Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 мая 2010 года N 326-пп

Об утверждении областной межведомственной программы "Профилактика раннего семейного неблагополучия "Семья"на 2010-2012 годы

(Изменение:
Постановление Правительства Оренбургской области от 18.10.2010 N 744-пп НГР RU56000201000536;
Постановление Правительства Оренбургской области от 26.11.2010 N 852-п НГР RU56000201000650;
Постановление Правительства Оренбургской области от 10.12.2010 N 893-пп, НГР RU56000201000689;
Постановление Правительства Оренбургской области от 11.08.2011 N 716-пп, НГР RU56000201100592;
Постановление Правительства Оренбургской области от 10.04.2012 N 315-пп НГР RU56000201200174;
Постановление Правительства Оренбургской области от 11.10.2012 N 892-пп НГР RU56000201200652)

1. С целью развития системы социальной поддержки семей с детьми и повышения эффективности межведомственного взаимодействия по профилактике семейного неблагополучия на его ранних стадиях на территории Оренбургской области Правительство Оренбургской области постановляет:

Утвердить областную межведомственную программу "Профилактика раннего семейного неблагополучия "Семья" на 2010-2012 годы согласно приложению.

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на вице-губернатора - заместителя председателя Правительства Оренбургской области по социальной политике Самсонова П.В.

(Изменение: Постановление Правительства оренбургской области от 18.10.2010 N 744-пп НГР RU56000201000536)

3. Постановление вступает в силу после его официального опубликования.

Председатель Правительства С.И.Грачев

Приложение

к постановлению

Правительства области

от 14.05.2010 N 326-пп

(Изменение: Постановление Правительства оренбургской области от 18.10.2010 N 744-пп НГР RU56000201000536)

Областная межведомственная программа "Профилактика раннего семейного неблагополучия "СемьЯ" на 2010-2012 годы

Паспорт Программы


Наименование
 Программы

-

областная межведомственная программа "Профилактика раннего семейного неблагополучия "СемьЯ" на 2010-2012 годы (далее – Программа)

Основание для разработки Программы

-

протокол заседания правления Фонда поддержки  детей, находящихся в трудной жизненной ситуации,  от 8 апреля 2010 года N 6  о проведении конкурсного  отбора программ субъектов Российской Федерации по поддержке  детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Государственный
 заказчик Программы

-

министерство социального развития Оренбургской области

Разработчик Программы

-

министерство социального развития Оренбургской области

Цель и задачи Программы

-

профилактика  социального сиротства.
 Задачами Программы являются:
 укрепление семьи как социального института;

 развитие областной системы социальной поддержки семьи и детей;

 повышение эффективности межведомственного взаимодействия по профилактике семейного неблагополучия на  его ранних стадиях;

 совершенствование системы  реабилитационной работы  с семьей и детьми, находящимися в социально опасном положении;

 создание условий для выхода семьи из кризисной ситуации;

 активизация внутренних ресурсов семьи;

 повышение уровня жизни "низкоресурсных" семей

Срок реализации
 Программы

-

2010-2012 годы

Целевые группы, на
 которые направлена деятельность по реализации Программы

-

социально неблагополучные семьи (семьи с моральным неблагополучием) (3,7 тысячи);

 семьи несовершеннолетних родителей   (175,0 тысячи);

 неполные семьи (43,0 тысячи);

 родители, не выполняющие свои обязанности по воспитанию, обучению и содержанию детей;

 семьи,  имеющие факторы риска п о лишению родительских прав (450 семей);

 семьи, нуждающиеся в заботе государства  (138,0 тысячи);

 семьи, имеющие детей-инвалидов (7,4 тысячи);

 многодетные семьи (11,7 тысячи) и другие семьи группы риска;

 специалисты, работающие в системе профилактики социального сиротства  (87 человек)

Исполнители основных мероприятий  Программы

-

министерство социального развития Оренбургской области, министерство образования Оренбургской области, министерство молодежной политики, спорта и туризма Оренбургской области, сектор по обеспечению  деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав аппарата Губернатора и Правительства Оренбургской области, территориальные управления социальной защиты населения, учреждения социального обслуживания семьи и детей

Объем и источники финансирования Программы
 (Изменение:
 Постановление Правительства Оренбургской области от 11.10.2012 N 892-пп НГР RU 56000201200652)

-

общий объем финансирования Программы -  91 161,6 тыс. рублей, в том числе:
 областной бюджет - 77 167,1 тыс. рублей;

 средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, - 13 994,5 тыс. рублей;

 2010 год - 26 315,3 тыс. рублей, в том числе:
 областной бюджет - 16 545,1 тыс. рублей;

 средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, - 9 770,2 тыс. рублей;

 2011 год - 32 553,2 тыс. рублей, в том числе:
 областной бюджет - 30 266,0 тыс. рублей;

 средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, - 2 287,2 тыс. рублей;

 2012 год - 32 293,1 тыс. рублей, в том числе:
 областной бюджет - 30 356,0 тыс. рублей;

 средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, - 1 937,1 тыс. рублей".

Организация управления
 и система контроля за
 исполнением Программы

-

координатором деятельности субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по реализации Программы является Правительство Оренбургской области.
 Ко нтроль  за реализацией  Программы осуществляет министерство социального развития Оренбургской области.

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом


Положение семьи в Оренбургской области, как и в целом по России, в настоящее время не является устойчивым и благополучным - 138,6 тыс. семей, воспитывающих 210 тыс. детей, нуждаются в государственной поддержке (45 процентов от общего числа семей с детьми). Семейное неблагополучие является одной из главных причин роста уровня социального сиротства.

Защита прав и законных интересов семьи и детей, профилактика сиротства и распространения негативных тенденций в детской и подростковой среде являются одними из приоритетных направлений социальной политики Правительства Оренбургской области.

В Оренбургской области в полном объеме реализуются федеральные меры социальной поддержки семей с детьми, постоянно совершенствуется областная система социально-защитных мер, направленных на улучшение положения женщин и детей, укрепление института семьи, оказание помощи семьям и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Приняты и реализуются около 20 областных целевых программ, имеющих ярко выраженную социальную направленность, в том числе:

программа "Дети Оренбуржья" с ежегодным объемом финансирования около 200 млн. рублей;

комплексная целевая программа профилактики правонарушений на территории Оренбургской области с общим объемом финансирования 215,8 млн. рублей;

программа реализации государственной молодежной политики в Оренбургской области "Молодежь Оренбуржья" с общим объемом финансирования около 120 млн. рублей.

В целях поддержки семьи приняты и реализуются:

Законы Оренбургской области:

от 8 июля 1997 года N 104/26-ОЗ "Об оплате труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье в Оренбургской области";

от 19 ноября 2001 года N 364/340-II-ОЗ "О патронатном воспитании";

от 9 ноября 2004 года N 1533/259-III-ОЗ "О порядке и размерах выплат денежных средств опекунам (попечителям) на содержание ребенка";

от 12 января 2005 года N 1756/284-III-ОЗ "О мерах социальной поддержки многодетных семей";

постановления администрации Оренбургской области:

от 20 октября 2004 года N 204-п "О размерах и порядке дополнительных видов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";

от 14 июня 2005 года N 156-п "Об утверждении положения о порядке и размере предоставления социальной выплаты на приобретение жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей";

постановление Правительства Оренбургской области от 26 февраля 2007 года N 79-п "О порядке реализации мер социальной поддержки многодетных семей".

Благодаря целенаправленной работе по улучшению положения женщин, семьи и детей в области в последние годы наметилась тенденция к сокращению количества беспризорных и безнадзорных детей. Продолжены создание оптимальной сети и укрепление материально-технической базы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, увеличение объема и повышение качества социальных услуг, предоставляемых несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

За последние 3 года наметилась тенденция снижения числа семей, находящихся в социально опасном положении, - с 5,8 тыс. семей в 2006 году до 5,3 тыс. семей в 2009 году, числа беспризорных и безнадзорных детей - с 10,7 тыс. человек в 2006 году до 9,7 тыс. человек в 2009 году.

Работа по выявлению семей данной категории и оказанию им социальной помощи осуществляется на основе областной межведомственной карты-схемы сопровождения выявленного беспризорного в рамках областных межведомственных акций "Помоги ребенку", "Каждого ребенка школьного возраста за школьную парту", межведомственной операции "Подросток", а также в ходе ежедневных рейдов межведомственных групп.

Для сообщений граждан о детях, нуждающихся в экстренной помощи и поддержке государства, на базе областного транзитного социально-реаби-литационного центра для несовершеннолетних организована работа областной круглосуточной "горячей" телефонной линии "Мы рядом". Аналогичные службы созданы во всех городских округах и муниципальных районах области.

Особую роль в работе по выявлению семейного неблагополучия на ранних этапах выполняют органы здравоохранения, социальной защиты населения, комиссии по делам несовершеннолетних. В области действует механизм межведомственного медико-социально-психологического сопровождения беременных женщин и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации.

За период с 2006 года по настоящее время число семей, взятых под патронаж, возросло с 14,0 до 16,5 тысячи, при этом численность безнадзорных детей снизилась с 11,0 до 9,7 тыс. человек.

Данное направление работы нуждается в дальнейшем развитии и совершенствовании межведомственных подходов.

С целью создания единой базы данных о несовершеннолетних жителях области, нуждающихся в особой заботе государства, в соответствии с указом Губернатора Оренбургской области от 28 февраля 2008 года N 35-ук "О создании единого областного межведомственного банка данных о детях и семьях, находящихся в социально опасном положении" проводится работа по ее формированию. В связи с этим особую актуальность приобретает создание единой информационной системы обмена данными между органами и учреждениями системы социальной защиты по семьям и детям данной категории.

В Оренбуржье создана сеть учреждений по социальному обслуживанию семьи и детей (35 учреждений и 48 отделений по проблемам семьи и детей в комплексных центрах социального обслуживания населения), что соответствует среднероссийским показателям (38,1).

Ежегодно различные виды социальных услуг в учреждениях получают около 126 тыс. семей с детьми, организуются курс социальной реабилитации для 4 тыс. несовершеннолетних, отдых и оздоровление для 138 тыс. несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Несмотря на принимаемые меры, положение детей в области остается сложным. Большую тревогу вызывает достаточно высокий уровень социального сиротства - ежегодно органами социальной защиты населения выявляется около 500 детей, родители которых не исполняют своих обязанностей и (или) имеют факторы риска по лишению родительских прав (около 1000 семей).

При этом далеко не все семьи, где родители не справляются с задачей воспитания детей, попадают в поле зрения субъектов профилактики, в связи с чем одной из первоочередных задач являются своевременное (на ранних этапах неблагополучия) выявление детей и семей, оказавшихся в социально опасном положении, и оказание им необходимой помощи.

Для реализации основного права ребенка - жить и воспитываться в семье необходимо продолжить совершенствование межведомственных подходов в организации деятельности по профилактике семейного неблагополучия, социального сиротства, принять дополнительные меры, адекватные остроте проблемы, характеризующейся широким спектром причин и проявлений, обеспечить оперативное реагирование по выводу семьи из кризисных состояний.

Социальная значимость проблем, связанных с семейным неблагополучием, социальным сиротством, обусловливает необходимость их решения на межведомственном уровне при активной государственной поддержке с использованием программно-целевого метода.

2. Основная цель и задачи Программы


Целью Программы является сокращение числа лишений родителей родительских прав посредством ранней профилактики социального сиротства детей, создания комплексной системы профилактической и реабилитационной работы с семьей и детьми, находящимися в социально опасном положении, укрепления семьи как социального института, активизации внутренних ресурсов семьи.

Приоритетными задачами органов и учреждений системы профилактики являются:

повышение эффективности межведомственного взаимодействия по выявлению, постановке на учет семей и детей, находящихся в социально опасном положении;

оказание выявленным семьям и детям оперативной и адекватной помощи;

организация социального сопровождения семьи и детей;

обеспечение социальных гарантий, защита прав несовершеннолетних;

правовое просвещение и воспитание несовершеннолетних и их родителей;

повышение уровня жизни "низкоресурсных" семей путем совершенствования и развития мер социальной поддержки.

3. Система программных мероприятий и ожидаемые результаты


Программа направлена на комплексное решение проблем социализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Программа предусматривает мероприятия по следующим направлениям:

совершенствование нормативно-правовой базы;

создание системы взаимодействия и оперативного реагирования;

укрепление института семьи, пропаганда базовых семейных ценностей;

дополнительные меры по социальной поддержке семьи и детей;

организационно-методическое, кадровое и информационное обеспечение деятельности.

Программой предусматриваются создание единой информационной системы обмена данными между органами и учреждениями системы социальной защиты населения по семьям и детям, находящимся в социально опасном положении, совершенствование механизма взаимодействия и оперативного реагирования, социального сопровождения семьи и детей, обеспечение социальных гарантий, защита прав и законных интересов семьи и детей, совершенствование форм и технологий социального обслуживания семьи и детей.

Данные направления позволят организовать работу по профилактике социального сиротства одновременно по 4 уровням влияния:

I уровень - мониторинг социальной характеристики семей по категориям (неполные семьи, семьи с моральным неблагополучием, семьи несовершеннолетних родителей, многодетные семьи и т.д.), контроль за внутренней миграцией семей, находящихся в социально опасном положении, по территории Оренбургской области (смена места жительства, отъезд на учебу, работу, лечение и др.) с одновременной постановкой на учет в органы и учреждения системы профилактики принимающей территорией;

II уровень - оперативное реагирование на кризисную ситуацию; организация коррекционной работы с семьей и детьми; оказание экстренной социальной помощи членам семьи (по необходимости); формирование и реализация индивидуальных программ по выводу семьи из кризисной ситуации, нормализации семейной обстановки; изъятие ребенка из семьи в случае угрозы его жизни и здоровью, проведение реабилитационных мероприятий для ребенка в стационарных условиях;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»