Реформирование системы государственного управления в России является одним из важных условий ускорения социально-экономического развития страны.
Руководствуясь Указом Президента Российской Федерации от 23 июля 2003 г. N 824 "О мерах по проведению административной реформы в 2003-годах", Правительство Пензенской области разработало и осуществило целый ряд мер по обеспечению пересмотра функций исполнительной власти, закреплению необходимых и упразднению избыточных функций, формированию адекватной этим функциям структуры и системы управления.
С 2006 года Правительством Пензенской области реализуются мероприятия административной реформы на основании Программы проведения административной реформы в Пензенской области в 2006-2010 годах, утвержденной Законом Пензенской области от 29.06.2006 N 1051-ЗПО (с последующими изменениями).
В целях повышения эффективности государственного управления в системе исполнительных органов государственной власти области постановлением Правительства Пензенской области от 10.03.2006 N 106-пП (с последующими изменениями) образована Комиссия по обеспечению проведения административной реформы в Пензенской области, возглавляемая Губернатором области В.К. Бочкаревым. Для оперативного решения вопросов по отдельным направлениям реформы образована рабочая группа. Распоряжением Правительства Пензенской области от 01.08.2008 N 237-рП утверждены состав рабочей группы по вопросам реализации административной реформы в Пензенской области и Положение о ней. Председателем рабочей группы является Вице-губернатор - руководитель аппарата Правительства Пензенской области.
В ходе внедрения в практику деятельности исполнительных органов государственной власти Пензенской области принципов результативного управления законами Пензенской области утверждены Стратегия социально-экономического развития Пензенской области на долгосрочную перспективу (до 2021 года) (от 04.09.2007 N 1367-ЗПО) и Программа экономического и социального развития Пензенской области на 2008-2012 годы (от 10.10.2007 N 1369-ЗПО).
В качестве основного механизма оптимизации областного целевого программирования выбраны ведомственные целевые программы. Принято постановление Правительства Пензенской области от 06.05.2008 N 288-пП "Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ Пензенской области".
В Пензенской области создана комплексная система мониторинга деятельности исполнительных органов государственной власти области в целях информационного обеспечения процессов управления по результатам, включающая в себя:
а) осуществление мониторинга деятельности исполнительных органов государственной власти по ежегодно утверждаемым распоряжением Правительства области индикативным показателям экономического и социального развития области;
б) осуществление мониторинга на базе Региональной информационно-аналитической системы (РИАС) мониторинга, анализа и прогнозирования социально-экономического развития, внедренной в 2007 году;
в) осуществление мониторинга в рамках ежегодной подготовки и защиты ДРОНДов.
Создана соответствующая нормативная правовая база.
В целях оптимизации функций областных министерств и ведомств разработан бланк паспорта функции исполнительного органа государственной власти Пензенской области, утверждено Постановление Правительства Пензенской области от 04.05.2008 N 274-пП "Об использовании аутсорсинга исполнительными органами государственной власти Пензенской области". Для повышения эффективности системы закупок для государственных нужд в Пензенской области в 2006 году введен в эксплуатацию Портал государственных закупок Пензенской области.
В 2007 году структурными подразделениями Правительства и исполнительными органами государственной власти области разработаны и утверждены 127 административных регламентов предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций, направленных на повышение качества услуг, предоставляемых юридическим лицам и населению. Правительством области разработаны и утверждены Реестр государственных услуг Пензенской области (постановление Правительства Пензенской области от 19.04.2007 N 264-пП (с последующими изменениями) и Реестр платных услуг (постановление Правительства Пензенской области от 02.11.2007 N 744-пП (с последующими изменениями).
В целях противодействия коррупции Правительством Пензенской области принято распоряжение "О некоторых мерах по противодействию коррупции в Пензенской области" (от 15.03.2007 N 49-рП), предусматривающее исполнение Плана мероприятий по противодействию коррупции в Пензенской области на 2007-2008 годы. Утверждена областная целевая программа "Противодействие коррупции в Пензенской области (2007-2008 годы)" (Закон Пензенской области от 10.10.2007 N 1370-ЗПО).
Распоряжением Правительства области от 31.07.2007 N 229-рП (с последующими изменениями) создана межведомственная рабочая группа по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Правительства Пензенской области, иных исполнительных органов государственной власти Пензенской области и их проектов, утверждено Положение о проведении антикоррупционной экспертизы и состав рабочей группы.
В рамках повышения качества предоставления государственных и муниципальных услуг утверждено Типовое положение о многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг в Пензенской области (постановление Правительства области от 04.09.2008 N 571-пП).
В то же время, несмотря на проделанную за последние годы работу, система государственного управления области нуждается в дальнейшем совершенствовании с учетом основных направлений Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.10.2005 N 1789-р (с последующими изменениями).
Условием успеха административной реформы становится целенаправленное формирование новых механизмов работы исполнительных органов государственной власти Пензенской области, которое возможно лишь в рамках эффективной системы управления изменениями.
Новые механизмы работы не могут быть созданы исполнительными органами государственной власти Пензенской области в рамках текущей деятельности и сложившейся линейной структуры управления.
Решение этой проблемы требует хорошо скоординированной работы и значительных ресурсов. Именно поэтому наиболее целесообразным способом решения поставленных задач является разработка и реализация настоящей Программы.
Основанием для выбора программного метода решения является необходимость в:
централизованном планировании преобразований;
координации, контроле и оперативной корректировке из одного центра хода их осуществления;
эффективном управлении и контроле использования ресурсов, направляемых на осуществление мероприятий.
Использование программного метода дополнит действующие механизмы подготовки, принятия и контроля решений с участием комиссии по обеспечению проведения административной реформы, Правительства Пензенской области, исполнительных органов государственной власти Пензенской области.