы" (далее -программа) | |||
Основание для | ||||
Государственные заказчики | Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства области - координатор программы, | |||
Основные | Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства области, министерство экономического развития, промышленности и транспорта области, управление гражданской защиты и пожарной безопасности области, Институт геологии и природопользования Дальневосточного отделения Российской академии наук | |||
Цель программы | Основной целью программы является создание основ сейсмобезопасности населения, снижения социального, экономического и экологического риска в сейсмоопасных районах области, в том числе комплексное решение проблемы обеспечения устойчивого функционирования жилищного фонда, основных объектов и систем жизнеобеспечения | |||
Основные задачи программы | Основными задачами программы являются: создание эффективных механизмов по оценке сейсмоопасных районов области; | |||
Сроки реализации программы | 2012-2014 годы | |||
Перечень основных мероприятий программы | Основные программные мероприятия: | |||
Объемы и источники финансирования программы | Планируемый общий объем финансирования программы составляет 459700 тыс. рублей, в том числе за счет средств: | |||
Ожидаемые конечные результаты реализации | Успешная реализация программы обеспечит: |
Согласно действующим нормативным документам (СНиП II-7-81 "Строительство в сейсмических районах" и комплекту карт ОСР-97 А, В и С) территория Амурской области относится к регионам с высокой степенью сейсмической опасности, характеризуемой возможностью землетрясений в 7-9 баллов по шкале MSK-64.
Особо неблагоприятным является тот факт, что ранее большая часть обжитых районов области относилась к сейсмически безопасным 5-балльным зонам и застраивалась зданиями , и сооружениями, не способными к восприятию сейсмических нагрузок. В то же время на территории области зафиксированы землетрясения более высокой интенсивности.
Большая часть существующего строительного фонда была возведена в 60-80-х годах прошлого века и имеет значительный износ. Для большинства зданий и сооружений имеет место дефицит сейсмостойкости, характеризуемый 1-2 (иногда до 3) баллами.
Население, исполнительные органы государственной власти области, органы местного самоуправления, территориальные органы по делам ГО и ЧС, а также хозяйствующие субъекты практически не готовы к ликвидации последствий возможных землетрясений, поскольку застройка осуществлена с учетом малой степени сейсмической угрозы и планы действий в ходе прогнозируемых новыми картами ОСР-97 более серьезных сейсмических событий не разработаны. Это требует проведения обследования и паспортизации зданий и сооружений, осуществления их антисейсмического усиления и проведения необходимых организационных, градостроительных, нормативно-методических, конструктивно-технологических, просветительских и других мероприятий с целью максимального снижения сейсмического риска, повышения устойчивости территорий и поселений и смягчения последствий опасных сейсмических событий.
На сейсмически активных территориях области расположены или проектируются и строятся многие коммуникации федерального и регионального значения, в том числе Байкало-Амурская железнодорожная магистраль, участок автодороги "Амур" (Чита - Хабаровск), Зейская и Бурейская ГЭС, нефтепровод Восточная Сибирь - Тихий океан, линии ЛЭП напряжением до 500 кВ и другие объекты, повреждения которых могут привести к гибели людей, экологическому кризису территорий и нарушению связей Дальнего Востока с центральными районами России.
Особенности климата и геолого-тектонического строения территории области определяют частое проявление стихийных бедствий и наложение их результатов в природных и особенно в техногенных ландшафтах. Проблема обеспечения сейсмической безопасности является комплексной, требующей разносторонних межведомственных решений и согласований, оценки и прогноза не только прямого, но и косвенного ущерба, а также реализации различных многоцелевых задач в масштабах области. Единственно правильным методом решения подобных задач, требующих тщательного учета большого количества разнокачественных факторов, является программно-целевой метод, то есть своевременная научно обоснованная разработка долгосрочной целевой программы и непрерывное отслеживание её реализации в соответствии с меняющейся природной обстановкой.
Настоящая долгосрочная целевая программа разработана в соответствии с положениями федеральной целевой программы "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009 - 2014 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2009 N 365.
Основной целью программы является создание основ сейсмической безопасности населения, снижения социального, экономического и экологического риска в сейсмоопасных районах области, в том числе комплексное решение проблемы обеспечения устойчивого функционирования жилищного фонда, основных объектов и систем жизнеобеспечения.
Основными задачами для решения указанной цели программы являются:
создание эффективных механизмов по оценке сейсмоопасных районов области;
формирование и развитие информационной системы по обеспечению управления сейсмическим риском и смягчению последствий вероятных землетрясений;
повышение уровня сейсмоустойчивости существующих жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения, а также строительство новых сейсмостойких объектов.
Решение поставленных задач будет осуществляться в ходе реализации программных мероприятий в течение 3 лет (с 2012 по 2014 год включительно) в соответствии с таблицей 1.
Предполагается за этот период подготовить соответствующие нормативные и методические документы, реализовать необходимые мероприятия по сейсмическому районированию, выполнить обследование и паспортизацию зданий и сооружений, принять решения о сейсмоусилении существующих объектов или строительстве новых сейсмостойких объектов взамен тех, сейсмоусиление или реконструкция которых экономически нецелесообразны. Кроме этого, должны быть реализованы первоочередные мероприятия по сейсмоусилению объектов, на которые имеется утвержденная и прошедшая государственную экспертизу проектная документация, разработке проектно-сметной документации и полномасштабному проведению работ по сейсмоусилению объектов и строительству новых сейсмостойких объектов.
Задачи и сроки реализации программы
N | Наименование задачи | Наименование решаемой | Период | Ожидаемый результат | ||||
п/п | проблемы | реализации | Качественная характеристика | Количественная оценка | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||
1 | Создание эффективных | Развертывание сети сейсмо-станций, приобретение спецоборудования. Разработка карт сейсмического микрорайонирования, создание банка данных, информационное обслуживание заказчиков и Правительства области | 2012 - 2014 | Расширение действующей на территории Амурской области сети сейсмических станций, разработка карт сейсмического микрорайонирования и возможное понижение в отдельных районах области сейсмичес-кого балла, принятого в настоящее время по картам ОСР-97, что позволит осуществлять строительство без выполнения дополнительных антисейсмическихмероприятий; мониторинг сейсмических событий | Развертывание 4 сейсмостанций, разработка 4 карт сейсмического районирования, создание регионального информационного центра, составление карт соответствующего масштаба, подготовка 4 отчетов о проделанной работе | |||
2 | Формирование, развитие информационной системы по обеспечению управления сейсмическим риском и смягчению последствий вероятных землетрясений | Разработка нормативных документов по подготовке населения и исполнительных органов власти области к действиям во время землетрясений и ликвидации их последствий, методических документов по сейсмической паспортизации, инженерному обследованию и оценке сейсмостойкости существующих зданий и сооружений в сейсмоопасных районах области, разработка мер по снижению сейсмического риска | 2012 год | Формирование и развитие в области информационной системы по обеспечению управления сейсмическим риском и смягчения последствий от сильных землетрясений. Определение основных узлов и конструкций, требующих обследования, порядка осмотра объектов, определения оценки опасности и необходимого уровня их сейсмоусиления | Подготовка 2 нормативных правовых актов и 21 иного документа | |||
3 | Повышение уровня сейсмоус-тойчивости существующих жилых домов,основных объектов и систем жизнеобеспечения, а также строительство новых сейсмостойких объектов | Реализация мероприятий по сейсмическому районированию, проведение инженерно-сейсмических обследований и паспортизации жилых зданий и сооружений, принятие решений о целесообразности сейсмоусиления конкретных объектов.Разработка проектной документации, широкомасштабное проведение работ по сейсмоусилению существующих жилых домов и объектов жизнеобеспечения, мест массового пребывания людей, зданий и сооружений, обеспечивающих размещение пострадавшего населения в условиях природных катастроф (больницы, школы, дома культуры идр.), а также строительство новых сейсмостойких объектов | 2012 - 2014 | Организация работы по паспортизации и инвентаризации зданий и сооружений, разработке мер по сейсмозащите несейсмостойких зданий и сооружений и проведению сейсмоукрепительных работ, проектированию и сейсмостойкому строительству зданий и сооружений с учетомуточненного, научно обоснованного уровня сейсмической опасности,позволяющего значительно сократить объемы финансовых и иных материальных ресурсов, привлекаемых для преодоления последствий на территории области от возможных разрушительных землетрясений | Проведение инвентаризации зданий и сооружений (669 объектов). Сейсмическая паспортизация, разработка проектной документации и проведение мероприятий по сейсмоусилению (20-25 объектов), а также новое сейсмостойкое строительство (5 объектов) |
Для оценки реализации программы используются следующие целевые индикаторы и показатели эффективности ее реализации:
размер предотвращенного ущерба от возможного разрушения жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в результате землетрясений;
снижение уровня риска возникновения чрезвычайных ситуаций вследствие разрушительных землетрясений;
повышение уровня полноты, достоверности и доступности информации о мерах и требованиях по обеспечению сейсмической устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения.
Целевые индикаторы и показатели эффективности реализации программы приведены в приложении N 1 к настоящей программе.
Решение поставленных задач будет обеспечено путем реализации комплекса нормативных, правовых, организационных, финансовых мер и мероприятий по следующим основным направлениям:
осуществление непрерывного слежения за сейсмической обстановкой в регионе;
расширение системы сейсмических наблюдений на базе новейшей компьютерной аппаратуры, формирование и создание баз данных по сейсмической опасности;
выработка рекомендаций по общему сейсмическому районированию и детальному объектному микрорайонированию;
проведение оценки уровня сейсмической опасности территории области;
проведение оценки сейсмоуязвимости существующей застройки (жилых домов и иных зданий и сооружений);
снижение сейсмического риска путем усиления существующей застройки;
снижение ущерба от чрезвычайных ситуаций, вызванных землетрясениями путем подготовки населения и выполнения мероприятий по его защите от последствий чрезвычайной ситуации;
создание системы оповещения территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о происшедшем землетрясении и возникновении чрезвычайной ситуации.
Система программных мероприятий с основными ресурсами и сроками их выполнения приведена в таблице 2.
Финансирование программы осуществляется за счет средств областного бюджета с планируемым привлечением средств федерального бюджета и средств бюджетов соответствующих муниципальных образований области (не менее 10% от средств областного бюджета).
Система программных мероприятий
N п/п | Наименование задач, программных мероприятий | Затраты всего, тыс.руб | Сроки реализации | Исполнительный орган государственной власти области, ответственный за реализацию мероприятия | Ожидаемый результат | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||
1 | Создание эффективных механизмов по оценке сейсмоопасных районов области | 25950,0 | 2012 -2014 | |||||
1.1 | Выбор мест размещения технических средств по мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций и оснащение их современным оборудованием | 900,0 | 2012 год | Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ области (далее -минстрой области) | Выбор земельных участков (10 участков). Подготовка исходной документации для размещения 4 сейсмических станций | |||
1.2 | Развертывание технических средств по мониторингу за сейсмическими событиями в пределах сейсмоопасных зон | 6400,0 | 2012 год | Минстрой области | Строительство 4 сейсмостанций и их оснащение современной аппаратурой | |||
1.3 | Расширение и дооснащение системы сейсмических и геодинамических наблюдений | 3810,0 | 2013 -2014 годы | Минстрой области | Непрерывное слежение за сейсмической обстановкой, изучение эпицентральных зон крупных землетрясений и их последствий. Создание системы сейсмических наблюдений на базе новейшей компьютерной аппаратуры с цифровой записью землетрясений | |||
1.4 | Создание регионального информационного центра по мониторингу сейсмических и геодинамических событий на территории области | 1800,0 | 2013 - 2014 годы | Минстрой области | Создание центра по сбору, обработке, передаче и хранению данных, полученных в результате мониторинга, и выработке вероятных сценариев землетрясений и их последствий. Информационное обслуживание заказчиков и Правительства области | |||
1.5 | Детальное сейсмическое районирование отдельных территорий области и разработка общей карты сейсмического районирования области | 4680,0 | 2013 - 2014 | Минстрой области | Создание карт сейсмического районирования (4 карты) и возможное понижение в отдельных районах области существующего сейсмического балла | |||
1.6 | Составление карт соответствующего масштаба и отчета по проведенным исследованиям | 1200,0 | 2014 год | Минстрой области | Подготовка 4 карт и отчетов по работе. Увеличение полноты и достоверности информации о сейсмическом риске объектов и территорий | |||
1.7 | Лицензирование, сертификация и аккредитация оборудования сейсмических станций и рабочего персонала | 7160,0 | 2012 - 2014 | Минстрой области | Лицензирование, получение сертификатов и аккредитация оборудования и рабочего персонала. Подготовка и повышение квалификации специалистов в сфере мониторинга сейсмической опасности | |||
2 | Формирование и развитие информационной системы по обеспечению управления сейсмическим риском и смягчению последствий вероятных землетрясений | 70,0 | 2012 год | |||||
2.1 | Разработка методических указаний (документов) по: | 70,0 | 2012 год | Минстрой области | Разработка методического документа, который послужит осно-ванием для определения основных узлов и конструкций, требующих обследования, порядка осмотра объектов, определения оценки опасности и необходимого уровня их сейсмо-усиления. Данные методические указания будут применяться при осмотре и обследовании жилых домов, объектов социальной сферы, а также объектов жизнеобеспечения | |||
3 | Повышение уровня сейсмо-устойчивости существующих жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения, а также строительство новых сейсмостойких объектов | 433680,0 | 2012-2014 годы | |||||
3.1 | Сейсмическая паспортизация зданий и сооружений, расположенных в сейсмоопасных районах области | 88,0 | 2012 год | Минстрой области | Инвентаризация зданий и сооружений (669 объектов). | |||
3.2 | Проведение инженерных изысканий и обследование зданий и сооружений в сейсмоопасных районах области | 3300,0 | 2012-2013 годы | Минстрой области | Обследование 20-25 объектов, требующих первоочередного сейс-моусиления. Оценка объемов и степени возможных повреждений и разрушений | |||
3.3 | Разработка методических указаний (документов) по сейсмоусилению зданий и сооружений на основании результатов инженерных изысканий и обследования объектов с разработкой типовых вариантов сейсмо-усиления конструкций | 280,0 | 2012-2013 годы | Минстрой области | Проведение анализа основных конструктивных решений, примененных при строительстве зданий и сооружений, оценка дефицита сейсмостойкости по основным типам зданий. Разработка типовых вариантов усиления конструкций, узлов и деталей, методики расчетов сейсмоусиле-ния зданий и сооружений | |||
3.4 | Разработка проектов сейсмоусиления зданий и сооружений в сейсмоопасных районах области | 101119,0 | 2012-2014 годы | Минстрой области | Подготовка 20-25 проектов для объектов, требующих первоочередного сейсмоусиления. Определение решений по сейсмоусилению и стоимости строительно-монтажных работ по конкретным объектам | |||
3.5 | Мероприятия по сейсмоусилению объектов, расположенных в сейсмоопасных районах области, а также новое сейсмостойкое строительство | 328893,0 | 2012 - 2014 | Минстрой области | Выполнение строительных работ на 20-25 объектах, требующих первоочередного сейсмоусиления. Повышение сейсмо-устойчивости жилых домов, основных объектов, систем жизнеобеспечения. Строительство 5 новых сейсмостойких объектов |