ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 июля 2006 года № 235
Об утверждении областной целевой программы
"Нижегородская семья" на 2007-2010 годы
(с изменениями на 8 августа 2008 г.)
__________________________________________________________________________
Утратил силу на основании
постановления правительства Нижегородской области от 19 мая 2009 года № 296
__________________________________________________________________________
---------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными
постановлением Правительства Нижегородской области от 29.08.2007 № 305;
постановлением Правительства Нижегородской области от 10.10.2007 № 372;
постановлением Правительства Нижегородской области от 17.06.2008 № 240;
постановлением Правительства Нижегородской области от 08.08.2008 № 337
----------------------------------------------------
Во исполнение Послания Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 10 мая 2006 года, в соответствии с Концепцией семейной политики в Нижегородской области, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 23 декабря 2003 года № 371, а также в целях осуществления государственной поддержки семей с детьми Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Нижегородская семья" на 2007-2010 годы (далее - Программа).
2. Министерству финансов Нижегородской области при формировании областного бюджета на 2007 год и последующие годы предусматривать средства на реализацию Программы с ежегодным уточнением объемов финансирования Программы.
3. (Пункт 3 исключен постановлением Правительства области от 08.08.2008 № 337- см. предыдущую редакцию)
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора, заместителя Председателя Правительства Нижегородской области по социальной политике Г.А.Суворова.
Губернатор В.П. Шанцев
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Нижегородской области
от 20.07.2006 № 235
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"НИЖЕГОРОДСКАЯ СЕМЬЯ"
на 2007-2010 годы
-----------------------------------------------------------------------------
По тексту Программы слова "департамент образования", "департамент здравоохранения", "комитет по культуре", "комитет по развитию спорта", "управление Федеральной государственной службы занятости населения по Нижегородской области", "ДО НО", "ДЗ НО", "КК НО", "КРС НО", "УФГСЗН НО" в соответствующем падеже заменены словами "министерство образования", "министерство здравоохранения", "департамент по культуре", "департамент по развитию спорта", "управление государственной службы занятости населения Нижегородской области", "МО НО", "МЗ НО", "ДК НО", "ДРС НО", "УГСЗН НО" в соответствующем падеже согласно постановлению Правительства области от 17.06.2008 № 240
-------------------------------------------------------------------------------
ПАСПОРТ
ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"НИЖЕГОРОДСКАЯ СЕМЬЯ" НА 2007-2010 ГОДЫ
(в ред. постановления Правительства области от 17.06.2008 № 240
постановления Правительства области от 08.08.2008 № 337)
Наименование Программы | Областная целевая программа "Нижегородская семья" на 2007-2010 годы (далее - Программа) | |||
Основание для разработки | Концепция семейной политики в Нижегородской области, утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 23 декабря 2003 года № 371 "Об утверждении Концепции семейной политики в Нижегородской области"; Послание Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 10 мая 2006 года. | |||
Государственный заказчик | Правительство Нижегородской области | |||
Основной разработчик и исполнители Программы | Основной разработчик - департамент социальной защиты населения, труда и занятости Нижегородской области. Исполнители: - департамент социальной защиты населения, труда и занятости Нижегородской области; - министерство образования Нижегородской области; - департамент по культуре Нижегородской области; - министерство здравоохранения Нижегородской области; - министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области; - министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области; - департамент по развитию спорта Нижегородской области; - территориальные органы департамента социальной защиты населения, труда и занятости Нижегородской области (управления социальной защиты населения городов и районов области); - территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области (по согласованию); - управление государственной службы занятости населения Нижегородской области (по согласованию); - государственные учреждения социального обслуживания семьи и детей Нижегородской области; (Абзац исключен постановлением Правительства области от 08.08.2008 № 337- см. предыдущую редакцию) (Абзац исключен постановлением Правительства области от 08.08.2008 № 337- см. предыдущую редакцию) | |||
Основная цель Программы | Укрепление социального института семьи и семейных ценностей, развитие бережного отношения к семье. | |||
Основные задачи Программы | 1. Создание и обеспечение условий для наилучшего выполнения семьей своих основных функций (экономической, репродуктивной, социально-психологической и др.) для рождения и воспитания ребенка. 2. Государственная поддержка успешной семьи, поощрение семей с детьми. 3. Повышение уровня жизни низкоресурсных семей (малообеспеченных, многодетных, с детьми-инвалидами и др.) через совершенствование и развитие различных мер социальной поддержки. 4. Совершенствование и развитие существующих форм социального обслуживания семьи и детей, а также разработка, внедрение инновационных технологий, форм и методов работы с семьей и детьми, в том числе расширение спектра предоставляемых услуг. 5. Укрепление материально-технической базы государственных учреждений социального обслуживания семьи и детей Нижегородской области, в том числе обеспечение специализированным реабилитационным оборудованием и оргтехникой в целях развития информационных технологий в деятельности учреждений. 6. Повышение квалификации персонала учреждений, предоставляющих социальные услуги семьям с детьми, и других специалистов, работающих в сфере реализации семейной политики. 7. Обеспечение методического сопровождения государственной семейной политики и повышение информированности семей с детьми о действующих мерах государственной социальной поддержки. 8. Развитие областных традиций, направленных на повышение статуса семьи. Пропаганда семьи и семейного образа жизни в средствах массовой информации, в том числе разработка и внедрение социальной рекламы. 9. Межведомственное взаимодействие и координация в сфере реализации государственной семейной политики, развитие сотрудничества различных структур общества, органов государственной власти и бизнеса. (в ред. постановления Правительства области от 08.08.2008 № 337- см. предыдущую редакцию) 10. Обеспечение государственных гарантий занятости и создание условий для самозанятости трудоспособных членов семьи. | |||
Сроки реализации Программы | 2007-2010 годы (Программа реализуется в один этап) | |||
Предполагаемые объемы и источники финансирования Программы (Раздел в ред. постановления Правительства области от 08.08.2008 № 337- см. предыдущую редакцию) | Предполагаемый общий объем финансовых средств, необходимых для реализации Программы, составляет 90476,3 тыс. рублей, из них средства областного бюджета - 60723,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2007 год - 2317,0 тыс. руб., 2008 год - 17802,0 тыс. руб., 2009 год - 19706,6 тыс. руб., 2010 год - 20897,4 тыс. руб. Предполагаемыми источниками финансирования Программы являются также: - средства федерального бюджета в сумме 29753,3 тыс. рублей, выделяемые в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 июля 2005 года № 485 "Об утверждении Положения о порядке финансирования мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан". | |||
Система организации контроля за исполнением Программы | Контроль за ходом реализации Программы осуществляется Правительством Нижегородской области и координационным советом по реализации Программы. | |||
Ожидаемые результаты реализации Программы (Раздел в ред. постановления Правительства области от 17.06.2008 № 240) | 1. Увеличение доли семей с детьми в общем количестве семей Нижегородской области с 48,9% до 51%. 2. Увеличение доли семей с детьми в общем количестве семей Нижегородской области с 48,9% до 50%, т.е. до среднероссийских показателей; (в ред. постановления Правительства области от 08.08.2008 № 337- см. предыдущую редакцию) 3. Общий охват мероприятиями Программы не менее 300 тыс. человек (88 тыс. семей) ежегодно. 4. Содействие в трудоустройстве ежегодно не менее 16 тыс. человек из числа многодетных родителей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, одиноких родителей и других категорий граждан. 5. Увеличение количества специалистов учреждений социального обслуживания семьи и детей, повысивших уровень своей профессиональной грамотности на курсах повышения квалификации, с 2 до 6% от общего количества специалистов, в том числе увеличение числа специалистов, прошедших аттестацию. 6. Увеличение количества граждан, получивших социальные услуги в учреждениях системы социальной защиты, до 50% от общего числа нуждающихся граждан. |
_____________________________
* по результатам социологического опроса определяется рейтинг жизненных ценностей (здоровье, работа, деньги, дети, духовная жизнь и др.) и количество участников социологического опроса, выбравших семью среди других ценностей.
I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Программа разработана во исполнение Концепции семейной политики в Нижегородской области, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 23 декабря 2003 года № 371, и в соответствии с задачами, поставленными Президентом Российской Федерации В.В.Путиным в ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 10 мая 2006 года.
Концепцией семейной политики в Нижегородской области были заложены основы государственной семейной политики в Нижегородской области. С 2004 года по 2006 год в Нижегородской области в соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 21 апреля 2004 года № 95 действовал план мероприятий по реализации Концепции семейной политики в Нижегородской области, основной целью которого являлось осуществление первого этапа реализации Концепции. Кроме того, в этот же период действовала областная межведомственная программа по улучшению положения многодетных семей в Нижегородской области на 2004-2006 годы, утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 23 мая 2003 года № 158. Данная программа была направлена на реализацию мер социальной поддержки одной из наиболее уязвимых категорий семей.
В соответствии с областной межведомственной программой по улучшению положения многодетных семей в Нижегородской области на 2004-2006 годы с сентября 2004 года были введены дополнительные ежемесячные пособия: на детей-инвалидов из многодетных семей с четырьмя и более детьми - 200 руб. и на детей многодетных одиноких матерей с четырьмя и более детьми - 50 рублей на каждого ребенка. Таким образом, в 2005 году был повышен среднедушевой доход более, чем в 500 малообеспеченных многодетных семьях. Кроме того, в соответствии с данной программой также в 2004 году было увеличено пособие на рождение третьего ребенка и следующих детей до 1000 рублей. В 2005 году это пособие получили 9765 малообеспеченных семей. Указанные меры поддержки были закреплены в Законе Нижегородской области от 24 ноября 2004 года № 130-З "О мерах социальной поддержки граждан, имеющих детей".
Также в соответствии с областной межведомственной Программой по улучшению положения многодетных семей в Нижегородской области на 2004-2006 годы ежегодно для всех многодетных семей, которых на 1 января 2006 года в Нижегородской области насчитывалось 12359, предусматривается предоставление права бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте в период с мая по сентябрь включительно. Главным же результатом данной Программы явилось принятие Закона Нижегородской области от 28 декабря 2004 года № 158-З "О мерах социальной поддержки многодетных семей". Данный Закон был разработан на основании проведенного в соответствии с программой анализа предоставления мер социальной поддержки многодетным семьям, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 года № 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" и реализуемых на муниципальном уровне.
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ с 1 января 2006 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в Нижегородской области произошло реформирование системы социальной защиты населения: централизация системы управления и передача муниципальных учреждений социального обслуживания населения в государственную собственность Нижегородской области.
Вместе с тем, Концепция семейной политики в Нижегородской области имеет долгосрочный характер. Ее стратегической целью является укрепление и развитие социального института семьи, создание и обеспечение условий для наилучшего выполнения семьей своих основных функций. Это соответствует задачам, обозначенным в ежегодном Послании Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 10 мая 2006 года, среди которых одна из главных - создание надлежащих условий и стимулов для роста рождаемости. При этом важно учесть, по словам Президента Российской Федерации, что проблему низкой рождаемости невозможно решить без изменения отношения всего общества к семье и ее ценностям, поэтому необходимо восстановить наши старинные ценности бережного отношения к семье, к родному очагу. Более того, в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент Российской Федерации В.В.Путин ставит задачу разработать эффективные программы поддержки материнства, детства, поддержки семьи.
Таким образом, в настоящее время необходима разработка и реализация областной целевой программы, которая носила бы межведомственный характер, так как задачи государственной семейной политики невозможно решить силами только одного какого-либо органа государственной власти.
На начало 2005 года на территории Нижегородской области проживало 3445,3 тыс. человек постоянного населения, на начало 2006 года - 3410,6 тыс. человек. Всего домохозяйств (семей) в Нижегородской области - 1031023, из них семей с детьми до 18 лет - 504005, что составляет 48,9 процентов. То есть менее половины домохозяйств Нижегородской области, состоящие из двух и более человек, имеют в своем составе детей моложе 18 лет (по России в целом - 52%). Из общего числа домохозяйств этого типа доля домохозяйств, имеющих троих и более детей, составила 1,7 процента (1,3 - в городских поселениях и 3,2 - в сельских), что вдвое ниже, чем в целом по России (таблица 1).
Демографическая ситуация в области с начала 90-х годов характеризуется устойчивым процессом депопуляции (таблица 2). Темпы сокращения численности населения высоки: ежегодная абсолютная убыль колеблется в пределах 30-36 тысяч человек, то есть около 1 процента от общего числа жителей области, и за период 1989-2005 годов потери составили около 300 тыс. человек. Основной фактор депопуляции - превышение числа умерших над числом родившихся (таблица 3). В Нижегородской области смертность превышает рождаемость в среднем в 2,2 раза, в то время как в среднем по Приволжскому федеральному округу - в 1,6 раза, а по Российской Федерации - в 1,5 раза (таблица 4).
В 2000-е годы наблюдается некоторый рост общего уровня рождаемости, связанный, в числе прочих факторов, с пополнением репродуктивных возрастов многочисленными поколениями 1983-1987 годов рождения, а также реализацией отложенных рождений в более старших семьях. При этом, суммарный коэффициент рождаемости (среднее число детей в расчете на одну женщину) остается достаточно низким - 1,24 ребенка на одну женщину, в то время как в среднем по Российской Федерации - 1,34. При этом для простого воспроизводства населения необходимо, чтобы он был равен 2,15. В течение ближайшего пятилетия не исключен некоторый рост числа рождений по области за счет высокой численности молодежи. Вместе с тем, без целенаправленной государственной семейной политики уровень, необходимый для простого воспроизводства поколений, вряд ли будет достигнут.
Статистические материалы о демографической ситуации представлены в таблицах:
Таблица 1
Численность домохозяйств в Нижегородской области по наличию в них детей
Число частных домохозяйств, единиц | В % к итогу | |||||
всего | город | село | всего | город | село | |
Домохозяйства, состоящие из 2 и более человек, всего | 1031023 | 814872 | 216151 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
домохозяйства, в которых нет детей моложе 18 лет | 527018 | 409744 | 117274 | 51,1 | 50,3 | 54,3 |
домохозяйства, имеющие детей моложе 18 лет | 504005 | 405128 | 98877 | 48,9 | 49,7 | 45,7 |
с 1 ребенком | 357876 | 299367 | 58509 | 34,7 | 36,7 | 27,0 |
с 2 детьми | 128525 | 95033 | 33492 | 12,5 | 11,7 | 15,5 |
с 3 и более детьми | 17604 | 10728 | 6876 | 1,7 | 1,3 | 3,2 |
Таблица 2
Численность населения Нижегородской области на начало года (тыс. чел.)
Фактические значения | Расчетные значения | |||||||||
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
3663 | 3663 | 3598 | 3516 | 3479 | 3445 | 3411 | 3377 | 3346 | 3316 | 3287 |
Таблица 3
Показатели воспроизводства населения в Нижегородской области
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | |
Рождаемость на 1000 человек | 7.6 | 7.8 | 8.0 | 9.0 | 9.1 | 8.9 |
Смертность на 1000 человек | 17.9 | 18.5 | 19.1 | 20.0 | 19.8 | 20.0 |
Естественный прирост (убыль) на 1000 человек | -10.3 | -10.7 | -11.1 | -11.0 | -10.7 | -11.1 |
Таблица 4
Показатели воспроизводства населения
(по данным Росстата, 2005-2025 годы)
Россия | Нижегородская область | |||||
2005 | 2015 (прогноз) | 2025 (прогноз) | 2005 (факт) | 2015 (прогноз) | 2025 (прогноз) | |
Рождаемость на 1000 человек | 10,7 | 12,0 | 9,8 | 9,4 | 10,9 | 8,8 |
Смертность на 1000 человек | 16,1 | 16,5 | 16,7 | 20,0 | 19,9 | 19,0 |
Естественный прирост (убыль) на 1000 человек | -5,4 | -4,5 | -6,9 | -10,6 | -8,3 | -10,2 |
Кроме того, характерными для Нижегородской области являются следующие явления:
- возрастает доля однодетных семей (составляет - 72,9% от общего количества семей с детьми), что означает начало процесса депопуляции;
- увеличивается количество детей, родившихся у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке (таблица 5): если в 1995 году их доля в общем числе родившихся составляла 14% (в среднем по России - 19,6%), то в 2005 году - уже 24,4% (в среднем по России - 29,8%);