ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 октября 2010 года N 744-пп


О внесении изменений в постановление Правительства
Оренбургской области от 14.05.2010 № 326-пп


1. Внести в Постановление Правительства Оренбургской области от 14.05.2010 № 326-пп "Об утверждении областной межведомственной программы "Профилактика раннего семейного неблагополучия "СемьЯ" на 2010 - 2012 годы" следующие изменения:

1.1. Пункт 2 Постановления изложить в новой редакции:

"2. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на вице-губернатора - заместителя председателя Правительства Оренбургской области по социальной политике Самсонова П.В.".

1.2. Приложение к Постановлению изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему Постановлению.

2. Постановление вступает в силу после его официального опубликования.

Губернатор
Оренбургской области
Ю.А.Берг


Приложение
к постановлению
Правительства
Оренбургской области
от 18 октября 2010 г.
     № 744-пп


Приложение
к постановлению
Правительства области
от 14.05.2010
 № 326-пп

(в ред. постановления от 11.08.2011 г. № 716-пп)

  

Областная межведомственная программа
«Профилактика раннего семейного неблагополучия «СемьЯ»
на 2010-2012 годы

Паспорт Программы

Наименование Программы - областная межведомственная программа «Профилактика раннего семейного неблагополучия «СемьЯ» на 2010 - 2012 годы (далее - Программа)

Основание для разработки Программы - протокол заседания правления Фонда поддержки детей, находя- щихся в трудной жизненной ситуации, от 8 апреля 2010 года № 6 о проведении конкурсного отбора программ субъектов Российской Федерации по поддержке детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

     Государственный заказчик Программы - министерство социального развития Оренбургской области

Разработчик Программы - министерство социального развития Оренбургской области

     Цель и задачи Программы - профилактика социального сиротства.

Задачами Программы являются:

укрепление семьи как социального института;

развитие областной системы социальной поддержки семьи и детей;

повышение эффективности межведомственного взаимодействия по профилактике семейного неблагополучия на его ранних стадиях;

совершенствование системы реабилитационной работы с семьей и детьми, находящимися в социально опасном положении;

создание условий для выхода семьи из кризисной ситуации;

активизация внутренних ресурсов семьи;

повышение уровня жизни «низкоресурсных» семей

Срок реализации Программы - 2010 - 2012 годы

Целевые группы, на которые направлена деятельность по реализации Программы - социально неблагополучные семьи (семьи с моральным неблагополучием) (3,7тысячи);

семьи несовершеннолетних родителей (175,0 тысячи);

неполные семьи (43,0 тысячи);

родители, не выполняющие свои обязанности по воспитанию, обучению и содержанию детей;

семьи, имеющие факторы риска по лишению родительских прав (450 семей);

семьи, нуждающиеся в заботе государства (138,0 тысячи);

семьи, имеющие детей-инвалидов (7,4тыайи);

многодетные семьи (11,7 тысячи) и другие семьи группы риска;

специалисты, работающие в системе профилактики социального сиротства (87 человек)

     Исполнители основных мероприятий Программы - министерство социального развития Оренбургской области, министерство образования Оренбургской области, министерство молодежной политики, спорта и туризма Оренбургской области, сектор по обеспечению деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав аппарата Губернатора и Правительства Оренбургской области, территориальные управления социальной защиты населения, учреждения социального обслуживания семьи и детей     

«Общий объем финансирования Программы

-

общий объем финансирования Программы -                  91 161,6 тыс. рублей, в том числе:

областной бюджет - 77 167,1 тыс. рублей;

средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, - 13 994,5 тыс. рублей;

2010 год - 26 315,3 тыс. рублей, в том числе:

областной бюджет - 16 545,1 тыс. рублей;

средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, - 9 770,2 тыс. рублей;

2011 год - 32 553,2 тыс. рублей, в том числе:

областной бюджет - 30 266,0 тыс. рублей;

средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, - 2 287,2 тыс. рублей;

2012 год - 32 293,1 тыс. рублей, в том числе:

областной бюджет - 30 356,0 тыс. рублей;

средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, - 1 937,1 тыс. рублей».


Организация управления и система контроля за исполнением Программы - координатором деятельности субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по реализации Программы является Правительство Оренбургской области.

Контроль за реализацией Программы осуществляет министерство социального развития Оренбургской области.

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым  методом

Положение семьи в Оренбургской области, как и в целом по России, в настоящее время не является устойчивым и благополучным -138,6 тыс. семей, воспитывающих 210 тыс. детей, нуждаются в государственной поддержке (45 процентов от общего числа семей с детьми). Семейное неблагополучие является одной из главных причин роста уровня социального сиротства.

Защита прав и законных интересов семьи и детей, профилактика сиротства и распространения негативных тенденций в детской и подростковой среде являются одними из приоритетных направлений социальной политики Правительства Оренбургской области.

В Оренбургской области в полном объеме реализуются федеральные меры социальной поддержки семей с детьми, постоянно совершенствуется областная система социально-защитных мер, направленных на улучшение положения женщин и детей, укрепление института семьи, оказание помощи семьям и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Приняты и реализуются около 20 областных целевых программ, имеющих ярко выраженную социальную направленность, в том числе:

программа «Дети Оренбуржья» с ежегодным объемом финансирования около 200 млн. рублей;

комплексная целевая программа профилактики правонарушений на территории Оренбургской области с общим объемом финансирования 215,8 млн. рублей;

программа реализации государственной молодежной политики в Оренбургской области «Молодежь Оренбуржья» с общим объемом финансирования около 120 млн. рублей.

В целях поддержки семьи приняты и реализуются:

Законы Оренбургской области:

от 8 июля 1997 года № 104/26-03 «Об оплате труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье в Оренбургской области»;

от 19 ноября 2001 года № 364/340-II-O3 «О патронатном воспитании»;

от 9 ноября 2004 года № 1533/259-III-ОЗ «О порядке и размерах выплат денежных средств опекунам (попечителям) на содержание ребенка»;
от 12 января 2005 года № 1756/284-III-ОЗ «О мерах социальной поддержки многодетных семей»;

постановления администрации Оренбургской области:

от 20 октября 2004 года № 204-п «О размерах и порядке дополнительных видов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

от 14 июня 2005 года № 156-п «Об утверждении положения о порядке и размере предоставления социальной выплаты на приобретение жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей»;

постановление Правительства Оренбургской области от 26 февраля 2007 года № 79-п «О порядке реализации мер социальной поддержки многодетных семей».

Благодаря целенаправленной работе по улучшению положения женщин, семьи и детей в области в последние годы наметилась тенденция к сокращению количества беспризорных и безнадзорных детей. Продолжены создание оптимальной сети и укрепление материально-технической базы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, увеличение объема и повышение качества социальных услуг, предоставляемых несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

За последние 3 года наметилась тенденция снижения числа семей, находящихся в социально опасном положении, - с 5,8 тыс. семей в 2006 году до 5,3 тыс. семей в 2009 году, числа беспризорных и безнадзорных детей - с 10,7 тыс. человек в 2006 году до 9,7 тыс. человек в 2009 году.

Работа по выявлению семей данной категории и оказанию им социальной помощи осуществляется на основе областной межведомственной карты-схемы сопровождения выявленного беспризорного в рамках областных межведомственных акций «Помоги ребенку», «Каждого ребенка школьного возраста за школьную парту», межведомственной операции «Подросток», а также в ходе ежедневных рейдов межведомственных групп.

Для сообщений граждан о детях, нуждающихся в экстренной помощи и поддержке государства, на базе областного транзитного социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних организована работа областной круглосуточной «горячей» телефонной линии «Мы рядом». Аналогичные службы созданы во всех городских округах и муниципальных районах области.

Особую роль в работе по выявлению семейного неблагополучия на ранних этапах выполняют органы здравоохранения, социальной защиты населения, комиссии по делам несовершеннолетних. В области действует механизм межведомственного медико-социально-психологического сопровождения беременных женщин и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации.

За период с 2006 года по настоящее время число семей, взятых под патронаж, возросло с 14,0 до 16,5 тысячи, при этом численность безнадзорных детей снизилась с 11,0 до 9,7 тыс. человек.

Данное направление работы нуждается в дальнейшем развитии и совершенствовании межведомственных подходов.

С целью создания единой базы данных о несовершеннолетних жителях области, нуждающихся в особой заботе государства, в соответствии с указом Губернатора Оренбургской области от 28 февраля 2008 года № 35- ук «О создании единого областного межведомственного банка данных о детях и семьях, находящихся в социально опасном положении» проводится работа по ее формированию. В связи с этим особую актуальность приобретает создание единой информационной системы обмена данными между органами и учреждениями системы социальной защиты по семьям и детям данной категории.

В Оренбуржье создана сеть учреждений по социальному обслуживанию семьи и детей (35 учреждений и 48 отделений по проблемам семьи и детей в комплексных центрах социального обслуживания населения), что соответствует среднероссийским показателям (38,1).

Ежегодно различные виды социальных услуг в учреждениях получают около 126 тыс. семей с детьми, организуются курс социальной реабилитации для 4 тыс. несовершеннолетних, отдых и оздоровление для 138 тыс. несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Несмотря на принимаемые меры, положение детей в области остается сложным. Большую тревогу вызывает достаточно высокий уровень социального сиротства - ежегодно органами социальной защиты населения выявляется около 500 детей, родители которых не исполняют своих обязанностей и (или) имеют факторы риска по лишению родительских прав (около 1000 семей).

При этом далеко не все семьи, где родители не справляются с задачей воспитания детей, попадают в поле зрения субъектов профилактики, в связи с чем одной из первоочередных задач являются своевременное (на ранних этапах неблагополучия) выявление детей и семей, оказавшихся в социально опасном положении, и оказание им необходимой помощи.

Для реализации основного права ребенка - жить и воспитываться в семье необходимо продолжить совершенствование межведомственных подходов в организации деятельности по профилактике семейного неблагополучия, социального сиротства, принять дополнительные меры, адекватные остроте проблемы, характеризующейся широким спектром причин и проявлений, обеспечить оперативное реагирование по выводу семьи из кризисных состояний.

Социальная значимость проблем, связанных с семейным неблагополучием, социальным сиротством, обусловливает необходимость их решения на межведомственном уровне при активной государственной поддержке с использованием программно-целевого метода.

2. Основная цель и задачи Программы

Целью Программы является сокращение числа лишений родителей родительских прав посредством ранней профилактики социального сиротства детей, создания комплексной системы профилактической и реабилитационной работы с семьей и детьми, находящимися в социально опасном положении, укрепления семьи как социального института, активизации внутренних ресурсов семьи.

Приоритетными задачами органов и учреждений системы профилактики являются:

повышение эффективности межведомственного взаимодействия по выявлению, постановке на учет семей и детей, находящихся в социально опасном положении;

оказание выявленным семьям и детям оперативной и адекватной помощи;

организация социального сопровождения семьи и детей;

обеспечение социальных гарантий, защита прав несовершеннолетних;

правовое просвещение и воспитание несовершеннолетних и их родителей;

повышение уровня жизни «низкоресурсных» семей путем совершенствования и развития мер социальной поддержки.

3. Система программных мероприятий и ожидаемые результаты

Программа направлена на комплексное решение проблем социализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Программа предусматривает мероприятия по следующим направлениям:

совершенствование нормативно-правовой базы;

создание системы взаимодействия и оперативного реагирования;

укрепление института семьи, пропаганда базовых семейных ценностей;

дополнительные меры по социальной поддержке семьи и детей;

организационно-методическое, кадровое и информационное обеспечение деятельности.

Программой предусматриваются создание единой информационной системы обмена данными между органами и учреждениями системы социальной защиты населения по семьям и детям, находящимся в социально опасном положении, совершенствование механизма взаимодействия и оперативного реагирования, социального сопровождения семьи и детей, обеспечение социальных гарантий, защита прав и законных интересов семьи и детей, совершенствование форм и технологий социального обслуживания семьи и детей.

Данные направления позволят организовать работу по профилактике социального сиротства одновременно по 4 уровням влияния:

     I  уровень - мониторинг социальной характеристики семей по категориям (неполные семьи, семьи с моральным неблагополучием, семьи несовершеннолетних родителей, многодетные семьи и т.д.), контроль за внутренней миграцией семей, находящихся в социально опасном положении, по территории Оренбургской области (смена места жительства, отъезд на учебу, работу, лечение и др.) с одновременной постановкой на учет в органы и учреждения системы профилактики принимающей территорией;

II уровень - оперативное реагирование на кризисную ситуацию; организация коррекционной работы с семьей и детьми; оказание экстренной социальной помощи членам семьи (по необходимости); формирование и реализация индивидуальных программ по выводу семьи из кризисной ситуации, нормализации семейной обстановки; изъятие ребенка из семьи в случае угрозы его жизни и здоровью, проведение реабилитационных мероприятий для ребенка в стационарных условиях;

III уровень - постановка семьи на социальный патронаж, в том числе после возвращения ребенка из социального приюта, социально-реабилитационного центра в кровную семью.

Составление заключения о состоянии семьи через диагностические методики - анкетирование, опросы, тестирование, беседы и др. Определение причин и условий, способствующих возникновению в семье факторов риска по неблагополучию, социальному сиротству. Определение путей преодоления факторов риска.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»