Анализ текущей ситуации. В Оренбургской области на протяжении последних нескольких лет происходит внедрение программно-целевых инструментов в практику деятельности органов государственной власти Оренбургской области.
Выстроена иерархия программно-целевых документов в зависимости от горизонта планирования и комплексности поставленных задач. Так, стратегические цели и задачи развития региона закреплены в стратегии развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 20 августа 2010 года N 551-пп.
Цели и задачи развития на среднесрочную перспективу установлены в постановлении Правительства Оренбургской области от 22 февраля 2011 года N 93-п "Об утверждении комплексного плана мероприятий по приоритетным направлениям деятельности Правительства Оренбургской области в 2011-2015 годах по выполнению послания Губернатора Оренбургской области "Стратегия прорыва. Программа действий до 2015 года".
Соответствующий план действий является первым этапом реализации долгосрочной стратегии развития области. В настоящее время также ведется работа с муниципальными образованиями области по формированию документов стратегического развития на муниципальном уровне.
Для реализации стратегических целей и задач развития региона в Оренбургской области формируется система программно-целевых инструментов следующего уровня иерархии.
1. Доклады о результатах и основных направлениях деятельности. Разработка органами исполнительной власти области докладов о результатах и основных направлениях деятельности (далее - ДРОНД) осуществляется в Оренбургской области начиная с 2006 года в соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области от 15 февраля 2006 года N 44-п "Об утверждении положения о докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования".
ДРОНД является комплексным программно-целевым инструментом на уровне органа исполнительной власти. Он позволяет в систематизированном виде увязать цели, задачи и показатели результативности деятельности субъекта бюджетного планирования на среднесрочный период и выделяемые ему бюджетные ассигнования.
При установлении в ДРОНД показателей результативности деятельности органов исполнительной власти области учитываются положения постановления Правительства Оренбургской области от 12 апреля 2010 года N 241-п "О проведении оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти Оренбургской области", которым установлены для каждого органа исполнительной власти области перечень показателей, характеризующих:
n деятельность органов исполнительной власти Оренбургской области;
n конечные результаты деятельности органов исполнительной власти;
n эффективность использования бюджетных средств области;
n ход реализации институциональных реформ.
При этом соответствующее постановление было разработано в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2009 года N 322 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 года N 825 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации".
Таким образом, можно сделать вывод, что при установлении в ДРОНД целей, задач и показателей деятельности органов исполнительной власти области осуществляется взаимоувязка приоритетов развития на региональном и федеральном уровнях.
Доклады о результатах и основных направления деятельности на 2011-2013 годы были сформированы 18 из 21 органами исполнительной власти.
2. Долгосрочные целевые программы. Применение инструмента долгосрочных целевых программ регламентируется в Оренбургской области следующими нормативными правовыми актами:
Долгосрочные целевые программы являются инструментом программно-целевого управления на уровне нескольких органов исполнительной власти, который направлен на достижение целей и задач развития, имеющих межведомственный характер. При рассмотрении проектов долгосрочных целевых программ, планируемых к реализации, проводится их проверка на соответствие целям и задачам в стратегии развития Оренбургской области на долгосрочную перспективу.
В 2010 году в Оренбургской области финансировалось 49 областных целевых программ, на реализацию которых было направлено 23,6 млрд. рублей, в том числе из областного бюджета - 6,7 млрд. рублей. При этом по результатам проведенной оценки эффективности за 2010 год высокоэффективными и эффективными признаны 34 программы, удовлетворительную оценку получили 13 программ, 2 программы признаны неэффективными.
3. Ведомственные целевые программы. Применение инструмента ведомственных целевых программ регламентируется на уровне области постановлением Правительства Оренбургской области от 7 ноября 2008 года N 408-п "Об утверждении порядка разработки и реализации ведомственных целевых программ в Оренбургской области".
Ведомственные целевые программы являются инструментом программно-целевого управления на уровне отдельного ведомства, который направлен на достижение конкретных задач, стоящих перед отдельным органом исполнительной власти, а также обеспечивает внутриведомственную координацию его деятельности.
В 2010 году в Оренбургской области финансировалось 26 ведомственных целевых программ, на реализацию которых было направлено 18,6 млрд. рублей.
В целом доля расходов областного бюджета, осуществленных в 2010 году в рамках долгосрочных и ведомственных целевых программ, составила 43 процента (25,2 млрд. рублей из 58,1 млрд. рублей).
В настоящий момент постановлением Правительства Оренбургской области от 28 апреля 2011 года N 279-п утвержден порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Оренбургской области. На сегодняшний день процесс разработки областных государственных программ находится на начальной стадии.
Концепция изменений. По результатам анализа текущей ситуации можно сделать вывод, что в Оренбургской области утверждены и используются механизмы применения программно-целевых инструментов при осуществлении деятельности органов исполнительной власти, выстроена иерархия программно-целевых документов исходя из горизонта планирования и комплексности поставленных задач.
Однако также стоит выделить сложившиеся недостатки существующего порядка:
n недостаточная роль инструмента ДРОНД при осуществлении бюджетного планирования (при формировании бюджетных заявок, планировании и обосновании бюджетных ассигнований);