ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 октября 2011 года № 797
Об утверждении областной целевой программы "Развитие
внутреннего и въездного туризма в Нижегородской
области в 2012-2016 годах"
(с изменениями на 17 декабря 2013 года)
_______________________________________________________________________________
Утратил силу на основании
постановления Правительства Нижегородской области от 28 октября 2013 года № 780
_______________________________________________________________________________
-----------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Нижегородской области от 13.04.2012 № 208;
постановлением Правительства Нижегородской области от 09.08.2012 № 537;
постановлением Правительства Нижегородской области от 19.10.2012 № 734;
постановлением Правительства Нижегородской области от 19.08.2013 № 564;
постановлением Правительства Нижегородской области от 11.10.2013 № 720;
постановлением Правительства Нижегородской области от 17.12.2013 № 952
------------------------------------------------------------------------
В целях развития внутреннего и въездного туризма в Нижегородской области и формирования конкурентоспособной туристской индустрии Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Развитие внутреннего и въездного туризма в Нижегородской области в 2012-2016 годах" (далее - Программа).
2. Министерству финансов Нижегородской области ежегодно предусматривать в областном бюджете средства на финансирование мероприятий Программы с учетом возможности доходной части областного бюджета на соответствующий финансовый год.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области принять участие в реализации Программы.
4. Аппарату Правительства Нижегородской области обеспечить опубликование настоящего постановления.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора, заместителя Председателя Правительства Нижегородской области Д.В.Сватковского.
Губернатор В.П. Шанцев
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Нижегородской области
от 4 октября 2011 года № 797
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕГО И ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА
В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В 2012-2016 ГОДАХ"
(далее - Программа)
(в ред. постановления Правительства области от 13.04.2012 № 208;
постановления Правительства области от 9.08.2012 № 537;
постановления Правительства области от 19.10.2012 № 734;
постановления Правительства области от 19.08.2013 № 564;
постановления Правительства области от 11.10.2013 № 720;
постановления Правительства области от 17.12.2013 № 952)
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование Программы | Областная целевая программа "Развитие внутреннего и въездного туризма в Нижегородской области в 2012-2016 годах" |
Основание для разработки Программы | - Закон Нижегородской области от 3 октября 2007 года № 129-З "О Правительстве Нижегородской области"; - Закон Нижегородской области от 12 февраля 2008 года № 8-З "О туристской деятельности на территории Нижегородской области"; - постановление Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2009 года № 265 "Об утверждении областной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Нижегородской области в 2009-2011 годах"; - постановление Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 года № 127 "Об утверждении Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года" |
Государственный заказчик Программы | Министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области |
Основной разработчик Программы | Министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области |
Основная цель Программы | Формирование конкурентоспособной туристской индустрии, способствующей социально-экономическому развитию Нижегородской области |
Основные задачи Программы | - создание благоприятных условий для развития туристской отрасли Нижегородской области; - увеличение внутреннего и въездного туристского потока в Нижегородскую область; - привлечение инвестиций на развитие материальной базы туриндустрии и внедрение кредитно-финансовых механизмов государственной поддержки инвесторов, сельского и социального туризма; - создание условий для развития основных центров туризма и туристских зон; - совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере туризма и научное обеспечение |
Сроки и этапы реализации Программы | Сроки реализации Программы - 2012-2016 годы I этап - 2012-2013 годы - разработка нормативных правовых актов в сфере туризма; маркетинг нижегородского турпродукта; подготовка документов для участия в федеральных целевых программах; государственная поддержка инвестиционных проектов, связанных с развитием материальной базы туриндустрии и повышением конкурентоспособности нижегородского турпродукта; создание новых объектов туристского показа; формирование экспозиций; содействие в подготовке кадров. II этап - 2014-2016 годы - маркетинг нижегородского турпродукта; государственная поддержка инвестиционных проектов, связанных с развитием материальной базы туриндустрии и повышением конкурентоспособности нижегородского турпродукта; создание новых объектов туристского показа; формирование экспозиций; содействие в подготовке кадров; подведение итогов Программы и формирование предложений на дальнейший период. |
Исполнители основных мероприятий Программы
| - министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области (далее - МПиРМП); - министерство финансов Нижегородской области - Торгово-промышленная палата Нижегородской области (по согласованию); - Некоммерческое партнерство "Нижегородская туристская лига" (по согласованию) - государственное бюджетное учреждение Нижегородской области "Нижегородский туристско-информационный центр" (по согласованию); (абзац дополнительно введен постановлением Правительства области от 13 апреля 2012 года № 208) |
Раздел изложен в новой редакции постановлением Правительства области от 17.12.2013 № 952 -см. предыдущую редакцию
Объемы и источники финансирования Программы (тыс. руб.) | |||||||
Наименование государственных заказчиков | Источники финансирования | Годы | |||||
2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | Всего за период реализации Программы | ||
Министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области | Всего*, в том числе: | 457756,5 | 268889,76 | 607910,3 | 378815,4 | 390090,8 | 2103462,76 |
Областной бюджет**, | 28876,9 | 21713,71 | 30067,3 | 29987,4 | 32044,8 | 142690,11 | |
Капвложения | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
НИР | 0 | 207,20 | 0 | 0 | 0 | 207,20 | |
Прочие расходы | 28876,9 | 21506,51 | 30067,3 | 29987,4 | 32044,8 | 142482,91 | |
Областной бюджет по ОЦП "Развитие +" | 30000 | 17328,8 | 21500 | 23000 | 0 | 91828,8 | |
Федеральный бюджет, | 0 | 3600 | 70000 | 0 | 0 | 73600 | |
Капвложения | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
НИР | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
Прочие расходы | 0 | 3600 | 70000 | 0 | 0 | 73600 | |
Местный бюджет*, | 3333,6 | 5414,52 | 5375 | 6358 | 0 | 20481,12 | |
Капвложения* | 3333,6 | 5414,52 | 5375 | 6358 | 0 | 20481,12 | |
НИР | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
Прочие расходы | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
Прочие источники, | 395546 | 220832,73 | 480968 | 319470 | 358046 | 1774862,73 | |
Капвложения | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
НИР | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
Прочие расходы | 395546 | 220832,73 | 480968 | 319470 | 358046 | 1774862,73 | |
* С учетом средств областного и местных бюджетов по областной целевой программе "Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области на 2012-2014 годы", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 7 октября 2011 года № 814 (далее - ОЦП "Развитие+") ** Без учета средств областного бюджета по ОЦП "Развитие +" и субсидии государственному бюджетному учреждению Нижегородской области "Нижегородский туристско-информационный центр" на финансовое обеспечение государственного задания по оказанию государственных услуг (выполнению работ)". |
Система организации контроля за исполнением Программы | |
Контроль за реализацией программных мероприятий осуществляет Правительство Нижегородской области. Информация о ходе выполнения Программы представляется в министерство экономики Нижегородской области и другие уполномоченные органы исполнительной власти Нижегородской области | Индикаторы достижения цели Программы |
2. ТЕКСТ ПРОГРАММЫ
2.1. Содержание проблемы
Актуальность разработки и принятия Программы обусловлена необходимостью продолжения комплекса мероприятий по формированию в Нижегородской области конкурентоспособной туристской индустрии, а также достижения целевых значений индикаторов оценки реализации Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 года № 127. В соответствии со Стратегией развития Нижегородской области до 2020 года отрасль "туризм" является одним из приоритетных и перспективных направлений социально-экономического развития региона: туризм отнесен ко второй группе отраслевых приоритетов и входит в число базовых секторов экономики Нижегородской области.
Программа является базовым документом подготовки туристской инфраструктуры региона (в первую очередь гостиничного сектора и сферы общественного питания) к проведению в г.Нижнем Новгороде игр Чемпионата мира по футболу 2018 года.
В целях реализации туристского потенциала региона Правительством Нижегородской области проводится системная государственная политика по формированию современной конкурентоспособной туристской индустрии на основе программно-целевого метода.
Благодаря реализации целевых программ развития туризма объем услуг отрасли в период с с 2005 года по 2008 год вырос с 1587,3 до 5506,5 млн. руб., т.е. в 3,5 раза. Ежегодные темпы роста внутреннего туристского потока в Нижегородской области составили около 15%. При том, что в целом по России внутренний турпоток увеличивался в среднем на 6-8% ежегодно.
В 2009 году в условиях мирового финансово-экономического кризиса наблюдалась отрицательная динамика основных показателей развития туристской отрасли Нижегородской области. Последствиями кризиса стали общее снижение деловой активности, падение платежеспособного спроса, рост безработицы, повлиявшими, прежде всего, на снижение внутреннего туристского потока и объемы услуг в отрасли.
По данным Росстата в 2009 году внутренний туристский поток в Нижегородскую область сократился на 35% по сравнению с уровнем 2008 года. По въездному турпотоку зафиксировано снижение на 7,3% от показателя 2008 года (в 2009 году - 61,7 тыс. чел.). Объем услуг по отрасли "туризм" уменьшился на 17,6% (в 2009 году - 4,54 млрд. руб.).
Реализация комплекса мероприятий Программы позволила не только пережить кризис, но и укрепить основу для дальнейшего динамичного развития туристской отрасли в посткризисный период. По итогам 2010 года туристский поток в Нижегородскую область составил 580,2 тыс. человек, что больше показателя 2009 года на 3,5%. Объем услуг по отрасли "туризм" вырос на 18% и оценивается на уровне 5 млрд. 352 млн. руб.
По предварительным данным Росстата в 2010 году количество иностранных гостей, въехавших в Россию, составило 22,281 млн. чел. Непосредственно в целях туризма в 2010 году в Российскую Федерацию из зарубежных стран въехали 2,134 млн. чел. За пределы Российской Федерации с целью туризма выехали 12,605 млн. чел. Нижегородскую область в 2010 году посетили 81,4 тыс. иностранных граждан, в том числе с туристскими целями - 56,7 тыс. человек.
Согласно прогнозу Всемирной туристской организации Россия при соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры способна принимать в год до 40 млн. иностранных туристов. Потенциально к 2020 году Российская Федерация может войти в первую десятку самых популярных стран, посещаемых туристами.
Необходимо отметить, что ряд таких факторов, как высокий уровень конкуренции на международном рынке со стороны зарубежных стран, высокий уровень конкуренции на российском и международном рынках со стороны регионов Российской Федерации, в том числе входящих в Приволжский федеральный округ, дисбаланс экспорта и импорта туристских услуг, неразвитость туристской инфраструктуры, обусловливают необходимость решения проблемы развития внутреннего и въездного туризма (далее - ВВТ) наиболее эффективными программными методами.
В целях увеличения доли области на рынке ВВТ и осуществления государственной политики по развитию туристской индустрии на территории области министерством поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области разработана настоящая Программа.
Характеристика туристского потенциала Нижегородской области
Характеристика туристской инфраструктуры области
Несмотря на высокий туристский потенциал области, туристские ресурсы используются туроператорами недостаточно эффективно. Основными причинами являются неразвитость туристской инфраструктуры области и неизвестность региона на туристском рынке вследствие "закрытости" Нижегородской области для российских и иностранных туристов до 1991 года.
В то же время Нижегородская область имеет важное стратегическое положение и обладает по сравнению с другими регионами рядом преимуществ.
Транспортная инфраструктура
Нижегородская область находится на перекрестке важных авто-, железнодорожных, водных и авиа- транспортных магистралей. Нижний Новгород располагает международным аэропортом, который является запасным аэропортом г.Москвы. В 2011-2021 гг. запланирована модернизация международного аэропорта "Нижний Новгород", включающая строительство нового пассажирского терминала, развитие привокзальной площади и парковки, реконструкция инженерной инфраструктуры. Реконструкция нижегородского аэропорта будет способствовать развитию международного туризма и повышению конкурентоспособности нижегородского турпродукта. Кроме того, актуальность реконструкции обусловлена необходимостью качественного обслуживания пассажирских потоков в период проведения игр Чемпионата мира по футболу 2018 года в г.Нижнем Новгороде.
Туристские компании имеют на своем балансе 21 пассажирский теплоход, обеспечившие за навигацию (с мая по октябрь) 2009 года перевозку более 37,5 тысяч туристов, в 2010 году - более 53 тысяч туристов. Также растет спрос на экскурсионные речные поездки. Прогулочным флотом в 2010 году обслужено 62 тысячи экскурсантов, что на 4,2% больше, чем в 2009 году. Однако большая часть судов требует реконструкции и переоборудования. Судоходные реки Волга и Ока с каждым годом мелеют и требуют значительных средств на дноуглубительные работы, реки Ветлуга и Сура недоступны даже для малых судов. Вследствие невозможности швартовки 3-4-палубных теплоходов многие города Нижегородской области остаются незадействованными в круизных маршрутах.
Основной парк автобусов (около 40 единиц) - иномарки - "Мерседес", "Неоплан", "Вольво", "Сетра", "Ютонг", "Ман Крейтор", "Транстар", "МАН", год выпуска которых с 1995 года по 2011 год. В районах области туристов (особенно круизные группы) обслуживают автобусы типа - "ПАЗ", "ГАЗель". Имеющийся автопарк в основном не оборудован кондиционерами, что является непременным условием для приема иностранных туристов, частично оборудован биотуалетами и видеоаппаратурой. В рамках оказания государственной поддержки ситуация постепенно меняется в лучшую сторону: с 2007 года по 2011 год организациями, осуществляющими туристско-экскурсионные перевозки, приобретены девять автобусов туристского класса.
Таким образом, основными проблемами транспортной инфраструктуры, препятствующими формированию конкурентоспособной туристской индустрии являются:
1) в сфере авиационного транспорта:
- отсутствие нижегородской авиакомпании для организации чартерных программ;
- недостаток международных авиаперевозчиков на нижегородском рынке;
2) в сфере автомобильного транспорта:
- недостаток комфортабельных автотранспортных средств для обслуживания внутренних и въездных туристских потоков;
- неудовлетворительное состояние дорог, недостаточный уровень развития придорожного сервиса;
- высокая загруженность дорог по отдельным туристско-экскурсионным маршрутам;
3) в сфере водного транспорта:
- обмеление рек, отсутствие либо ветхость причалов;