Взаимоотношения между Тамбовской областью и муниципальными образованиями области по вопросам регулирования бюджетных правоотношений регулируются Законами области от 28.10.2005 N 369-З "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Тамбовской области", от 28.10.2005 N 370-З "О межбюджетных отношениях в Тамбовской области", другими нормативными правовыми актами области.
Разработаны единые формализованные методики межбюджетных трансфертов. Большая часть объема межбюджетных трансфертов закрепляется за муниципальными образованиями области на очередной финансовый год и плановый период законом об областном бюджете, что создает условия для повышения прозрачности и качества планирования местных бюджетов.
В 2008 - 2010 годах финансовая помощь местным бюджетам предоставлялась в виде дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, муниципальных районов и городских округов, субсидий на софинансирование расходных обязательств органов местного самоуправления области, субвенций на выполнение переданных государственных полномочий. Кроме того, местным бюджетам предоставлялись дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов и иные межбюджетные трансферты.
В 2010 году помимо основных видов финансовой помощи (дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности) в местные бюджеты передавалось 25 видов субвенций, 58 видов субсидий, 11 видов иных межбюджетных трансфертов. Таким образом, всего предоставлялось 94 вида финансовой помощи через 14 главных распорядителей средств областного бюджета. 96% межбюджетных трансфертов, перечисленных из областного бюджета в 2010 году (без учета субвенций и передаваемых через областной бюджет федеральных средств), распределялось в соответствии с утвержденными методиками и правилами предоставления средств, что свидетельствует о повышении прозрачности межбюджетных отношений.
Наличие действующей на протяжении ряда лет методики распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) области и стабильность применяемых в ней расчетных формул позволили обеспечить достаточно эффективное выравнивание бюджетной обеспеченности указанных муниципальных образований. В 2009 - 2011 годах размер коэффициента соотношения между средними уровнями расчетной бюджетной обеспеченности пяти наиболее обеспеченных и пяти наименее обеспеченных муниципальных образований области после выравнивания не превышал 1,5 раза.
Вместе с тем новации бюджетного законодательства, а также изменения, предлагаемые федеральным центром в части перераспределения полномочий между федеральными органами власти и регионами, могут повлиять на уже сложившиеся в Тамбовской области межбюджетные взаимоотношения. Поэтому в случае необходимости отдельные положения методики распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) области будут скорректированы. При этом следует максимально сохранить созданный алгоритм расчетов и минимизировать количественный и качественный состав вносимых поправок в действующие формализованные расчеты.
Кроме того, методики расчета дотаций муниципальным образованиям области основываются на величинах налогового потенциала, составляющего доходную базу местных бюджетов. От полноты и качества учета сведений об объектах налогообложения и налогоплательщиках, а также об объектах муниципальной собственности и их использовании существенно зависит размер налогового потенциала муниципальных образований области, а, следовательно, и обоснованный размер дотаций. Автоматизация учета и внедрение системы мониторинга налогового потенциала муниципальных образований области позволит использовать базу данных для полноты и эффективности осуществления расчетов по предоставлению из областного бюджета дотаций бюджетам муниципальных образований области.
Соотношение объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, предоставляемых из областного бюджета бюджетам муниципальных образований, к объему субсидий составило в 2009 году - 0,4, в 2010 году - 0,5. В целях повышения ответственности и самостоятельности органов местного самоуправления области в вопросах социально-экономического развития территорий исполнительным органам государственной власти области необходимо:
проанализировать эффективность предоставляемых из областного бюджета целевых субсидий за последние три года и внести предложения по отмене предоставления неэффективных субсидий;
внести предложения по уточнению утвержденного перечня приоритетных направлений софинансирования расходных обязательств муниципальных образований области на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов (Постановление администрации области от 11.03.2011 N 231) для предоставления целевых субсидий из областного бюджета в 2012 - 2013 годах только в рамках соответствующих целевых программ области, а также рассмотреть вопрос консолидации отдельных субсидий, предоставляемых исполнительными органами государственной власти области в рамках одной целевой программы;
определять уровень софинансирования расходных обязательств муниципальных образований области с учетом уровня бюджетной обеспеченности муниципального образования - получателя субсидии и оценки показателей, характеризующих сроки достижения целей софинансирования и степень отставания в уровне качества предоставления муниципальных услуг;
ввести одним из условий предоставления целевой субсидии для муниципальных образований области - наличие аналогичной целевой программы на местном уровне с утвержденными в ней целевыми индикаторами.
В соответствии с условиями, установленными статьей 139.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Программой Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, необходимо перевести значительную часть предусмотренных в расходах областного бюджета на плановый период 2012 и 2013 годов дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов на увеличение объемов дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов и городских округов в 2012 - 2013 годах.