ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 апреля 2009 года № 265
(с изменениями на 27 июня 2011 года)
-----------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Нижегородской области от 03.07.2009 № 444;
постановлением Правительства Нижегородской области от 11.11.2009 № 820;
постановлением Правительства Нижегородской области от 19.01.2010 № 14;
постановлением Правительства Нижегородской области от 11.05.2010 № 265;
постановлением Правительства Нижегородской области от 21.09.2010 № 624;
постановлением Правительства Нижегородской области от 25.11.2010 № 824;
постановлением Правительства Нижегородской области от 08.02.2011 № 74;
постановлением Правительства Нижегородской области от 27.06.2011 № 483
------------------------------------------------------------------------
В целях развития внутреннего и въездного туризма в Нижегородской области и формирования конкурентоспособной туристской индустрии Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Развитие внутреннего и въездного туризма в Нижегородской области в 2009 - 2011 годах" (далее - Программа).
2. Министерству финансов Нижегородской области ежегодно предусматривать в областном бюджете средства на финансирование мероприятий Программы с учетом возможности доходной части областного бюджета на соответствующий финансовый год.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области принять участие в реализации Программы.
4. Признать утратившим силу постановление Правительства Нижегородской области от 30 ноября 2006 года № 398 "Об утверждении областной целевой программы "Развитие въездного и внутреннего туризма в Нижегородской области в 2007 - 2011 годах".
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора, заместителя Председателя Правительства Нижегородской области Д.В.Сватковского. (Пункт 5.- в ред. постановления Правительства области от 08.02.2011 № 74- см. предыдущую редакцию)
Губернатор В.П.Шанцев
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Нижегородской области
от 30.04.2009 № 265
(далее - Программа)
(в ред. постановления Правительства области от 03.07.2009 № 444;
постановления Правительства области от 11.11.2009 № 820;
постановления Правительства области от 19.01.2010 № 14;
постановления Правительства области от 11.05.2010 № 265;
постановления Правительства области от 21.09.2010 № 624;
постановления Правительства области от 25.11.2010 № 824;
постановления Правительства области от 08.02.2011 № 74;
постановления Правительства области от 27.06.2011 № 483)
_____________________________________________________________________________________________________
По тексту программы слова "департамент культуры" в соответствующем падеже заменены словами
"министерство культуры и информации" в соответствующем падеже, аббревиатура "ДК" заменена
аббревиатурой "МКИ" согласно постановлению постановлению Правительства области от 19.01.2010 № 14
_____________________________________________________________________________________________________
Наименование Программы | Областная целевая программа "Развитие внутреннего и въездного туризма в Нижегородской области в 2009 - 2011 годах" | |||||
Основание для разработки Программы | - Закон Нижегородской области от 3 октября 2007 года № 129-З "О Правительстве Нижегородской области"; - Закон Нижегородской области от 12 февраля 2008 года № 8-З "О туристской деятельности на территории Нижегородской области"; - постановление Правительства Нижегородской области от 21 октября 2002 года № 278 "О программе "Развитие въездного и внутреннего туризма в Нижегородской области в 2002 - 2006 гг."; - постановление Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 года № 127 "Об утверждении Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года"; - поручение Губернатора Нижегородской области от 20 января 2009 года № Пр-001-3/09-0-0 | |||||
Государственный заказчик Программы | Министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области | |||||
Основной разработчик Программы | Министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области | |||||
Основная цель Программы | Формирование и сохранение в условиях кризиса конкурентоспособной туристской индустрии, способствующей социально-экономическому развитию Нижегородской области | |||||
Основные задачи Программы | - создание благоприятных условий для развития туристской отрасли Нижегородской области в условиях кризиса; - увеличение внутреннего и въездного туристского потока в Нижегородскую область; - привлечение инвестиций на развитие материальной базы туриндустрии и внедрение кредитно-финансовых механизмов государственной поддержки инвесторов и социального туризма; - создание условий для развития основных центров туризма и туристских зон; - совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере туризма и научное обеспечение | |||||
Сроки и этапы реализации Программы | Сроки реализации Программы - 2009 - 2011 годы. I этап - 2009 год - сохранение рынка внутреннего и въездного туризма в Нижегородской области в сложных экономических условиях; II этап - 2010 - 2011 годы - реализация среднесрочных проектов, инвестиционных проектов, связанных с развитием материальной базы туриндустрии и повышением конкурентоспособности нижегородского турпродукта, маркетинг нижегородского турпродукта с акцентом на внутренний рынок, подготовка кадров, подведение итогов Программы и формирование предложений на дальнейший период | |||||
Исполнители основных мероприятий Программы | - министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области (далее - МПиРМП); - министерство финансов Нижегородской области; - министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области; - министерство инвестиционной политики Нижегородской области; - министерство строительства Нижегородской области; - министерство жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Нижегородской области; - министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области; - министерство социальной политики Нижегородской области; - министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области; - министерство образования Нижегородской области; - министерство культуры и информации Нижегородской области; - департамент по развитию спорта Нижегородской области; - департамент градостроительного развития территории Нижегородской области; - управление государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области; - государственное учреждение "Главное управление по строительству автомобильных дорог Нижегородской области" (по согласованию) | |||||
Объемы и источники финансирования Программы (тыс. руб.) | ||||||
Наименование | Источники | Годы | ||||
государственных заказчиков | финансирования | 2009 | 2010 | 2011 | Всего за период реализации Программы | |
Министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области | Всего*, в том числе: | 478046 | 418274 | 361363,8 | 1257683,8 | |
Областной бюджет**, | 33034 | 42903 | 35144,8 | 111081,8 | ||
Капвложения | 0 | 0 | 0 | 0 | ||
НИР | 0 | 121 | 0 | 121 | ||
Прочие расходы | 33034 | 42782 | 35144,8 | 110960,8 | ||
Областной бюджет по ОЦП "Развитие +" | 62500 | 12097 | 13125 | 87722 | ||
Федеральный бюджет, | 0 | 3564 | 0 | 3564 | ||
Капвложения | 0 | 0 | 0 | 0 | ||
НИР | 0 | 0 | 0 | 0 | ||
Прочие расходы | 0 | 3564 | 0 | 3564 | ||
Местный бюджет*, | 10250 | 1210 | 1458 | 12918 | ||
Капвложения* | 10250 | 1210 | 1458 | 12918 | ||
НИР | 0 | 0 | 0 | 0 | ||
Прочие расходы | 0 | 0 | 0 | 0 | ||
Прочие источники, | 372262 | 358500 | 311636 | 1042398 | ||
Капвложения | 0 | 0 | 0 | 0 | ||
НИР | 0 | 0 | 0 | 0 | ||
Прочие расходы | 372262 | 358500 | 311636 | 1042398 | ||
* С учетом средств областного и местных бюджетов по областной целевой программе "Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области на 2011-2013 годы", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 1 сентября 2010 года № 567, (далее - ОЦП "Развитие+") ** Без учета средств областного бюджета по ОЦП "Развитие +" | ||||||
Система организации контроля за исполнением Программы | Контроль за реализацией программных мероприятий осуществляет Правительство Нижегородской области. Информация о ходе выполнения Программы представляется в министерство экономики Нижегородской области и другие уполномоченные органы исполнительной власти Нижегородской области. | |||||
Индикаторы достижения цели Программы | - количество туристов, посетивших Нижегородскую область в 2011 году не менее 481 тыс. чел., в том числе: 451 тыс. российских туристов и 30 тыс. иностранных; - увеличение к 2011 году количества коллективных средств размещения до 198 единиц, в том числе 115 гостиниц и аналогичных средств размещения; - объем услуг по отрасли "туризм" в 2011 году не менее 2520,82 млн. руб. |
Актуальность разработки и принятия Программы обусловлена международными и общероссийскими тенденциями развития отрасли "туризм". Современная туристская индустрия является одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства. По данным Всемирной туристской организации и Международного валютного фонда, туризм с конца 90-х годов вышел на первое место и занимает лидирующее положение в мировом экспорте товаров и услуг, обогнав автомобильную промышленность, производство химических продуктов, продуктов питания и другие отрасли.
Международный туризм является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства. Средние темпы роста туризма составляют 7-9 % в год, что намного выше среднегодовых темпов роста мировой экономики в целом. Однако в среднесрочной перспективе в условиях экономического кризиса прогнозируется падение темпов роста туристской отрасли, сокращение въездных потоков на 50 - 70 %, внутренних - на 30 - 40 %, а также общее снижение инвестиционной активности в сфере туриндустрии.
По прогнозам Всемирной туристской организации в ближайшие десятилетия общие темпы роста туризма сохранятся. Туристскую отрасль выгодно отличают следующие факторы: небольшие первоначальные инвестиции; быстрый срок окупаемости и достаточно высокий уровень рентабельности проектов; быстрорастущий спрос на туристские услуги. В странах ЕС вклад туризма в валовой внутренний продукт в 2009 году составит 9,9 %.
Причиной столь успешного развития отрасли в мире является социально-экономический эффект, получаемый в результате развития внутреннего и въездного туризма (далее - ВВТ):
- ВВТ создает рабочие места в секторе туризма и в смежных с ним отраслях (каждый въезжающий в страну турист создает 8 - 10 рабочих мест);
- стимулирует развитие внутренних подотраслей - гостинично-туристского и санаторно-курортного комплекса, транспортного и ресторанного бизнеса, экскурсионно-информационных служб, туристско-развлекательных, спортивно-оздоровительных комплексов и деловых центров;
- способствует притоку в страну (область) иностранной валюты;
- стимулирует инвестиции в местную туриндустрию, способствуя увеличению налогооблагаемой базы и доходов бюджетов;
- стимулирует модернизацию местных инфраструктур транспорта, связи и других базовых систем;
- способствует сохранению и восстановлению историко-культурного и природного наследия страны (области);
- стимулирует возрождение и развитие традиционных народных промыслов и ремесел; изготовление сувенирной продукции;
- экологически устойчивый туризм способствует продуктивному экоориентированному использованию земель, не имеющих сельскохозяйственного значения, что позволяет сохранять естественную флору на больших площадях, а также наглядно демонстрирует большое значение природных и культурных ресурсов для экономического и социального благосостояния общества;
- формирует престиж области и страны в целом.
Оценивая тенденции развития мирового туризма и потенциал восточно-европейских стран, Всемирная туристская организация прогнозирует вхождение России к 2010 году в десятку наиболее посещаемых стран мира. С учетом прогнозов и мировых тенденций Правительством Российской Федерации сделаны определенные шаги в направлении развития отрасли "туризм".
Согласно Федеральному закону от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" туризм отнесен к числу приоритетных отраслей экономики. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года, утвержденная приказом Федерального агентства по туризму от 6 мая 2008 года № 51, является логическим продолжением Концепции развития туризма в Российской Федерации до 2005 года, которая заложила основы обеспечения в стране правовой, организационной и экономической среды для формирования современной туристской индустрии. В свою очередь, Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года учитывает современные мировые тенденции в сфере туризма и текущий этап развития российской туристской индустрии. Главной целью федеральных программ, разрабатываемых Федеральным агентством по туризму, является создание в России современного, высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса.
Российская Федерация, несмотря на высокий туристский потенциал, занимает пока незначительное место на мировом туристском рынке. На её долю приходится около 1 % мирового туристского потока. Потенциальные возможности России позволяют при соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры принимать до 40 млн. иностранных туристов в год. В 2008 году количество иностранных гостей, въехавших в Россию, составило 23,676 млн. чел. Непосредственно в целях туризма в 2008 году в Российскую Федерацию из зарубежных стран въехало 2,295 млн. чел. За пределы Российской Федерации с целью туризма выехало 11,313 млн. чел.
По ряду показателей развития туристской отрасли Нижегородская область занимает ведущие позиции среди регионов Российской Федерации. Например, по количеству размещенных лиц в гостиницах и аналогичных средствах размещения область находится на втором месте в Приволжском федеральном округе (далее - ПФО), уступая лишь республике Татарстан, и на девятом месте в целом по Российской Федерации.
Необходимо отметить, что ряд таких факторов, как высокий уровень конкуренции на международном рынке со стороны зарубежных стран, высокий уровень конкуренции на российском и международном рынке со стороны регионов Российской Федерации, в том числе входящих в ПФО, дисбаланс экспорта и импорта туристских услуг, неразвитость туристской инфраструктуры обусловливают необходимость решения проблемы развития ВВТ наиболее эффективными программными методами.
Основными причинами сложившейся ситуации являются следующие:
- недостаточная маркетинговая политика по продвижению нижегородского турпродукта на российском и международном туристских рынках (область долгое время была "закрытой", поэтому мало известна на рынке и не достаточно популярна);
- недостаточно развитая материальная база туристской индустрии и не- развитая туристская инфраструктура;
- неудовлетворительное состояние и недостаток объектов показа, способных удовлетворить потребности иностранных туристов;
- несоответствующая требованиям и ожиданиям иностранных туристов квалификация персонала.
В целях увеличения доли области на рынке ВВТ и осуществления государственной политики по развитию туристской индустрии на территории области Правительство Нижегородской области разработало настоящую Программу.
Нижегородская область, по оценкам международных экспертов, входит в десятку наиболее перспективных субъектов Российской Федерации, в которых туризм может стать одной из основных бюджетообразующих отраслей. Перспектива вхождения основных центров туризма Нижегородской области в маршрут "Большое Золотое кольцо России" также обусловливает необходимость решения данной задачи программными методами.
_____________________
По данным Всемирного совета по туризму и путешествиям - WTTC (http://www.wttc.org/).
Там же.
_____________________