ПРАВИТЕЛЬСТВО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 яваря 2010 года N 5


Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей в Самарской области до 2015 года

           В целях содействия развитию дополнительного образования детей Правительство Самарской области


ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития дополнительного образования детей в Самарской области до 2015 года.

2. Органам исполнительной власти Самарской области при разработке, реализации и информационном освещении мероприятий в рамках их компетенции учитывать положения Концепции развития дополнительного образования детей в Самарской области до 2015 года.

3. Рекомендовать территориальным органам федеральных органов исполнительной власти, органам местного самоуправления, организациям в Самарской области при разработке, реализации и информационном освещении мероприятий в рамках их компетенции учитывать положения Концепции развития дополнительного образования детей в Самарской области до 2015 года.

4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министерство образования и науки Самарской области (Овчинникова).

5. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.

Губернатор - председатель Правительства Самарской области
В.В. Артяков

Утверждена
постановлением Правительства Самарской области
от 21 января 2010 года N 5

Концепция развития дополнительного образования детей в Самарской области до 2015 года
(далее - Концепция)

1. Общие положения

Настоящая Концепция является документом, отражающим совокупность взглядов на дополнительное образование детей, его место и роль в региональной системе образования, в решении социально значимых проблем и воспитании юных жителей Самарской области.

Настоящая Концепция направлена на реализацию государственной политики в области дополнительного образования детей с учетом региональных особенностей, призвана привлечь внимание органов государственной власти, общественности, бизнес - сообщества к проблемам дополнительного образования детей и учащейся молодежи, а также к их воспитанию.

Настоящей Концепцией определяются цели, задачи, принципы и идеи развития системы дополнительного образования детей Самарской области, ценностно-смысловые, содержательные и результативные приоритеты, способы и механизмы развития дополнительного образования детей в Самарской области.

Настоящая Концепция носит межведомственный характер и будет способствовать созданию единого образовательного пространства, оптимизации использования областных ресурсов, а также формированию и реализации системной государственной политики в сфере дополнительного образования детей и молодежи.

Правовую базу настоящей Концепции составляют:

Закон Российской Федерации «Об образовании»;

Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.95 № 233;

государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2005 № 422;

федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 11.01.2006 №7;

федеральная целевая программа «Дети России» на 2007 - 2010 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации  от 21.03.2007 № 172;

Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.09.2005 № 1340-р;

Концепция федеральной целевой программы «Культура России (2006 - 2010 годы)», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.09.2005 № 1432-р;

Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 1244-р;

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008  № 1662-р;

Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей до 2010 года, утвержденная Министерством образования и науки Российской Федерации 16.04.2007, Министерством культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации 30.08.2007;

Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденная приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.07.2002 № 2783;

аналитическая ведомственная целевая программа «Повышение доступности и качества услуг дополнительного образования детей и совершенствование их социально-адаптирующих функций на 2008 -  2010 годы», утвержденная приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.10.2007 № 283;

аналитическая ведомственная целевая программа «Развитие воспитания в системе образования на 2008 - 2010 годы», утвержденная приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  от 16.10.2007 № 283;

Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года, одобренная решением коллегии Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2004;

Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации (Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию) (2008 год).

2. Состояние дополнительного образования детей как важнейшего направления образовательной политики региона и необходимость его развития

В Самарской области на протяжении более 90 лет успешно функционирует в составе различных ведомств система дополнительного (внешкольного) образования детей, которая является важнейшей составляющей образовательного пространства региона.

В системе дополнительного образования детей выполняются образовательные, воспитательные, социальные функции, разрабатываются и внедряются социально-педагогические модели деятельности и образа жизни детей, реализуются программы развития одаренности, адаптации и социализации детей, в том числе детей с ограниченными возможностями, детей группы риска. В системе дополнительного образования дети осваивают опыт гражданского поведения, основы демократической культуры, осознанного выбора профессии, получают квалифицированную педагогическую помощь по различным аспектам социальной жизни.

В 305 учреждениях дополнительного образования детей различной ведомственной принадлежности занимается более 270 тысяч детей преимущественно в возрасте от 6 до 18 лет, более 238 тысяч детей занимается в 189 учреждениях, подведомственных министерству образования и науки Самарской области, более 27 тысяч детей - в  112 учреждениях, подведомственных министерству культуры Самарской области, более 6 тысяч детей - в 5 учреждениях, подведомственных министерству спорта, туризма и молодежной политики Самарской области.

Характерными особенностями системы дополнительного образования детей Самарской области являются:

внедрение компетентно ориентированного подхода в образовательный процесс;

реализация социальных заказов разных уровней (родителей, организаций, местного сообщества);

существенная степень интеграции общего и дополнительного образования;

высокая занятость школьников в объединениях дополнительного образования детей;

системное проведение профессиональных конкурсов для педагогических работников образовательных учреждений всех типов и видов.

          К основным достижениям системы дополнительного образования детей Самарской области можно отнести следующие позиции:

большинство многопрофильных учреждений дополнительного образования детей в силу выполнения образовательных, социальных, адаптирующих и других функций является социально-культурными и организационно-методическими центрами на территориях муниципальных образований;

стабильная положительная динамика охвата обучающихся в системе дополнительного образования детей и высокий процент занятости  (в 2008/2009 учебном году 86% от общего количества школьников), доказывающая востребованность данного типа образования;

дополнительное образование детей, как правило, продолжает оставаться бесплатным для обучающихся, о чем свидетельствует тот факт, что доля обучающихся, пользующихся платными образовательными услугами даже в самых востребованных и многочисленных направленностях дополнительного образования, составила 0,7 (в физкультурно-спортивной) и 1,2% (в художественно-эстетической) в общем количестве детей, занятых в системе дополнительного образования детей;

в большей степени услугами учреждений дополнительного образования детей пользуются подростки в возрасте от 10 до 14 лет. Дети этого возраста составляют практически 50% от общего количества детей, занимающихся в учреждениях дополнительного образования детей, что, несомненно, является позитивным фактором, так как занятость подростков данного возраста в учреждениях дополнительного образования детей сокращает пространство для девиаций;

учреждения дополнительного образования детей осуществляют свою деятельность круглогодично, являются организаторами содержательного досуга детей в каникулярное время, в выходные и праздничные дни; ими ежегодно проводится свыше 500  социально ориентированных мероприятий, что является важным воспитательным ресурсом;

министерством образования и науки Самарской области ежегодно проводится около 70 областных конкурсных мероприятий, способствующих выявлению и стимулированию одаренных учащихся, министерством культуры Самарской области - 15 системообразующих конкурсов и олимпиад.

Вместе с тем наряду с положительными тенденциями в системе дополнительного образования детей Самарской области существует совокупность проблем регионального плана и проблем, характерных для системы образования Российской Федерации, которые препятствуют использованию потенциала системы дополнительного образования детей в полной мере.    

К числу данных проблем относятся:

противоречивость и недостаточная сформированность законодательной базы в сфере дополнительного образования детей;

отсутствие документов, определяющих стратегию развития всей системы дополнительного образования детей как единой межотраслевой региональной системы;

ограниченность необходимых условий, обеспечивающих доступность дополнительного образования для всех слоев детского населения и учащейся молодежи;

ведомственный характер усилий исполнительных органов государственной власти и муниципальных органов управления, учреждений и организаций, бизнес-сообщества по сохранению и развитию системы дополнительного образования детей;

неразвитость механизмов государственно-общественного контроля за качеством образования;

несовершенство механизма нормативно-подушевого финансирования учреждений дополнительного образования детей (норматив финансирования не учитывает все виды деятельности и направленность реализуемых дополнительных образовательных программ, что не позволяет в полной мере обеспечить развитие материально-технической базы учреждений);

ограниченность финансирования основных региональных и всероссийских мероприятий;

недостаточность в системе дополнительного образования детей программ нового поколения, направленных на развитие инновационной деятельности, информационных технологий;

недостаточность программ дополнительного образования детей, направленных на работу с детьми старшего школьного возраста, учащимися учреждений начального и среднего профессионального образования, детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми группы риска и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации;  

отсутствие единой системы поиска и поддержки талантливых детей;

тенденция нивелирования в молодежной среде духовных и культурных ценностей, толерантности и гражданской ответственности;

отставание темпов развития материально-технической базы учреждений технического профиля от темпов развития научно-технической мысли и современных технологических процессов, что приводит к снижению количества программ технической направленности в системе дополнительного образования детей;

возрастающий дефицит профессионально компетентных специалистов системы дополнительного образования детей, связанный со старением педагогических, методических и управленческих кадров.

Перечисленные проблемы негативно влияют на процесс создания единого образовательного пространства в Самарской области и использование  в полной мере не только материально-технических, но и духовных, культурно-исторических, социальных ресурсов региона.

Переход системы дополнительного образования детей от стратегии выживания к стратегии развития зависит от продуманности управленческих решений, консолидации и оптимизации использования ресурсов на основе межведомственного взаимодействия.

Отсюда возникает необходимость концептуального подхода к решению проблем дополнительного образования детей в условиях единой региональной системы, включающей сферу образования, культуры, спорта и молодежной политики, который позволит обеспечить стабильное развитие дополнительного образования детей, определить его роль и место в системе образования и социально-экономического развития региона.

3. Концептуальные идеи, цель, задачи, подходы и принципы развития дополнительного образования детей в Самарской области

Основными идеями, определяющими системное развитие дополнительного образования  детей в регионе, являются:

идея сохранения единого образовательного пространства в сфере образования, культуры, спорта, молодежной политики;

идея дополнительного образования детей как многоступенчатой системы, позволяющей осваивать дополнительные общеобразовательные программы от дошкольного уровня до среднего (полного) общего образования;

идея дополнительного образования детей как пространства продуктивной и социально конструктивной организации детской жизни, в котором ребенок приобретает комплекс личностных, социальных и профессиональных компетентностей, обеспечивающих его самоопределение, социализацию и профессионализацию;

идея дополнительного образования как образовательной траектории,  позволяющей ребенку выстраивать собственную стратегию самореализации в условиях, сложившихся в Самарской области;

идея опережающего характера, вариативности и предоставления широкого спектра образовательных услуг как пространства возможностей и выбора;

идея инициирования («запуск» собственной траектории развития ребенка), ориентирования (развитие способностей, необходимых для полноценной жизни) и конструирования (организация пространства опытов и событий, в которых вырабатываются личные и социальные нормы) как специфических технологий дополнительного образования детей.

Целью настоящей Концепции является обеспечение стабильного и устойчивого развития системы дополнительного образования детей как неотъемлемой части единой региональной системы образования и воспитания, необходимой для полноценного обеспечения гарантий в сфере дополнительного образования детей в интересах формирования духовно богатой, физически здоровой, социально активной творческой личности ребенка.

Для достижения указанной цели должны быть решены следующие стратегические задачи:

обеспечение региональных гарантий доступности дополнительного образования для всех групп детского населения и учащейся молодежи;

обеспечение качества, эффективности дополнительного образования детей за счет совершенствования содержания, организационных форм и технологий дополнительного образования детей;

расширение сферы образовательных услуг для более полного удовлетворения образовательных потребностей на всех уровнях освоения (от ознакомительного до повышенной сложности) и обеспечение их преемственности;

развитие системы поддержки одаренных детей;

реализация мер, направленных на сохранение здоровья обучающихся;

повышение социального статуса и профессиональное совершенствование  педагогических и руководящих кадров системы дополнительного образования детей;

повышение эффективности управления системой дополнительного образования детей;

создание современной инфраструктуры системы дополнительного образования детей, укрепление материально-технической базы, совершенствование экономических отношений.

Развитие региональной системы дополнительного образования детей определяют следующие подходы:

системно-организационный, предполагающий скоординированную целенаправленную работу всех государственных и общественных структур по развитию дополнительного образования детей;

деятельностный, определяющий дополнительное  образование детей и учащейся молодежи как пространство для совместной деятельности детей и взрослых, направленной на удовлетворение общих образовательных потребностей в самопознании, самоактуализации и самореализации.

Принципами, определяющими развитие региональной системы дополнительного образования детей, являются следующие:     

регионализация - организация деятельности с учетом региональных социально-экономических, географических, культурно-демографических и других условий;

межведомственность реализации настоящей Концепции, межотраслевой характер, направленность на все субъекты системы образования и воспитания, включая учреждения и организации дополнительного образования детей, находящиеся в ведении различных органов исполнительной власти, органов управления образованием, культурой, спортом и молодежной политикой, позволяющие проводить единую политику в сфере дополнительного образования и воспитания детей;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»