Включен в Реестр нормативных
актов органов исполнительной власти
Нижегородской области
30 сентября 2010 года
№ в реестре 02102-316-1009
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
от 7 сентября 2010 года № 1009
(с изменениями на 19 ноября 2013 года)
-----------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
приказом министерства образования Нижегородской области от 29.11.2010 № 1400;
приказом министерства образования Нижегородской области от 11.01.2011 № 2;
приказом министерства образования Нижегородской области от 15.03.2011 № 530;
приказом министерства образования Нижегородской области от 27.06.2011 № 1759;
приказом министерства образования Нижегородской области от 03.10.2011 № 2640;
приказом министерства образования Нижегородской области от 23.11.2011 № 3154;
приказом министерства образования Нижегородской области от 19.12.2011 № 3437;
приказом министерства образования Нижегородской области от 24.02.2012 № 463;
приказом министерства образования Нижегородской области от 19.03.2012 № 834;
приказом министерства образования Нижегородской области от 30.05.2012 № 1633;
приказом министерства образования Нижегородской области от 10.07.2012 № 2128;
приказом министерства образования Нижегородской области от 12.09.2012 N 2760;
приказом министерства образования Нижегородской области от 08.11.2012 № 3226;
приказом министерства образования Нижегородской области от 28.11.2012 № 3540;
приказом министерства образования Нижегородской области от 16.04.2013 № 1029;
приказом министерства образования Нижегородской области от 02.08.2013 № 1866;
приказом министерства образования Нижегородской области от 19.11.2013 № 2524
------------------------------------------------------------------------
В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 27 июня 2007 года № 204 "Об утверждении положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ в Нижегородской области" и в целях формирования развитой системы образования на территории Нижегородской области
приказываю:
1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Развитие образования в Нижегородской области на 2011-2013 годы" (далее - Программа).
2. Начальнику управления экономической политики, исполнения бюджета, учетной политики и развития материальной базы системы образования, главному бухгалтеру Т.Н.Коротыш обеспечить финансирование расходов, связанных с реализацией мероприятий Программы, в соответствии с ассигнованиями, выделенными на эти цели законом Нижегородской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
3. Руководителям структурных подразделений министерства образования Нижегородской области, руководителям государственных образовательных учреждений принять участие в реализации мероприятий Программы.
4. Руководителям органов, осуществляющих управление в сфере образования, муниципальных районов и городских округов, рекомендовать принять участие в реализации мероприятий Программы, а также разработать и принять муниципальные программы, предусмотрев их финансирование за счет средств местных бюджетов.
5. Контроль за реализацией настоящей Программы оставляю за собой.
Министр С.В. Наумов
(Программа изложена в новой редакции приказом
министерства образования области от 27.06.2011 № 1759)
Утверждаемая ведомственная целевая программа
"Развитие образования в Нижегородской области на 2011-2013 годы"
(в ред. приказов министерства образования области от 23.11.2011 № 3154,
от 24.02.2012 № 463; от 19.03.2012 № 834;от 30.05.2012 № 1633;
от 10.07.2012 № 2128;от 12.09.2012 N 2760;от 08.11.2012 № 3226;
от 28.11.2012 № 3540;от 16.04.2013 № 1029;от 02.08.2013 № 1866;
от 19.11.2013 № 2524)
1. Наименование Программы | - утверждаемая ведомственная целевая программа "Развитие образования в Нижегородской области на 2011-2013 годы" (далее - Программа) |
2. Основания для разработки Программы | - Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании"; - Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"; - Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа", утвержденная поручением Президента Российской Федерации от 04.02.2010 № Пр-271; - Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 года № 61 - Программа Федерального агентства по делам молодежи "Ты - предприниматель", утвержденная приказом Федерального агентства по делам молодежи от 11 июня 2010 года № 82-а (в ред. приказа министерства образования области от 19.03.2012 № 834) |
3. Наименование субъекта бюджетного планирования | - министерство образования Нижегородской области |
4. Орган исполнительной власти Нижегородской области, утвердивший программу, наименование и номер соответствующего нормативного акта | - министерство образования Нижегородской области, приказ от 7 сентября 2010 года № 1009 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие образования в Нижегородской области на 2011-2013 годы" |
5. Цель Программы и тактическая задача субъекта бюджетного планирования, на решение которой направлена Программа | - формирование развитой системы образования на территории Нижегородской области, обеспечивающей высокую доступность качественного образования, соответствие региональной системы образования требованиям инновационного развития экономики, удовлетворение ожиданий общества и каждого гражданина. Программа предполагает решение следующих задач: - модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития; - совершенствование организационно-экономических механизмов в сфере образования; - приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда, создание эффективной системы профессионального образования, способной обеспечить потребности инновационного развития экономики области необходимыми кадрами, стимулировать развитие молодежного инновационного предпринимательства; (в ред. приказа министерства образования области от 19.03.2012 № 834) - совершенствование форм и методов воспитания, социализации детей и молодежи, сохранение целостности системы дополнительного образования; - ресурсное обеспечение сферы образования - развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг |
6. Основные мероприятия Программы | - достижение в Нижегородской области стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" (далее - инициатива "Наша новая школа"); - распространение на территории Нижегородской области современных моделей успешной социализации детей; - развитие региональной системы работы с одаренными детьми (организация и проведение олимпиад, разработка специальных программ дистанционного обучения, и другие); - обеспечение государственной поддержки педагогических кадров и талантливой молодежи; - планирование развития региональной системы профессионального образования на основе прогноза кадровых потребностей; - формирование эффективной территориально-отраслевой системы профессионального образования на основе концентрации ресурсов, обеспечивающих подготовку кадров по стратегическим направлениям развития экономики области и вовлечение молодежи в инновационную и предпринимательскую деятельность; (в ред. приказа министерства образования области от 19.03.2012 № 834) - повышение привлекательности программ профессионального образования, востребованных на региональном рынке труда; - модернизация региональной государственно-общественной системы оценки качества профессионального образования; - проведение областных конференций, конкурсов, смотров, фестивалей, спортивно-массовых мероприятий и других акций по различным направлениям воспитания и дополнительного образования детей и молодежи; созданию условий, обеспечивающих полноценный отдых и оздоровление детей; - закупка автобусов для перевозки детей; - мероприятия по формированию системы оценки качества всех уровней образования, охватывающей региональный, муниципальный уровни, уровень образовательного учреждения; инструментарий и механизмы процедур контроля и оценки качества образования |
7. Сроки и этапы реализации | - 2011 - 2013 годы Программа реализуется в один этап |
Раздел 8 изложен в новой редакции приказом министерства образования области от 19.11.2013 № 2524
-см. предыдущую редакцию
8. Объемы и источники | - финансирование мероприятий Программы планируется осуществлять за счет средств областного, федерального бюджетов и средств бюджетов муниципальных районов и городских округов Нижегородской области в порядке софинансирования. | |||
Источники | 2011 | 2012 | 2013 | |
БДО | БДО | БДО | ||
Областной | 50 895,0 | 50 448,39 | 46776,03 | |
Капвложения | 10 000,0 | 10 000,0 | 8694,86 | |
НИОКР | 0 | 0 | 0 | |
Прочие расходы | 40 895,0 | 40 448,39 | 38081,17 | |
Федеральный | - | 4 084,508 | - | |
Капвложения | - | - | - | |
НИОКР | - | - | - | |
Прочие расходы | - | 4 084,508 | - | |
Местный | - | - | - | |
Капвложения | - | - | - | |
НИОКР | 0 | 0 | 0 | |
Прочие расходы | 0 | 0 | 0 | |
Прочие | - | - | - | |
Капвложения | - | - | - | |
НИОКР | - | - | - | |
Прочие расходы | - | - | - | |
ИТОГО | 50 895,0 | 54 532,9 | 46776,03 | |
Капвложения | 10 000,0 | 10 000,0 | 8694,86 | |
НИОКР | 0 | 0 | 0 | |
Прочие расходы | 40 895,0 | 44 532,9 | 38081,17 | |
9. Индикаторы цели Программы | - Уровень доступности образования в соответствии с современными стандартами для всех категорий граждан независимо от местожительства, социального и имущественного статуса и состояния здоровья; - Уровень соответствия образования современным стандартам. |
Наименование проблемы | Анализ причин ее возникновения, обоснование целесообразности и необходимости ее решения на ведомственном уровне | Наименование соответствующей цели Программы | Наименование цели (подцели) Стратегии развития Нижегородской области и задачи субъекта бюджетного планирования, достижению которой будет способствовать данная Программа |
1 | 2 | 3 | 4 |
Необходимость соответствия системы образования инновационному развитию экономики, социальной защищенности детей и молодежи, а также модернизации материально- технической и учебно- производственной базы учреждений | Приоритетным стратегическим направлением деятельности Правительства Нижегородской области на перспективу до 2020 года является формирование конкурентоспособного сектора реальной экономики региона на основе высокотехнологичных производств и развития человеческого капитала. Значимая роль в реализации вышеуказанного стратегического направления отводится системе образования, которая должна обладать современными программами, развитой инфраструктурой образовательных услуг и эффективными технологиями, позволяющими людям раскрыть творческий потенциал, реализоваться в производственной деятельности и построении профессиональной карьеры. Стратегические направления развития регионального образовательного комплекса тесно сопряжены с программой модернизации национальной системы образования, основными направлениями социально-экономического развития региона и призваны обеспечить: | Формирование развитой системы образования на территории Нижегородской области, обеспечивающей высокую доступность качественного образования, соответствие региональной системы образования требованиям инновационного развития экономики, удовлетворение ожиданий общества и каждого гражданина | Развитая система образования. Обеспечение доступного, качественного и современного образования |
1.1. Анализ сложившейся ситуации в сфере образования
Нижегородской области, результаты реализации Комплексной
областной целевой программы развития образования
в Нижегородской области в период 2006 - 2010 годов
Нижегородская область занимает одну из ведущих позиций по уровню развития среди регионов России. Территория области составляет 74,8 тысячи квадратных километров, на которой проживают 3524 тыс. человек.
Лидирующими отраслями реального сектора экономики являются автомобилестроение, транспорт и логистика, пищевая промышленность, черная металлургия; в инфраструктурном секторе экономики области значительное место занимают телекоммуникации, электроэнергетика, жилищно-коммунальное хозяйство.
Исторически сложившееся развитие Нижегородской области как центра автомобилестроения, авиастроения, судостроения, приборостроения, ядерной физики, оборонной промышленности и других высокотехнологичных секторов экономики сформировало устойчивые научные и технологические традиции в социально-экономической жизни региона.
Нижегородская область также является одним из ведущих в России образовательных центров, включающих 17 государственных, 18 филиалов иногородних и 20 негосударственных высших учебных заведений, в которых занято более 16 тысяч специалистов высшей квалификации.
Значительные изменения претерпевают и современные общественные отношения, обусловленные стремительными социально-экономическими изменениями, в основе которых лежат интеллектуализация производственной сферы, внедрение наукоемких и информационных технологий, а также проблемы конкурентоспособности производственных структур, которые давно перешагнули национальные границы и сегодня должны соответствовать международным стандартам и требованиям.
В условиях глобализации мировой экономики одним из важнейших факторов стабильного развития территориальных образований является возможность интернационализации экономической и социальной инфраструктур. Процесс интернационализации подразумевает международную кооперацию труда, обмен людьми, знаниями, технологиями, поскольку наиболее конкурентоспособными в перспективе будут регионы и страны, способные формировать, развивать и удерживать квалифицированные человеческие ресурсы, а также обладающие развитым научно-производственным комплексом, системой услуг, позволяющими человеку творчески развиваться в безопасных условиях. В этой связи актуально звучат слова Президента России Д.А. Медведева в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации о том, что главная задача современной школы заключается "в раскрытии способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире".
Современные социально-экономические отношения характеризуются значительной гибкостью и нелинейностью организационных форм производства и социальной сферы, стремительными изменениями технологий (в том числе и социальных) и, как следствие, высокой динамичностью рынка труда.
Указанные обстоятельства предполагают фокусирование внимания на создании условий для осуществления жителями области потребности в непрерывном образовании. Новая модель образования детерминирует базовое профессиональное образование как незавершенное и, в свою очередь, актуализирует образование как процесс совершенствования квалификации в течение всей жизни человека.
Дошкольное образование
В 2009 году в Нижегородской области основную образовательную программу дошкольного образования реализовывало 1438 образовательных учреждений с общим числом воспитанников 129002 человека.
В 2009 году в Нижегородской области насчитывалось 1183 дошкольных образовательных учреждения, 65 начальных школ - детских садов. Кроме того, группы дошкольного образования организованы в 190 общеобразовательных учреждениях, из них 14 в городской местности и 176 - в сельской. Число мест для дошкольников в образовательных учреждениях области составляет около 120 тысяч.
Изменения в сети учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования и численности детей, посещающих эти учреждения, в 2009 году представлены в следующей таблице:
2008 год | 2009 год | 2009 год в % к 2008 году | |
Число дошкольных учреждений - всего, единиц | 1 258 | 1 248 | 99,2 |
в том числе: | |||
в городской местности | 852 | 855 | 100,4 |
в сельской местности | 406 | 393 | 96,8 |
Кроме того, общеобразовательные учреждения, имеющие группы дошкольного образования | 183 | 190 | 103,8 |
в том числе: | |||
в городской местности | 12 | 14 | 116,7 |
в сельской местности | 171 | 176 | 102,9 |
Число мест в дошкольных учреждениях - всего, единиц | 120 964 | 119 724 | 99,0 |
в том числе: | |||
в городской местности | 99 472 | 99 752 | 100,3 |
в сельской местности | 21 492 | 19 972 | 92,9 |
Численность детей, воспитывающихся в дошкольных учреждениях, - всего, человек | 126 816 | 129 002 | 101,7 |
в том числе: | |||
в городской местности | 109 459 | 111 242 | 101,6 |
в сельской местности | 17 357 | 17 760 | 102,3 |