Обеспечение высокого уровня благосостояния населения и стандартов качества жизни - так определена главная цель деятельности Правительства Нижегородской области в соответствии со Стратегией развития Нижегородской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 года № 127. Одним из ключевых направлений достижения этой цели и приоритетом социальной политики региона является повышение качества человеческого капитала и создание благоприятных условий для жизни.
Семья, как социальная организация, фокусирует в себе практически все аспекты человеческой жизнедеятельности и выходит на все уровни социальной практики. Наше будущее, так называемый социальный капитал, формируется именно в семье.
В Нижегородской области семейная политика признана одним из важнейших направлений социальной политики. Здоровая и крепкая семья, в которой воспитываются полноценные члены общества, - это основная составляющая и демографической политики государства. Более того, состояние социального института семьи, степень его устойчивости становятся важнейшим индикатором адекватности государственной социальной политики логике социального развития в целом и показателем эффективности проводимых реформ.
Однако в нынешней экономической ситуации семьи зачастую не могут сами справиться с множеством проблем, которые появились в результате стремительного изменения общества. Финансовый кризис и экономическая нестабильность, неуверенность в будущем, существенные изменения ценностей, новые возможности и вызовы - в результате этого значительно уменьшились способности семьи приспосабливаться к новым обстоятельствам. Это проявилось в виде распространения неблагоприятных тенденций таких, как демографический кризис, рост безработицы, распространение наркомании и алкоголизма, высокое число разводов и незарегистрированных браков, рост количества внебрачных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, помещенных в интернатные учреждения.
Концепцией семейной политики в Нижегородской области, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 23 декабря 2003 года № 371 (далее - Концепция семейной политики), были заложены основы государственной семейной политики в Нижегородской области.
С 2004 по 2006 год в Нижегородской области в соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 21 апреля 2004 года № 95 действовал план мероприятий по реализации Концепции семейной политики, основной целью которого являлось осуществление первого этапа ее реализации. Кроме того, в этот же период действовала областная межведомственная программа по улучшению положения многодетных семей в Нижегородской области на 2004-2006 гг., утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 23 мая 2003 года № 158.
Важнейшим компонентом реализации государственной семейной политики стала областная целевая программа "Нижегородская семья", действующая в 2007-2010 годах, утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 20 июля 2006 года № 235, (далее - ОЦП "Нижегородская семья") (в настоящее время утратила силу). Цель ОЦП "Нижегородская семья" - укрепление социального института семьи и семейных ценностей, развитие бережного отношения к семье.
В соответствии с Концепцией семейной политики в качестве исходного ориентира для концептуальной модели нижегородской семьи принят тип благополучной, успешной семьи. Взаимодействие с такой семьей основано на использовании ее важнейшего ресурса - стремления и способности к саморазвитию и самостоятельности в решении возникающих проблем. В систему работы с успешными семьями включен комплекс мер, направленных, с одной стороны, на развитие ресурсности семьи, а с другой - на широкое общественное признание и представление обществу ее опыта.
Одним из важных результатов реализации ОЦП "Нижегородская семья" по решению задачи возрождения авторитета нижегородских семей и семейных ценностей, повышения значимости родительского труда можно считать учреждение в Нижегородской области новых наград. Это Почетный знак "Родительская слава", которым ежегодно награждаются 10 граждан с вручением единовременных денежных выплат в размере 15 тысяч рублей. А также премия Нижегородской области "Нижегородская семья", которая ежегодно вручается 10 гражданам в размере 100 тысяч рублей.
Начиная с 2007 года, ежегодно растет количество семей, удостоенных различных видов наград Нижегородской области. В 2010 году их станет в общей сложности более тысячи семей, а общий объем финансирования премий и выплат к наградам за счет средств областного бюджета (начиная с 2007 года) составит почти 5 миллионов рублей.
Развитие общества, опирающегося на социальный опыт успешной семьи, пропагандирующего и сохраняющего семейные ценности и традиции, может быть чрезвычайно эффективным фактором решения многих социальных проблем, в том числе и проблем семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Продолжение активной работы по укреплению института нижегородской семьи, общественному признанию социально успешной семьи является базой и для улучшения демографической ситуации в регионе.
Так, в последние годы в Нижегородской области сохраняется положительная динамика в основных процессах воспроизводства населения. По итогам 2009 года показатель рождаемости составил 10,9 промилле (рост на 1,9% против соответствующего периода 2008 года) и смертности - 17,5 промилле (снижение на 4,6%).
Показатели | Человек | На 1000 человек | 2009 г. в % к 2008 г. | |||
2009 г. | 2008 г. | прирост (+), снижение (-) | 2009 г. | 2008 г. | ||
Родившиеся | 36244 | 35581 | 663 | 10,9 | 10,6 | 101,9 |
Браки | 25599 | 26203 | -604 | 7,7 | 7,8 | 97,7 |
Разводы | 17011 | 17274 | -263 | 5,1 | 5,2 | 98,5 |
При этом рост рождаемости происходил, прежде всего, за счет увеличения числа первых по очередности рождений детей, что является результатом проводимых мер по стимулированию рождаемости, в том числе результатом мероприятий, проводимых в рамках ОЦП "Нижегородская семья".
Очередность | Удельный вес детей в структуре очередности рождений по годам (в %) | |
рождения детей | 2009 | 2008 |
Первые | 58,2 | 57,0 |
Вторые | 32,5 | 33,8 |
Третьи | 6,5 | 6,7 |
Четвертые | 1,5 | 1,5 |
Кроме того, по данным территориальных органов министерства социальной политики Нижегородской области на 1 января 2010 года численность многодетных семей (т.е. имеющих троих и более детей) в Нижегородской области составляет 11543 семьи, что больше на 840 семей, чем в 2007 году. При этом необходимо подчеркнуть, что рост числа многодетных семей происходил, прежде всего, за счет увеличения семей с 3-мя детьми, что также является результатом проводимой работы по стимулированию рождаемости и пропаганде многодетности.
Показатели | Количество семей, на начало года | |||
2010 | 2009 | 2008 | 2007 | |
Многодетные семьи, всего: | 11 543 | 11 127 | 10 832 | 10 703 |
В том числе, | 9 441 | 9 125 | 8 775 | 8 510 |
с 4-мя детьми | 1 496 | 1 405 | 1 468 | 1 486 |
с 5-ю детьми | 377 | 371 | 385 | 462 |
с 6-ю детьми | 148 | 130 | 118 | 154 |
более чем с 6-ю детьми | 81 | 96 | 86 | 91 |
Вместе с тем, приоритеты демографической политики нельзя сводить лишь к увеличению числа рождений любой ценой. Каждый родившийся ребенок должен быть желанным для родителей, семьи и общества в целом; для него должны быть сведены к минимуму риски бедности, потери здоровья, социальной дезадаптации.
Однако рождение ребенка нередко переводит семью в категорию малообеспеченных. При этом, по данным социологических исследований, при наличии одного - троих детей питание семьи ухудшается на 40-70%. Так, на 1 января 2010 года в Нижегородской области было назначено 143553 государственных пособия на детей с учетом дохода семьи, т.е. такова численность детей, воспитывающихся в семьях со среднедушевым доходом ниже величины прожиточного минимума, - это на 12443 пособия больше, чем в 2009 году.
Таким образом, семья зачастую не только перестает выполнять свою базовую экономическую функцию, но, напротив, становится фактором риска в развитии бедности, а самый высокий риск бедности имеют семьи с высокой социальной нагрузкой, прежде всего, это многодетные и неполные семьи. В частности, из общего количества многодетных семей, состоящих на учете в органах социальной защиты населения, 52% детей из этих многодетных семей воспитываются в семьях со среднедушевым доходом ниже величины прожиточного минимума, а 64% многодетных семей имеет среднедушевой доход менее 400 руб. и лишь 1% - более величины прожиточного минимума по Нижегородской области.
Кроме того, в ходе проведения в 2010 году экспертно-аналитических мероприятий "Анализ степени решения основных задач демографической политики Российской Федерации в Нижегородской области в отношении семей с детьми в возрасте от рождения до 1,5 лет" был произведен расчет степени решения двух задач демографической политики: преодоление бедности и стимулирование рождаемости. Расчет был проведен в отношении 5 категорий потенциально малоимущих семей, охватывающих большинство всех семей с детьми. Результаты анализа приведены в следующей таблице.