МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 27 июня 2011 года № 1759

О внесении изменений в ведомственную целевую
программу "Развитие образования в Нижегородской области
на 2011-2013 годы", утвержденную приказом министерства
образования Нижегородской области от 7 сентября 2010 года № 1009



Включен в Реестр нормативных актов органов исполнительной власти Нижегородской области 19 июля 2011 года № в реестре 02898-316-1759


В целях приведения в соответствие с Федеральной целевой программой развития образования на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 года № 61

приказываю:

1. Внести в ведомственную целевую программу "Развитие образования в Нижегородской области на 2011-2013 годы", утвержденную приказом министерства образования Нижегородской области от 7 сентября 2010 года № 1009 (далее - программа) изменения, изложив программу в новой редакции согласно приложению к настоящему приказу.

2. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.



Министр                                                              С.В.Наумов

     


     ПРИЛОЖЕНИЕ
     к приказу министерства образования
     Нижегородской области
     от 27.06.2011 № 1759

     "УТВЕРЖДЕНА
     приказом министерства образования
     Нижегородской области
     от 7 сентября 2010 года № 1009

     

     Утверждаемая ведомственная целевая программа
     "Развитие образования в Нижегородской области
     на 2011 - 2013 годы"


     ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

1. Наименование Программы

- утверждаемая ведомственная целевая программа "Развитие образования в Нижегородской области на  2011-2013 годы" (далее - Программа)

2. Основания для разработки Программы

- Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании";

- Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";

- Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";

- Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа", утвержденная поручением Президента Российской Федерации от 04.02.2010 № Пр-271;

- Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 года № 61

3. Наименование субъекта бюджетного планирования

- министерство образования Нижегородской области

4. Орган исполнительной власти Нижегородской области, утвердивший программу, наименование и номер соответствующего нормативного акта  

- министерство образования Нижегородской области, приказ от 7 сентября 2010 года № 1009 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие образования в Нижегородской области на 2011-2013 годы"

5. Цель Программы и тактическая задача субъекта бюджетного планирования, на решение которой направлена Программа

- формирование развитой системы образования на территории Нижегородской области, обеспечивающей высокую доступность качественного образования, соответствие региональной системы образования требованиям инновационного развития экономики, удовлетворение  ожиданий  общества и каждого гражданина.

Программа предполагает решение следующих задач:

- модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития;

- совершенствование организационно-экономических механизмов в сфере образования;

- приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда, создание эффективной системы профессионального образования, способной обеспечить потребности инновационного развития экономики области необходимыми кадрами;

- совершенствование форм и методов воспитания, социализации детей и молодежи, сохранение целостности системы дополнительного образования;

- ресурсное обеспечение сферы образования

- развитие системы оценки качества  образования и востребованности образовательных услуг

6. Основные мероприятия Программы

- достижение в Нижегородской области стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" (далее - инициатива "Наша новая школа");

- распространение на территории Нижегородской области современных моделей успешной социализации детей;

- развитие региональной системы работы с  одаренными детьми (организация и проведение олимпиад, разработка специальных программ дистанционного обучения, и другие);

- обеспечение государственной поддержки педагогических кадров и талантливой молодежи;

- планирование развития  региональной системы профессионального образования  на основе  прогноза кадровых потребностей;

- формирование эффективной территориально-отраслевой системы профессионального образования на основе концентрации ресурсов, обеспечивающих подготовку кадров по стратегическим направлениям развития экономики области;

- повышение привлекательности программ профессионального образования, востребованных на региональном рынке труда;

- модернизация региональной государственно-общественной системы оценки качества профессионального образования;

- проведение областных конференций, конкурсов, смотров, фестивалей, спортивно-массовых мероприятий и других акций по различным направлениям воспитания и дополнительного образования детей и молодежи; созданию условий, обеспечивающих полноценный  отдых и оздоровление детей;

- закупка автобусов для перевозки детей;

- мероприятия по формированию системы оценки качества всех уровней образования, охватывающей   региональный, муниципальный уровни, уровень образовательного учреждения;  инструментарий и механизмы процедур контроля и оценки  качества образования

7. Сроки и этапы реализации

- 2011 - 2013 годы

     Программа реализуется в один этап

8. Объемы и источники финансирования Программы

- финансирование мероприятий Программы планируется осуществлять за счет средств областного бюджета и средств бюджетов муниципальных районов и городских округов Нижегородской области в порядке софинансирования.

Мероприятия УВЦП предполагаются к реализации в рамках бюджета действующих обязательств.

Общий объем финансирования Программы в ценах соответствующих лет составляет:

2011 год- 50 895,0 тыс.руб.;

2012 год- 50 895,0 тыс.руб.;

2013 год- 58 651,0 тыс.руб.

В том числе по источникам финансирования:

- за счет средств областного бюджета:

2011 год- 50 895,0 тыс.руб.;

2012 год- 50 895,0 тыс.руб.;

2013 год- 58 651,0 тыс.руб.

Источники финансирования

2011

2012

2013

БДО

БДО

БДО



Областной бюджет, в т.ч.:

50895,0

50895,0

58651,0

Капвложения

10000,0

10000,0

12256,0

НИОКР

0

0

0

Прочие расходы

40895,0

40895,0

46395

Федеральный бюджет, в т.ч.:

-

-

-

Капвложения

-

-

-

НИОКР

-

-

-

Прочие расходы

-

-

-

Местный бюджет, в т.ч.:

-

-

-

Капвложения  

-

-

-

НИОКР

0

0

0

Прочие расходы

0

0

0

Прочие источники, в т.ч.:  

-

-

-

Капвложения    

-

-

-

НИОКР

-

-

-

Прочие расходы

-

-

-

ИТОГО

50895,0

50 895,0

58651,0

Капвложения    

10000,0

10000,0

12256,0

НИОКР

0

0

0

Прочие расходы

40895,0

40895,0

46395,0

9. Индикаторы цели Программы



- Уровень доступности образования в соответствии с современными стандартами для всех категорий граждан независимо от местожительства, социального и имущественного статуса и состояния здоровья;

- Уровень соответствия образования современным стандартам.


Раздел 1. Характеристика проблемы и цель программы

Таблица 1. Характеристика проблемы, на решение которой
направлена Программа, и цели Программы

Наименование проблемы

Анализ причин ее возникновения, обоснование   целесообразности и необходимости ее решения на ведомственном уровне

Наименование соответствующей цели Программы

Наименование цели (подцели) Стратегии  развития  Нижегородской области и задачи  субъекта бюджетного планирования, достижению которой будет способствовать данная  Программа

1

2

3

4

Необходимость соответствия системы образования инновационному  развитию  экономики,   социальной защищенности детей  и молодежи,  а также модернизации  материально- технической  и учебно-  производственной базы учреждений

Приоритетным стратегическим  направлением деятельности Правительства  Нижегородской области  на перспективу до 2020  года является  формирование конкурентоспособного  сектора  реальной экономики   региона    на основе высокотехнологичных производств  и   развития человеческого капитала. Значимая   роль в реализации вышеуказанного стратегического направления  отводится системе   образования, которая  должна  обладать современными программами, развитой  инфраструктурой образовательных  услуг  и эффективными технологиями, позволяющими людям раскрыть  творческий потенциал,  реализоваться в  производственной деятельности и построении профессиональной карьеры. Стратегические направления     развития регионального образовательного комплекса тесно сопряжены с программой модернизации национальной  системы образования,  основными направлениями  социально-экономического развития    региона     и призваны обеспечить:
-  повышение  доступности качественного образования;
- инновационное  развитие экономики региона;
- удовлетворение ожиданий общества    и     каждого гражданина    в     сфере образования.
Направленность  Программы на обновление содержательно - организационных  механизмов на всех уровнях региональной системы  образования призвана  обеспечить  ее соответствие перспективным  тенденциям экономического развития и общественным потребностям страны и региона, а также повысить     практическую ориентацию отрасли  и  ее инвестиционную  привлекательность

Формирование  развитой   системы образования  на территории Нижегородской  области,  обеспечивающей высокую доступность качественного образования, соответствие региональной  системы образования  требованиям инновационного развития   экономики, удовлетворение ожиданий  общества и каждого гражданина

Развитая система образования. Обеспечение доступного, качественного и современного образования


1.1. Анализ сложившейся ситуации в сфере образования
Нижегородской области, результаты реализации Комплексной
областной целевой программы развития образования
в Нижегородской области в период 2006 - 2010 годов


Нижегородская область занимает одну из ведущих позиций по уровню развития среди регионов России. Территория области составляет 74,8 тысячи квадратных километров, на которой проживают 3524 тыс. человек.

Лидирующими отраслями реального сектора экономики являются автомобилестроение, транспорт и логистика, пищевая промышленность, черная металлургия; в инфраструктурном секторе экономики области значительное место занимают телекоммуникации, электроэнергетика, жилищно-коммунальное хозяйство.

Исторически сложившееся развитие Нижегородской области как центра автомобилестроения, авиастроения, судостроения, приборостроения, ядерной физики, оборонной промышленности и других высокотехнологичных секторов экономики сформировало устойчивые научные и технологические традиции в социально-экономической жизни региона.

Нижегородская область также является одним из ведущих в России образовательных центров, включающих 17 государственных, 18 филиалов иногородних и 20 негосударственных высших учебных заведений, в которых занято более 16 тысяч специалистов высшей квалификации.

Значительные изменения претерпевают и современные общественные отношения, обусловленные стремительными социально-экономическими изменениями, в основе которых лежат интеллектуализация производственной сферы, внедрение наукоемких и информационных технологий, а также проблемы конкурентоспособности производственных структур, которые давно перешагнули национальные границы и сегодня должны соответствовать международным стандартам и требованиям.

В условиях глобализации мировой экономики одним из важнейших факторов стабильного развития территориальных образований является возможность интернационализации экономической и социальной инфраструктур. Процесс интернационализации подразумевает международную кооперацию труда, обмен людьми, знаниями, технологиями, поскольку наиболее конкурентоспособными в перспективе будут регионы и страны, способные формировать, развивать и удерживать квалифицированные человеческие ресурсы, а также обладающие развитым научно-производственным комплексом, системой услуг, позволяющими человеку творчески развиваться в безопасных условиях. В этой связи актуально звучат слова Президента России Д.А. Медведева в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации о том, что главная задача современной школы заключается "в раскрытии способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире".

Современные социально-экономические отношения характеризуются значительной гибкостью и нелинейностью организационных форм производства и социальной сферы, стремительными изменениями технологий (в том числе и социальных) и, как следствие, высокой динамичностью рынка труда.

Указанные обстоятельства предполагают фокусирование внимания на создании условий для осуществления жителями области потребности в непрерывном образовании. Новая модель образования детерминирует базовое профессиональное образование как незавершенное и, в свою очередь, актуализирует образование как процесс совершенствования квалификации в течение всей жизни человека.

     
     Дошкольное образование

В 2009 году в Нижегородской области основную образовательную программу дошкольного образования реализовывало 1438 образовательных учреждений с общим числом воспитанников 129002 человека.

В 2009 году в Нижегородской области насчитывалось 1183 дошкольных образовательных учреждения, 65 начальных школ - детских садов. Кроме того, группы дошкольного образования организованы в 190 общеобразовательных учреждениях, из них 14 в городской местности и 176 - в сельской. Число мест для дошкольников в образовательных учреждениях области составляет около 120 тысяч.

Изменения в сети учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования и численности детей, посещающих эти учреждения, в 2009 году представлены в следующей таблице:

2008 год

2009 год

2009 год в % к 2008 году

Число дошкольных учреждений - всего, единиц        

1 258

1 248

99,2

в том числе:

в городской местности

852

855

100,4

в сельской местности

406

393

96,8

Кроме того, общеобразовательные учреждения, имеющие группы дошкольного образования    

183

190

103,8

в том числе:

в городской местности  

12

14

116,7

в сельской местности  

171

176

102,9

Число мест в дошкольных учреждениях - всего, единиц

120 964

119 724

99,0

в том числе:

в городской местности

99 472

99 752

100,3

в сельской местности

21 492

19 972

92,9

Численность  детей,  воспитывающихся  в  дошкольных учреждениях, - всего, человек  

126 816

129 002

101,7

в том числе:

в городской местности

109 459

111 242

101,6

в сельской местности

17 357

17 760

102,3


С целью наиболее полного удовлетворения запросов населения велась работа по расширению видового разнообразия дошкольных образовательных учреждений. На начало 2009 года в области зарегистрированы учреждения следующих видов:

- 705 детских садов;

- 141 дошкольное учреждение с приоритетным направлением развития воспитанников;

- 222 учреждения комбинированного вида;

- 16 учреждений присмотра, ухода и оздоровления;

- 17 детских садов для детей раннего возраста;

- 24 учреждения компенсирующего вида;

- 39 центров развития ребенка.

Проблема общедоступности дошкольной ступени образования для всех категорий граждан должна решаться сегодня не только за счет поиска внутренних резервов (в 2008 году было открыто около 100 дополнительных групп на базе действующих детских садов на 2000 мест), но и нового строительства.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»