В целях корректировки плановых объемов финансирования и совершенствования механизма реализации долгосрочной целевой программы "Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) с высоким уровнем износа в Амурской области" на 2009-2010 годы Правительство Амурской области постановляет:
Внести в долгосрочную целевую программу "Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) с высоким уровнем износа в Амурской области" на 2009-2010 годы, утвержденную постановлением Правительства Амурской области от 15.11.2008 N 273, изменения, изложив ее в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
Исполняющий обязанности губернатора области
В.В. Марценко
Долгосрочная целевая программа
"Переселение граждан из жилищного фонда,
признанного непригодным для проживания,
и (или) с высоким уровнем износа
в Амурской области" на 2009 - 2010 годы
Наименование программы | Долгосрочная целевая программа "Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) с высоким уровнем износа в Амурской области" на 2009 - 2010 годы | |||
Основание для разработки программы (наименование, номер и | Постановление Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 N 675 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002-2010 годы"; | |||
Государственный | Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Амурской области | |||
Основной разработчик программы | Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Амурской области | |||
Цели программы | Целями программы являются: | |||
Основная задача программы | Задачей программы является: | |||
Перечень подпрограмм и основных мероприятий | Строительство (приобретение) объектов жилищного фонда; | |||
Сроки и этапы реализации программы | Программа реализуется в один этап - 2009-2010 годы | |||
Объемы и источники финансирования программы | Общие расходы на реализацию программы составят из областного бюджета 50,0 млн. руб., в том числе: | |||
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | Обеспечение жителей области, проживающих в непригодном для проживания жилищном фонде, благоустроенными жилыми помещениями; |
Одним из приоритетов национальной жилищной политики Российской Федерации является обеспечение комфортных условий проживания, в том числе и выполнение обязательств государства по реализации права на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в жилых домах, не отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям.
Вместе с тем в области из года в год растет доля ветхого и аварийного жилья. Жилищный фонд Амурской области на конец 2000 года насчитывал 17190,3 тыс. кв. м; на конец 2007 года - 17966,2 тыс. кв. м. Площадь всего ветхого и аварийного жилищного фонда составляла на конец 2000 года 765,1 тыс. кв. м (4,5 % от жилого фонда), на конец 2007 года - 1334,5 тыс. кв. м (7,4 % от жилого фонда). В ветхом и аварийном жилье проживают более 66 тыс. человек.
Следует отметить, что рост в значительной мере произошел за счет увеличения аварийности жилья. Если за период с 2000 по 2007 годы площадь ветхого жилья возросла в 1,4 раза (с 617,3 до 870,9 тыс. кв. м), то площадь аварийного жилья - в 3,1 раза (с 147,8 до 463,6 тыс. кв. м), составив 2,6 % от общего жилого фонда.
В области преобладает жилищный фонд, построенный после 1971 года, причем более половины жилых зданий построено в 1971-1995 годах, в них проживает 57,8 % населения. Вместе с тем третья часть площади жилищного фонда приходится на дома, построенные в период до 1970 года (33,5 %). Около 1,2 % жилых зданий составляют дома, построенные ранее 1920 года.
Ветшание жилищного фонда происходит из-за недостатка средств на капитальный ремонт, объемы которого сократились с 15,8 тыс. кв. м в 2000 году до 8,8 тыс. кв. м в 2007 году. За 2007 год было отремонтировано 28,0 тыс. кв. м общей площади жилых домов, в том числе лишь третья часть помещений - в квартирах.
Выбытие ветхого и аварийного жилищного фонда идет медленно. В 2007 году по ветхости и аварийности было снесено 2,4 тыс. кв. м, что составляет всего 0,2 % от ветхого и аварийного фонда на начало 2008 года.
Ветхий и аварийный жилищный фонд ухудшает внешний облик городов, сдерживает развитие городской инфраструктуры, понижает инвестиционную привлекательность городов. Реализацию реконструктивных мероприятий на таких территориях сдерживают как финансовые проблемы, так и нерешенность правовых вопросов, касающихся резервирования земли для объектов инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры, а также компенсаций владельцам недвижимости в связи с использованием их участков для общественных нужд.
Проживающие в ветхих и аварийных домах граждане в основном не в состоянии самостоятельно приобрести или получить на условиях найма жилище удовлетворительного качества. Муниципальные образования, учитывая высокую степень дотационности своих бюджетов, самостоятельно проблему переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда решить не могут. Следовательно, решить ее можно только программным методом с привлечением средств из бюджетов всех уровней, а также внебюджетных источников, не исключая вариант частичной оплаты населением при превышении нормы предоставления и стоимости 1 кв. м жилья, установленной федеральным стандартом.
Основными условиями для финансирования региональных мероприятий из федерального бюджета по подпрограмме "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" в части переселение граждан Российской Федерации из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) с высоким уровнем износа федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы являются:
утвержденная в установленном порядке региональная программа;
обеспечение условий софинансирования из областного и местных бюджетов;
привлечение средств внебюджетных источников для финансирования мероприятий региональной программы.
Для определения площади ветхого и аварийного жилищного фонда принимаются показатели, установленные инструкцией по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения "Сведения о жилищном фонде" (форма N 1 - жилфонд), утвержденной постановлением Росстата от 25.09.2007 N 66 (*), которой определено, что к ветхим домам относятся каменные дома с износом свыше 70% и прочие - с износом свыше 65%.
Жилое помещение признается непригодным для проживания и, в частности, многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в порядке и по основаниям, установленным:
до 23.09.2003 - Положением, утвержденным приказом Министерства ЖКХ РСФСР от 05.11.1985 N 529;
до 14.02.2006 - Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 04.09.2003 N 552;
после 14.02.2006 - Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47.
Форма N 1 - жилфонд заполняется организациями, аккредитованными Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости или его территориальными органами на осуществление деятельности по технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности (организации технического учета и технической инвентаризации) по всему жилищному фонду независимо от целей его использования и формы собственности, и представляется органу государственной статистики по месту, установленному территориальным органом Росстата в субъектах Российской Федерации.
Основными целями программы являются переселение граждан Амурской области, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде, в благоустроенные жилые помещения, а также ликвидация существующего ветхого и аварийного жилищного фонда после переселения граждан.
В рамках реализации программы планируется:
обеспечение переселяемых граждан жильем (строительство жилья, приобретение квартир на первичном и вторичном рынках жилья);
завершение строительством объектов жилищного фонда высокой степени готовности;
немедленная ликвидация ветхого и аварийного жилищного фонда в целях предупреждения его повторного заселения;
расширение масштабов использования вторичного рынка жилья;
формирование финансовых и инвестиционных ресурсов для обеспечения переселяемых граждан благоустроенным жильем.
Программа будет реализовываться в один этап в течение двух лет с 2009 по 2010 годы.
Задачи, этапы и сроки реализации программы
N п/п | Наименование | Наименование | Период | Ожидаемый результат | ||||
задачи | решаемой проблемы | реализации | качественная характеристика | количественная оценка | ||||
1. | Строительство (приобретение) объектов жилищного фонда | Недостаточные объемы строительства нового жилья | 2009-2010 гг. | Общие объемы (площадь) создаваемого (приобретаемого) жилищного фонда | 2668 кв.м | |||
2. | Переселение из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа | Проживание граждан в жилищном фонде, признанном непригодным для проживания, и (или) жилищном фонде с высоким уровнем износа | 2009-2010 гг. | Общее количество переселяемых граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и(или) жилищного фонда с высоким уровнем износа | 148 человек | |||
3. | Ликвидация жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа | Сдерживание развития социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов | 2009-2010 гг. | Общие объемы (площадь) ликвидируемого жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и(или) жилищного фонда с высоким уровнем износа | 2668 кв.м |
Система программных мероприятий включает в себя работу по следующим направлениям:
а) строительство (приобретение) объектов жилищного фонда;
б) переселение из жилищного фонда, признанного непригодным для
проживания;
в) ликвидация жилищного фонда, признанного непригодным для проживания.
Таблица 2
N п/п | Наименование задач, программных мероприятий | Затраты, всего (млн. | Сроки реализации | Государственный заказчик, ответственный за реализацию мероприятия | Ожидаемый результат | |||
1. | Строительство (приобретение) объектов жилищного фонда | 50,0 | 2009-2010 годы | Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Амурской области | 2668 кв.м | |||
2. | Переселение из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа | 2009-2010 годы | Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Амурской области | 148 человек | ||||
3. | Ликвидация жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа | 2009-2010 годы | Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Амурской области | 2668 кв.м |
Система управления программой включает государственного заказчика программы и органы местного самоуправления муниципальных образований, наделенные частью функций заказчика (далее - органы местного самоуправления).
Функции элементов системы управления программой распределяются следующим образом:
Государственный заказчик программы:
1) организует отбор муниципальных образований и проектов для участия в программе;
2) осуществляет общую координацию и мониторинг работ;
3) формирует нормативную базу;
4) вносит предложения по распределению средств, выделяемых из областного бюджета;
5) оформляет и защищает бюджетные заявки на финансирование программы из федерального и областного бюджетов;
6) заключает соглашения на софинансирование с муниципальными образованиями;
7) организует работу по реализации программы в рамках своих полномочий совместно с министерством экономического развития, промышленности и транспорта Амурской области и Министерством регионального развития Российской Федерации;
8) принимает участие в решении вопросов бюджетного финансирования программы исходя из возможностей областного бюджета на очередной финансовый год, включая вопросы межбюджетных отношений;
9) принимает участие в решении вопросов по организации различных форм внебюджетного финансирования мероприятий программы.
Органы местного самоуправления: