Современное развитие отношений в сфере общественных финансов предъявляет новые требования к составу, объему и качеству информации о деятельности исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления области. Кроме того, решение задач, поставленных Программой Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, невозможно без использования новейших информационно-технологических средств.
В настоящее время основы современной системы управления общественными финансами в Тамбовской области сформированы на базе информационно-технологической инфраструктуры финансового управления области.
Планируемое дальнейшее развитие информационных систем управления финансами предполагается осуществлять в части совершенствования механизмов составления и последующего сбора бюджетной отчетности.
Дальнейшая модернизация программного комплекса по составлению месячной, квартальной, годовой отчетности с применением интернет-технологий позволит:
осуществлять сбор отчетности в централизованной базе данных всех участников процесса;
осуществлять интеграцию с действующей автоматизированной системой исполнения бюджета;
производить сбор произвольной отчетности на базе единого программного комплекса;
обеспечивать сбор информации от всех получателей бюджетных средств области;
обеспечивать оперативный мониторинг отчетности и многомерный анализ данных.
Ожидаемыми результатами реализации данной задачи Программы являются: обеспечение гарантированного сбора сводной отчетности в соответствии с действующим законодательством, своевременная сдача отчетности в Министерство финансов Российской Федерации и Федеральное казначейство, повышение качества отчетности и уменьшение трудозатрат на всех стадиях подготовки отчетности.
Для повышения качества управления государственными (муниципальными) финансами необходимо создание и развитие информационной системы управления общественными финансами (электронный бюджет), основной целью которой является обеспечение открытости, прозрачности и подотчетности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, повышение качества финансового менеджмента организаций сектора государственного управления.
Информационная система управления общественными финансами должна обеспечить:
повышение доступности информации о финансовой деятельности и финансовом состоянии публично-правовых образований, об их активах и обязательствах;
создание инструментов для взаимоувязки стратегического и бюджетного планирования, проведения мониторинга достижения конечных результатов реализации государственных программ и непосредственных результатов, характеризующих объемы и качество оказания государственных услуг;
интеграцию процессов составления, исполнения бюджетов, бюджетного учета и подготовки финансовой и иной регламентированной отчетности публично-правовых образований;
усиление взаимосвязи бюджетного процесса и процедур планирования закупок товаров, работ и услуг для нужд публично-правовых образований, размещения заказов на их поставки и исполнения государственных (муниципальных) контрактов, заключаемых по итогам размещения заказов;
обеспечение взаимосвязи реестров расходных обязательств с закрепленными в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочиями публично-правовых образований;
обеспечение публикации в открытом доступе информации о плановых и фактических результатах деятельности организаций сектора государственного управления в сфере управления общественными финансами.
В целях повышения эффективности предоставления государственных услуг в условиях сохранения (либо снижения темпов роста) расходов областного бюджета на их оказание ключевым инструментом становится применение государственных заданий. Исполнительным органам государственной власти области, разрабатывающим проекты государственных заданий на оказание государственных услуг областными государственными учреждениями в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, необходимо разрабатывать и представлять в финансовое управление области сводные показатели государственных заданий. Это позволит реализовать заложенный в Бюджетном кодексе Российской Федерации принцип использования проектов государственных заданий на оказание государственных услуг при планировании бюджетных проектировок на очередной финансовый год и плановый период.
В рамках развития информационной системы управления общественными финансами Тамбовской области потребуется создание информационных ресурсов, имеющих возможность транспортировки в общероссийские реестры сведений об организациях государственного сектора, государственных (муниципальных) служащих, государственных (муниципальных) заданиях, оказываемых услугах и деятельности государственных (муниципальных) учреждений, имуществе и обязательствах публично-правовых образований.
Дальнейшее развитие информационной системы управления общественными финансами Тамбовской области позволит перейти на качественно новый уровень управления государственными финансами и создать инструментарий для принятия обоснованных управленческих решений с целью повышения эффективности и результативности бюджетных расходов.